Выгодоприобретатель по агентскому договору

Выгодоприобретатель по агентскому договору

Идентификация банками выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (Шаповалов М.А.)


Быстрая навигация:

Дата размещения статьи: 07.09.2014В Закон N 115-ФЗ согласно Рекомендациям ФАТФ было введено понятие «бенефициарный владелец», которое является новым для российского законодательства; внесены изменения в порядок идентификации клиента, и расширен перечень подконтрольных операций. По мнению автора, говорить об эффективности и обоснованности избрания такого подхода к правовому регулированию пока преждевременно, так как действующий порядок фактически добровольного предоставления клиентом в банк информации о бенефициарных владельцах нельзя признать в должной степени эффективным.Правовые основы финансового мониторинга России заложены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее — Закон N 115-ФЗ).

При разработке национального законодательства обязательно учитываются международные стандарты в области противодействия легализации преступных доходов, утверждаемые ООН, Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Вольфсбергской группой, Базельским комитетом по банковскому надзору, а также директивами Европейского союза.В феврале 2012 г. ФАТФ пересмотрела и обновила Рекомендации

«Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»

.Как следствие, в 2013 г. российское законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма подверглось существенным изменениям.

Изменения в Закон N 115-ФЗ вносились четырежды и были направлены на приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами — новыми Рекомендациями ФАТФ и документами группы G8 (Лох-Эрнская декларация).В значительной степени изменилось содержание законодательных норм, регулирующих права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом; был расширен перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю; законодательное закрепление получил механизм раскрытия бенефициарных владельцев клиентов.Понятие «выгодоприобретатель» для целей противодействия отмывания преступных доходовДо 2010 г. в законодательстве отсутствовало нормативное определение понятия «выгодоприобретатель», в связи с чем кредитные организации имели определенные трудности с его трактовкой на практике.Впервые понятие «выгодоприобретатель» (которое впоследствии использовал законодатель) было раскрыто для целей финансового мониторинга в Положении Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение N 262-П) .——————————— В Письме от 12.04.2005 (исх.

N А-02/5-230), адресованном Банку России, Ассоциация российских банков (АРБ) обратила внимание на неоправданно широкое толкование этого термина применительно к целям финансового мониторинга.Сегодня кредитные организации до приема на обслуживание обязаны идентифицировать клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя. Если появляется информация о том, что клиент действует к выгоде третьих лиц, то банк обязан предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей при проведении банковских операций и иных сделок, за исключением случаев, установленных Законом N 115-ФЗ. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей должна проводиться как по сделкам разового характера, не предполагающим дальнейшее обслуживание клиента, так и при длительном характере отношений с клиентом, когда он принимается на обслуживание.Гражданско-правовыми основаниями идентификации выгодоприобретателя служат договоры (агентский, поручения, комиссии и доверительного управления) — так как все эти договоры имеют общие характерные признаки: определенные действия совершаются от своего или чужого имени за счет другой стороны, то есть имеет место юридическое посредничество, и эти действия совершаются в чужих интересах.Необходимо отметить, что законодательная формулировка не ограничивает круг «выгодоприобретателей» сторонами только этих четырех договоров.

Установленный в ст. 3 Закона N 115-ФЗ перечень гражданско-правовых договоров не является исчерпывающим.Порядок идентификации выгодоприобретателей кредитными организациямиПо общему правилу клиент и выгодоприобретель должны быть идентифицированы банком до приема на обслуживание.Однако на практике это не всегда представляется возможным из-за отсутствия конкретного выгодоприобретателя на этапе идентификации клиента. Например, при открытии расчетного счета юридическому лицу у последнего, как правило, еще отсутствуют выгодоприобретатели, но они могут появиться позднее в ходе осуществления им хозяйственной деятельности.Другой пример — денежные средства, находящиеся на депозитном счете нотариуса, которые согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой.

Идентифицировать же лицо, которому причитаются эти денежные средства в целях ПОД/ФТ (выгодоприобретателя), станет возможным только при его обращении в банк.——————————— Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Судом РФ 11.02.1993 N 4462-1).Схожая проблема невозможности единовременной идентификации выгодоприобретателя рассматривается в Информационном сообщении Росфинмониторинга России

«Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» . Росфинмониторинг рекомендует фиксировать подобные операции в соответствии с правилами внутреннего контроля и проводить оценку степени риска причастности данной операции к легализации (отмыванию) денежных средств или финансированию террористической деятельности.

В случае признания данной операции подозрительной информация о ней должна быть направлена в уполномоченный орган в соответствии с п.

3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.——————————— Документ опубликован не был. Текст документа приведен в СПС «КонсультантПлюс» в соответствии с публикацией на сайте http://fedsfm.ru.При отсутствии подобных подозрений необходимо сделать соответствующую пометку в анкете клиента или отметить иным способом, установленным правилами внутреннего контроля.

При этом выгодоприобретатель может быть установлен после проведения операции (исполнения договора).Другая проблемная ситуация может возникнуть из-за непредставления клиентом в банк документов и сведений, необходимых для установления и идентификации выгодоприобретателя. В таком случае кредитной организации рекомендуется сообщить об этом в уполномоченный орган с указанием всех сведений о выгодоприобретателе, которыми располагает кредитная организация на дату направления сообщения.В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ банк обладает правом отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования соответствующей информации, а также в случае возникновения подозрения, что такая операция совершается в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.Согласно Приложению 3 к Положению N 262-П к сведениям, получаемым в целях установления и идентификации выгодоприобретателя, отнесены сведения об основаниях, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде другого лица при проведении банковских операций и иных сделок, а также сведения о выгодоприобретателе, получаемые обычно при идентификации физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций.Полный состав сведений, которые подлежат установлению при идентификации выгодоприобретателя, зависит от правового статуса последнего и различен для физических лиц и организаций.Необходимо обратить внимание на требования, установленные Положением N 262-П для документов, представляемых клиентами в банк для целей идентификации:1) документы должны быть представлены в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии;2) документы должны быть действительными на дату их предъявления;3) документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в банк с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

Из этого правила допускаются исключения.

Например, документ может быть представлен в банк без заверенного перевода на русский язык, если документ, удостоверяющий личность физического лица, выдан компетентным органом иностранного государства и составлен на нескольких языках, включая русский язык.Помимо анализа информации, содержащейся в представленных клиентом документах, банк также может получать дополнительные сведения от федеральных органов исполнительной власти, например сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц. Использование дополнительных источников информации является правом, а не обязанностью банка.Наглядным примером служит дело, когда организация обратилась в арбитражный суд с иском к банку о взыскании убытков, вызванных нарушением банком требования об идентификации клиента при открытии счета .——————————— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А60-30102/2013.Суд отказал в удовлетворении иска, указав, что фальсифицированные документы, на основании которых был проведен платеж, внешне соответствовали условиям открытия счетов, а их фальсификация могла быть установлена лишь при использовании специальных технических средств.

Утверждение истца о том, что при открытии счета банк не должен ограничиваться только осмотром представленных документов, а должен идентифицировать клиента всеми возможными способами, в том числе путем получения информации от государственных регистрирующих органов о подлинности информации, содержащейся в представленных клиентом документах для открытия счета, судом было отклонено, поскольку обязательного направления запросов в соответствующие органы Законом не предусмотрено.Законодатель устанавливает несколько случаев, когда идентификация выгодоприобретателя может не производиться:1) при операциях физических лиц (прием платежей, покупка/продажа наличной иностранной валюты, перевод денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств) в сумме не более 15 тыс.

руб.;2) если клиент — организация (кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, страховой брокер, лизинговая компания и др.), осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом. Перечень таких организаций установлен в ст. 5 Закона N 115-ФЗ;3) если клиент является банком — резидентом иностранного государства — члена ФАТФ и удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:- имеет показатель рейтинговой оценки, присвоенный международным рейтинговым агентством (Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s или Fitch Ratings);- включен в международный банковский справочник «Bankers Almanac»;4) если клиент — представитель органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.Однако если в названных случаях у работников кредитной организации или банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, то идентификация все-таки должна быть проведена.По общему правилу банки самостоятельно осуществляют идентификацию клиентов, а также выгодоприобретателей, но могут и перепоручать ее осуществление на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи или банковскому платежному агенту в целях осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.Порядок фиксации банками информации о выгодоприобретателяхСведения о выгодоприобретателе фиксируются сотрудником банка в анкете (досье) клиента, которая может иметь форму бумажного документа или заполняться в электронном виде.
5 Закона N 115-ФЗ;3) если клиент является банком — резидентом иностранного государства — члена ФАТФ и удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:- имеет показатель рейтинговой оценки, присвоенный международным рейтинговым агентством (Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s или Fitch Ratings);- включен в международный банковский справочник «Bankers Almanac»;4) если клиент — представитель органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.Однако если в названных случаях у работников кредитной организации или банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, то идентификация все-таки должна быть проведена.По общему правилу банки самостоятельно осуществляют идентификацию клиентов, а также выгодоприобретателей, но могут и перепоручать ее осуществление на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи или банковскому платежному агенту в целях осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.Порядок фиксации банками информации о выгодоприобретателяхСведения о выгодоприобретателе фиксируются сотрудником банка в анкете (досье) клиента, которая может иметь форму бумажного документа или заполняться в электронном виде.

Форма такой анкеты определяется кредитной организацией самостоятельно.Анкета клиента должна храниться в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (п. 2.3 Положения N 262-П). При этом анкета клиента может не оформляться при осуществлении банковских операций, в отношении которых допускается проведение упрощенной процедуры идентификации, о которой речь шла выше. В этих случаях необходимые сведения фиксируются иными способами, определенными правилами проведения банковских операций и иных сделок.Для фиксации сведений о клиентах и выгодоприобретателях кредитные организации, как правило, имеют электронные базы данных, которые могут использоваться сотрудниками в оперативном режиме для проверки данных, представленных клиентами, в том числе и о выгодоприобретателях.Поскольку банки не обязаны повторно устанавливать и идентифицировать клиента и выгодоприобретателя, использование подобных баз данных может существенно упростить их работу.Информация о клиентах и выгодоприобретателях должна обновляться банками не реже одного раза в год при установлении между банком и клиентом отношений длительного характера либо при повторном обращении в банк клиента, совершающего разовые операции.

В случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.При обновлении сведений о клиентах и выгодоприобретателях банки могут использовать как информацию, получаемую от клиента, так и иные официальные источники информации.Этапы процедуры идентификации выгодоприобретателейВ процедуре идентификации выгодоприобретателей банком можно условно выделить следующие этапы:1) сбор и анализ информации в отношении выгодоприобретателя;2) фиксация этой информации;3) проверка наличия (отсутствия) сведений о причастности выгодоприобретателя к экстремистской деятельности или терроризму;4) определение принадлежности выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;5) выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет Рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);6) оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;7) периодическое обновление информации о выгодоприобретателях.Требования Банка России к содержанию программ идентификацииВ кредитной организации должна быть разработана и утверждена программа идентификации клиентов и выгодоприобретателей, регламентирующая процедуру такой идентификации, порядок оценки степени риска в целях ПОД/ФТ операций, совершаемых клиентом.Состав сведений о выгодоприобретателях, включенных в программу идентификации, закреплен в п.

3.2 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П

«О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

, среди них:- порядок идентификации выгодоприобретателя, в том числе особенности процедуры упрощенной идентификации;- особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован кредитной организацией до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению банковских операциях при принятии его на обслуживание кредитной организацией;- порядок проведения кредитной организацией мероприятий по проверке информации о выгодоприобретателе;- требования к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой кредитной организацией в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации выгодоприобретателя.Данный перечень информации о выгодоприобретателях не является исчерпывающим, и в программу идентификации могут включаться также иные положения по усмотрению кредитной организации.Соотношение понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец»В Закон N 115-ФЗ согласно Рекомендациям ФАТФ было введено понятие «бенефициарный владелец» , которое звучит как: «.физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».——————————— См.: Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».В русском языке слова «выгодоприобретатель» и «бенефициарий» являются синонимами, однако законодатель возлагает на них разную смысловую нагрузку.Введение в законодательный оборот нового понятия «бенефициарный владелец» для обозначения участников финансовых операций и сделок и их идентификации, как представляется, имело целью конкретизировать уже имеющийся термин «выгодоприобретатель», который не позволял в полной мере решить задачу установления всех цепочек контроля или владения клиентом.Понятие «бенефициарный владелец (собственник)» используется в Рекомендациях ФАТФ, а также в документах Европейского союза и, соответственно, законодательстве стран — членов Европейского союза.Как отмечается в пояснительной записке к Рекомендации ФАТФ N 24, компетентные органы должны иметь возможность получения своевременного доступа к достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности и контроле компаний и других юридических лиц (информация о бенефициарном владении), созданных в стране.В соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза от 26.11.2005 N 2005/60/ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма» бенефициарный собственник — это физическое лицо (лица), которое в конечном итоге владеет или контролирует клиента, и (или) физическое лицо, от имени которого осуществляется сделка или ведется деятельность.Европейский подход к определению бенефициарного собственника можно признать расширительным, поскольку его содержание охватывает содержание понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец», закрепленных в Законе N 115-ФЗ. Российский законодатель пошел по пути их разграничения: правовой статус данных участников финансовых операций и сделок различен .——————————— Среди стран СНГ нет единства в законодательных подходах к определению понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец». Например, для законодательства Республики Беларусь характерен подход, согласно которому данные понятия разграничиваются, как и в российском законодательстве.

Другой подход характерен для Республики Таджикистан, в законодательстве которой понятия «бенефициарный собственник» и «выгодоприобретатель» используются в качестве синонимов.Согласно Закону N 115-ФЗ выгодоприобретателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, бенефициарный же владелец — это только физическое лицо, которое владеет или контролирует клиента.Выгодоприобретатель получает выгоду от действий клиента в рамках заключенного договора (проводимой операции, сделки), а бенефициарный владелец получает выгоду от деятельности клиента как такового.На стороне третьего лица, в интересах которого действуют выгодоприобретатель и бенефициарный владелец, могут выступать как физические, так и юридические лица.Так, физическое лицо может быть признано бенефициарным владельцем при наличии у него возможностей контролировать действия юридического лица с учетом следующих факторов:- физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25% в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;- физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, в интересах физического лица клиентом устанавливаются деловые отношения, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок, включая существенные условия сделок, а также финансовых операций.В Информационном сообщении Росфинмониторинга «Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» рассмотрена ситуация, когда доля в капитале клиента принадлежит учредителю — юридическому лицу.Росфинмониторинг рекомендует в таких случаях проводить идентификацию конечного бенефициарного владельца учредителя, имеющего возможность косвенно (через третьих лиц) оказывать влияние на действия клиента — юридического лица.

При невозможности его установления бенефициарным владельцем может быть признан руководитель учредителя — юридического лица, имеющего преобладающую долю в капитале клиента.Под возможностью контролировать действия клиента — физического лица другим физическим лицом следует понимать возможность воздействовать на решения клиента при осуществлении им каких-либо операций с денежными средствами или иным имуществом, не обусловленную, как правило, юридически закрепленными правами и обязанностями.Такая возможность, например, может вытекать из психического или физического принуждения клиента к совершению операций с денежными средствами или иным имуществом, материальной заинтересованности в осуществлении от своего имени финансовых операций по поручению бенефициарного владельца, иного зависимого состояния.Проблемы и возможные коррективы в законодательстве по ПОД/ФТВ заключение необходимо отметить, что понятие «бенефициарный владелец» является новым для российского законодательства и об эффективности и обоснованности избрания именно такого подхода к его правовому регулированию говорить пока преждевременно.Вместе с тем хотелось обратить внимание на некоторые проблемные аспекты, которые могут возникнуть в процессе реализации новых законодательных норм.Представляется, что рассматриваемые понятия, используемые на уровне специального законодательства по ПОД/ФТ для определения механизмов аффилированности лиц и корпоративного контроля, должны иметь фундамент из общих норм гражданского законодательства.Так, например, в экспертном сообществе уже неоднократно звучали предложения по введению обязанности учредителей раскрывать бенефициаров на этапе государственной регистрации юридических лиц с внесением соответствующих сведений в ЕГРЮЛ . Существование подобного механизма существенно бы упростило решение задачи по установлению лиц, фактически владеющих организацией или контролирующих ее деятельность.——————————— См., например: Заключение Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Федерального Собрания РФ от 19.02.2013 N 36/4 на проект федерального закона N 196666-6

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»

.К сожалению, действующий порядок фактически добровольного предоставления клиентом в банк информации о бенефициарных владельцах нельзя признать в должной степени эффективным.Иными словами, закрепление одного лишь понятия «бенефициарный владелец» на уровне Закона N 115-ФЗ в отсутствие регламентированной процедуры их выявления представляется недостаточным законодательным решением проблемы борьбы с отмыванием преступных доходов. Фиксирование такой процедуры на уровне подзаконных нормативных правовых актов и актов рекомендательного характера не будет иметь должного результата.——————————— См.: Письмо Банка России от 28.01.2014 N 14-Т

«Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев»

.Другая проблема, с которой столкнутся кредитные организации при выявлении бенефициарных владельцев, связана с существованием офшорных юрисдикций, в которых информация о бенефициарных владельцах не раскрывается либо действуют особые правила ее раскрытия.Способствовать решению данной проблемы должна ратификация Россией уже подписанной 3 ноября 2011 г.

Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

«О взаимной административной помощи по налоговым делам»

, которая предусматривает обмен информацией между странами-участницами и помощь по взиманию налогов.

В Конвенции уже участвуют более 55 государств, а также некоторые офшорные юрисдикции.Любая национальная система финансового мониторинга может эффективно работать лишь в условиях ее взаимодействия с другими национальными системами и информационного обмена между ними.В то же время, несмотря на обозначенные проблемные аспекты, введение в законодательный оборот понятия «бенефициарный владелец» является важным шагом на пути модернизации российской системы финансового мониторинга в соответствии с международными стандартами.

В Конвенции уже участвуют более 55 государств, а также некоторые офшорные юрисдикции.Любая национальная система финансового мониторинга может эффективно работать лишь в условиях ее взаимодействия с другими национальными системами и информационного обмена между ними.В то же время, несмотря на обозначенные проблемные аспекты, введение в законодательный оборот понятия «бенефициарный владелец» является важным шагом на пути модернизации российской системы финансового мониторинга в соответствии с международными стандартами.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: 

Анкета выгодоприобретателя — юридического лица (образец заполнения)

Образец заполнения анкеты выгодоприобретателя гражданам предложат в офисе страховой компании. Расскажем о наиболее общих вопросах, которые возникают при заполнении анкеты:

  • Сведения об ИНН / пенсионном удостоверении (номере СНИЛС) выгодоприобретателя.
  • Информация об адресе прописки и регистрации выгодоприобретателя. Если они совпадают, заполняется одна графа.
  • Сведения о документе, удостоверяющем личность. Рекомендуем заполнять это поле очень внимательно, так как идентификация выгодоприобретателя страховой организацией будет осуществляться на основании данного документа.
  • Информация о выгодоприобретателе: Ф. И. О., гражданство, дата рождения.

В конце анкеты выгодоприобретатель ставит подпись и дату.

Расходы агента

Поскольку агент при исполнении поручения действует за счет принципала, то расходы, которые несет агент в связи с исполнением договора, возмещаются принципалом.

В договоре стороны согласовывают какие именно расходы агента возмещаются принципалом, их предельный размер (при необходимости), а также доказательства, которыми должны подтверждаться эти расходы (копии первичных документов и т.п.).

В случае согласования конкретного перечня расходы агента, не входящие в него, могут быть признаны принципалом необоснованными и не подлежащими возмещению.

Если условие о возмещении принципалом расходов агента не согласовано, то принципал обязан будет возместить все расходы агента, понесенные им в связи с исполнением агентского договора (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Для этого агент должен будет представить принципалу доказательства расходов и их связь с исполнением поручения принципала (п.

1 ст. 1005 ГК РФ). Для этого агент должен будет представить принципалу доказательства расходов и их связь с исполнением поручения принципала (п. 2 ст. 1008 ГК РФ). В случае спора о размере понесенных посредником затрат, суд вправе ориентироваться на их рыночный уровень (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 по делу N А56-61951/2010, оставлено в силе Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2012 по делу N А56-61951/2010, Определением ВАС РФ от 30.10.2012 N ВАС-13665/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). При расчете налога на прибыль суммы, полученные от принципала на возмещение расходов и понесенные расходы, возмещаемые принципалом, агент не учитывает (пп.

9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).

Аналогично и агент, применяющий УСН, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывает только агентское вознаграждение (п. 1, 1.1 ст. 346.15, п.1 ст.346.16 НК РФ).

НДС на сумму возмещения расходов, связанных с выполнением поручения принципала, агентом не начисляется (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК РФ). При этом агент не принимает к вычету НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для принципала.

Однако он регистрирует: — счета-фактуры, полученные от продавцов (исполнителей), — в части 2 журнала учета счетов-фактур за квартал, когда они составлены, — счета-фактуры, перевыставленные принципалу, — в части 1 журнала учета счетов-фактур за квартал их составления.

Налогоплательщики НДС сведения о таких операциях должны отражать в декларации по НДС на основании данных журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (декларация представляется в налоговый орган в электронной форме). Организации и индивидуальные предприниматели (не являющиеся плательщиками НДС) должны представлять в налоговый орган журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронной форме.

Организации и индивидуальные предприниматели (не являющиеся плательщиками НДС) должны представлять в налоговый орган журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронной форме. Принципал при приобретении товаров, работ, услуг через агента принимает к вычету НДС на основании счета-фактуры, перевыставленного агентом.

Поскольку данные налоговых деклараций передаются в налоговый орган и формируют систему АСК НДС-2, то контроль налоговых органов за соответствием информации, указанной в счетах-фактурах и декларациях продавцами (исполнителями), посредниками и принципалами, автоматизирован. Отметим, что на практике необходимость перевыставления счетов-фактур вызывает вопросы у бухгалтеров, которые не ранее сталкивались с аналогичной задачей и не обладают необходимой компетенцией.

В связи с этим высок риск ошибок, и, следовательно, можно ожидать направления налоговым органом требований о предоставлении пояснений по налоговым декларациям по НДС (как агенту, так и принципалу, и непосредственным исполнителям).

Обязанности

Принципал обязан наделить агента определенными полномочиями и передать ему средства, необходимые для успешной деятельности. Все фактические и юридические действия будут осуществляться от лица принципала.

Если специальных указаний нет, средства перечисляются при выполнении работы или по завершению действия договора.

Разграничение имущества агента и принципала

Вещи, поступившие к посреднику от принципала (либо приобретенные посредником за счет принципала) — это собственность принципала.

При этом агент отвечает перед ним за утрату, недостачу или повреждение этого имущества (п.1 ст.996, п.1 ст.998, ст.1011 ГК РФ). В отношении, например, товаров принципала у сторон вопросов обычно не возникает — посредник принимает их к себе на забалансовый учет. Но в отношении других объектов гражданских прав ситуация не так однозначна.

В силу ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся: — вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; — результаты работ и оказание услуг; — охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); — нематериальные блага. Из указанной статьи следует, что, например, безналичные денежные средства относятся к иному имуществу, а не к вещам.

И это вызывает сложности у сторон агентского договора в ситуации, когда посредник участвует в расчетах, а третье лицо по тем или иным причинам не исполнило свои договорные обязательства (например, задержало оплату) либо наоборот, перечислило аванс (и затем не выходило на связь более трех лет, либо ликвидировалось).

С одной стороны, исходя из формулировок ст.128, 996 ГК РФ, у принципала не возникает права собственности на безналичные денежные средства, поступившие от покупателя на счет агента.

В то же время, в отношении договора комиссии ВАС РФ разъяснял (п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85), что по смыслу ст. 999 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон об ином комиссионер обязан перечислять комитенту суммы, вырученные от продажи товара, принадлежащего последнему, по мере их поступления, а не по результатам исполнения поручения комитента в полном объеме. Это означает, что обязанность по перечислению комитенту сумм, полученных от третьих лиц, возникает у комиссионера непосредственно в момент получения указанных сумм и подлежит исполнению в разумный срок, если иное не установлено договором комиссии.

Получается, что все суммы (в том числе и авансы), которые комиссионер получил от покупателя по договору купли-продажи (заключенному по поручению комитента) он должен перечислить комитенту.

Эта обязанность возникает непосредственно в момент получения суммы, при этом в договоре может быть согласован срок, в течение которого такие суммы перечисляются комитенту.

Если же третье лицо нарушило свои обязательства по договору, заключенному с посредником, то п.2 ст.993 ГК РФ установлено общее правило, согласно которому в случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования.

Поскольку нормы, установленные для договора комиссии применимы и в отношении агентского договора (ст.1011 ГК РФ), то суммы оплаты, полученные от третьих лиц и зависшие у агента, следует рассматривать как обязательство агента перед принципалом.

Оставить их себе агент не вправе. Аналогично и долги третьих лиц посредник передает принципалу.

При этом при наличии задолженности принципала перед агентом, посредник вправе удержать причитающиеся ему по агентскому договору суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет принципала (ст.410, 997, 1011 ГК РФ).

Смежные понятия: что значит «бенефициар»

«Выгодоприобретатель» и «бенефициар» — в чём разница? На практике эти понятия чаще всего употребляются как синонимы, хотя в отдельных случаях между ними могут быть отличия.

Также важно знать, что один и тот же человек одновременно может являться и бенефициаром и выгодополучателем, а иногда — только последним.

В обоих случаев в этом качестве выступают физические и юридические лица.

Их главное сходство состоит в том, что они получают вознаграждение от предоставления своего имущества в пользование по договору аренды, доверительного управления или по иному соглашению.
Среди различий можно назвать:

  • В частной собственности бенефициара находится минимум четверть всего имущества, что даёт ему право управлять юридическим лицом, принимать стратегические решения и назначать на руководящие посты.
  • В большинстве сделок выгодоприобретатель очевиден, в то время как установить бенефициара не всегда просто.

Конечным бенефициаром или выгодоприобретателем частных компаний всегда является физическое лицо.

Выгодоприобретатель по агентскому договору

Заранее извиняюсь, если уже данная тема обсуждалась, просто поиск по слову «выгодоприобретатель» ничего не дает!

Самое интересное, что у нас уже весь прошлый год и этот проходили аналогичные платежи по такой же схеме, с такими же формулировками.

и ТИШИНА! А тут спохватились! Надо вообще давать такую информацию в банк или облезет с них? Что нам грозит за непредоставление?

обязаны Вы их подать если у Вас в договоре эта сторона упоминается, то все сведения о ней Вы должны знать в рамках того, что хочет знать банк С какой стати инвестор выгодоприобретатель? Он платит деньги, мы за эти деньги выполняем для него работы.

Что за выгода такая — выполненные работы? Тогда уж генподрядчик больше подходит под выгодоприобретателя!

Он посредник. Хотя тоже деньги не просто так свои получает! . В каком законе можно почитать про этого выгодоприобретателя?

Какой такой нормативный документ требует нас предоставлять сведения в банк на наших контрагентов? а уж как там оно называется — не столь важно =) А на какой документ они опираются (какой документ обязывает банки требовать от клиентов заполнения анкеты?) Я водном периодическом журнале читала, что это обзанность банка проверять выгодоприобретателя, но некоторые банки просо перекладывают это на своих клиентов, дабы не нести лишних затрат по запросу в налоговой сведений. поскольку кроме названия организации, указанного в платёжном документе, ничего о ней не знает А как я про них (тех кого страхую) должна заполнить эту анкету.

Нет в данном случае выгодоприобретателя вообще. Бредит банк Вы по какому договору работаете (поручения, комиссии, агентскому)? О чем банк должен быть прекрасно осведомлен, потому что у него по поступающим платежам видно, что получают только агентское вознаграждение Но при этом действует к выгоде (в интересах) третьего лица (принципала), который и является, согласно требований Банка России (262-П), выгодоприобретателем.

Бред какой-то. Эдак можно всех контрагентов признать выгодоприобретателями ,) Ежели бы имело место зачисление средств от страхователей, тогда страховщик был бы ВП-лем.

Ежели бы имело место зачисление средств от страхователей, тогда страховщик был бы ВП-лем.

Нет в данном случае выгодоприобретателя вообще.

Бредит банк Вот если бы клиент банка принимал деньги в пользу принципала и перечислял этому принципалу деньги, тогда да, тогда есть выгодоприобретатель.

В данном случае его нет. Просто банк углядел в платежке назначение платежа «агентской вознаграждение» и у него сработал рефлекс.

Ненужный рефлекс. А те взаимоотношения между принципалом и агентом, которые не проходят через банк вообще банк интересовать не должны, его платежи интересуют, а не то, кто, куда и когда привел клиента То что она не брала, а получала своё вознагрождение, это понятно. Тут уже с ROMKой спор, кто выгодобриобретатель, если бы она их брала и от своего лица за них платили бы Ромка утверждает что страховщик, а я, что выгодоприобретатель — те люди, за которых бы она платила. банк решил, что выгодоприобретателем является страховая кампания «под которой» я работаю.

Правда они удовлетворились названием, ИНН, и адресом с телефоном. остальную информацию пока не дала — жду реакцию банк решил, что выгодоприобретателем является страховая кампания «под которой» я работаю. Правда они удовлетворились названием, ИНН, и адресом с телефоном.

остальную информацию пока не дала — жду реакцию Информации о выгодоприобретателе достаточно. Когда агент в пользу принципала деньги собирает, это понятно. В данном случае этого нет. Объясните нам, неразумным, в чем выгода принципала?

В том, что он клиента получил? Так он за это вознагараждение заплатил. По Вашепму любой продавец товаров/работ/услуг является выгодоприобретателем?

Вы, я так понимаю, работник банка.

Вот очень жаль, что некоторые работники банка плохо понимают, что есть выгода и когда возникает выгодоприобретатель. И вообще, о чем написан закон 115-ФЗ ,) тоже в банке непонятно зачем требовали.

договор в устной форме. сумма мелкая 5000 рублей в месяц.

а всё же. какая санкция может быть? расторжение договора? передача информации в правоохранительные органы?

ссылку не дает спам-фильтр разместить. а тот кому платят, с него какой спрос?

. Учитывая изложенное следует, что в целях применения Федерального закона выгодоприобретателем может выступать любое лицо, за которое происходит платеж или другое исполнение обязательств третьим лицом. у меня вал. контроль часто запрашивал такие анкеты (правда просили за подписью выгодо.) Приходилось бедных иностранцев тряси и просить ставить Подпись и печать (на чаще увы клеили все сами) Вопрос — о каких именно выгодоприобретателях нужно предста *Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)

Загрузка. Поделиться с друзьями: Твитнуть Поделиться Плюсануть Поделиться Отправить Класснуть Линкануть Запинить

Выгодоприобретатель юридического лица это — Законники

Дело здесь, пожалуй, в том, что владельцам собственности жизненно необходимо чувство уверенности в достигнутых материальных результатах.

Ими движет желание стабильности и уверенности в завтрашнем дне. И бенефициары готовы за это платить. Именно это обстоятельство и заставляет их обращаться к страховщикам.

Никто другой им не может продать необходимое чувство уверенности и стабильности. В этой сделке равным образом заинтересованы обе стороны. Следует отметить, что успешное развитие страхового бизнеса возможно только в государстве со стабильно развивающейся экономикой и с устойчивой юридической системой.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр… Замена выгодоприобретателя Гражданский кодекс позволяет страхователю заменить выгодоприобретателя.

Для этого необходимо всего лишь обратиться с заявлением в страховую компанию. Бывают случаи, когда такая замена не представляется возможной, например, когда выгодоприобретатель уже исполнил ряд обязанностей по данному соглашению или уже оформил документы на страховую выплату.

Пример

Приведем пример определения конечного бенефициара юридического лица.

Так, недавно была обнародована информация о конечном бенефициаре концерна «Русал» и УК «Базовый элемент» – Олеге Дерипаске.

Он был вынужден раскрыть сведения о структуре собственности данных компаний, испытывая давление международных инвесторов.

Для этого Дерипаска был вынужден признать, что он является единственным владельцем указанных компаний. В данном примере под «конечным бенефициаром» понимается единоличный собственник компании, т.е. Олег Дерипаска. Он может владеть активами компаний напрямую, или косвенным образом, т.е.

через какие-то сторонние структуры.

Права и обязанности

Соглашение выгодоприобретателя позволяет ему приобрести определенное количество прав:

  • В случае если произойдет страховое событие бенефициар имеет полное право требовать компенсации в финансовом выражении.
  • Может настаивать на выплате компенсации при неполном страховании имущества.
  • Он имеет право отказаться в пользу страховщика от причитающейся ему доли или всего застрахованного объекта в случае, если он будет уничтожен для увеличения размера компенсации.
  • Он имеет право сохранять сведения о себе в полной тайне.
  • Чтобы защитить свои интересы, выгодоприобретатель имеет право опираться на правила страхования, закрепленные в страховом полисе. Причем это право сохраняется за ним даже в тогда, когда такие требования на бенефициара не распространяются.

Когда в соглашении между страхователем и страховщиком прописан выгодоприобретатель, то именно он обладает правом первой очереди на получение компенсации. Однако есть возможность отдать ее страхователю, который может ей воспользоваться по своему усмотрению.

Бенефициар при подписании соглашения принимает на себя ряд обязательств, которые он обязуется выполнять:

  • Вносить страховые взносы в строго установленные сроки, закрепленные договором.
  • Он должен будет заниматься исполнением требований страховой фирмы, если страхователь пренебрег ими.
  • Он должен сообщить о наступлении страхового события, если он планирует использовать свое непосредственное право на получение компенсации.
  • Предоставлять страховой компании правдоподобные данные относительно состояния здоровья человека, если эти сведения могут увеличить страховые риски.
  • Выгодоприобретатель должен собрать весь необходимый пакет документов, которые необходимо предоставить в страховую компанию для оформления выплаты.

Стоит отметить, что во многих законодательных актах прописан целый ряд дополнительных обязанностей выгодоприобретателя. В частности если он выступает в роли потерпевшего, то его нужно предоставить все документы, касающиеся наступления страхового события, копию протокола об административном правонарушении и так далее.

В случае если по данному договору Вы являетесь:

ПРИНЦИПАЛОМ – представляется копия договора; АГЕНТОМ – представляется копия договора, а также Анкета на принципала; ИНЫМ ЛИЦОМ – представляется копия договора.

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. В договоре может, как присутствовать, так и не присутствовать ссылка на лицо (иное лицо), которому могут быть оказаны данные действия. Выгодоприобретателем в данном случае является Доверитель.

Похожие публикации

Контрагент просит своего должника заплатить денежные средства не ему на счет, а перечислить их сторонней организации – сейчас такие ситуации не редкость.

Отказать или можно согласиться?

Если все же произвести оплату за третье лицо, какие нужны документы, чтобы обезопасить компанию от возможных рисков?

Ответы на эти и подобные вопросы не так сложны, как кажутся.

Выгодоприобретатель по агентскому договору это

2.

Анкету выгодоприобретателя — юридического лица. * Выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует Клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом. Просим вас быть особенно внимательными при оформлении платежей!

Подробности и консультацию по вопросам вы можете получить у вашего менеджера либо по телефону Контакт-центра: 997 000 Ко всем новостям О требованиях Федерального закона

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

от 07.08.2001 г.