Зк рф о земле под сооружениями в собственности

Статья 5. Участники земельных отношений


1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. 2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами. 3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения: собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков; обладатели публичного сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V_7 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 34 ЗК РФ

Сложность применения на практике комментируемой статьи заключается не в самом порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а в определении перечня таких участков. Ни в ЗК, ни в каком-либо другом нормативном акте федерального уровня, ни в законодательстве субъектов РФ, наконец, зачастую в муниципальных нормативных правовых актах мы такого перечня не находим. Кроме проблемы определения собственно перечня земельных участков, применение ст.

34 ЗК связано с проблемами законодательной и юридической техники. В отличие от ст. , и , которые посвящены выбору и предоставлению земельного участка для строительства, регулирует иную правовую конструкцию — предоставление участков гражданам «для целей, не связанных со строительством». В соответствии с строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а здания, строения и сооружения — объекты капитального строительства за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек ().

Указанное исключение, как мы видим, представлено постройками сборно-разборного характера, которые не имеют прочной связи с землей (не имеют фундамента, как иногда указывают федеральные и арбитражные суды), иначе говоря, не соответствуют требованиям, которые установлены для объектов недвижимости. Если быть до конца последовательными, то следует указать еще и на невозможность регистрации права и внесения в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на постройки сборно-разборного характера.

Вместе с этим обращение к ст. 263 ГК, которая называется «», и анализ используемых в ней понятий и терминов свидетельствуют о содержательном соответствии понятия «возведение» понятию «строительство», которое раскрывается в ч.

13 ст. 1 ГрК. Согласно п. 1 ст. 263 ГК собственник земельного участка может возводить (выделено нами. — С.Г.) на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также .

Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также . Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное (выделено нами. — С.Г.) или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (п.

2 ст. 263 ГК). Даже при беглом взгляде на оба пункта ст. 263 ГК становится ясно, что состав застройки земельного участка связан с деятельностью собственника по возведению зданий и сооружений и с этой точки зрения практически ничем не отличается от строительства в понимании ч.

13 ст. 1 ГрК. Важно также иметь в виду, что часть первая ГК введена в действие с 1 января 1995 г., хотя глава 17 — со дня введения в действие ЗК (то есть 29 октября 2001 г., если считать с момента публикации его текста в Собрании законодательства РФ, N 44, ст.

4147). Однако уже по состоянию на 1 января 1995 г. текст ст. 263 ГК был подготовлен и вообще претерпел до настоящего времени одну незначительную редакцию во втором предложении п.

1 (фраза

«а также требований о назначении земельного участка»

с 2007 г. стала звучать как «а также требований о целевом (выделено нами. — С.Г.) назначении земельного участка»).

Конструкция ст. 263 ГК, если судить о понятийном аппарате , учтена законодателем во время работы над текстом ЗК: собственник земельного участка имеет право «возводить (выделено нами.

— С.Г.) жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения.». Тем не менее, если понимать буквально смысл названия ст. 34 ЗК, да и вообще всей конструкции, которую попытался выстроить в ней законодатель, то следовало бы найти в законодательстве недостающие ее элементы и дать соответствующее толкование.

Пока же примем в качестве гипотезы тезис, во-первых, об отсутствии какой-либо связи между застройкой земельного участка и деятельностью собственника по возведению зданий и сооружений в Законе

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах»

и Законе «О личном подсобном хозяйстве». Во-вторых, — тезис о том, что на земельных участках, которые предоставляются гражданам по правилам ст.

34 ЗК, возможно возведение построек только сборно-разборного характера, а возведение не является юридическим понятием в ЗК и не имеет ничего общего со ст. 263 ГК. Из содержания ст. 34 ЗК следует, что предоставлению гражданам подлежат земельные участки, которые публичным образованиям предстоит еще только образовать из земель категории «земли населенных пунктов».

263 ГК. Из содержания ст. 34 ЗК следует, что предоставлению гражданам подлежат земельные участки, которые публичным образованиям предстоит еще только образовать из земель категории «земли населенных пунктов».

То, что в ст. 34 ЗК имеются в виду земли этой категории, подтверждается упоминанием в п.

4 комментируемой статьи зонирования территорий.

Из перечня видов зон, которые приведены в , для целей, не связанных со строительством, можно отнести с уверенностью только зоны сельскохозяйственного использования. Согласно п. 9 ст. 35 ГрК существует две группы зон: 1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. Вполне очевидно, что если первая группа безоговорочно укладывается в цели, не связанные со строительством, то вторая требует определенных оговорок и разъяснений.

Исключим сразу же земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства или развития объектов сельскохозяйственного назначения, так как не ясно, какие именно объекты имеет в виду законодатель с точки зрения капитальности, и проанализируем с позиций ст. 34 ЗК статус садовых, огородных и дачных земельные участков. Согласно ст. 1 Федерального закона

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах»

: а) садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); б) огородный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории); в) дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Вычленим из приведенных определений те виды деятельности, которые связаны с несельскохозяйственной деятельностью: а) возведение жилого строения; б) возведение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории; в) право возведения жилого строения или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений.

Если в отношении жилых (некапитальных) строений и даже хозяйственных строений и сооружений с точки зрения ст. 34 сомнения не возникают (мы уже показали различную правовую природу строительства и возведения), то этого же нельзя сказать о жилых домах. Общий контекст , в которых постоянно используется выражение «жилищное строительство», а также содержание п.

3 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в котором разъясняются особенности государственной регистрации права собственности на объект недвижимости на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства, дают основание считать возможным создание объектов капитального строительства. И как ни назови это создание — возведением или строительством, результат в обоих случаях одинаков.

В данном случае либо придется признать синонимичность понятий «строительство» и «возведение», даже если последний вид создания объекта недвижимости существует на положении «младшего брата», появляющегося только в определенном контексте (тогда дачные земельные участки не должны подпадать под регулирование ст.

34 ЗК, что противоречит абз. 2 п.

1 ст. 1 Закона N 101-ФЗ), либо зафиксировать рассогласованность понятийного аппарата ЗК, ГрК и Закона N 66-ФЗ. Последнее означает, что в отношении, по крайней мере, дачных участков у органов местного самоуправления нет четкого разграничения конструкций по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, и для целей, связанных со строительством. Иначе говоря, каждый раз публичному образованию приходится оценивать ситуацию с предоставлением земельных участков для целей, не связанных со строительством, произвольно, «на глаз».

Применяя ст. 34 ЗК, следует учитывать, что садовые, огородные и дачные земельные участки предоставляются не только из категории «земли населенных пунктов», но и из состава земель сельскохозяйственного назначения. На это прямо указывают , и . Особо хотелось бы подчеркнуть, что это правило касается и дачных земельных участков, так как п.

2 ст. 81 ЗК находится в составе главы XIV «Земли сельскохозяйственного назначения» ЗК. Применяя ст. 34 ЗК, нельзя не учитывать и СНиП 30-02-97*

«Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»

. Согласно пункту 1.1* СНиП 30-02-97* его нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан (далее — садоводческое (дачное) объединение), зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов РФ.

Пункт 6.4* СНиП 30-02-97* предусматривает, что на садовом (дачном) участке могут возводиться (выделено нами.

— С.Г.) жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобиля.

——————————— Приняты и введены в действие с 1 апреля 2001 г. Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51 // (дата обращения: 13.01.2014). Использование понятий «возведение», «застройка», «территориальные строительные нормы», которые используются по тексту СНиП 30-02-97*, на наш взгляд, без оглядки на положения ЗК потому, что СНиП 30-02-97* появились на несколько лет раньше введения в действие ЗК.

Зато их содержание близко к ст. 263 ГК. Завершая анализ статуса трех видов земельных участков, необходимо отметить правило, которое изложено в п. 1 ст. 28 Закона N 66-ФЗ: предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

Это правило целиком согласуется с порядком предоставления земельных участков в ст. 34 ЗК, несмотря на выявленные нами дефекты юридической техники в ЗК и в других нормативных актах. Обратимся теперь к Закону о ЛПХ. В соответствии с п. 1 ст. 4 этого Закона для ведения ЛПХ могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

В соответствии с п. 1 ст. 4 этого Закона для ведения ЛПХ могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.

2 ст. 4 Закона о ЛПХ). То есть такой земельный участок, если следовать логике используемых конструкций, не может является объектом регулирования ст.

34 ЗК. Что касается полевого земельного участка, то он используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений нормативов (п.

3 ст. 4 Закона о ЛПХ). За пределами населенного пункта находятся прежде всего земли сельскохозяйственного назначения. Однако согласно правилу п. 1 ст.

10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Поскольку регулируемый ст. 34 ЗК порядок предоставления земельных участков не предусматривает проведения торгов, то и правила комментируемой статьи не должны распространяться на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения. Может быть, полевые участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются из других категорий?

Тогда следует ответить на вопрос, из каких именно. Сразу же исключим категории, которые указаны в подп. 3 (земли промышленности и др.), 5 (земли лесного фонда), 6 (земли водного фонда) п.

1 ст. 7 ЗК. Две оставшиеся категории — это земли особо охраняемых территорий и объектов () и земли запаса (подп. 7 п. 1 ст. 7 ЗК). Рассмотрим их правовой статус с точки зрения интересующего нас вопроса. Согласно к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 94 ЗК). Наконец, в соответствии с п. 6 ст. 94 ЗК земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей.

Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК, федеральными законами.

Из следует, что эти земли могут находиться также и в границах населенных пунктов. По этой причине в их составе не могут находиться полевые земельные участки. Одним словом, если речь идет о землях особо охраняемых территорий или о землях, которые заняты объектами культурного наследия РФ регионального и местного значения, то, если они находятся за пределами границ земельных пунктов, теоретически в их границах гражданам может предоставляться полевой земельный участок в порядке, предусмотренном ст.
Одним словом, если речь идет о землях особо охраняемых территорий или о землях, которые заняты объектами культурного наследия РФ регионального и местного значения, то, если они находятся за пределами границ земельных пунктов, теоретически в их границах гражданам может предоставляться полевой земельный участок в порядке, предусмотренном ст.

34 ЗК. По крайней мере, на земельных участках, которые заняты объектами культурного наследия РФ регионального и местного значения, допускается осуществление сельскохозяйственной деятельности. Что касается земель запаса, то согласно , за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со . Пункт 1 ст. 80 ЗК предусматривает его использование в том числе и для создания и расширения личных подсобных хозяйств.

Неопределенность ЗК в вопросе о земельных участках, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, влияет на практику градостроительного зонирования муниципальных образований поселений.

Так, например, согласно п. 1 ст. 17 Правил землепользования и застройки муниципального образования «поселок Иванищи» (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (2009 г.) предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством (в т.ч.

ведения личного подсобного хозяйства, кроме земель сельскохозяйственного назначения), осуществляется в аренду и в собственность.

Если речь в данном случае идет не о т.н. полевых участках на землях сельскохозяйственного назначения, а только об участках в границах населенного пункта, то на таких участках граждане вправе не строить, а возводить жилые дома, производственные, бытовые и иные здания, строения, сооружения с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 2 ст. 4 Закона о ЛПХ). Однако согласно ст.

31 указанных ПЗиЗ сельского поселения Иванищи одной из территориальных зон населенных пунктов является зона Ж1 — зона застройки индивидуальными жилыми домами. Отдельной территориальной зоны для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых домов указанными правилами не предусмотрено.
Отдельной территориальной зоны для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых домов указанными правилами не предусмотрено. С точки зрения комментируемой нами ст.

34 ЗК различие между застройкой индивидуальными жилыми домами в населенных пунктах сельского поселения Иванищи и возведением жилых домов на земельных участках, предоставленных не для целей строительства для ведения личного подсобного хозяйства на территории сельского поселения Иванищи просто-напросто размывается. Чтобы выйти из описанной однотипной ситуации , федеральному законодателю необходимо согласовать между собой конструкции ст.

ст. 34 и 40 ЗК, , ГК, Закона о личном подсобном хозяйстве, Закона N 66-ФЗ, ст. , и , СНиП 30-02-97*. ——————————— Правила землепользования и застройки муниципального образования «поселок Иванищи» (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области являются типовыми и подготовлены в 2009 г. по шаблону, который использовало в своей работе ГУП Владимирской области

«Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро»

при подготовке аналогичных Правил на территории ВО.

На данный момент гипотеза об отсутствии какой-либо связи между застройкой земельного участка и деятельностью собственника по возведению зданий и сооружений в соответствии с конструкцией ст. 34 ЗК не подтверждается. К перечню земельных участков, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, следует также добавить земельные участки с разрешенным использованием «подъездные пути» (как вариант — «для организации объездных путей»). Так, например, управление земельных отношений администрации Ивановского муниципального района ИО сообщило 27 декабря 2013 г.

о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, среди которых земельный участок категории «земли населенных пунктов» (д. Конохово) с разрешенным использованием «подъездные пути» площадью 700 кв. м . ——————————— Наше слово.

2013. 27 декабря. N 153 — 154 (10191/192). С. 6. В перечень земельных участков, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, необходимо также включить земельные участки, которые предоставляются «для элементов благоустройства». Так, например, администрация Суздальского района ВО опубликовала 24 июля 2013 г.

извещение о возможном предоставлении трех земельных участков (площадью 50, 30 и 165 кв.

м) в с. Суромна и с. Богослово в аренду для элементов благоустройства . ——————————— Суздальская Новь.

2013. 24 июля. N 59 (11392). С. 6. В рамках комментируемой статьи граждане просят предоставить земельные участки, которые находятся в границах населенного пункта «для размещения мест хранения плавсредств» .

——————————— Определение Ленинградского областного суда от 23.08.2012 N 33-3796/2012 // . В соответствии со ст. 34 ЗК для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам могут предоставляться в долгосрочную аренду для организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха земельные участки из состава земель особо охраняемой природной территории, например национального парка . ——————————— Постановление Тринадцатого ААС от 21 января 2013 г.

по делу N А21-3598/2012 // . К перечню земельных участков, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, следует также добавить земельные участки для размещения металлических гаражей. Так, например, согласно п. 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории округа Муром для целей, не связанных со строительством , предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с ЗК.

В соответствии с п. 2.3 вышеназванного Положения металлические гаражи относятся к временным объектам.

Предоставление земельного участка для размещения временного объекта производится на основании постановления главы округа Муром, принятого по результатам рассмотрения заявления гражданина. ——————————— Утверждено решением Совета народных депутатов округа Муром от 31 мая 2005 года N 644.

С точки зрения землеустройства и кадастровой деятельности ст. 34 ЗК не подразумевает предоставление гражданам земельных участках вследствие раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков в порядке, который установлен ст.

, , , и . При реализации комментируемой статьи необходимо учитывать, что ее положения не распространяются на граждан-землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, точнее, на земельные участки, которые они уже используют. То есть ст. 34 ЗК не регулирует отношения, которые связаны с изменением вида права на земельный участок, который был образован и предоставлен гражданину ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; на праве пожизненного наследуемого владения, а также по договору аренды (субаренды).

При применении данной статьи следует иметь в виду, что для целей, не связанных со строительством, предоставляются также земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Однако согласно правилу п. 1 ст.

10 Закона 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Поскольку регулируемый ст. 34 ЗК порядок предоставления земельных участков не предусматривает проведения торгов, то и правила комментируемой статьи не распространяются на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

С точки зрения законодательной логики статья подразделяется на две самостоятельные части.

Пункт 1 устанавливает общие начала управления государственными и муниципальными земельными ресурсами с целью эффективного распоряжения ими. Правило этого пункта носит характер декларации или даже частного случая реализации таких основных принципов земельного законодательства, как дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (). Пункты 2 — 5 ст. 34 ЗК целиком регулируют процедурные вопросы.

Причем п. п. 2 и 3 предусматривают конкретные действия граждан, а п. п. 4 и 5 возлагают соответствующие обязанности на органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти.

Комментарии к ст. 17 ЗК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает основной принцип отнесения земель к федеральной собственности.

Согласно ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (см.

комментарий к данной статье). Существует порядка 20 федеральных законов, которые устанавливают исключительную федеральную собственность на земельные участки. Отнесение земельных участков к федеральной собственности в силу прямого указания закона, как правило, вызвано правовым режимом земельного участка, т.е.

соотношением его целевого назначения и вида разрешенного использования. В соответствии со ст. 87 ЗК РФ к федеральной собственности относятся земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ. Примерами отнесения земельных участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Закон РФ от 21 февраля 1992 г.

«О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.), Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральные законы от 29 декабря 1994 г.

«О государственном материальном резерве», от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», от 27 мая 1996 г. «О государственной охране», от 31 мая 1996 г.

«Об обороне», от 6 февраля 1997 г.

«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»

, от 27 февраля 2003 г.

«Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»

, ЛК РФ и др.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г.

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 11 ст. 154) установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения: а) осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; б) стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ; в) деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения, для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г.

«О статусе столицы Российской Федерации» в федеральной собственности находятся: а) земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ; б) земельные участки, которые расположены на территории г. Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям.

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г.

«Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»

, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (ст. 4 названного Федерального закона).

Федеральным законом от 14 марта 1995 г.

«Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6 ст. 2). Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.

«О государственном материальном резерве» в п. 3 ст. 4 определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации.

Здания, строения, сооружения, оборудование и другое имущество, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; водные объекты, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям; имущество, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета и иных средств, а также земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной охраны, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г.

«О государственной охране» являются федеральной собственностью. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В федеральной собственности находятся согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г.

«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»

земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск и другие природные ресурсы, предоставленные указанным организациям, и используются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК РФ). Как уже отмечалось, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами (см.

комментарий к п. 2 Кодекса). Распоряжение земельными участками, отнесенными в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности в соответствии со ст.

3.1 Вводного закона (земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такие земельные участки.

Российской Федерацией как субъектом гражданского права земельные участки могут приобретаться в собственность по основаниям, предусмотренным ГК РФ (в том числе в результате заключения сделок). Право собственности и другие права на землю регулируются гл. 17 ГК РФ (ст. ст. 260 — 287).

Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами (об участии Российской Федерации в таких отношениях см.

гл. 5 ГК РФ). От имени Российской Федерации органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать и осуществлять права и обязанности и выступать в суде.

В иных случаях, предусмотренных нормативными актами, от имени Российской Федерации могут выступать по ее поручению государственные и муниципальные органы, юридические лица и граждане. Имущество, относящееся к федеральной собственности, в том числе и земельные участки, подлежит учету.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г.

N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» было утверждено Положение об учете федерального имущества.

Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества. В соответствии с п. 3 Положения объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое имущество, в том числе земельные участки, а также движимое имущество, указанное в названном пункте Положения.

2. Пункт 2 настоящей статьи Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ признан утратившим силу.