Великобритания национальное государственное устройство

Великобритания национальное государственное устройство

Палата лордов


Основная статья: Раньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой «смесь» наследственных членов, епископов и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето — отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания). Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники.

По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на .

Похожие главы из других книг

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г 28. Система государственных органов Великобритании Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой Из книги Иностранное конституционное право (Под ред.

проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович Конституция Великобритании Британский конституционализм представляет собой весьма своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, англо-саксонская правовая система, монархическая форма правления — все это делает Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна Административно-территориальное устройство земель и местные органы В основном законе ФРГ нет специального раздела, регулирующего вопросы административно-территориального деления субъектов федерации.

По смыслу основного закона в землях существуют округа и общины, в Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна Политико-административное устройство. Территориальное самоуправление и органы правительственной администрации В 1990 году в Польше была проведена реформа организации власти на местах, воссоздавшая довоенную систему местного самоуправления.

Это нашло отражение в Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В Территориальное устройство Болгарии, местное самоуправление и управление Болгария является унитарным государством. Согласно п. 1 ст. 2 конституции не допускаются автономные территориальные образования.Возвращение к принципу разделения властей и отказ от Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич 10.

Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты) В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа:Ранний период (IX–VI вв.

до н. э.) – связан со временем возникновения древнегреческой Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья 5. Государственный строй древнерусского государства.

Территориальное устройство киевской Руси.

Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен 41.

Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в В 1708–1719 гг. была проведена реформа, совершенно изменившая систему местного управления. В конце 1708 г. Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ) Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, то здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов.

Это стало основополагающим фактором высокой эффективности Из книги автора 36.

Общая характеристика конституции Великобритании Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые Из книги автора 39. Система государственных органов Великобритании Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными Из книги автора Из книги автора 69.

Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление Китай – унитарное государство, построенное на централизованных началах.Существует три уровня системы административно-территориального Из книги автора Особенности исполнения наказаний в Великобритании В Великобритании действуют меры наказания, не связанные с лишением свободы (отсрочка приговора, пробация, предоставление услуг обществу), а также современная пенитенциарная система.Отсрочка приговора – институт, Из книги автора Из книги автора 5.2 Политико-территориальная организация (государственное устройство) В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными

Государственное устройство. Великобритания — унитарное государство

43 Великобритания — унитарное государство.

Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление этих 4 стран различно. В Англии и Уэльсе — это графства (с населением свыше 1 млн.

человек), которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области.

Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует. В стране действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права (наиболее важные среди них — Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

По форме правления Великобритания — конституционная парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства Королева (Король).

Формально ей принадлежат достаточно обширные полномочия: она назначает Премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созывает и распускает Парламент, может наложить вето на законопроект, принятый Парламентом.

Королева обычно открывает сессии Парламента, выступая с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Она является главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, имеет право помилования. Однако на деле практически все принадлежащие ей полномочия осуществляются членами правительства.

Они подписывают акты, издаваемые Королевой, и несут за них ответственность. Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Срок его полномочий по Закону о Парламенте 1911 г.

не может превышать 5 лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. В ее составе 650 депутатов. Палата лордов не избирается, право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек (наследственных и пожизненных пэров, лордов-судей по апелляциям и «духовных лордов» — двух архиепископов и 24 епископа англиканской церкви — высшей апелляционной судебной инстанции).

В октябре 1999 г. Палата лордов проголосовала за отмену института наследственных пэров.

В результате верхнюю палату должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов. Депутаты создают различные комитеты, которые рассматривают вопросы, имеющие серьезное общественное значение. Среди наиболее важных функций Парламента — принятие законов и контроль за деятельностью правительства.

Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем — в Палате лордов.

Законопроект проходит 3 чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля.

Во втором чтении законопроект рассматривается в целом, и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля.

В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом, и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный Палатой общин, направляется в Палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через 1 месяц с момента поступления в верхнюю палату, иначе билль подписывается Королевой без одобрения Палаты лордов.

Не финансовые билли отсылаются на подпись Королеве после одобрения их верхней палатой.

Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах.

Депутаты направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.
В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин.

По его совету Королева назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет».

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует в законотворческой деятельности. Он издает различные акты в соответствии с полномочиями, делегированными ему Парламентом, создавая таким образом делегированное законодательство.

Правительство ответственно перед нижней палатой Парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку.

В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией.

В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере.

В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса.

На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г.

Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе рудиментарная (ассамблея является лишь совещательным органом). На острове Мэн (находится в Ирландском море) также существует свой собственный, старейший в мире парламент — Тинвальд (Тynwald), состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат.

Верхняя палата (Законодательный совет) включает епископа, генерального атторнея, местных судей и 7 членов, избираемых нижней палатой. Последняя состоит из 24 депутатов, избираемых на 5 лет.

Парламент принимает законы, требующие одобрения Королевы в Совете. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г.

На островах Джерси и Гернси (у побережья Франции) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (именуемыми Штатами), исполнительная — комитетами, утверждаемыми ассамблеями. Правовая система Общая характеристика В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии.

Известными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии.

Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т.е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты — законодательные акты британского Парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства.

В свою очередь в системе судебных прецедентов различаются нормы общего права, которое начало формироваться еще в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования, и нормы так называемого права справедливости, складывавшегося из решений Суда канцлера, который существовал с XV в. до судебной реформы 1873-1875 гг.

В результате этой реформы произошло формальное слияние права справедливости с общим правом, однако и поныне оно в существенной мере продолжает регулировать институты доверительной собственности, возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательств, и другие институты гражданского права.

Входе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, нередко противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т.п.

Важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII в.

в «Ежегодниках», а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. издаются «Судебные отчеты», где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях.

Наряду с этим публикуются «Еженедельные судебные отчеты», «Все английские судебные отчеты», «Судебные отчеты по Северной Ирландии» и другие издания частного характера. Долгое время именно прецеденты служили основным регулятором правовых отношений.

Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в.

постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях. Английская буржуазная революция XVII в., завершившаяся компромиссом между буржуазией и «новым дворянством», с одной стороны, и крупными землевладельцами-феодалами — с другой, не изменила взаимоотношений между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими свое значение и по настоящее время. Среди них Хабеас корпус акт 1679 г.

и Билль о правах 1689 г., в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся и к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. В последовавшую за английской революцией эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов договоров, деятельности компаний, банков и т.п. Лишь начиная с 30-х гг. XIX в.

английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям во многих его важнейших отраслях. На протяжении нескольких десятилетий были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права.

При издании такого рода актов не ставилась задача кодификации целых отраслей права: они вбирали в себя (в упорядоченном виде) нормы отдельных правовых институтов, прежде рассыпанные в многочисленных законодательных актах, а нередко и сформулированные в нормах прецедентного права. В результате к концу XIX началу XX в.

В результате к концу XIX началу XX в. законодательным регулированием, главным образом с помощью консолидированных актов, было охвачено большинство отраслей английского права.

Среди такого рода актов — законы о семейных отношениях 1857 г., о партнерстве 1890 г., о продаже товаров 1893 г.

В результате законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Однако возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости (например, некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушения обязательств и другие гражданские правонарушения).

А главное, в силу исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, поскольку те истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки. На протяжении XX в. среди источников английского права существенно возрастает и роль делегированного законодательства, особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства.

Высшей его формой считается «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени Королевы и Тайного совета.

Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию Парламента.

За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии (одновременно аналогичная комиссия была учреждена и для Шотландии), которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем чтобы в перспективе

«провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации»

. Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и внесение соответствующих предложений.

В результате ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью. 43 Читайте также:Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Вы можете самостоятельно управлять стрессом!

Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.

Государственное устройство и политическая система Великобритании

В состав Великобритании входят 4 историко-географические области (исторические провинции) — Англия, Уэльс, и Северная Ирландия (Ольстер) — часть — 6 северо-восточных графств (по Договору 1921 включена в состав Великобритании на правах автономии). В административном отношении Великобритания делится на графства, округа и города.

В состав Великобритании входят самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова, а также 15 зависимых территорий.

В ведении органов местной власти находятся жилищное строительство, образование, социальное обеспечение, полиция и пожарная служба.

Они финансируются за счёт средств, полученных от взимания муниципальных налогов, местных налогов и дотаций центрального правительства. Высший орган законодательной власти — парламент.

Он состоит из палаты лордов и палаты общин.

Парламент занимается законотворческой деятельностью. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами.

Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию.

На практике это является чистой формальностью. В условиях отсутствия письменной Конституции как единого документа и по положению «парламентского суверенитета» парламент может отменить акты конституционного значения. Большую роль в подготовке законопроектов играют парламентские комитеты.

Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчитывает 659 членов — по 1 представителю от каждого из 659 избирательных округов.

Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

Право голоса имеют все граждане Великобритании, а также других стран Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и постоянно проживающие в Великобритании. С 1945 на общих выборах 8 раз победила Консервативная партия, 8 — Лейбористская.

В результате всеобщих парламентских выборов в июне 2001 большинство в палате общин, как и на предыдущих выборах 1997, получила Лейбористская партия — 412 мест (40,7% полученных голосов).

У консерваторов — 166 мест (31,7%), у либеральных демократов — 52 (18,3%), у Шотландской национальной партии — 5 (1,8%), Плайд Кимру — 4 (0,75%), Ольстерской юнионистской партии — 6 (0,8%), Демократической юнионистской партии — 5 (0,7%), Шин Фейн — 4 (0,7%), у прочих — 4 (0,8%). Верхняя палата — палата лордов — состоит из наследственных и пожизненных пэров (получивших звание за заслуги перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда.

Парламентскими актами 1911 и 1949 права палаты лордов были существенно ограничены. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, представленные палатой общин.

С 1949 за палатой лордов сохранилось лишь право отлагательного вето — краткосрочной отсрочки принятых палатой общин законопроектов. Билли финансового характера, относящиеся к налогообложению и государственным расходам, принимаются палатой лордов в том виде, в каком они представляются палатой общин.

В 1999 был принят Закон о палате лордов, в соответствии с которым число наследственных пэров было уменьшено с более чем 750 до 92. Предполагается полностью упразднить институт наследственных пэров. В 2001 была опубликована Белая книга, предусматривающая, что большая часть пожизненных пэров будет назначаться независимой межпартийной комиссией и по рекомендации политических партий пропорционально численности фракций в палате общин.

120 членов палаты лордов будут избираться.

Глава исполнительной власти — монарх. Глава правительства — премьер-министр.

Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство или наибольшее число мест в парламенте (с 1997 — лейборист Тони Блэр). Правительство состоит из членов кабинета (около 20), министров, не входящих в кабинет, и младших министров (как правило, парламентских заместителей министров).

Большинство министров являются членами палаты общин. В распоряжении премьер-министра — аппарат государственных служащих.

Партийная система включает следующие партии: Консервативная партия — организационно оформилась в 1867, насчитывает около 300 тыс. членов, лидер — Иан Данкан Смит. После 2-й мировой войны находилась у власти в 1951—64, 1970—74, 1979—97.

Лейбористская партия образована в 1890, объединяет коллективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов, насчитывает 260 тыс. чел., лидер Тони Блэр. После 2-й мировой войны у власти в 1945—51, 1964—70, 1974—79. Является правящей партией с 1997.

Либерально-демократическая партиясформирована в 1988 путём слияния Либеральной и Социал-демократической партий, насчитывает около 82 тыс. членов, лидер — Чарльз Кеннеди. В парламенте представлены также национальные партии: Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925, лидер И.Вик Джонс); Шотландская национальная партия (основана в 1937, лидер Джон Суинни); Ольстерская Юнионистская партия (основана в нач.

20 в., лидер Дэвид Тримбл); Демократическая юнионистская партия (основана в 1971, лидер Иан Пейсли); Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии (основана в 1970, лидер Марк Деркен), Шин Фейн — политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА, образована в кон. 1-й мировой войны, лидер Джерри Адамс), партия отказалась занять свои места в палате общин. Взаимодействие власти и бизнеса осуществляется прежде всего через союзы предпринимателей.

В 2001 в стране насчитывалось 192 организации деловых кругов. Наиболее влиятельная из них — Конфедерация британской промышленности (КБП).

Выражает интересы около 200 тыс.фирм — от крупнейших ТНК до мелких компаний.

В них занято 7,5 млн чел. В КБП входят большинство предпринимательских союзов и ассоциаций деловых кругов. Важнейшая задача КБП — содействие созданию экономического климата, благоприятного для деятельности британского бизнеса, повышения его конкурентоспособности.

Комитеты и эксперты КБП разрабатывают рекомендации для правительства, участвуют в подготовке законопроектов бюджета, в формировании внешнеэкономической политики. Среди других крупных предпринимательских организаций — Ассоциация британских торговых палат.

Она оказывает услуги более чем 135 тыс. компаний, помогает в обучении персонала, в продвижении товаров британских фирм на внешний рынок, в доступе к необходимой для бизнеса информации. Институт директоров, насчитывающий около 53 тыс.

членов, консультирует директоров компаний по таким проблемам, как корпоративное управление, неплатёжеспособность и банкротства, подготовка кадров.

Институт директоров представляет интересы своих членов перед властями в Великобритании и ЕС. Федерация малого бизнеса выражает интересы 160 тыс.

малых фирм и самостоятельных хозяев и предоставляет им информацию по вопросам , занятости, безопасности, . Особенностью британского рабочего движения всегда была высокая доля организованных в профсоюзы наёмных работников. Профсоюзы обрели довольно сильные позиции как в отношениях с работодателями, так и в общественно-политической жизни страны в целом.

Профсоюзы обрели довольно сильные позиции как в отношениях с работодателями, так и в общественно-политической жизни страны в целом.

В 1979 в стране насчитывалось 362 профсоюза, которые охватывали 54—55% всех лиц наёмного труда.

С помощью жёстких антипрофсоюзных законов консерваторам удалось добиться существенного ограничения прав и размаха деятельности профсоюзов. В результате уменьшилось число профсоюзов — 206 в 2001, снизилось число членов тред-юнионов — с 13,1 млн в 1979 до 7,3 млн в 2001, или 27% от числа лиц наёмного труда.

Крупнейшее профсоюзное объединение — Британский конгресс тред-юнионов (БКТ) — создан в 1868. В него входят 74 профсоюза, 6,7 млн членов.

На ежегодных съездах БКТ обсуждаются наиболее важные проблемы социально-экономического развития страны. БКТ традиционно поддерживает и финансирует Лейбористскую партию.

После прихода к власти лейбористы объявили о намерении несколько смягчить законодательство, регламентирующее деятельность тред-юнионов. Особенностью британского профсоюзного движения является существование широко разветвлённой сети цеховых старост (шоп-стюартов), избираемых непосредственно на месте их работы.

Главная функция — повседневная защита рабочих и служащих в отношениях с администрацией, урегулирование трудовых конфликтов.

В 2002/03 финансовом году военные расходы составили 24,2 млрд ф.

ст., в 2003/04 финансовом году — 25,4 млрд. В 2002 они равнялись 2,32% ВВП.

В 2001 численность Вооружённых сил составляла: флот 42,9 тыс., сухопутная армия 114,0 тыс., ВВС 54,0 тыс., регулярные резервы 234,7 тыс., волонтёры 47,3 тыс. В Вооружённых силах было занято 111,7 тыс.

гражданских лиц. Великобритания — ядерная держава. В 2002 на вооружении находились 4 подводные лодки, оснащённые 48 баллистическими ракетами «Трайдент-П».

Великобритания поддерживает ядерный арсенал приблизительно из 185 боеголовоколо Велика её роль в наращивании потенциала сил быстрого реагирования НАТО.

Великобритания выступает за укрепление европейской опоры этой организации. Британские военные контингенты размещены на , в , , Демократической Республике , , Косово. Во внутренней политике ключ к пониманию многих особенностей современного социально-политического устройства британского общества дают такие черты его развития, как эволюционность, «традиционализм» и сравнительная стабильность политических институтов.

На протяжении столетий политическую культуру отличали умеренность и органическое вплетение новых элементов в существующие структуры, сочетание и слияние традиционных и современных ценностей, постепенное овладение правящей элитой навыками и умениями «согласования интересов» в рамках демократических институтов.

Стабильность британского общества всегда покоилась на консенсусе относительно его основополагающих целей и путей их достижения. Характерная черта развитого гражданского общества в этой стране — законопослушность граждан.

Значение терпимой политической культуры особенно важно в условиях отсутствия писаной Конституции.

С 1924 у власти попеременно находятся Консервативная и Лейбористская партии. С нач. 1970-х гг. значительную поддержку стали получать «третьи» партии, прежде всего Либерально-демократическая (до 1988 — Либеральная) и Шотландские националисты.

В 1979 к власти пришли неоконсерваторы во главе с М.Тэтчер. Среди ценностных ориентаций неоконсерватизма особое место принадлежало индивидуализму, или антиколлективизму. Усилились авторитарные тенденции в государственном управлении; возросла роль исполнительной власти в институтах представительства интересов.

Одновременно важнейшим направлением политики тори явилось преобразование системы государственных социальных услуг, или «государства благосостояния»: произошло частичное разгосударствление системы здравоохранения; консерваторы осуществили ряд мер, направленных на реализацию принципа свободы выбора в школьном образовании и поощрение различных видов частного страхования.

Победившие на выборах в 1997 и 2001 лейбористы осуществляют программу реформ, призванных существенно обновить политическую систему страны. Прежде всего, они приступили к реализации конституционной реформы. Одно из важнейших направлений этой реформы — деволюция (децентрализация) власти.

В течение многих веков Великобритания представляла собой , все основные вопросы решались в Лондоне. Однако в последние годы ситуация изменилась. В 1998 избирается Ассамблея Северной Ирландии, а в 1999 — Национальная Ассамблея Уэльса и парламент Шотландии.

Им передаётся ряд важных функций социально-экономического характера. Тогда же получает развитие региональная автономия в самой Англии.

В компетенции центральных властей остались только внешняя политика, вопросы безопасности и сбор налогов.

Децентрализация управления страной происходит в условиях, когда региональные власти всё более активно вовлекаются в политическую систему ЕС.

Другими направлениями реформы стал отказ от наследственного принципа формирования палаты лордов и от однозначно мажоритарного характера избирательной системы страны. Через парламент проведены Билль о правах, делающий принятые мировым сообществом правовые акты частью британского законодательства, Акт о свободе информации.

Конституционная реформа осуществляется в рамках концепции «третьего пути» как концепции внутреннего развития Великобритании. Если первый путь — это основанный на принципах индивидуализма неолиберализм и его британский вариант — тэтчеризм, а второй — традиционный, на огосударствление социализм и социал-демократизм, то третий путь — это движение к справедливому, базирующемуся на общечеловеческих ценностях общественному устройству.

Правительство стремится развивать различные формы участия населения и его отдельных групп в решении социальных, экономических и политических вопросов развития общества.

В центре внутриполитической жизни страны находятся также вопросы модернизации систем здравоохранения, образования, общественного транспорта.

Неудовлетворённость британцев состоянием этих сфер экономики стала причиной значительного поражения лейбористов на местных выборах в мае 2003. Широко обсуждаются проблемы, связанные с присоединением Великобритании к зоне евро.

Лейбористское руководство высказывается за вступление страны в ЭВС в случае положительного исхода референдума по этому вопросу. Недовольство в стране вызвало решение правительства об участии Великобритании в войне в . Особое место во внутриполитической жизни страны занимает мирное урегулирование в Ольстере.

Несмотря на попытки Лондона разрешить межобщинные разногласия в Северной Ирландии, кровавые столкновения между экстремистски настроенными представителями и протестантского населения избежать не удалось. Политическая автономия Северной Ирландии, учреждённая мирным соглашением 1998, прекратила своё существование в октябре 2002 главным образом из-за нежелания ИРА разоружиться. Во внешней политике в нач. 21 в.

Великобритания, бесспорно, входит в пятёрку ведущих развитых стран наряду с , , и . Более того, перед двумя последними она, как одна из стран — победительниц во 2-й мировой войне, имеет некоторые преимущества.

Великобритания — ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. С нач. 1970-х гг. она вместе с Францией и играет руководящую роль в ЕС, хотя её политическое влияние в этой организации меньше, и одновременно сохраняет, хотя и в урезанном виде, «особые отношения» с США.

В. до сих пор претендует на роль посредника в отношениях между Старым и Новым Светом. Великобритания обладает самой обширной после США «хозяйственной империей» за рубежом, возглавляет Содружество. Вместе с тем на протяжении последних десятилетий происходило ослабление позиций Великобритании в и политике, в системе международных отношений.

В 1950—70-х гг. окончательно распалась британская колониальная империя. Великобритании пришлось отказаться от старой доктрины, согласно которой она способна успешно совмещать 3 роли: лидера Западной Европы, главы Содружества и привилегированного партнёра США. Присоединение Великобритании к ЕС в 1973 стало поворотным моментом в процессе перемещения в центра тяжести всего комплекса позиций этой страны за рубежом.

Присоединение Великобритании к ЕС в 1973 стало поворотным моментом в процессе перемещения в центра тяжести всего комплекса позиций этой страны за рубежом.

Великобритания стала выступать составной частью западноевропейского центра. В то же время она продолжает занимать особую позицию по многим принципиальным вопросам развития ЕС. Своеобразие позиций Великобритании отражает специфику национальной политической культуры, правового мышления, традиций внешнеполитической стратегии, столетиями сохранявших определённую дистанцию между «островным государством» и континентальной .

Кроме того, ставка на европейскую интеграцию сочетается с сохраняющимися особыми отношениями Великобритании с США, которые во многом определяются общностью языка, близостью традиций, культуры. Пришедшее к власти в мае 1997 лейбористское правительство подчёркивает ключевую роль стран-наций в современной Европе и отметает федералистские идеалы интеграции.

Во всех сферах политики ЕС оно ставит во главу угла принцип субсидиарности и поддерживает принцип чёткого разграничения трёх опор ЕС.

Признавая необходимость большей гибкости в рамках ЕС, лейбористы выступают за сохранение принципа единогласия и утверждения совместных акций в рамках сотрудничества. Правительство подчёркивает ключевую роль НАТО в обеспечении обороны Западной Европы. Великобритания выделила крупный контингент войск в состав европейских сил быстрого реагирования.

Во 2-й пол. 1990-х — нач. 2000-х гг.

существенно окрепли англо-американские связи. Общие подходы и совпадающие интересы преобладали в международных делах и в области безопасности.

Это проявилось в ходе косовского конфликта и особенно во время войны в Ираке в марте—апреле 2003, когда Лондон наиболее последовательно поддержал позицию .

После теракта 11 сентября 2001 в Нью-Йорке основная активность правительства в сфере внешней политики и политики безопасности была переключена на борьбу с терроризмом и поддержку этой борьбы странами Содружества. В отношениях с РФ правительство Т.Блэра придерживалось линии на конструктивное взаимодействие.

Используя свои особые отношения с США и членство в ЕС, Великобритания стремилась занять роль некоего связующего звена между Западом и Россией. Отношения между двумя странами были омрачены позицией Великобритания по вопросу о роли ООН в регулировании иракского кризиса. Великобритания имеет дипломатические отношения с РФ; установлены с СССР 2 февраля 1924.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Великобритания

Архитектура и изобразительное искусство.

Лит.: Виппер Б. Р. Английское искусство.

Краткий исторический очерк. М., 1945; Cursiter S. Scottish art to the close of the nineteenth century. L., 1949; The Oxford history of English art. Oxf., 1949–1978. Vol. 1–11; Иконников А. В. Современная архитектура Англии. Л., 1958; Baker J. English stained glass. L., 1960; Taylor H., Taylor J. Anglo-Saxon architecture. Camb., 1965–1978.
Anglo-Saxon architecture. Camb., 1965–1978.

Vol. 1–3; Willis R. The architectural history of some English cathedrals. Newport Pagnell, 1972–1973. Vol. 1–2; Caw J. L. Scottish painting past and present, 1620–1908.

Bath, 1975; Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве.

М., 1975; Pride G. Glossary of Scottish building. Glasgow, 1977; The century of change: British painting since 1900.

Oxf., 1977; Painters in Scotland, 1301–1700. A biographical dictionary. Edinburgh, 1978; Dunbar J.

G. The architecture of Scotland. L., 1978; Kidson P., Murray P., Thompson P. A history of English architecture.

Harmondsworth, 1979; Wilson S. British art: from Holbein to the present day.

L., 1979; Bony J. The English decorated style. Oxf., 1979; Morris R. Cathedrals and abbeys of England and Wales.

L., 1979; Contemporary British artists. L., 1979; Garner P. Twentieth-century furniture. Oxf., 1980; Fernie E. The architecture of the Anglo-Saxons.

L., 1983; Farr D. English art, 1870–1940. Oxf., 1984; Rothenstein J. Modern English painters. L., 1984. Vol. 1–3; English Romanesque art, 1066– 1200.

(Cat.). L., 1984; Clifton-Taylor A.

The pattern of English building.

L., 1987; Colchester L. S. Wells Cathedral.

L., 1987; British art in the 20th century.

(Cat.). L., 1987; Calloway S. Twentieth-century decoration. L., 1988; The Cambridge guide to the arts in Britain.

Camb., 1988– 1991. Vol. 1–9; Platt C.

The architecture of medieval Britain. L., 1990; Massey A. Interior design of the 20th century.

L., 1990; Spalding F. 20th century painters and sculptors.

Woodbridge, 1991; Thurley S. The royal palaces of Tudor England: architecture and court life, 1460–1547.

New Haven; L., 1993; Coldstream N.

The Decorated Style: architecture and ornament 1240–1360. L., 1994; Gent L. Albion’s classicism: the visual arts in England, 1550–1650.

New Haven; L., 1995; Worsley G. Classical architecture in Britain: the Heroic Age.

New Haven, 1995; Bailey R. N. England’s earliest sculptors.

Toronto, 1996; Ayres J. Building the Georgian city.

New Haven, 1998; The Georgian country house: architecture, landscape and society. Stroud, 1998; Nilson B. Cathedral shrines of Medieval England.

Woodbridge, 1998; Fernie E. The architecture of Norman England.

Oxf., 2000; Tickner L. Modern life & modern subjects: British art in the early twentieth century.

L., 2000; Llewellyn N. Funeral monuments in Post-Reformation England. N.Y., 2000; Coulson C. L. H. Castles in Medieval society: fortresses in England, France, and Ireland in the Central Middle Ages. Oxf., 2003; Cheetham F. W. Alabaster images of Medieval England.

Woodbridge, 2003; Gothic: Art for England 1400–1547.

L., 2003; Binski P. Becket’s crown: art and imagination in Gothic England, 1170–1300. New Haven, 2004; Sculpture and the pursuit of a modern ideal in Britain, c. 1880–1930. Aldershot, 2004; Певзнер Н.

Английское в английском искусстве.

СПб., 2004; Cheetham F. W. English Medieval alabasters.

Woodbridge, 2005; Draper P. The formation of English Gothic: architecture and identity. New Haven; L., 2006; McConkey K. The New English: a history of the New English Art Club.

L., 2006; Marks R. Late Gothic England: art and display.

Donington, 2007; Donald D. Picturing animals in Britain, 1750–1850. New Haven; L., 2007; Pragnell H. J. Architectural Britain: the Saxon period to the present day.

L., 2007; Голомшток И. Н. Английское искусство от Ганса Гольбейна до Дэмиена Хёрста: апология. М., 2008; Rosewell R. Medieval wall paintings in English & Welsh churches. Woodbridge; Rochester, 2008; Шестаков В.

П. История английского искусства: от Средних веков до наших дней.

М., 2010; Crinson M., Zimmerman C. Neo-avant-garde and postmodern: postwar architecture in Britain and beyond. New Haven; L., 2010; Stevens Curl J.

Georgian architecture in the British Isles, 1714–1830. Swindon, 2011; Pooke G. Contemporary British art: an introduction. L.; N.Y., 2011; British design from 1948: innovation in the modern age.

L., 2012; Grindrod J. Concretopia: a journey around the rebuilding of postwar Britain.

Brecon, 2013; Herbert M., Strang M., MacDonald F. Thinking is making: presence and absence in contemporary sculpture. L., 2013; Solkin D. H. Art in Britain 1660–1815.

New Haven, 2015; Rodger J. The hero building: an architecture of Scottish national identity. Burlington, 2015; Baxter N., Sinclair F.

Scotstyle: 100 years of Scottish architecture (1916–2015). Edinburgh, 2016; Hallett M., Llewellyn N., Myrone M.

Court, country, city: British art and architecture, 1660–1735. New Haven, 2016; Schama S. The face of Britain: a history of the nation through its portraits. N. Y., 2016.

Какое государственное устройство в Великобритании??

Великобритания состоит из 4 административно-политических частей: Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона) , Уэльса (8 графств) , Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов) .

Государство Соединенного Королевства является унитарным. В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти: от совета графства до советов приходов и сельских островных советов. В течение 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые.

По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному.

Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов.

Графства в свою очередь делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами.

В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г. , согласно которому создано 9 регионов, 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округа.

Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей.

Советы графств, округов и городских округов избираются на 4 года. Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги, социальные службы.

В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения и т.

д. Особый статус имеет столица Соединенного Королевства – Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном.

В настоящее время органами управления Большим Лондоном являются состоящая из 25 депутатов Ассамблея и Мэр, избираемые непосредственно населением столицы. Соединенному Королевству принадлежат также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части.

Островные территории — это принадлежащие Англии с феодальных времен остров Мен и острова пролива Ла-Манш. Они являются «коронными» владениями и подчиняются суверенитету Соединенного Королевства. Острова имеют собственные органы управления, но по вопросам обороны, внешних сношений и таможенного дела законы принимает английский парламент.

Зависимые территории — это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней.