Заявление об отказе права собственности на вещь текст

Заявление об отказе от прав собственности на авто


Отказаться от регистрации не льзя, регистрация автомобиля — это обязанность, а не право. (3) Гоевня не имеет законных оснований отказать (см. п 33) любому собственнику (хоть бы он и не один), обратившемуся с установленной формы заявлением с приложением необходимых документов.

Подольск, ул. Ермолова, д.96. В соответствии с пунктом вторым статьи 53 Земельного кодекса РФ я отказываюсь от владения данным объектом. К заявлению прикладываются:

  1. выписка из единого госреестра прав на недвижимое имущество.
  2. паспорт;

23 октября 2019 года Подпись При

Отказ от права собственности

Собственникам и иным владельцам земельных участков, не стоит забывать, что помимо прав на землю, у них есть и обязанности.

В силу правовых норм действующего законодательства РФ, собственник земельного участка должен содержать принадлежащее ему имущество, оплачивать все необходимые налоги и платежи. Данная обязанность лежит на владельце не зависимо от того, пользуется он своим земельным участком или нет, есть у него возможность и желание приезжать и ухаживать за ним или нет.

В случае, если земельный участок фактически не нужен его владельцу (нет сил и возможности обрабатывать участок), а совершить какую-либо сделку с участком не представляется возможным (участок не пользуется спросом) – от участка можно отказаться. Процедура отказа от права собственности на земельный участок упрощена с принятием Федерального закона № 141-ФЗ от 22.07.2008г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений»

. Ранее процедура была очень сложной.

Заявление об отказе от права собственности на землю подавалось в органы местного самоуправления (далее — МСУ), затем органы ОМСУ должны были обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйной земли. Учет продолжался в течение года, и только после этого местные власти могли обратиться в суд с целью признания права собственности на земельный участок.

После появления решения суда необходимо было зарегистрировать муниципальную землю, и только с этого момента прекращалось право собственности на земельный участок. А до этого собственник был обязан нести все бремя содержания имущества, в том числе уплачивать налог на не используемую им землю.

Особенности государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок регулируются статьей 56 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Отказаться от права собственности на землю могут как гражданин или юридическое лицо, которые зарегистрировали свои права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), так и лица, чьи права возникли до 31.01.1998г., но не были зарегистрированы в ЕГРН. на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав.

Отказ представляет собой одностороннюю сделку. К заявлению необходимо приложить правоустанавливающий документ на земельный участок (постановление, решение, свидетельство, государственный акт, договор или иной документ, который подтверждает право на землю). Если право собственности зарегистрировано в ЕГРН, то представление правоустанавливающего документа не требуется (уже имеется в деле правоустанавливающих документов).

Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка также не требуется.

Земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, режима бесхозяйной вещи не приобретает. Право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. При этом, согласно п. 4 ст. 56 Закона о регистрации, при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права на него, осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта РФ или муниципального образования, к собственности которых будет отнесен такой земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения и (или) перехода права на него.
При этом, согласно п. 4 ст. 56 Закона о регистрации, при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права на него, осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта РФ или муниципального образования, к собственности которых будет отнесен такой земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения и (или) перехода права на него.

В течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации на основании указанного пункта 4 ст. 56 Закона о регистрации прекращения права собственности на земельный участок и регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок, орган регистрации прав направляет уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (о регистрации права), а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок (о регистрации прекращения права). Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок осуществляется в срок 7 (семь) рабочих дней с даты приема в МФЦ вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов (при отсутствии причин для приостановления либо отказа в государственной регистрации).

За государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права на него государственная пошлина не взимается, то есть вся процедура осуществляется бесплатно.

об установлении факта отказа и возможности его аннулирования

отказаться от права собственности можно двумя способами: объявлением об отказе и совершением иных действий. первый применяется в отношении недвижимого имущества обязательно перед органом, осуществляющим госрегистрацию соответствующих объектов.

это правило закреплено в

«положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, утвержденном правительственным постановлением от 17.09.2003 г. n 580. собственнику предписывается подать заявление об отказе в соответствующий орган местного самоуправления, который определяется по местонахождению объекта недвижимости. с момента подачи заявления на объект накладывается режим бесхозяйной вещи.

однако прежний владелец может:

  1. заявить об отсутствии намерения отказываться от своего права собственности.
  2. потребовать приостановления процедуры;
  3. принять имущество вновь во владение, пользование и распоряжение (путем подачи соответствующего заявления в «росреестр» в течение года с момента постановки объекта на учет);

в случае если «отказник» вновь принимает имущество во владение, пользование и распоряжение, указанный объект снимается с регистрации.действия, совершаемые в рамках второго способа, относятся к движимым вещам и могут носить фактический характер (например, выбрасывание). статья 236 требует, чтобы они свидетельствовали (причем определенно, не оставляя сомнений и двусмысленности) об устранении лица от владения, пользования и распоряжения имуществом. т.е. все 3 указанных категории ставятся рядом, из чего следует, что для установления факта отказа недостаточно устранения собственника только от одной или двух из них.

кроме того, часть 2 ст. 236 устанавливает, что зафиксированный акт отказа не влечет прекращения прав и обязанностей собственника, каковым продолжает называться отказавшееся лицо, и не меняет его положения.

поэтому «отказник» в любой момент может и отменить этот акт (иными словами, отказаться от отказа).

указанной законодательной нормой юридические последствия связываются не с актом отказа владельца вещи от права собственности, а с последующим актом приобретения этого права другим лицом. именно с последнего момента право собственности лица, отказавшегося от имущества, считается прекращенным.

Субъекты

Сделать отказ от права собственности на недвижимость может любое лицо, физическое или юридическое. Нет такого права у муниципальных и государственных органов, так как они не владеют имуществом, а лишь используют государственное.Право собственности – это право распоряжаться, пользоваться и владеть имуществом по своему усмотрению.

Собственник может даже передавать имущество третьим лицам для пользования, при этом не лишаться прав на него.

Обязательная доля

является видом помощи.

Поэтому передача ее кому бы то ни было противоречит сути закона. Отказаться от обязательной части можно лишь безусловно.

Шапка такого заявления составляется так, как и в предыдущих случаях. В тексте же указывается на отказ от обязательной доли и отсутствие дальнейших претензий на нее. Подкрепляется бумага подписью заявителя.

Для наглядности ниже представлен образец заявления на отказ от обязательной доли в наследстве.

Образец заявления на отказ от обязательной доли в наследстве Источник: http://ksprf.com/nasledstvo/otkaz/obrazets-zayavleniya.html

Как написать заявление на отказ от земельного участка в 2019 году

Именно с последнего момента право собственности лица, отказавшегося от имущества, считается прекращенным.

Процедура оформления отказа от права После подачи собственником недвижимости заявления об отказе в администрацию того района, где находится «отказной» объект, местным Управлением Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии осуществляется постановка на учет бесхозяйной вещи, расположенной на территории регистрационного округа (т.е.

соответствующей области, республики или края) по местонахождению объекта.По существующим правилам, госорганом принимаются на учет объекты, не закрепленные ни за одним собственником, или владельцы которых неизвестны, или от права собственности на которые отказались.

Требуется подать иск о признании земли местной собственностью.

  1. После регистрации отказа от участка гражданин перестает быть владельцем земли.
  2. Образец кадастрового паспорта на земельный участок: Необходимые документы Для того, чтобы отказаться от земельного участка, гражданину необходимо подать заявление. Оно принимается местными органами самоуправления. Вместе с заявлением необходимо предоставить и другие бумаги. Внимание К ним относят свидетельство о праве собственности или документ, разрешающий бессрочное применение надела. Для удостоверения личности обращающемуся потребуется паспорт. Если ранее надел использовался юридическим лицом, государственным или муниципальным предприятием, необходимо согласие учредительного совета. Эта норма отмечается в пункте 3.1 ФЗ №169, который был издан 1 июля 2011 года.

Подскажите плз, как выгладит заявление об отказе

В аналогичном случае при написании искового заявления весь процесс осуществившейся в ваш адрес аферы необходимо лаконично и по существу изложить в основной части искового заявления, а в заключительной части причиной иска указать восстановление права собственности на ТС.

На практике это будет выглядеть следующим образом. После того как вы изложили причину, в соответствии с которой считаете правомочной претензию на право собственности в отношении ТС (с полным указанием его стоимости и имеющихся характеристик), укажите причины, которые этому препятствуют. Перечислите положения статей ГК РФ, на которые опирается ваш иск.
Перечислите положения статей ГК РФ, на которые опирается ваш иск. Далее, строчкой ниже посередине листа, напишите крупным шрифтом: «ПРОШУ:».

А ещё ниже:

«признать за мной право собственности на вышеуказанный автомобиль»

.

Если вы добиваетесь признания права собственности, других формулировок в вашем исковом заявлении быть не должно.

3. Важные нюансы

Обратите внимание на ряд особенностей при отказе от права собственности: В случае если объект недвижимости находится в общей собственности, заявление об отказе от права собственности на него должно быть представлено в соответствующий орган местного самоуправления или орган власти от всех участников общей собственности. Наличие в ЕГРН записей об аресте, а также иных запрещениях совершать определенные действия с объектом недвижимости, является препятствием для принятия на учет такого объекта в качестве бесхозяйного, в связи с чем, отказаться от «арестованного» объекта недвижимости не получится.

Если Ваш объект недвижимости находится в , то отказ от права собственности на такой объект допустим только при согласии кредитора. Если земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, от которого Вы планируете отказаться, принадлежит Вам также на праве собственности, .

Подробнее… Учитывая, что законом установлены различные сроки процедур отказа от права собственности на здание (сооружение) и от права собственности на земельный участок, то для соблюдения принципа единства судьбы земельного участка и объектов недвижимости на нем расположенных, рекомендуем Вам:

  1. сначала обратиться в муниципалитет (исполнительный орган власти городов федерального значения) с заявлением об отказе от права собственности на объект недвижимости (здание или сооружение). В заявлении укажите на Ваши намерения отказаться от права собственности на земельный участок и просьбу незамедлительно проинформировать Вас о принятом судебном решении, которым будет признано право муниципальной собственности на здание (сооружение);
  2. после признания судом права муниципальной собственности на «отказной» объект недвижимости, об отказе от права собственности на земельный участок.

Отказ от права: комментарии и толкование нормы

Отказ от права не является сегодня популярным решением собственника. Именно поэтому норма об отказе не применяется достаточно часто.

Однако юристы предполагают, что со временем эта норма войдет в постоянное применение.Согласно закону отказаться от имущества может лишь юридическое или физическое лицо.Такое положение означает, что Российская Федерация, а также ее субъекты и муниципалитеты не вправе отказываться от принадлежащего им имущества.Законом также закреплено право собственника вернуть имущество, от которого он отказался до тех пор, пока не появился новый собственник.

Это правило действует из смысла статьи 236 ГК России.

Брачный договор

Брачное соглашение имеют право заключить действующие супруги или жених с невестой. Во втором случае он приобретет законную силу только после официальной регистрации брака.

Строго установленной формы брачного договора не существует. Он составляется произвольно в письменном виде с соблюдением ряда условий.

Заверка у нотариуса обязательна, в ином случае договор не будет иметь правовой силы.

Брачный контракт должен содержать в себе следующую информацию:

  1. основные данные сторон, которые подписывают документ (ФИО, дата и место рождения, реквизиты общегражданских паспортов);
  2. гражданское состояние пары, т.е. заключен уже официальный брак или еще нет;
  3. условия отказа от имущества. Т.е. происходит ли все на безвозмездной основе или сторона выдвигает какие-то ограничения;
  4. указание на то, с какого момента контракт вступает в силу;
  5. дата составления документа и подписи с расшифровкой.
  6. отказ от прав на приобретенное совместно имущество. Здесь можно пояснить, например, что речь идет не обо всем имуществе, а только о ряде объектов (квартире, доли в бизнесе и пр.);

На нашем сайте желающие могут его при необходимости.

Отказ от права собственности на объекты недвижимости Текст научной статьи по специальности «Право»

И.Д. Кузьмина ОТКАЗ ОТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ В спііье рассмагривасіся новое для российского іражланского законодательства основание прекращения права собственности — отказ от нрава собственности. Автор определяет юридическую природу отказа, а также пределы, порядок и последствия его осуществления, вносит предложения по совершенствованию правового регулирования Прекращение права собственности по воле собственника возможно тремя способами: посредством уничтожения вещи, отчуждения и отказа от права собственности.

Уничтожение вещи собственником — это действие, вызывающее правовые последствия (прекращение права) независимо от отношения к этим последствиям собственника в силу самого факта уничтожения. Отчуждение и отказ от права собственности — действия волевые и целенаправленные.

Отчуждение вещи представляет собой действия собственника, направленные на прекращение права собственности и перенесение его на другое лицо. В отличие от отчуждения, которое предполагает одновременное определение и нового собственника, при отказе от права собственности собственник выражает волю на прекращение своего права собственности без указания правопреемника.

Для отказа от права собственнику необходимо либо объявить об отказе, либо совершить другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Для обеспечения непрерывности существования субъекта на стороне собственника п.

2 ст. 236 ГК РФ предусматривает, что отказ от права собственности не влечет за собой для собственника прекращения права на соответствующее имущество до приобретения права собственности на него другим лицом.

Поэтому собственник, отказавшийся от права собственности на объекты недвижимости, может возобновить владение, пользование и распоряжение, если только другое лицо не приобрело к этому моменту права собственности на них.

Отказ от права собственности (сіегеїісііо), «покидание вещи с намерением избавиться от нее» [1], не имел особенного значения в предшествующие исторические периоды развития российского гражданского права, не определялся законодательно и, зачастую, доктриной гражданского права не рассматривался в качестве самостоятельного основания прекращения права собственности.

Такого основания прекращения права собственности, как отказ от права, не предусматривал ни Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., ни Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. Это отношение к отказу, по замечанию Д.И.

Мейера, объяснялось юридической судьбой вещи, от которой собственник отказывался: она в качестве бесхозяйной поступала в собственность государства [2.

С. 96]. Между тем, несмотря на такое очевидное для собственника последствие, возникающее при «отречении собственника от его права» [2.

С. 95], его действия нельзя рассматривать как отчуждение:

«Кто отрекается от права собственности на вещи, тот не интересуется ее дальнейшей судьбой, не имеет в виду, чтобы она сделалась собственностью государства»

[2. С. 96] и, соответственно, не выражает свою волю на передачу права собственности государству. Однако предопределенность, в силу закона, юридической судьбы бесхозяйной вещи не могла не сказаться на отношении и законодателя, и доктрины к отказу от права собственности.

Гражданский кодекс РФ восстановил историческое значение отказа, указав его в перечне оснований прекращения права собственности (п.

1 ст. 235) и сформулировав некоторые положения об отказе в ст. 236 «Отказ от права собственности».

Для прекращения права требуется, чтобы лицо, совершающее этот распорядительный акт, осознавало вызываемые им последствия и стремилось к их наступлению. Отказ от права собственности — это волевое действие собственника, совершенное им для прекращения права собственности. По сочетанию воли и воле-итъявления отказ от права следует относить к сделкам, направленным на прекращение права, от которого собственник отказался.

По сочетанию воли и воле-итъявления отказ от права следует относить к сделкам, направленным на прекращение права, от которого собственник отказался. Имущество, от права на которое собственник отказался, приобретает особый правовой статут бесхозяйного имущества (п.

1 ст. 225 ГК РФ). Поскольку для возникновения таких правовых последствий достаточным является волеизъявление одной стороны (собственника вещи), эта сделка относится к числу односторонних. В нормах об отказе от права собственности не указываются какие-то специальные условия совершения этой сделки по распоряжению имуществом. Следовательно, имеют значение обшие условия и пределы осуществления собственником правомочия распоряжения, такие как дееспособность гражданина, согласие органа опеки и попечительства и т.п.

Форма совершения отказа от права собственности определена ст.

236 ГК РФ следующим образом: объявление об этом либо совершение других действий. Из этого следует, что закон не обязывает совершать отказ от права собственности, в том числе на недвижимость, письменно, а допускает такой способ выражения воли собственника, как конклюдентные действия. Отсутствие строгости формы вполне обоснованно в отношении движимых вещей, отказ от права собственности на которые осуществляется путем их оставления, выбрасывания.

Такое фактическое поведение собственника достаточно красноречиво выражает для прочих лиц его намерения и не нуждается в каком-либо словесном подтверждении.

Представляется, что отказ от права собственности на недвижимость должен быть формализован. Оставление собственником недвижимости, ее «заброшенность», которая проявляется в отсутствии собственника, неосуществлении им пользования, эксплуатации, заботы может означать и отказ от права собственности, и отказ от осуществления права. Отказ от осуществления прав (владения, пользования, распоряжения) не влечет прекращения принадлежащих лицу прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (п.

2 ст. 9 ГК РФ). Для обеспечения определенности и очевидности отказа от права собственности на объект недвижимости в нормах гражданского законодательства необходимо закрепить правило о подаче собственником заявления об этом.

Исходя из предусмотренного п.

3 ст. 225 ГК РФ решения судьбы бесхозяйной недвижимости, такое заявление должно подаваться в орган местного самоуправления, на территории которого бесхозяйная недвижимость находится.

Отказ от права собственности как сделка не подлежит государственной регистрации. Этот вывод следует из отсутствия прямого указания закона на необходимость регистрации такой сделки.

В соответствии со ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.

131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из этой отсылочной нормы следует, что сделки с недвижимостью не всегда являются объектами государственной регистрации, а только в указанных в законе случаях. Такое толкование этого положения широко представлено в доктрине гражданского права и закреплено в информационном письме Президиума высшего арбитражного суда РФ от 16 февраля 2001 г.
Такое толкование этого положения широко представлено в доктрине гражданского права и закреплено в информационном письме Президиума высшего арбитражного суда РФ от 16 февраля 2001 г.

«Обзор практики разрешения споров, связанных с применением ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”»

[3]. Поскольку права собственности на недвижимые вещи, их возникновение и прекращение подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 и п. 1 ст. 131 ГК РФ), то для возникновения права собственности на оставленную недвижимость у другого лица требуется государственная регистрация права приобретателя.

С момента такой регистрации, т.е. с момента приобретения права собственности на имущество другим лицом, происходит прекращение права собственности у лица, отказавшегося от права в отношении соответствующего имущества (п.

2 ст. 237 ГК РФ). Однако ни основания, ни порядок совершения соответствующих регистрационных действий в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не получили нормативного закрепления.

Между тем, это необходимо для полноты правового режима оставленной собственником недвижимости. Незавершенность в решении вопроса сказывается и при осуществлении бухгалтерского учета зданий и сооружений как основных средств.

Пункт 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Минфином РФ от 30 марта 2001 г.

№ 26н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н), устанавливает исчерпывающий перечень оснований списания с бухгалтерского учета ос-новных средств: «В случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций».

№ 26н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н), устанавливает исчерпывающий перечень оснований списания с бухгалтерского учета ос-новных средств:

«В случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций»

.

Отказ от права собственности не назван Положением в качестве способа выбытия объектов учета, что делает проблематичным осуществление необходимых для юридических лиц учетных операций. Отказ от права собственности следует отличать от односторонних волевых действий обладателей иных ограниченных вещных прав, а также обязательствен- ных прав, направленных на их прекращение, отказ от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (п.

3 ст. 53 Земельного .кодекса РФ); односторонний отказ от исполнения договора (п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ) и т.п. Отличие заключается, во-первых, в правовых последствиях: такие действия прекращают соответствующее право на вещь, не создавая ее бесхозяйности.

Во-вторых, в порядке совершения действий, направленных на прекращение ограниченных вещных прав, а также обязательственных прав. Отказ от права собственности совершается в виде публичного акта, обращенного к неопределенному кругу лиц.

Отказ от прав иных, чем право собственности, должен быть обращен к собственнику вещи, права которого после этого освобождаются от обременений правами других лиц. Так, несмотря на отсутствие прямого указания Гражданского кодекса, заявить об отказе от имущества могут обладатели таких ограниченных вещных прав, как право хозяйственного ведения и оперативного управления. Помимо общих начал, принципов осуществления гражданских прав («по своему усмотрению») эта возможность следует из специальных правил об ограниченных вещных правах.

В частности, п. 3 ст. 299 ГК РФ устанавливает, что права хозяйственного ведения и оперативного управления прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренными ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности. Руководствуясь этими положениями, Президиум высшего арбитражного суда РФ обоснованно пришел к выводу о принципиальной возможности

«государственного унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения»

[4].

Необходимо заметить, что принятый 14 ноября 2002 г. ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

[5] не предусмотрел прямого запрета на совершение такого вида распорядительных действий. В литературе предлагалось нормативно закрепить общее правило о запрете государственному унитарному предприятию отказываться от имущества [6].

Поскольку отказ от права хозяйственного ведения на отдельное имущество, закрепленное за унитарным предприятием, является актом распоряжения недвижимостью, то унитарное предприятие может это совершить только с согласия собственника (п.

2 ст. 295 ГК ГФ; ст. 18, 19 ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

) и в указанных законом пределах.

Учреждение может отказаться от права оперативного управления в отношении имущества, которым оно самостоятельно распоряжается.

Последствием отказа от права хозяйственного ведения или оперативного управления является прекращение соответствующего ограниченного вещного права.

Имущество, от права на которое отказалось унитарное предприятие или учреждение, перестает быть за ним закрепленным, и, в соответствии с п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ, составляет казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, или частного собственника имущества учреждения, т.е.

поступает в непосредственное владение, пользование и распоряжение собственника.

Нормы ГК РФ об отказе от права собственности, определяя сферу их применения по кругу лиц, называют граждан и юридические лица, т е. обладателей права частной собственности. В связи с этим имеется необходимость рассмотрения вопроса о возможности отказа от права собственности публичных собственни-* ков: Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, а также муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие в гражданских отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Федеральными законами прямо не установлены какие-либо особенности (запреты, ограничения и т.п.) прекращения права публичной собственности путем отказа от него. Представляется, что эти особенности предопределены, прежде всего, правовым режимом некоторых объектов права публичной собственности, а именно, объектов, изъятых из оборота, а также ограниченных в обороте, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пп.

2 и 3 ст. 129, п. 3 ст. 212 ГК РФ). Запрет оборота таких объектов, их принадлежность только определенным субъектам исключает возможность отказа от права собственности на эти объекты и, соответственно, переход их в разряд бесхозяйного имущества [7-8].

Кроме того, многие здания и сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относятся к объектам жилищно-коммунального и социально-культурного назначения. Правовой режим таких зданий и сооружений должен учитывать, что эти объекты имеют не только утилитарную (хозяйственную) ценность для их владельцев, но и несомненное общественное значение.

Важнейшим способом гарантирования всему населению социальных благ и услуг социально-культурного характера является их социализация — существование за счет общественного, прежде всего, бюджетного финансирования [9]. Особая ценность объектов социальной сферы заключается в том, что они служат средством реализации конституционных прав граждан, в том числе в бесплатных для населения формах, создают необходимые условия жизнеобеспечения населения. Отказ от права собственности в таких случаях, будучи экономически оправданным и целесообразным, вступает в противоречие с общим благом, нарушает интересы нации, населения региона или определенного муниципального образования и потому недопустим как акт злоупотребления правом.

Ряд зданий и сооружений представляют не только экономическое и социальное значение, но и являются материальными носителями культурно-исторического наследия, важнейшими свойствами которых выступает способность быть первоисточниками знаний об исторических событиях и явлениях, оказывать эмоциональное, воспитательное и коммуникативное воздействие [10]. Двойственное значение этих объектов: частное и общественное, материальное и духовное, предопределяет ряд особенностей их правового режима, в том числе некоторые ограничения в правах собственников памятников культуры. Такие объекты с позиции действующего законодательства могут находиться в равной степени в государственной, муниципальной и частной собственности.

Само по себе наличие статуса памятника исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) или местного значения не свидетельствует о его принадлежности определенному и исключительному собственнику. Однако таковыми чаще всего являются публичные образования. Объясняется это произошедшими в предшествующие исторические периоды национализацией и муниципализацией.

Вне зависимости от того, кто является собственником объектов культурного наследия, это лицо несет конституционную обязанность

«заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»

(п. 3 ст. 44 Конституции РФ). В развитие этого положения Конституции РФ Гражданский кодекс и иные правовые акты об объектах культурного наследия [11] возлагают на их собственников обязанности обеспечить сохранение объекта с предоставлением для этих целей компенсации произведенных затрат и установлением ответственности за бесхозяйственное содержание культурных ценностей. Такие особенности правового режима памятников культуры, как представляется, не согласуются с возможностью отказа от права собственности на них.

Возникновение права собственности на бесхозяйные здания и сооружения, от которых собственник отказался, возможно двумя способами, указанными п. 3 ст. 225 ГК РФ Во-первых, это судебное признание бесхозяйной недвижимой вещи, поступившей в муниципальную собственность. Орган местного самоуправления, на территории которого эта недвижимость находится, имеет право инициировать процесс признания такой недвижимости муниципальным имуществом.

Для этого установлены особые условия и порядок.

Такую бесхозяйную недвижимость по заявлению органа местного самоуправления принимают на специальный учет органы, осуществляющие государственную регистрацию на недвижимое имущество и сделок с ним.

Это положение п. 3 ст. 225 ГК РФ не находит поддержки в ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, который не относит к компетенции учреждений юстиции какие-либо учетные функции.

А поскольку учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную законом (п. 4 ст. 9), то оно и не может вести учет бесхозяйной недвижимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Между тем в Российской Федерации созданы органы государственного технического учета объектов градостроительной деятельности, включая и бесхозяйные объекты [12], а также органы кадастрового учета земельных участков [13].

Поскольку постановка на учет выявленного органом местного самоуправления объекта бесхозяйной недвижимости не отражает ни совершение сделки с ним, ни возникновение, переход, прекращение или обременение права на него, то нет и основания для возложения на учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним такой обязанности. Это действие, имеющее сугубо учетное, информационное значение, должно осуществляться органами государственного технического учета (в отношении объектов градостроительной деятельности) и органами кадастрового учета (в отношении земельных участков). Вторым условием возникновения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость является истечение года со дня постановки этого объекта на специальный учет.

Гражданский кодекс устанавливает судебный порядок признания права муниципальной собственности по требованию органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом. Право муниципальной собственности, установленное вступившим в законную силу решением суда, подлежит государственной регистрации (ст.

28 ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

). Если недвижимость не признана по решению суда муниципальным имуществом и не принята вновь во владение оставившим ее собственником, то она может быть приобретена в собственность другим лицом в силу приобретательной давности (п.

3 ст. 225 ГК РФ). Правила о приобретательной давности, закрепленные ст. 234 ГК РФ, регулируют не только отношения, возникающие в связи с отказом от права собственности, но и прочие случаи бесхозяйного имущества и вообще беститульного владения.

Незаконный владелец вещи, в том числе и бесхозяйной, приобретает право собственности при наличии установленных законом условий: срок непрерывного владения имуществом как своим собственным (15 лет для владельца недвижимостью); открытость и добросовестность владения.

Большинство этих условий приобретения права собственности по давности владения выглядят неубедительно применительно к вещам, от которых собственник отказался. Так, при отказе собственника от права собственности на недвижимость трудно обосновать необходимость пятнадцатилетнего срока фактического беститульного владения вещью.

Такой временной разрыв между «фактом» и «титулом» негативно сказывается на гражданском обороте, из которого ненужная собственнику вещь выбывает на столь длительное время.

По отношению к недвижимым вещам, от которых собственник отказался, правильно было бы решить вопрос об условиях их приобретения безотносительно к срокам владения. Излишним представляется и фактор добросовестности давностного владельца, связанный с незаконностью владения [14]. Между тем вступление во владение недвижимостью, от права на которую собственник отказался, является действием правомерным, и потому не может оцениваться как добросовестное или недобросовестное.

Таким образом, состояние правового регулирования отказа от права собственности может быть оценено как начальный этап, решение его лишь в самом общем виде. Для реализации закрепленного Гражданским кодексом права собственника на отказ и прав других лиц на приобретение оставленного собственником имущества требуется дальнейшее развитие соответствующих правил, в том числе и в прочих правовых актах. ЛИТЕРАТУРА 1. Бартошек А/ Римское право понятия, термины, определения М Юрид лит, 1989.

С. 106. 2. Мейер Д.И Русское гражданское право. В 2-х ч. М Статут, 1997. Ч 2. С 96 3. Вестник высшего арбитражного суда РФ 2001 № 4 4 Постановление № 1198/01 от 31 июля 2001 г // Вестник высшего арбитражного суда РФ 2001.

№ 12. С. 65 5. СЗРФ 2002. № 48 Ст 4746 6.

Кряжевских К.П Право оперативного управления и право хозяйственного ведения по российскому гражданскому праву Автореф дис канд. юрид. наук. М., 2003. С. 9 7 Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России.

М., 1998 С. 214 8 Котакова А В. Формы собственности и их соотношение // Актуальные проблемы гражданского права М.: Статут, 2000. С. 131-132 9 Болдов ОН. Иванов В Н.

Розенфельд Б А . Суворов А.В. Ресурсный потенциал социальной сферы в 90-е годы // Проблемы прогнозирования 2002 №1. С. 47, 53 10 Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление Кемерово, 2001.

С 25-46 11. ФЗот 25 июня 2002 г.

«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»

// СЗ РФ 2002 № 26 Ст 2519.

12. Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ № 921 от 4 декабря 2000 г.//СЗ РФ 2000 № 50 Ст 4901 13 ФЗот 2 января 2000 г «О государственном земельном кадастре» // СЗ РФ 2000. № 2. Ст 149 14. Емельянов В 11. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами М Лекс-Книга, 2002.