Вправе ли муниципальное предприятие регистрировать право хозяйственного ведения самостоятельно

Вправе ли муниципальное предприятие регистрировать право хозяйственного ведения самостоятельно

Оглавление:

1.1. Право хозяйственного ведения


В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения -это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части. Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия Объектомданного права является имущественный комплекс (ст.

132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества, по крайней мере, правомочия владения и пользования (а в определенной мере и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится «распределенным» государственным или муниципальным имуществом.

Поэтому собственник — учредитель предприятия (уполномоченный им орган) ни при каких условиях не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом (или какой-либо частью имущества) унитарного предприятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как самостоятельное юридическое лицо. В отношении переданного предприятию имущества собственник-учредительсохраняет лишь отдельные правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК). Он вправе: — создать предприятие-несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е.

объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора); — реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов); — осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества — в-четвертых, получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества. Конкретный порядок осуществления этих прав предусматривается специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Порядок формирования уставного фонда.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме. Увеличение уставного фонда Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия. Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Уменьшение уставного фонда. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом минимального размера уставного фонда. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия.

Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия. Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе: 1) сдавать такой земельный участок в субаренду; 2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем); 3) отдавать арендные права в залог; 4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив. Из правомочия распоряженияв соответствии с п.

2 ст. 295 ГК теперь прямо изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего комитета по управлению имуществом). Продажа, сдача в аренду или в залог, внесение в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ и товариществ и иные формы отчуждения и распоряжения недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника не допускаются.

Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения.

Закон, однако, не предусматривает и возможности для учредителя-собственника произвольно ограничивать правомочия по владению и пользованию закрепленным за унитарным предприятием имуществом, в частности изымать его без согласия такого предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации).

Подобные ограничения во всяком случае не могут устанавливаться ведомственными нормативными актами.

Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного или муниципального предприятия от одного публичного собственника к другому (в чем также проявляется его вещно-правовая природа). При переходе права собственности на соответствующий имущественный комплекс к частному собственнику речь должна идти о приватизации этого имущества, при которой предприятие-несобственник обычно преобразуется в акционерное общество, что, в свою очередь, исключает сохранение права хозяйственного ведения.

При переходе права собственности на соответствующий имущественный комплекс к частному собственнику речь должна идти о приватизации этого имущества, при которой предприятие-несобственник обычно преобразуется в акционерное общество, что, в свою очередь, исключает сохранение права хозяйственного ведения.

Судебная практика и законодательство — ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»

ФАС России сообщает, что в ходе исследования вопроса правомерности согласования продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — Унитарные предприятия) без проведения торгов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с N АГ/30312/13 от 05.08.2013 во многих субъектах Российской Федерации были выявлены признаки нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем сообщаем следующее.

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями. Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему.

Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей.

Данное положение подтверждается судебной практикой. В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности.

В удовлетворении требования было отказано.

Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Кто обязан регистрировать право хозяйственного ведения

Данное имущество не нуждается в закреплении собственником.

Также не требуется предварительная регистрация права государственной (муниципальной) собственности. Имущество, самостоятельно приобретенное этими организациями, автоматически становится государственной или муниципальной собственностью. Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Правовая помощь юриста

Что касается срока для обращения за регистрацией права, то несмотря на отсутствие норм, прямо его определяющих, иногда суды обосновывают отказ в признании незарегистрированного права хозяйственного ведения так: госрегистрация права должна быть произведена в «разумный» срок.

Если распоряжение о закреплении имущества было издано 09.07.2007, а предприятие обратилось за регистрацией права хозяйственного ведения 30.03.2009, то это «значительный» срок после издания распоряжения (Постановление Пятого ААС от 03.06.2010 № А51-3184/2009).

При этом суд не дал оценки тому обстоятельству, что законодатель не только не устанавливает конкретный срок для регистрации права, но также не определяет его как «разумный» и не закрепляет критериев разумности, а соответственно и последствия несоблюдения подобных сроков.

Росреестр отказал в регистрации права хозяйственного ведения на недвижимость.

Компания добилась признания прав в суде

Автор: Кондаков Константин Михайлович Регион: Архангельская область, г. Архангельск Должность: ведущий юрисконсульт, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Область права: Право собственности, Другое Порядок решения проблемы: Судебный№ дела А05-9388/2011Суть дела Федеральному государственному унитарному предприятию нужно было зарегистрировать права на объекты недвижимости, закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения. Сначала при оформлении документов проблем не возникало, поэтому успешно были зарегистрированы права на часть недвижимого имущества.

Но после подачи документов для регистрации прав еще на несколько объектов компания получила отказ из Росреестра.

Основанием послужила невозможность идентификации объектов, поскольку в акте приема-передачи отсутствовали их адреса.

Компании пришлось инициировать несколько судебных процессов, прежде чем права на эти объекты были зарегистрированы.Задача и ее решение Федеральное государственное унитарное предприятие было создано в 2001 году на основании распоряжения Правительства РФ в соответствии с Указом Президента РФ путем реорганизации (выделения) другого юридического лица. При реорганизации ФГУП было передано по акту приема-передачи множество объектов недвижимого имущества, права на которые у реорганизовываемого юридического лица возникли до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

.

Распоряжением компетентного государственного органа за ФГУП было закреплено на праве хозяйственного ведения переданное по акту приема-передачи имущество. Этим же распоряжением компетентный государственный орган обязал ФГУП осуществить регистрацию прав на переданные объекты недвижимого имущества. Руководствуясь упомянутым распоряжением, ФГУП в течение длительного времени взаимодействовал с органом государственной регистрации, который осуществлял регистрацию права хозяйственного ведения на переданные объекты недвижимости.

К заявлениям на регистрацию прав на объекты недвижимости ФГУП прикладывало установленные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

: — платежное поручение об уплате государственной пошлины; — распоряжение компетентного органа о закреплении за ФГУП объектов недвижимого имущества; — утвержденный компетентным органом акт приема-передачи с перечнем передаваемого имущества; — выписка из реестра недвижимого федерального имущества; — кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества; — необходимые учредительные подтверждающие полномочия документы. Вплоть до недавнего времени орган регистрации устойчиво осуществлял регистрационные действия в отношении прав на объекты недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.

Вскоре, вследствие принятия новых нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, ФГУП необходимо было в кратчайшие сроки зарегистрировать права на некоторые оставшиеся незарегистрированными объекты недвижимого имущества. В очередной раз, обратившись в орган регистрации с заявлением о регистрации прав на оставшиеся объекты недвижимого имущества, ФГУП неожиданно для себя получило отказ в регистрации.

В качестве основания такого отказа регистрирующий орган указал на невозможность идентификации заявленных на регистрацию прав объектов (по данным кадастровых паспортов) объектам, указанных в акте приема-передачи, ввиду отсутствия в акте приема-передачи адресов этих объектов. ФГУП обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа (отказа в регистрации) и обязыванием государственный регистрационный орган осуществить регистрационные действия в отношении прав на спорные объекты недвижимости.
ФГУП обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа (отказа в регистрации) и обязыванием государственный регистрационный орган осуществить регистрационные действия в отношении прав на спорные объекты недвижимости. В процессе производства по делу ФГУП настаивало, что заявленные объекты можно сопоставить с объектами, указанными в акте приема-передачи, поскольку данные кадастровых паспортов заявленных на регистрацию объектов совпадают с данными объектов, указанных в актах приема-передачи в части даты ввода в эксплуатацию.

Кроме того, совпадают также инвентарные номера, указанные в акте приема-передачи, с инвентарными номерами инвентарных карточек на спорные объекты предприятия. Никаких иных данных, за исключением несовпадающего названия и стоимости передаваемого объекта, в акте приема-передачи, к сожалению, не содержалось. Вследствие этого у органа регистрации имелись формальные основания отказать ФГУП в регистрации прав на заявленные объекты.

Решение арбитражного суда подтвердило позицию регистрирующего органа.

Однако и ФГУП был представлен весь комплект необходимых для регистрации документов и, более того, ФГУП фактически не могло предоставить какие-либо иные подтверждающие документы ввиду их отсутствия, что оставляло основания для обжалования вынесенного решения арбитражного суда в вышестоящих инстанциях.

Вместе с тем, как уже упоминалось выше, ФГУП было сковано сроками регистрации прав, установленными Президентом РФ и Правительством РФ, и не могло позволить себе длительное обжалование решения арбитражного суда в других инстанциях.

В этой связи немногим позже подачи заявления о признании отказа органа регистрации недействующим ФГУП в арбитражный суд было подано заявление о признании права хозяйственного ведения на спорные объекты с указанием в качестве ответчиков представителей собственника спорных объектов – территориальных управлений Росимущества, расположенных по месту нахождения имущества и по месту регистрации ФГУП. Правовая позиция ФГУП основывалась на том, что суд может установить соответствие объектов недвижимого имущества, которые были переданы ФГУП в результате реорганизации и права, на которые подлежали регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявленным спорным объектам, на которые имелись кадастровые паспорта. Установить такое соответствие, по мнению ФГУП, было возможно на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию объектов и их инвентарных номеров.

Управление Росимущества по месту нахождения объектов недвижимого имущества представило в материалы дела отзыв, в котором подтверждало наличие в реестре недвижимого федерального имущества заявленных спорных объектов, против удовлетворения заявления ФГУП не возражало. Управление Росимущества по месту регистрации ФГУП отзыв не предоставило, в деле не участвовало.

В предварительном судебном заседании суд резонно запросил правовое обоснование привлечения территориальных управлений Росимущества в качестве ответчиков ввиду фактического отсутствия в данном случае спора о праве.

ФГУП пояснило, что в процессе передачи ему недвижимого имущества и закрепления такого имущества на праве хозяйственного ведения, представитель собственника этого имущества не учел необходимость указания сведений, позволяющих однозначно идентифицировать конкретные объекты передаваемого недвижимого имущества, в связи с чем орган регистрации на законных основаниях отказал ФГУП в регистрации своих прав на это имущество.

Таким образом, территориальные управления Росимущества, по мнению ФГУП, как представители собственника передаваемого имущества должны нести ответственность за совершенные ненадлежащие действия, которыми, по сути, были нарушены права ФГУП, по передаче недвижимого имущества.

В ходе процесса о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества решение арбитражного суда об отказе признания ненормативного акта органа регистрации недействительным уже было вынесено и вступило в законную силу, что дало ФГУП основания сослаться на это обстоятельство в суде по делу о признании права и указать поданное о признании права заявление как последний возможный способ восстановления нарушенного права.

Упомянутый довод был принят судом, у которого, однако, возникли сомнения, подлежат ли заявленные спорные объекты регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сомнения суда были основаны на его мнении, что некоторые спорные объекты не являются объектами недвижимого имущества. Такими объектами, по мнению суда, были металлические сооружения высотой от 75 до 246 метров.

Представив в материалы дела адресные справки от органов местного самоуправления, подтверждающие присвоение самостоятельного адреса таким объектам, а также копии технических паспортов на эти объекты, которые подтверждали уровень их капитальности и связи с землей, ФГУП устранил, таким образом, сомнения суда. После рассмотрения дела по существу суд на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию и инвентарных номеров установил соответствие объектов, указанных в акте приема-передачи, спорным объектам, указанных в заявлении о признание права и удовлетворил заявление ФГУП в полном объеме.

По истечении времени, необходимого для вступления решения в законную силу ФГУП обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимого имущества, приложив в качестве основания для регистрации только вступивший в силу судебный акт. По истечении установленных законом сроков регистрирующий орган осуществил регистрацию права хозяйственного ведения ФГУП на спорные объекты.Чего удалось добиться ФГУП удалось добиться регистрации права хозяйственного ведения на федеральные объекты недвижимости в сроки, установленные нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, и выработать для себя практику регистрации объектов недвижимости посредством получения судебного решения о признании права. В настоящее время ФГУП, регистрируя права на объекты недвижимости, добивается признания своих прав в арбитражном суде во время трехмесячной приостановки регистрации (по заявлению ФГУП), не переплачивая тем самым государственную пошлину за совершение регистрационных действий.Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» — вы можете за него.

Источник: Премия . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Вопрос: С какого момента у унитарного предприятия возникает право хозяйственного ведения на движимое и недвижимое имущество? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010)

 Вопрос: С какого момента у унитарного предприятия возникает право хозяйственного ведения на движимое и недвижимое имущество? Ответ: Согласно п.

1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом. Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества (п.

2 указанной статьи). В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. При этом п. 1 ст. 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
При этом п. 1 ст. 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Аналогичная норма закреплена п.

2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

: право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Суды по данному вопросу занимают единообразную позицию и указывают, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия на движимое имущество с момента передачи вещи, а на недвижимое имущество — с момента государственной регистрации этого права (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2009 N А33-1220/08, ФАС Уральского округа от 21.03.2007 N Ф09-727/07-С6). Данная позиция также отражена в п.

5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

: в силу абз.

5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В связи с этим право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Таким образом, право хозяйственного ведения возникает у предприятия на движимое имущество с момента передачи вещи, а на недвижимое имущество — с момента государственной регистрации этого права.Ю.М.Лермонтов Минфин России 28.07.2010

Бремя содержания имущества, переданного в хозяйственное ведение

Ситуация: есть здание, собственником одной части которого является физическое лицо, вторая находится в муниципальной собственности и передана на праве хозяйственного ведения МУПу.

Возникла необходимость ремонта общего имущества — кровли.

МУП финансировать ремонт отказался и «перевел стрелки» на муниципалитет. После длительной переписки с муниципалами те согласились выделить бюджетные деньги на софинансирование ремонта, составили сметы, но физика не устроила цена ремонта. В результате он по своей инициативе заключил договор со строительной организацией и самостоятельно оплатил ремонт.
В результате он по своей инициативе заключил договор со строительной организацией и самостоятельно оплатил ремонт.

Сейчас нужно инициировать иск о взыскании расходов на ремонт общего имущества, но уперлись в следующую проблему: МУП, в хозяйственном ведении которого находится часть здания, не очень хорошо себя чувствует финансово, к моменту окончания судебного разбирательства может приказать долго жить.

Поэтому есть желание привлечь в качестве ответчика муниципалитет. И вот тут возникает непонимание. Вся арбитражная практика, с которой удалось ознакомиться, однозначно сводится к тому, что надлежащий ответчик – унитарное предприятие, именно на нем лежит бремя содержания имущества.

В то же время внятной мотивировки со ссылкой на соответствующие нормы права, нигде не нашел. Есть ст. 210 ГК РФ:

«Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором»

. То есть ситуация, в которой бремя содержания снимается с собственника и возлагается на другое лицо, должна быть прямо предусмотрена в законе или договоре.

В нашем случае договор о передаче имущества в хозяйственное ведение не заключался, передача производилась на основании распоряжения муниципалитета.

В законе прямые указания на то, что бремя лежит именно на унитарном предприятии, отсутствуют. Ст. 249 ГК:

«Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению»

. МУП участником долевой собственности быть не может, потому что «участник долевой собственности» в данном случае = «собственник», иного толкования с учетом ч.

1 ст. 245 ГК я себе не представляю.

Можно, конечно, зацепиться за 295 ГК, по которой собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества – дескать только контролем его полномочия и ограничиваются. Но эта статья регулирует именно объем прав собственника, но не ограничение его обязанностей, к которым относится и бремя содержания.

Буду благодарен за любые соображения по вопросу о том, может ли муниципалитет выступать надлежащим ответчиком в рассматриваемом случае.

Право хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения владеть, пользоваться и распоряжаться эти имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает два основания возникновения права хозяйственного ведения. Первое — закрепление собственником имущества за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.

Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публичного образования. Право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества, а в отношении объектов недвижимого имущества — с момента государственной регистрации.

Таким образом, для государственной регистрации права хозяйственного ведения необходимо представить в регистрирующий орган: — акт государственного или муниципального органа о закреплении конкретного имущества за соответствующим предприятием; — акт приема- передачи этого имущества. Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое имущество является документальное подтверждение наличия права государственной собственности.

Таким документальным подтверждением может послужить выписка из реестра государственной или муниципальной собственности. Если право государственной (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г (т.е. до введения в действие Закона о регистрации), оно является юридически действительным и не требует государственной регистрации.

В том случае, если право возникло после указанной даты, оно подлежит обязательной регистрации.

Российская Федерация, Субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут распорядиться таким имуществом (в том числе передать его в хозяйственное ведение только после государственной регистрации права. Вторым основанием возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со ст.

299 ГК РФ является самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием или учреждением. Такое имущество автоматически становится государственной собственностью и поступает в хозяйственное ведение соответствующего юридического лица. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

(п.2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации) В соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию права хозяйственного введения взимается государственная пошлина в размере 22000 рублей.

Советы юристов:

1.

Пожалуйста Может ли городское поселение, входящее в состав муниципального района, являясь собственником имущества передать это имущестов на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию, если Учредителем МУПа является муниципальный район?

1.1. Ника! Всё зависит от содержания учредительных документов участвующих в сделке юридических лиц. Или сами их изучайте, или обратитесь за помощью к юристу.

Поверхностные ответы на Ваш вопрос — гадание на кофейной гуще! 2. На праве хозяйственного ведения владеем муниципальным нежилым помещением, хотим сдать его в аренду. Провели оценку рыночной стоимости силами предприятия.

В уставе предприятия указано только, что права собственника нашего имущества осуществляет муниципальное образование. Необходимо ли нам согласовывать полученную по итогам оценки стоимость аренды с муниципальным образованием и где-то в законодательстве это согласование закреплено? 2.1. Добрый день! Недвижимое имущество государственного или муниципального учреждения передается в аренду по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных ст.

17.1 Закона о защите конкуренции.

Если торги не проведены, договор может быть признан недействительным, а должностное лицо, принявшее решение о сдаче имущества в аренду, понесет административную ответственность. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. ст. 295, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Таким образом, заключение договоров аренды в отношении имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, должно осуществляться по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, указанных в ст.

17.1 Закона N 135-ФЗ. 3. Глава муниципального образования издал постановление об изъятии излишнего, неиспользованного, а также используемого не по назначению имущества у муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Руководители предприятий, считая постановление неправомерным, обжаловали его в суд. 3.1. Раз предприятие муниципальное, то его создаёт и закрывает муниципалитет.

Есть устав каждого муниципального учреждения, в котором права и обязанности расписаны.

Прочитайте устав. 4. Администрация поселения является учредителем муниципального предприятия. Данному предприятию на праве хозяйственного ведения передано имущество теплового комплекса (котельные, теплотрассы), водоснабжения (скважины, водопроводные сети), водоотведения (КНС, сети).

Полномочия поселения по соглашению переданы на уровень муниципального района.

Каким образом строить отношения МП с администрацией района?, каким образом использовать имущество? 4.1. МП заключает договоры с администрацией района. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред.

от 29.07.2017)

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(с изм. и доп., вступ. В силу с 10.08.2017) «»Статья 14.

Вопросы местного значения городского, сельского поселения (в ред.

Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) (см. текст в предыдущей «редакции») «»1.

К вопросам местного значения городского поселения относятся: (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) (см. текст в предыдущей «редакции») 1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; (п.

1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ) (см. текст в предыдущей «редакции») 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; «»3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 5.

Комитет по управлению городским имуществом обратился в арбитражный суд с иском к унитарному предприятию о выселении из нежилого помещения в связи с его изъятием‘ В судебном заседании было установлено. Что помещение ИСПОЛЬЗУСТСЯ предприятием на ОСНОВЕ: устава. Право ХОЧЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ на него было передано ему городом в лице комитета по управлению имуществом при создании.

Имеется ли возможность изъятия имущества.

Находящегося у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения?

5.1. Да, имущество изъято, т.к. является собственностью города. Комитет выступает от имени города.

Город получит исполнительный лист на выселение и приставы принудительно проведут его, если унитарное предприятие не съедет. 6. Может ли МУП ЖКХ продать муниципальное имущество с согласия собственника переданное ему на праве хозяйственного ведения без торгов? И какие документы для продажи нужны?

6.1. Не может МУП ЖКХ продать муниципальное имущество с согласия собственника переданное ему на праве хозяйственного ведения без торгов. 6.2. Добрый день! Смотря о каком имуществе идёт речь, Если о недвижимости, то в соответствии с законом о приватизации муниципального имущества без торгов его продавать нельзя в любом случае.

6.3. Сергей, руководствуйтесь нормами права и Гражданским Кодексом: Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении 2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Нужно при этом иметь ввиду, что: Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

7. Мы выставили на продажу имущества которое нам принадлежит на праве хозяйственного ведения, и хотим отменить аукцион, как мы это должны сделать?

И какой документ нужно прикрепить для обоснования отмены аукциона? Или мы должны взять разрешения собственника об отмене. Кокой закон об этом говорит! 7.1.

Отчуждение имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения возможно по решению собственника.

Гражданский кодекс РФ регламентирует сущность вещных прав, в том числе и права хозяйственного ведения.

8. Вопрос: возможно ли приватизировать комнату в общежитии почты России. Согласно информации, содержащейся в Реестре федерального имущества, по данному адресу находится здание общежития, на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения ФГУП «Почта России». 8.1. Вопрос: возможно ли приватизировать комнату в общежитии почты России Невозможно, жилая пложщадь в общежитиях приватизации не подлежат Приватизация возможна только при передаче жилья в муниципальную собственность.

8.2. Распространенная практика, все помещения, предоставленные гражданам по договору соцнайма, могут быть приватизированы, в том числе и принадлежащие Почте России. Лично у меня было такое дело. 8.3. возможно ли приватизировать комнату в общежитии почты России.

Согласно информации, содержащейся в Реестре федерального имущества, по данному адресу находится здание общежития, на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения ФГУП «Почта России». нет. это ведомственное имущество. 9. Будет ли отвечать государство по долгам: 1-предприятия на праве хозяйственного ведения, 2-казенного предприятия,3-учреждения?

Будет ли отвечать администрация области по долгам муниципального образования? Каким имуществом будет отвечать государство за незаконные действия своих органов и должностных лиц? 9.1. Полагаю, что решение задач для студентов-двоечников должно осуществляться исключительно на платной основе.

Либо обращайтесь за услугой репетиторства.

10. У нас на совете были вынесены такие вопросы, на которые мы не можем самостоятельно ответить, помогите!

Будет ли отвечать государство по долгам: 1-предприятия на праве хозяйственного ведения, 2-казенного предприятия,3-учреждения?

Будет ли отвечать администрация области по долгам муниципального образования? Каким имуществом будет отвечать государство за незаконные действия своих органов и должностных лиц? 10.1. Здравствуйте! Что за совет?

Предполагаю, что ответы на ваши вопросы требуют серьезной подготовки и выходят за рамки бесплатной консультации.

10.2. Полагаю, что решение задач для студентов-двоечников должно осуществляться исключительно на платной основе. Либо обращайтесь за услугой репетиторства.

11. Предприятию ГУП, было передано имущество на праве хозяйственного ведения, но оно НЕ ВСЕ имущество поставило на баланс.

Вопрос об ответственности ГУПа? 11.1. Здравствуйте!Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена в ст.

15.15.6 КоАП РФ. Согласно данной статье непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ,либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. 11.2. Ответственность за недостоверную отчетность указана в решении учредителя о создании предприятия и в акте о передаче вам имущества.

11.3. Вопрос об отвественности решает вышестоящая организация власти 12.

Создание унитарного предприятия с 100% учредителем, на правах хозяйственного ведения; основной вид деятельности сдача недвижимого имущества в аренду. Какой вид налогообложения можно применить. В штате 20 работников. 12.1. Выбирайте какой Вам удобно усно лучше 13.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения русская баня учредила другое унитарное предприятие хоз ведения путем передачи ему части своего имущества.

Правомерно ли такое действие унитарного предприяти? 13.1. задачи решаем платно. 14.

Предприятие является муниципальным на праве хозяйственного ведения. Учредитель Комитет по управлению имуществом муниципального района.

Кто разрабатывает учредительные документы, положение о заработной плате, премировании и вознаграждении работников предприятия?

С кем вышеперечисленные документы согласовываются? 14.1. Разрабатываются предприятием, согласовываются — с учредителем, Любовь Петровна.

Доброго дня. 15. Может ли муниципальное унитарное предприятие сдать часть недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения в аренду другому муниципальному унитарному предприятию без проведения конкурсов или аукционов?

Аукцион на данное имущество был проведен и признан несостоявшимся в виду отсутствия заявок. Если может, то какими законодательными актами следует руководствоваться?

Спасибо. 15.1. Здравствуйте. Этого оно сделать не может.

Поделиться в соцсетях: вконтакте facebook одноклассники telegram whatsapp Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет Бесплатный многоканальный телефон Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2019 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.