Вред шума для здоровье человека исследования

Вред шума для здоровье человека исследования

Негативное воздействие шума


Вред, который наносит шум на организм человека – это, прежде всего, повреждение слуха. Слуховые органы страдают от единичных очень громких звуков. Они способны даже лишить человека слуха, как кратковременно, так и на совсем.

Но постоянные шумы, такие как , тоже оказывают очень сильное негативное воздействие.

Что не мало важно, более опасными считаются именно постоянные шумы. Ведь, со временем, они довольно часто приводят к тугоухости, а может быть и к тотальной глухоте, постепенно снижая качество слуха.Кроме того, шум оказывает негативное действие на практически все органы человеческого организма. От шума страдает нервная, пищеварительная и сердечно-сосудистая система.

Люди, которые вынуждены часто испытывать раздражение от шума, часто страдают головными болями, перепадами давления, нервным тиком, нарушением сна.Шум может стать причиной преждевременного старения организма, а также, значительно сократить продолжительность жизни человека.

Разработали компьютерную модель

Для оценки количества смертей от жары ученые разработали компьютерную модель. Она охватывает 20 стран в период 2031-2080 годов. Они учли объемы выбрасываемых в атмосферу парниковых газов при сжигании ископаемого топлива.

А также, плотность населения в регионах и различные стратегии по смягчению последствий зноя.По словам профессора Лондонской школы гигиены и тропической медицины Антонио Гаспаррини, поводом для исследования стал тот факт, что десятки тысяч людей по всему миру страдают от проблем со здоровьем, вызванных потеплением климата и связанными с этим процессом аномально высокими температурами.Ученые также пришли к выводу, что в будущем периоды аномально жаркой погоды будут повторяться чаще, а их продолжительность вырастет.«Если мы не сумеем замедлить процесс изменения климата, то смертность от экстремально жаркой погоды увеличится.

Особенно это касается стран, расположенных в районе экватора», — предупредил автор исследования профессор Юймин Го.

Старт в науке V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся

Учредителями Конкурса являются Международная ассоциация учёных, преподавателей и специалистов – Российская Академия Естествознания, редакция научного журнала «Международный школьный научный вестник», редакция журнала «Старт в науке». Служба технической поддержки –

  1. +7 (499) 709-81-04

© 2016–2019 Российская академия естествознания

Влияние на головной мозг

Такое воздействие оказывается не только в самом ухе, но и в центре управления слухом, в головном мозге, на различных уровнях.

А также происходит взаимодействие с другими центрами мозга на уровне продолговатого отдела, где находятся жизненно важные центры, что может повлиять на их работу. Например, воздействие на сердечно-сосудистый центр вызывает стойкий спазм сосудов, что и приводит к повышенному давлению крови и развитию артериальной гипертензии. Мозг может отсеивать ненужную информацию, поступающую извне, но при этом она может рассеется в виде энергии на соседние структуры, что впоследствии приводит к различным патологиям, например, в виде астено-невротического синдрома.

При этом человек будет испытывать постоянную усталость, раздражительность, частую перемену настроения, нарушается и аппетит, страдает память.

Отсутствие каких-то звуков тоже может неблагоприятно сказаться на организме. Таким образом, стоит отметить только негативное влияние шум на здоровье организма. Главными из них являются тугоухость и различные заболевания.

Стоит отметить, что есть люди, работа которых связана с постоянным воздействием шума. Вред такой работы нельзя недооценивать.

Поэтому в интересах работодателя обеспечивать таких людей достаточно комфортными условиями труда и стараться их обезопасить от воздействия шума.

Влияние звука и шума на организм человека

Мартынюк С.Е.

11Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №14» Мироненко С.В. 11Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №14»

166.4 KB Автор работы награжден дипломом победителя III степени Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF Проблема: Сегодня весьма актуальна проблема влияния шума на здоровье человека.

Среди наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, наиболее вредным является звуковой шум. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека, а гигиеническая проблема борьбы с шумом является на сегодня наиболее актуальной. Актуальность. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя в начале XX века немецкий микробиолог Роберт Кох сказал:

«Когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой»

.

Звуковой шум воспринимается как неприятные, нежелательные звуки, мешающие нормально работать, получать нужную информацию, отдыхать.

Шум ведет к снижению работоспособности, остроты слуха, функциональных возможностей коры головного мозга, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Шум действует на человека возбуждающе, вызывает выделение в кровь большого количества гормонов, вызывающих чувство страха, опасности, агрессии, обостряет хронические заболевания.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира. В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 55), а также постановлениями правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах.

Моя работа над данным проектом вызвана желанием узнать, что такое шум, как он влияет на человека, и как можно сохранить слух.

В процессе исследования мы провели опрос учащихся о влиянии шума на их состояние здоровья и работоспособность.

Данная работа призвана, привлечь внимание ребят к решению проблемы шумового загрязнения городов, охраны окружающей среды и сохранения своего здоровья и окружающих.

Цель работы: изучить влияние шума и звука на здоровье человека. Объект исследования: шум как звуковое явление. Предмет исследования: воздействие шума и звука на организм человека.

Задачи: Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

Выяснить влияние шума и звука на здоровье человека.

Провести опрос и проанализировать полученные результаты.

Разработать «Здоровьесберегающие рекомендации» для учащихся. Ожидаемый результат: опираясь на фактический материал, показать важность охраны окружающей среды.

Гипотеза: обратить пристальное внимание на проблему защиты здоровья человека от шума.

Учащиеся нашей школы могут обезопасить себя от вредного влияния шума и повысить работоспособность на уроках, если: получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека; понизят «шумовое загрязнение» на переменах; внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.

Методы: теоретический анализ научной литературы, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов. Теоретическая часть.Шум с физической точки зрения.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Раздел физики, в котором изучают звуковые явления, называют акустикой. Звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот.

Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Гц. Ухо человека — прекрасный приёмник звуковых колебаний. Оно состоит из трёх частей: внешнего, среднего и внутреннего уха.

Элементами внешнего уха являются ушная раковина и внешний слуховой проход.

Они служат для того, чтобы направить звуковые волны к барабанной перепонке. Барабанная перепонка и соединённые с ней три слуховые косточки — это среднее ухо.

Они передают звуковые колебания к элементу внутреннего уха через перепонку овального окна — жидкости заполняющей улитку. Здесь звуковые колебания с помощью слуховых рецепторов превращаются в последовательность нервных импульсов, которые передаются в мозг слуховым нервом.

Следовательно, чтобы вызвать ощущение звука, необходимо выполнить три условия: источник колебаний; среда должна быть упругой; мощность звуковой волны должна вызвать ощущение звука.

Звуки, которые мы ежедневно слышим, очень разнообразны. Они делятся на музыкальные звуки и шумы. К первым относятся пение, звучание натянутых струн скрипки, гитары или виолончели, духовых или других музыкальных инструментов, свист и т.

п. Шумы возникают во время грозы, создаются работающими двигателями, шелестящей листвой. С помощью органов речи люди могут воссоздавать музыкальные звуки и шумы. Шум отличается от музыкального тона тем, что у него нет определённой частоты колебаний, а значит – определённой высоты звука. Шум — это хаотическая смесь многих звуковых колебаний разных частот и амплитуд.

Шум — это хаотическая смесь многих звуковых колебаний разных частот и амплитуд. Шум – сложное физическое явление: он образуется вследствие наложения колебаний различных частот, то есть состоит из звуков разной высоты. Он является одной из форм физического (волнового) загрязнения окружающей среды, адаптация организмов к которому практически не возможна.

Источниками шумов являются все виды транспорта, промышленные объекты, громкоговорящие устройства, лифты, телевизоры, радиоприёмники, музыкальные инструменты, собрания людей и отдельные лица. Чрезмерный шум влияет на человека подобно яду, который в организме медленно накапливается. Влияние шума на организм человека Уровень шума, его сила (интенсивность) измеряется в децибелах (дБ).

Интенсивность всех звуков диапазона слухового восприятия выражают в относительных единицах от 0 до 130 дБ (болевого порога).

Измеряют шум специальной аппаратурой — шумомерами. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека, исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. В зависимости от уровня интенсивности и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека: шум, вызывающий механические повреждения органов слуха; шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека; шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий, таким образом, значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление; шум более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической подавленности, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем.

Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда. Наиболее чувствительны к действию шума люди старшего возраста.

Так, в возрасте до 27лет на шум реагируют 46,3% людей, а в возрасте 28-37 лет -57%, в возрасте 38-50 лет — 62%, а в возрасте 58 лет и старше — 72%. Рекомендованные диапазоны шумов внутри помещений разного назначения такие: • для сна, отдыха- 30-40 дБ; • для умственного труда- 40-50 дБ; • для лабораторных исследований, работы с ЭВМ — 50-60 дБ; • для производственных цехов, гаражей, магазинов — 50-70 дБ.

Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия (в дБ).Приложение №1 Воздействие шума проявляется: На слуховой аппарат человека; На нервную систему человека; На сердечно — сосудистую систему. Человек становится: Раздражительным, нервным, слабым, забывчивым; Тревожным, испуганным, плохо видит, ухудшается интеллектуальная деятельность; Быстро утомляемым.
Человек становится: Раздражительным, нервным, слабым, забывчивым; Тревожным, испуганным, плохо видит, ухудшается интеллектуальная деятельность; Быстро утомляемым. Приобретает: гипертоническую болезнь, бессонницу, неправильный обмен веществ, снижается порог чувствительности нервных, на репродуктивную функцию человека.

Рекомендованные диапазоны шумов внутри помещений разного назначения такие: нарушение сна сердечно-сосудистые и нервные расстройства чувство усталости повышенная утомляемость понижение настроения понижается способность к учебе понижается производительность труда снижается слух 120-130 дБ – болевое ощущение, акустическая травма 186 дБ – разрыв барабанных перепонок 196 дБ – повреждение легочной ткани Медицинские исследования свидетельствуют, что у лиц, имеющих шумные профессии, желудочные заболевания (гастриты, язвы) возникают в 4 раза чаще, чем у других. Среди них также намного больше глухих.

От продолжительного сильного шума производительность у людей умственного труда снижается на 60%, физического-на 30%. Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо изучена. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает через 1-2 года, при средних — через 5 – 10 лет.

Снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно.

Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха.

В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами, восстановление не происходит, временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный.

Нервные клетки внутреннего уха оказываются настолько поврежденными, что не восстанавливаются. Можно выделить следующие последствия влияния шумов на человека: 1.

Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет.

2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума. 3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией. 4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке.

У эстрадных музыкантов язва желудка — профессиональное заболевание.

5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии. 6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания.

Иногда появляется аритмия сердца, гипертония. 7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови). Мероприятия по защите от шума Сегодня современные технологии позволяют снизить неблагоприятное влияние громкого звука и шума на организм человека.

В квартире можно установить звукоизоляцию и стеклопакеты, используя беруши можно спокойно спать, не раздражаясь от посторонних звуков. Шумопоглощающие наушники помогут сосредоточиться во время работы или чтения книги. Борьба с шумом состоит в создании шумозащитных экранов, поглощающих фильтров, бесшумных механизмов, в изменении технологии производства и динамики транспортных потоков.

Даже озеленение территории снижает уличный шум на 25%. Хорошие звукоизоляционные материалы: вата, ворсистые ковры, стены из пенобетона или пористой сухой штукатурки. При этом стоит знать, что полная тишина действует на человека не менее угнетающе, поэтому ограждать себя от шума следует в меру.

Главное — постоянно наблюдать за своим самочувствием и стараться слушать приятные звуки: любимую музыку, мелодию моря и дождя. Стоит оценить уровень шума вокруг и подумать, как от него оградиться. «Школьный шум» Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ.

Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ.

Решение арифметических примеров требует при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81% больше времени. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%.

Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество. По общепринятым стандартам: Интенсивность речевого шума измеряется в дБ: тихий шепот — 10 дБ, умеренный шепот — 20 дБ, громкий шепот — 30 дБ, нормальная громкая речь — 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный.

Такой шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.

Громкий шум (59 — 65 дБ) превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему, вызывает неприятные эмоции. Интенсивный шум (65 -75 дБ) заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.

Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах.

Работая над проектом, я провела опрос среди учеников нашей школы.

Анкетирование учащихся: Мною было проведено анкетирование среди учеников 7-10 классов нашей школы. В опросе участвовали 192 ученика.

Приложение №2 Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние школьников.

Результаты анкетирования: 1. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1) да, очень 103-54%; 2) нет, у нас на уроках не шумно 48-25%; 3) не знаю, не обращаю внимания 41-21%. 2. Шум на переменах мешает тебе отдыхать? 1) да, он меня очень раздражает 65-34%; 2) нет, на переменах не так уж и шумно 78-41%; 3) не знаю, не обращаю внимания 49-25%.

3. Сколько учащихся должно быть в классе. Чтобы на уроках не было шумно? 1) 10-15 человек 65-34%; 2) 15-20 человек 78-41%; 3) 20-25 человек 49-25%.

4. Какое направление в музыке вы предпочитаете?

Рок 27-14%; Рэп 34-18%; Поп 21-11% Классическая музыка 24-13% Я меломан 86-44%. 5. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

Да 79-41%; Нет 38-20% Иногда 75-39%. 6.Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?

Динамики 27-14%; Наушники 83-43%; когда как 82-43% 7.Раздражает ли вас посторонний шум? Да 51-27%; Нет 16-8% Иногда 125-65%. 8. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

Да 108-56%; Нет 22-11%; Иногда 62-33% 9. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке? Да 83-43%; Нет 30-16%; Иногда 79-41%.

10. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

Да 71-37%; Нет 121-63%. 11. Просыпаетесь ли вы под звук будильника? Да 121-63%; Нет 29-15%; Иногда 42-22%. 12. Уровень шума в городах постоянно увеличивается.

Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям? Да 68-35%; Нет 124-65%. Проанализировав ответы, я сделала следующие выводы: Шум на уроках и переменах оказывает вредное воздействие, считает половина обучающихся, хотя другой половине он не мешает. Количество обучающихся в классе главная причина шума на уроке.

Большинство учеников слушают музыку во время выполнения домашнего задания, отдавая предпочтение тяжелой музыке. Качество умственной работы снижается.

Школьники предпочитают слушать музыку через наушники, музыка раздражает барабанные перепонки и оказывает вредное действие на здоровье учеников. Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние.

Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека.

Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние раздражители и не всегда может проснуться под звук будильника.

Учащихся не задумывается о том, то увеличение шума может привести к тяжелым последствиям и является важной проблемой. Заключение В ходе работы над проектом мною были изучены свойства и особенности шума. Было рассмотрено физическое понятие шума. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е.
Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е.

мы не можем видеть воздействие шума на нас.

Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем современного общества. Поэтому я решила продолжить свое исследование в направлении изучения уровня шума на уроках и переменах, в разных классах и на разных этажах, а также влияние громкой музыки на трудоспособность, активность, концентрацию внимания и результативность работы.

Мною сделаны следующие выводы: Длительное воздействие шума с уровнем более 80-90 дБ может привести к частичной или полной потере слуха, также могут произойти патологические изменения в сердечно-сосудистой и нервной системе.

Безопасны только звуки громкостью до 35 дБ. Шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека.

Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.

Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.

Результаты: Создали презентацию по теме: «Влияние звука и шума на организм человека», буклет для обучающихся по защите от вредного воздействия звуков и шума на основе рекомендаций. Практическая значимость: материал можно использовать на уроках физики, биологии, музыки, основах безопасности жизнедеятельности, во внеурочной деятельности. А также в просветительской работе и здоровьесберегающих технологиях (выпуск бюллетеней, выставки рисунков, плакатов).

Планы на будущее Изучить санитарные нормы шума для жилых помещений и образовательных учреждений. Измерить уровень шума в школе с помощью шумомера.

Проверить остроту слуха у обучающихся и учителей.

Литература А.В. Перышкин, Е.М.

Гутник Физика 9 класс, Издательство «Дрофа», Москва 2013 г.

А.Б. Кимбар «Физика в живой природе». Р.А. Гибель «Справочник по физике для студентов и школьников» А.В.

Тарасов «Физика в природе» Интернет — ресурсы: http://www.businesseco.ru Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.1178-02).

«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

, 2002.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шумовое_загрязнение Проблема влияния шума на организм человека. (www.conf.muh.ru) О вредном влиянии шума (www.webasto-msk.ru) Проблема влияния шума на организм человека. (www.conf.muh.ru) http://shumolov.ru/vliyanie-shuma-zvuka-na-organizm/ Приложение № 1 Зимний лес в безветренную по­году 0 Комфортный акустический ре­жим (при уровне звука 10-60 дБ) Шелест листвы 10-30 Тиканье часов в 1м от уха около 10-25 Шёпот 20-30 Спокойный разговор 40-60 Шум в салоне легкового автомобиля 60 Урок в школе 40-60 Шум на перемене в школе 50-80 Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль.

Будильник 60-80 Телевизор 60-90 Поезд (метро, на железной дороге) 70 Громкий разговор 75 Пылесосы 80 Игра на пианино до 80 Детский плач 80-90 Реактивный самолет (на высоте 300 м) 95 Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс, язвенная болезнь, гипертония. Школьный шум на переменах 80-110 Цех текстильной фабрики 100 Автомобильный гудок 100 Плеер 110 Вызывает звуковое опьянение, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте.

Транспортный шум оживлённой городской магистрали 120-130 Реактивный двигатель 130-150 Шум на дискотеке 175 Удар молнии 120-130 Взлет реактивного самолета 140 Старт космической ракеты 150-160 Выстрел из орудия 170 Приложение № 2 №/№ Вопросы Варианты ответов 1 Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться? 1) да, очень 2) нет, у нас на уроках не шумно 3) не знаю, не обращаю внимания – 2 Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1) да, он меня очень раздражает 2) нет, на переменах не так уж и шумно 3) не знаю, не обращаю внимания – 3 3.

Сколько учащихся должно быть в классе.

Чтобы на уроках не было шумно? 1) 10-15 человек 2) 15-20 человек 3) 20-25 человек 4 Какое направление в музыке вы предпочитаете? Рок Рэп Поп Классическая музыка 5 Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

да нет иногда 6 Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)? динамики наушники когда как 7 Раздражает ли вас посторонний шум? да нет иногда 8 Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

да нет иногда 9 Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?

да нет иногда 10 Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

да нет 11 Просыпаетесь ли вы под звук будильника? да нет 12 Уровень шума в городах постоянно увеличивается.

Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям? да нет Приложение № 3 Памятка для учащихся: Не злоупотребляйте слушанием громкой музыки, иначе возможны кратковременные нарушения слуха, звон в ушах.

Не увеличивать громкость звука в наушниках плеера, пытаясь заглушить внешний шум. В шумном месте использовать противошумовые мягкие «беруши» или наушники-вкладыши. Слушать музыку в наушниках на средней громкости.

При возникновении болевых ощущений немедленно прекратить прослушивание, снять наушники и дать ушам отдохнуть. Если Вы решили позвонить, то выберите тихое место. Давать ушам отдохнуть. Чаще гулять на свежем воздухе.

Лучше всего выйти в лес или на берег реки. Пение птиц или журчание воды положительно воздействуют на слуховые функции и дают ушам необходимый отдых. С простудой и насморком, когда заложен нос и гайморовы пазухи, недопустимы резкие перепады давления.

Не оставляйте для фона включенными телевизор, музыкальный центр, когда их никто не слушает. Ограничьте время пользования плеером, просмотра телевизионных передач, работы за компьютером. И помните, что громкая музыка в наушниках также негативно сказывается на здоровье, и в первую очередь на слух.

Сажайте больше деревьев вокруг зданий, что позволит снизить уровень шума от транспорта на 10 дБ.

Следите за разговорной речью: не кричите, не повышайте голос. Старайтесь чаще выбираться на природу. Слушайте пение птиц, шелест листвы, шум воды, ведь тишина и естественные звуки природы просто необходимы человеку, перегруженному шумами города.

Старайтесь не шуметь на уроках, так как шум влияет на трудоспособность и результативность труда. Перемены используйте для отдыха, а не для прослушивания громкой музыки. При выполнении шумной работы, через каждый час-полтора делайте 10-минутный перерыв.

По возможности избегайте шумных улиц, крупных автомагистралей, выбирайте маршрут по тихим улочкам и через дворы. Проходите регулярное медицинское обследование.Просмотров работы: 2700

Глава 2.

Влияние акустический явлений на организм

Шум звукового диапазона приводит к снижению внимания и увеличению ошибок во время выполнение различных видов работ.

Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы. Шум угнетает центральную нервную систему, вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонических болезни.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах.

Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов.

Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Очень высок уровень и промышленных шумов.

На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума – так называемая бытовая техника. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, а античных городах вводились правила ограничения шума.

В настоящее время ученые во многих странах ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины.

Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Каждый человек воспринимает шум по-разному.

Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.

Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражают все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер.

По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно прикасающимися сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.

Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны.

Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны.

Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Организм человека против шума практически беззащитен.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

(см. приложение 5) Существует большое количество источников инфразвукового излучения естественной природы. Как правило, интенсивность такого излучения по крайней мере на порядок меньше инфразвука от ядерных взрывов.

Инфразвуковые волны наблюдаются во время периодов большой геомагнитной активности: период инфразвука составляет 40 – 80 с, амплитуда – около 0,1 Па. Происхождение этих инфразвуков, относящихся к диапазону дробных герц, возможно связано с образованием ударных волн.

В исследованиях последних лет была подтверждена гипотеза поисковой активности мышц при построении движений.

Так, например, для частного вида движения – сохранения вертикальной позы человека – необходима непрерывная деятельность определённых групп мышц. Мышцы при этом, меняя свое напряжение, как бы осуществляют поиск в процессе минимизации отклонения общего центра тяжести человеческого тела от положения равновесия. Инфразвуковые колебания воздействуют на весь организм человека, вызывая резонансные явления как всего человеческого тела, так и отдельных его частей, внутренних органов и систем, вызывая в зависимости от амплитудно-частотных характеристик инфразвука и продолжительности воздействия те или иные нарушения в организме.

При этом у человека увеличивается общий расход энергии, так как под действием низкочастотных колебании й повышается среднемышечная напряженность.

Поэтому можно полагать, что инфразвуковые колебания воспринимаются человеком как физическая нагрузка, которую можно сравнить с другими видами нагрузки, как, например, физическая работа, тепловая нагрузка и др. Во время инфразвукового воздействия тело человека испытывает ритмическое изменение давления (компрессионно-декомпрессионный эффект).

При этом подвергаются раздражению механорецепторы внутренних органов и тканей, мышц и кожи, в результате чего рефлекторным путем в организме возникает ряд сдвигов.

Наиболее общими физиологическими эффектами, наблюдаемыми при действии инфразвуковых колебаний на человеческий организм, являются изменение ритмов дыхания и биений сердца, расстройства желудка и центральной нервной системы, головные боли. По характеру биологического воздействия инфразвука можно выделить три основные зоны:

  • Зона физиологических изменений. Здесь важную роль играет энергетический фактор инфразвуковых колебаний. При сравнительно невысоких акустических энергиях воздействие инфразвука проявляется прежде всего в функциональных нарушениях органа слуха, а также вестибулярного аппарата, появляется звон и боль в ушах. Ухудшается равновесие и координация движений, изменяется четкость зрения, видоизменяется голос, увеличивается порог слышимости для звуковых частот. При более высоких акустических энергиях возникают головная боль, головокружение, тошнота, кашель, нарушение дыхания и т.д. После прекращения инфразвуковых воздействий указанные симптомы через некоторое время могут исчезнуть без видимых последствий.
  • Зона «информационного» воздействия. Это область относительно слабых инфразвуков, длительно действующих на объект. Энергия инфразвука здесь играет второстепенную роль и инфразвук следует рассматривать как определенные сигналы, поступающие в организм извне. Внешним проявлением «информационного» воздействия инфразвука может быть чувство беспокойства, неприятные ощущения, повышенная утомляемость, ослабление памяти, психологические сдвиги и т.д.
  • Зона поражающего действия инфразвука. При сверхвысоких акустических уровнях могут происходить перфорация перепонок, увеличение легких, разрыв альвеол и прекращение дыхания, повреждение мозга и сердечно-сосудистой системы. Указанные явления могут приводить к гибели человека или длительному выходу из строя.

Влияние шума и инфразвуков на организм человека

Шумовое загрязнение — форма физического загрязнения, проявляющегося в увеличении уровня шума сверх природного и вызывающего при кратковременной продолжительности беспокойство, а при длительной — повреждение воспринимающих его органов или гибель организмов.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды, транспорта, производства. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен.

Сочетание звуковых раздражителей дает время человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции.

Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Загрязнение нашей звуковой окружающей среды за последнее сто лет приобрело угрожающие масштабы. Оно не только вызывает раздражение или ведет к снижению остроты слуха.

Шум вызывает сильнейший стресс, который может привести к бессоннице, высокому кровяному давлению и нарушению функций мозга. Одна из проблем заключается в том, что многие люди воспринимают излишний шум всего лишь как досадное неудобство, а не как серьезную опасность для здоровья [1,3]. Чрезмерная шумовая нагрузка резко снижает работоспособность, уменьшает эффективность отдыха, ведет к хроническому переутомлению, глухоте.

Шум способен привести и к физиологическим изменениям: к разнообразным расстройствам сердечно-сосудистой системы, к болезням желез внутренней секреции и дыхательных путей, возникающих в результате общей нервной напряженности. Шум обладает способностью «накапливаться» в организме и вызывать различные заболевания и негативные отклонения в здоровье. От избыточного шума снижается иммунный барьер и резко увеличивается частота заболеваний; повышается раздражительность.

Но прежде всего чрезмерный шум ведет к притуплению слуха или полной его потере со временем [2,6].

Рассеивая внимание, шум существенно влияет на трудоспособность и результативность труда. Особенно сильно влияет шум на работоспособность при умственных операциях. Ощутимый шум снижает работоспособность умственного труда более чем в 1,5 раза, а у людей, занятых физическим трудом, — почти на 1/3.

При этом информация, полученная при ощутимом шумовом загрязнении, долго не может храниться в памяти или сохраняется только в пассивном (узнаваемом в тексте), а не в активном варианте.

Шум рассеивает внимание человека, мешает ему сосредоточиться на главном, осложняет принятие нужных решений.

Приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма.

Отсюда возникают нарушения их деятельности. Таблица примеров шумового воздействия на органы человека Примеры шумового воздействия Шумовое воздействие (дБ) Эффект продолжительного воздействия Реактивный двигатель при взлете (на расстоянии 25 м) 150 Разрыв барабанных перепонок Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, сирена (близкое расстояние), цепная пила 120 Порог боли у человека Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расстояние 8 м), трактор, полиграфическое предприятие, отбойный молоток, мусоровоз 100 Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8 ч) Оживленная городская улица, дизельный грузовик, хлопкопрядильная машина 90 Угроза для слуха (время воздействия 8 ч), плохая слышимость Уборка мусора, стиральная машина, типичная фабрика, товарный поезд (расстояние 15 м), посудомоечная машина, миксер 80 Возможна угроза для слуха Скоростная автомагистраль (расстояние 15 м), пылесос, шумный офис, вечеринка, телевизор 70 Раздражающее действие Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц 60 Интенсивное воздействие Спокойный пригород (в дневное время), разговор в жилой комнате 50 Слабое воздействие на слух Библиотека, тихий музыкальный фон 40 Спокойная сельская местность (в ночное время) 30 Шепот, шелест листьев 20 Очень слабое воздействие Дыхание 10 Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, — децибелах.

Уровень шума в 20–30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон.

Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов, и то при уровне шума 60–90дБ возникают неприятные ощущения. Звук в 120–130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Звук в 180дБ вызывает усталость металла, а в 190 — вырывает заклёпки из конструкций.

Очень высок уровень и промышленных шумов.

На многих работах и шумных производствах он достигает 90–110 децибелов и более.

Ненамного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума — так называемая бытовая техника. Также известно, что кроны деревьев поглощают звуки на 10–20дБ.

Шум в 60–80 дБ вызывает у человека расстройства вегетативной нервной системы, 90–110 дБ — снижение слуха. А шум в 115–120 дБ — это «болевой порог», когда звука как такового уже не слышно, но чувствуется боль в ушах.

При 140–145 дБ могут даже лопнуть барабанные перепонки. Шум в 150 дБ просто нестерпим, 180 дБ — смертельный для человека.

У детей, которые проживают в условиях городского шума, наблюдается отставание в умственном развитии. А частые посещения подростками дискотек могут привести к потере слуха, ведь там «звучит» 105–110 дБ, а в случае усиления динамиков — до 120 дБ, что приравнивается к грохоту электропоезда [3,7]. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Обладая аккумулятивным эффектом, т.

е. акустические раздражение, шум, накапливаясь в организме, все сильнее угнетает нервную систему. Особенно вредной влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы [6,8].

Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы видим и реагируем на происходящее. Этот перечень можно продолжить.

Но необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер, более того, против шума организм человека практически не защищён. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя отдёрнуть руку от горячего и т. д., а от воздействия шума у человека нет защитной реакции.

Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом. Неслышимые звуки также могут оказать вредной воздействие на здоровье человека.

Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности — чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Даже слабые звуки — инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.

Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны.

Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны.

Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен.

Таким образом, с шумом необходимо бороться, а не пытаться привыкнуть. Борьбе с шумом посвящена акустическая экология, целью и смыслом которой являются стремление установить такое акустическое окружение, которое соответствовало бы или было созвучно голосам природы, ибо шумы техники противоестественны всему живому, эволюционно сложившемуся на планете.

Следует помнить, что борьба с шумом велась ещё в древности [4,8].

Санитарные нормы и правила устанавливают: предельно допустимые уровни шума на рабочих местах в помещениях и на территории производственных предприятий, создающих шум, и на границе их территории; основные мероприятия по уменьшению уровней шумов и предупреждению воздействия шума на человека.

Наиболее вредные для человека инфра- и ультразвуки.

Дело в том, что человек, в отличие от многих животных, не слышит их, а следовательно, не имеет возможности защищаться от их вредного действия. Надо, однако, отметить, что степень их влияния зависит от частоты и времени их действия. Кстати, биение сердца, колебания легких, работа кишечника, вибрации голосовых связок также сопровождаются генерацией инфразвуков, но вряд ли они нам вредят.

В природе источниками инфразвуков являются микросейсмические колебания земной поверхности, вулканические извержения, взаимодействия геологических платформ Земли перед образованием разломов.

В индустриальном обществе источниками инфразвуков являются автомобильные, авиационные и ракетные двигатели, громкоговорители и даже органные трубы. Особенно опасные для здоровья человека инфразвуки частотой 5–10 Гц (они резонансно действуют на клетки живой ткани, которые имеют частоту собственных колебаний приблизительно 8 Гц). Такие инфразвуки наносят вред внутренним органам человека: при частоте 5 Гц повреждается печень, 6 Гц — развивается морская болезнь, 7 Гц — могут остановиться сердце и разорваться кровеносные сосуды.

Инфразвуки большой мощности влияют на психику человека: возникает сонливость, ощущение страха и тому подобное. Но основным следствием действия инфразвука на живые организмы является нарушение вестибулярного аппарата [5,6].

Инфразвуки значительной интенсивности способны вызывать не только изменения слуховой чувствительности, но и болезненные ощущения, затруднения речи и модуляции голоса, нарушения респираторной активности, изменения a-ритмов мозга. В условиях современной цивилизации мощным источником ультразвуков являются многочисленные процессы промышленного производства и транспорта. Скорость распространения их зависит от свойств среды.

Сейчас известно, что ультразвуки малой интенсивности действуют на живые объекты благотворно, а большой интенсивности — пагубно (они разрушают живые клетки). В частности, механический фактор, предопределенный ультразвуковым излучением, приводит к нарушению функций определенных участков организма, например, к блокаде мелких капилляров сгустками эритроцитов.

Тепловые эффекты связанные с процессом поглощения биологической тканью ультразвукового излучения, в результате чего ей передается часть энергии.

Эта энергия превращается в тепло и приводит к повышению температуры тела живых организмов. Физико-химическое влияние предопределено изменением проницаемости биологических мембран и диффузионных процессов.

Установлено влияние ультразвука на высокомолекулярные соединения: витамины, гормоны, ферменты. Ультразвук способствует высвобождению из органов и тканей организма биологически активных веществ.

Однако резкой границы между зонами действия ультразвуков малой и большой интенсивности не существует. Все зависит от характера биологического объекта и большого количества внешних факторов. Поэтому из всех шумовых раздражителей наибольший вред наносят уличные шумы, по большей части созданные автотранспортом.

Литература: 1. Гакаев К. А. Медико-экологические и географические факторы состояния здоровья жителей селитебной зоны г.Грозный / К.

А. Гакаев, Х. Б. Эльдарова // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 629–631. 2. Гакаев К. А. Медико-географические особенности воздушного бассейна урбанизированных территорий и их влияние на здоровье населения Чеченской Республики / К.

А. Гакаев, Р. Б. Ахмиева, К. Я.

Зухайраева // Молодой ученый. — 2015. — № 12. — С. 64–68. 3.

Линченко С. Н. Экологическое состояние окружающей природной среды и здоровье человека. — Краснодар, 2007. — 64 с. 4. Рашидов М. У. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике/Рашидов М.

У., Гакаев Р. А.//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского № 3 (9)/2007. 5. Рашидов М. У. Гакаев Р. А.

Проблемы оздоровления окружающей среды Чеченской Республики. Материалы II Международной научно-практической конференции «Наука и устойчивое развитие общества.

Наследие В. И. Вернадского», г.Тамбов, 2007 г. 6. Суворов Г. А., Шкаринов Л.

Н., Денисов Э. И. Гигиеническое нормирование производственных шумов и вибраций.

— М: Медицина, 1984. — 240 с. 7. Убаева Р. Ш., Гакаев Р. А., Ирисханов И. В. Основы системной экологии.

— Назрань: КЕП, 2015. — 132с.

8. Эльдарова Х. Б. Анализ медико-экологических показателей состояния здоровья населения Чеченской Республики/ Эльдарова Х.