Сроки рассмотрения вопросов в комиссии по трудовым спорам

Рассмотрение трудовых дел комиссией по трудовым спорам


Вы здесь Опубликовано 2006-03-26 04:26 пользователем HRTrud Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВС РФ N 2: «учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ)». Комиссия по трудовым спорам — это специализированный орган социального партнерства по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

«Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем» (статья 385 ТК РФ). Комиссия по рассмотрению трудовых споров (КТС) — это достаточно эффективный орган по рассмотрению трудовых споров в системе специализированных в данной области юрисдикционных органов, так как КТС — это постоянно действующий или временно образуемый орган, находящийся при организации, что очень важно, ведь на практике вследствие этого сокращаются сроки рассмотрения спора, более мобильно собираются доказательства.

Если одна из сторон не согласна с решением КТС или разногласие между сторонами не урегулировано, то следующим органом, в который переносится спор, становится суд. В соответствии с новой редакцией статьи 384 ТК РФ: «Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников». Обратите внимание! Теперь установлен четкий срок: работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Немаловажным представляется тот факт, что по решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы и в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений (статья 384 ТК РФ (Приложение N 7)).

В случае если одна из сторон спора не согласна с решением КТС структурного подразделения организации, то спор переходит на рассмотрение в суд, а не в КТС организации. «Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии» (статья 384 ТК РФ). На практике сформировались следующие категории индивидуальных трудовых споров, рассматриваемые в комиссиях по трудовым спорам: Споры по условиям труда; Споры об изменении обязательных (существенных) условий трудового договора; Споры, связанные с бригадной формой организации труда; Споры по вопросам заработной платы; Споры по вопросам премирования; Споры, связанные с удержанием из заработной платы; Споры об оплате труда в условиях, отклоненных от норм; Споры, касающиеся гарантийных и компенсационных выплат; Споры, касающиеся трудовой дисциплины; Споры о снятии дисциплинарных взысканий; Споры об отстранении от работы; Споры о внесении записей в трудовую книжку; Споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки; Споры, касающиеся рабочего времени и времени отдыха; Споры, касающиеся охраны жизни и здоровья работников. Исходя из смысла статьи 391 ТК РФ (Приложение N 7), в КТС не могут быть рассмотрены следующие категории индивидуальных трудовых споров, которые рассматриваются только в суде: — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; — об изменении даты и формулировки причины увольнения; — о переводе на другую работу; — об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; — о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами; — об отказе в приеме на работу; — лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; — лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Согласно статье 386 ТК РФ (Приложение N 7) работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в случае пропуска установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу, если признает причины пропуска срока уважительными. Бремя доказывания уважительности таких причин возлагается на работника. Если работник не доказал, что причины пропуска трехмесячного срока уважительны, то КТС отказывает работнику в рассмотрении спора, что не препятствует работнику обратиться в суд за защитой своего права.

О форме заявления, подаваемого на рассмотрение в КТС, в законе ничего не сказано, предполагается, что она должна быть письменной, заявление составляется в свободной форме с обязательным формулированием всех требований, предъявляемых к другой стороне. По аналогии со статьей 131 ГПК РФ (Приложение N 6) в заявлении можно указать: — адрес, куда подается заявление; — фамилию, имя, отчество заявителя; — место работы с обязательным указанием структурного подразделения; — профессия, должность заявителя; — в чем заключается нарушение права, кто, когда, при каких условиях нарушил право, лишил возможности исполнить соответствующую обязанность; — доказательства, подтверждающие нарушение права (доказательства, которые работник просит собрать КТС); — какое решение работник ждет от КТС. В соответствии со статьей 387 ТК РФ (Приложение N 7) заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

На практике поступающие в КТС заявления регистрируются в журнале учета заявлений, который содержит такие примерные графы: — дата принятия заявления, Ф. И.О. заявителя: — дата рассмотрения трудового спора; — суть вынесенного решения; — дата выдачи работнику копии решения КТС.

На практике, получив заявление, КТС собирается на предварительное заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся правомочности состава комиссии, не пропущен ли срок обращения за разрешением спора, кого стороны спора желают пригласить в качестве свидетелей, экспертов, назначается дата рассмотрения спора. КТС рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Этот срок императивный и продлению не подлежит. Председатель комиссии объявляет, какие свидетели, эксперты явились, если они были допрошены ранее, то КТС может вызвать их повторно.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. В качестве представителя может выступать представитель профсоюзного органа, адвокат либо другое уполномоченное работником лицо. Допускается рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя, но лишь по письменному заявлению работника.
Допускается рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя, но лишь по письменному заявлению работника. В случае если отсутствует такого рода заявление и работник или его представитель на заседание КТС не явились, то рассмотрение трудового спора, соответственно, откладывается.

При вторичной неявке КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока. КТС выслушивает заявителя, ему также могут быть заданы определенные вопросы.

«Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии» (статья 387 ТК РФ). Статья 388 ТК РФ регламентирует порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам: «Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются: Наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; Даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; Фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; Существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); Результаты голосования. Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения». По результатам рассмотрения спора КТС выносит мотивированное решение, в котором либо удовлетворяет требования заявителя, либо отказывает в их удовлетворении, указываются обязательства, возлагаемые на работодателя, в случае если решение вынесено не в его пользу.

Следует добавить, что решение КТС должно содержать ссылки на юридические нормы, должно быть конкретизированным, не допускать различного толкования, реквизиты решения КТС, названные в статье 388 ТК РФ (Приложение N 7), являются обязательными, в нем указываются результаты тайного голосования, если требования работника удовлетворяются, то какие действия должен совершить работодатель.

Многие вопросы организации и деятельности КТС, вопросы, касающиеся вынесения решений, законодательно не регламентированы.

В научной литературе высказываются мнения относительно принятия Трудового процессуального кодекса, но на сегодняшний день во многих этих вопросах можно ориентироваться на ГПК РФ (Приложение N 6), а именно на общий порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел. К протоколу заседания КТС участники могут делать свои замечания.

Решение КТС может быть обжаловано в течение десяти дней. Моментом отсчета является выдача копии решения КТС, которая выдается работнику в течение трех дней с момента рассмотрения спора. По истечении десяти дней, предусмотренных для обжалования, работодателю дается три дня на добровольное исполнение решения КТС.

Если работодатель добровольно не исполняет решение КТС, то КТС выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа, и тогда решение, принятое по трудовому спору, переходит в стадию исполнительного производства. Обратите внимание! Федеральным законом N 90-ФЗ (Приложение N 15) установлен срок действия такого исполнительного документа, как удостоверение комиссии по трудовым спорам.

«Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам.

В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд» (пункт 2 статьи 389 ТК РФ). Удостоверение КТС заверяется печатью и подписывается членами комиссии и председателем.

Далее удостоверение предъявляется работником в службу судебных приставов по месту нахождения организации-работодателя. Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве (Приложение N 21)) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока.

«На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок» (статья 389 ТК РФ). Следует отметить, что удостоверение как исполнительный документ должно соответствовать обязательным требованиям, установленным в статье 8 Закона об исполнительном производстве:

«наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ; Дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера; Дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; Наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса, фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы; Резолютивная часть судебного акта или акта другого органа; Дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа; Дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению»

.

Нарушение требований, предъявляемых к исполнительному документу, может повлечь за собой такое неблагоприятное последствие, как возвращение исполнительного документа в трехдневный срок со дня его поступления.

«В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения допущенных нарушений. В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю. Постановление о возвращении исполнительного документа может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок» (статья 10 Закона об исполнительном производстве).

Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. правовое регулирование. практика. документы А.А. Бондаренко Источник: СПС Консультант+ Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (КТС)

Вы здесь Опубликовано 2005-02-16 21:19 пользователем HRTrud Полномочия КТС по урегулированию трудовых споров определены законодательством.

В соответствии со ст. ст. 385, 391 ТК РФ КТС является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации, за исключением споров, которые непосредственно рассматриваются в суде, то есть отнесены к подведомственности районных (городских) судов и мировых судей.

Из данного в ст. 381 ТК РФ определения индивидуального трудового спора следует, что КТС может рассматривать неурегулированные между работником и работодателем разногласия по вопросам применения норм трудового права, в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда.

Из содержания ст. ст. 385, 391 ТК РФ напрашивается вывод о том, что КТС может рассматривать споры только лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Прекращение трудовых отношений влечет отнесение возникшего трудового спора к компетенции суда. Однако, если заявление подано работником до прекращения трудовых отношений, КТС обязана рассмотреть его по существу и дать правовую оценку, в частности, правам и обязанностям работника и работодателя, возникшим до прекращения трудовых отношений.

Однако, если заявление подано работником до прекращения трудовых отношений, КТС обязана рассмотреть его по существу и дать правовую оценку, в частности, правам и обязанностям работника и работодателя, возникшим до прекращения трудовых отношений.

Права работника после прекращения трудовых отношений могут быть восстановлены в судебном порядке, а также административным путем. Споры об установлении или изменении индивидуальных условий труда отнесены к компетенции КТС только в случае необходимости применения норм права.

При установлении новых или изменении существующих условий труда работника должны быть соблюдены общие принципы правовой регламентации, в частности, равенства перед законом, равной оплаты за труд равной ценности, недопустимости принудительного труда и т.

д. В связи с чем КТС по заявлению работника может проверить соблюдение работодателем этих принципов при установлении новых или изменении существующих условий его труда.

По соглашению между работником и работодателем КТС может рассматривать и другие заявления работников, при разрешении которых права работников корреспондируют обязанностям работодателя.

В частности, КТС может рассматривать заявление об установлении факта получения заработной платы работником в определенном размере, что влечет возникновение у работодателя соответствующих обязанностей. Однако КТС не имеет полномочий по разрешению заявлений, которые влекут за собой возникновение обязанностей не у работодателя, а у других лиц, например у страховщиков по выплате страховых платежей. Такие решения, исходя из принципа диспозитивности, могут быть признаны незаконными по заявлению лиц, права которых нарушаются в результате их вынесения.

Следовательно, КТС может выносить решения, которые влекут возникновение обязанностей исключительно у работодателя, а требовать выполнения этих обязанностей работник может за время нахождения с ним в трудовых отношениях. В соответствии с ч. 2 ст. 385 ТК РФ индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал возникшие разногласия при непосредственных переговорах с представителями работодателя.

Однако отсутствие данных о проведении таких переговоров не может служить законным основанием для отказа в принятии заявления работника КТС. В этом случае КТС может провести предварительное заседание либо поручить отдельным членам КТС, представляющим работников и работодателя, провести переговоры между представителями работника и работодателя по вопросу урегулирования возникших разногласий.

Отсутствие соглашения между работником и представителем работодателя по поводу урегулирования возникших между ними разногласий позволяет назначить дату их рассмотрения на заседании КТС. В соответствии с ч. 1 ст. 387 ТК РФ заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации в комиссии.

Следовательно, в КТС должен существовать журнал регистрации заявлений работников, в котором должны быть отражены даты поступления и рассмотрения заявления работников, а также результаты их разрешения, в частности, об отказе или полном либо частичном удовлетворении заявленных в КТС требований. В связи с этим в журнале следует указывать и существо заявленных работником в КТС требований.

В ч. 2 ст. 387 ТК РФ говорится о том, что КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Нарушение сроков рассмотрения заявлений в КТС не может влечь для работника неблагоприятных последствий.

В частности, нахождение заявления работника в КТС прерывает течение сроков обращения за судебной защитой. Данный срок исчисляется с момента вручения работнику копии решения КТС, а при отказе от его получения с момента извещения о результатах рассмотрения заявления КТС. Индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС с участием работника, подавшего заявление, или уполномоченного им лица.

Полномочия представителя работника в соответствии со ст. 53 ГПК РФ оформляются доверенностью, которая может быть заверена по месту работы или жительства работника, либо письменным заявлением работника в КТС. Специальные полномочия, в частности, на подписание заявления от имени работника, на заключение соглашения с работодателем, отказ от заявленных требований, на обжалование решения КТС, на предъявление решения КТС к исполнению и получению сумм должны быть оговорены в доверенности или письменном заявлении работника, поданном в КТС.

Работник либо его полномочный представитель должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте проведения заседания КТС по рассмотрению поданного заявления. Такое извещение должно быть сделано в письменной форме, например, работник может расписаться на своем заявлении, указав в нем назначенную дату и место проведения заседания КТС.

Рассмотрение спора в КТС в отсутствие работника или его полномочного представителя допускается лишь на основании его письменного заявления с просьбой рассмотреть заявление в его отсутствие.

В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС, если они не просили о рассмотрении заявления в отсутствие работника, рассмотрение спора откладывается. В случае повторной неявки работника или его представителя на заседание КТС при отсутствии заявления о рассмотрении заявления в отсутствие работника КТС вправе вынести решение о снятии заявления с рассмотрения. Снятие заявления с рассмотрения является правом, а не обязанностью КТС.

Решение о снятии заявления с рассмотрения КТС может быть принято, если работник либо его представитель надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения заявления. Решение КТС о снятии заявления работника с рассмотрения не препятствует новому обращению в КТС в пределах трехмесячного срока с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае если работник не был надлежащим образом извещен о времени и месте повторного проведения заседания КТС либо предъявил документы об уважительности причин отсутствия, решение КТС о снятии заявления с рассмотрения должно быть отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. В подобной ситуации КТС продолжает рассмотрение первоначально поданного работником заявления. В связи с чем срок подачи заявления исчисляется с момента его поступления в КТС.

КТС полномочна рассматривать заявления работника в случае присутствия на ее заседании не менее половины членов, представляющих работников и работодателей. При этом состав КТС должен состоять из равного количества лиц, представляющих работников и работодателей.

Заседание КТС по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, исходя из принципа процессуальной аналогии, закрепленного в ч.

4 ст. 1 ГПК РФ, должно проходить с применением норм гражданского процессуального законодательства. Заседание КТС ведет председательствующий на нем. Председательствующим на заседании КТС может быть председатель КТС, его заместитель, секретарь КТС либо другой член КТС. Заседание КТС состоит из нескольких частей.
Заседание КТС состоит из нескольких частей.

Подготовительная часть проводится для решения вопроса о возможности или невозможности рассмотрения заявления на данном заседании КТС. В назначенное время председательствующий открывает заседание КТС и сообщает, какое заявление подлежит рассмотрению.

После чего КТС проверяет явку участников процесса, других лиц, приглашенных на ее заседания для рассмотрения данного заявления, проверяет представленные по рассматриваемому заявлению документы. На основании явки в судебное заседание приглашенных лиц, предоставления истребованных документов КТС делает вывод о возможности или невозможности проведения заседания по рассмотрению заявления работника по существу. Основаниями для отложения разбирательства являются неявка надлежащим образом извещенных работника или его представителя, не просивших о рассмотрении заявления в их отсутствие, отсутствие необходимых для разрешения заявления истребованных документов.

Неявка представителей работодателя, а также непредставление им необходимых для рассмотрения заявления документов не должны признаваться законными основаниями для отложения разбирательства в КТС. В данном случае КТС должна рассматривать заявление по имеющимся документам, так как неявка представителей работодателя не может быть обусловлена уважительными причинами.

Подготовительная часть заседания КТС может быть закончена решением о рассмотрении заявления по существу. В этом случае свидетели, явившиеся для рассмотрения этого заявления, удаляются из зала заседания КТС.

При наличии законных оснований КТС вправе отложить рассмотрение заявления по существу. При отложении заседания комиссия вправе заслушать явившихся свидетелей с тем, чтобы в дальнейшем их не приглашать на заседание КТС. Об отложении заседания КТС делается отметка в протоколе, в котором явившиеся лица расписываются, поскольку в нем должны быть определены новые дата и место проведения заседания КТС.

Рассмотрение заявления работника по существу начинается с доклада председательствующего или иного члена КТС, знакомившегося с поступившим от работника заявлением. После этого председательствующий выясняет у работника, поддерживает ли он свои требования, у представителя работодателя — признает ли он заявленные работником требования, а также предлагает работнику и представителю работодателя урегулировать своим соглашением возникшие разногласия.

Заключенные на заседании КТС соглашения обязательны для исполнения, имеющиеся в их содержании обязанности работодателя могут быть реализованы по правилам приказного производства.

Отказ работника от поданного заявления позволяет КТС вынести решение о возвращении заявления работнику, что лишает его права повторно обратиться в КТС по этому же вопросу. Признание представителем работодателя заявленным работником в КТС требований влечет вынесение КТС решения об их удовлетворении без исследования других доказательств.

Признание представителем работодателя заявленным работником в КТС требований влечет вынесение КТС решения об их удовлетворении без исследования других доказательств.

В тех случаях, когда стороны индивидуального трудового спора настаивают на рассмотрении заявления по существу, КТС исследует имеющиеся доказательства. Вначале объяснения по существу заявленных требований дает работник, обратившийся с заявлением в КТС, либо его полномочный представитель.

Затем объяснение дает представитель работодателя, присутствующий на заседании КТС.

После чего КТС исследует представленные сторонами доказательства, в частности, опрашивает свидетелей, оглашает представленные документы. Отсутствие неисследованных доказательств, представленных на заседание КТС, позволяет прекратить рассмотрение заявления работника по существу.

По окончании рассмотрения заявления по существу председательствующий предлагает сторонам индивидуального трудового спора изложить свою позицию с учетом исследованных на заседании КТС доказательств. После чего КТС удаляется для вынесения решения. Резолютивная часть решения должна быть оглашена в этом же заседании КТС.

Затем КТС может поручить одному из ее членов, участвующих в заседании, составить полный текст решения на основании результатов голосования членов КТС. На заседании КТС ведется протокол одним из ее членов, стороны индивидуального трудового спора могут принести замечания на протокол, которые либо удостоверяются одним из членов КТС, присутствовавшим на ее заседании, либо рассматриваются на заседании КТС с участием членов КТС, участвовавших в заседании КТС, на котором велся оспариваемый протокол. Члены, участвовавшие в этом заседании, должны составлять большинство при рассмотрении замечаний на протокол заседания КТС.

В соответствии с ч. 7 ст. 10 ГПК РФ представители сторон индивидуального трудового спора вправе фиксировать ход заседания с помощью средств аудиозаписи. На основании ст. ст. 71, 185 ГПК РФ протокол заседания КТС, материалы, фиксирующие ход заседания КТС, являются доказательствами при ведении индивидуального трудового спора в суде. Названные документы могут быть использованы работником и при обращении в органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Таким образом, полученные в ходе заседания КТС документы могут быть использованы сторонами индивидуального трудового спора в качестве доказательств. В ч. 6 ст. 387 ТК РФ говорится о том, что протокол заседания подписывается председателем КТС либо его заместителем и заверяется печатью комиссии. Однако в том случае, когда председатель и заместитель в заседании КТС не принимали участие, протокол может быть подписан секретарем КТС, другим членом, председательствующим на заседании, на котором велся протокол.

В подобной ситуации протокол может быть подписан и членом КТС, который вел его в ходе ее заседания.

Отсутствие печати КТС не лишает протокол ее заседания доказательственной силы.

Оспаривание его содержания стороной индивидуального трудового спора позволяет суду допросить членов КТС в качестве свидетелей на предмет подтверждения имеющихся в его содержании сведений. Следовательно, сведения, полученные на заседании КТС, могут быть использованы в суде в качестве доказательств по делу.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В.

И. Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Трудовые споры: общий порядок, суд и комиссия

Как долго и в каком порядке будет рассматриваться тот или иной спор, зависит от органа, в который обратился заявитель, и обстоятельств дела.

Разрешение трудовых споров через КТС проходит в три этапа: Этап 1. Подача заявления. Обратиться в комиссию можно в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении со стороны работодателя. Каждое заявление сразу же регистрируется и рассматривается в течение 10 дней.

Этап 2. Рассмотрение спора. Комиссия обязана рассмотреть спор в присутствии работника или его представителя, а в случае неявки стороны — отложить заседание. Чтобы принять объективное решение, КТС может вызывать свидетелей, запрашивать у работодателя для ознакомления документы, имеющие отношение к делу, привлекать экспертов.

Детали заседания фиксируются письменным протоколом. Важно! Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов-представителей от каждой стороны. Этап 3. Принятие решения. Окончательное решение выносится на тайное голосование и принимается простым большинством голосов.

Учитываются голоса всех членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Заверенные копии решения стороны получают в трехдневный срок. В течение следующих десяти дней работодатель обязан либо согласиться с решением комиссии и выполнить его (на это отводится еще три дня), либо перенести спор в суд.
В течение следующих десяти дней работодатель обязан либо согласиться с решением комиссии и выполнить его (на это отводится еще три дня), либо перенести спор в суд. Решения комиссий нередко обжалуются в суде.

Но подать судебный иск можно и заранее, не дожидаясь итогового заседания КТС. Более того, некоторые вопросы комиссии по трудовым спорам попросту не уполномочены решать. Только суд вправе рассматривать заявления о:

  1. восстановлении на работе после незаконного увольнения или перевода;
  2. отказе в приеме на работу, в том числе в порядке перевода.
  3. возмещении работником материального ущерба, нанесенного работодателю;
  4. дискриминации, в том числе при трудоустройстве;

Конфликты между работниками и работодателями-физическими лицами, независимо от причины и обстоятельств, всегда рассматриваются исключительно в суде.

Чтобы дать делу ход, следует подать письменный иск. За работника это может сделать прокурор или представитель профсоюза. На подачу иска отводится три месяца.

Особый срок установлен для исковых заявлений о незаконном увольнении — один месяц со дня, когда работнику вручили приказ или трудовую книжку. А для подачи иска о возмещении работником материального ущерба у работодателя есть целый год со дня обнаружения кражи, потери, недостачи и т.д. Исход трудового спора во многом зависит от качества и объема доказательной базы, предъявленной сторонами.

Доказательства для представления в суд приходится собирать самостоятельно, в то время как другие органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров берут на себя процесс их сбора и анализа. Трудовая инспекция по жалобе работника проводит внеплановую проверку, а КТС после получения заявления в официальном порядке запрашивает доказательства у обеих сторон конфликта.

Чтобы подготовиться к проверкам ГИТ, привести в порядок кадровые документы и повысить свои шансы на выигрыш в суде, пройдите наш курс.

ГИТ не обладает полномочиями, необходимыми для разрешения индивидуальных трудовых споров. Инспектор может лишь выявить допущенные работодателем нарушения и выписать штраф, если они носят однозначный, бесспорный и очевидный характер. Если же нарушение не очевидно и не признается работодателем, спор передается для рассмотрения в КТС или суд.

Например, когда работодатель неправильно оформил процедуру увольнения сотрудника, ГИТ рассматривает этот случай как очевидное нарушение закона. А если пострадавшая сторона оспаривает не порядок, а обоснованность увольнения, дело следует передать в суд или КТС.

Обжалование решения в суде

Как уже было сказано ранее, работник и работодатель вправе в десятидневный срок обжаловать решение комиссии в суде или же, минуя КТС, обратиться сразу с исковым заявлением.

Так, работник, согласно ст. 391 ТК РФ, вправе обратиться в суд по следующим вопросам:

  1. о неправомерных действиях руководителя организации при обработке персональных данных и т.д.
  2. восстановление на работе (не зависимо от причин прекращения им трудовых обязанностей);
  3. об изменении причины увольнения;

Работодатель обращается в суд для возмещения работником ущерба, который он причинил ему. Кроме того, суд рассматривает в обязательном порядке дела об отказе в приеме на работу, а также споры работников, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц (не ИП), и работающих в религиозных организациях.

Кроме того, суд рассматривает иски лиц, которые подверглись дискриминации по любому установленному законами и нормативными актами признаку. Обратите внимание! Истцы по трудовым спорам освобождаются от уплаты госпошлины и иных судебных издержек.

Исполнение решений комиссии

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на его обжалование.

В случае неисполнения решения в установленный срок, комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам.

Комиссия может восстановить этот срок, в случае если он был пропущен работником по уважительным причинам. Если работник или работодатель обратился с заявлением о перенесении трудового спора в суд, удостоверение не выдается. На основании удостоверения, выданного комиссией и предъявленного не позднее трехмесячного срока* со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.*Этот срок так же может быть восстановлен комиссией, выдавшей удостоверение, в случае пропуска его работником по уважительным причинам.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ТК РФ

  1. «Об осуществлении Федеральным агентством морского и речного транспорта бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» (вместе с «Порядком осуществления Росморречфлотом полномочий администратора доходов федерального бюджета»)
  2. «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова»
  3. «Сводный перечень вопросов участников финансового рынка по функционированию системы аттестации специалистов финансового рынка после 1 июля 2019 года и ответы на них»
  1. Подписывайтесь на наш канал в >>>

Порядок рассмотрения

Дело заслушивается только в присутствии самого работника или его уполномоченного органа.

Заседание КТС может проводиться при отсутствии заявителя только в том случае, если он дал на это свое письменное разрешение. Если сторона не явилась на заседание, то тогда КТС переносится на другую дату.

Если же на второе рассмотрение дела сотрудник также не явился, не предоставил оправдательных документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия, то тогда вопрос может быть снят.

При этом по закону никто не ограничивает неявившегося субъекта заново подать заявление. На КТС можно приглашать свидетелей, консультантов, специалистов по трудовому праву и т.д., то есть всех тех, кто объективно может помочь решить конфликт законно. По итогу проведения сборов обязательно ведется протокол, который должен быть подписан председателем и секретарем КТС.

ЧТО ТАКОЕ КОМИССИЯ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

Создание и функционирование комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) предусмотрено Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и регламентировано главой 60 ТК РФ. Согласно ст. 382 ТК РФ КТС — орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. При этом КТС выполняет эту функцию до передачи дела в суд.

В таблице 1 представим отличия КТС от суда.

Что проверяет трудовая инспекция?

ТК РФ:

  1. Работник обязан обратиться с заявлением не позднее 3-х месяцев после того, как он узнал о нарушении или должен был узнать.
  2. Если срок был пропущен по уважительной причине, комиссия может разрешить трудовой спор по существу, восстановив срок.

Если вопрос связан с незаконным увольнением, то следует сразу обратиться в КТС для досудебной процедуры.

Иначе в дальнейшем в суде может возникнуть вопрос о затягивании срока опротестования.

Обжалование решения в суде Срок обжалования решения комиссии – 10 дней после вручения письменной копии решения. Решение КТС также может быть обжаловано, если оно противоречит трудовому законодательству или не входит в круг обязанностей комиссии на основании ст.

391 ТК РФ. Срок обращения в суд — 3 месяца (срок исковой давности).

Деятельность комиссии по трудовым спорам

× Пользовательское соглашение 1.1.

Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». 1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия: Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти. Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: .

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом. Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей. Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф». Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом. 3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем. 3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом.

Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса. 3.6. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность. 3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе.

Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». 4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные. 4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы.

Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал. 4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны. 4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя.

В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе. 4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – .

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации. 5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале.

В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала ). 6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными. 7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 387 ТК РФ

Статья 385 Трудового кодекса провозглашает комиссию по трудовым спорам органом, рассматривающим индивидуальные трудовые споры, возникающие в организациях (за исключением споров для которых Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок рассмотрения). Комиссия вступает в индивидуальный трудовой спор, если работнику или его представителю не удалось урегулировать разногласия, возникшие при непосредственных переговорах с работодателем.

Комиссия регистрирует каждое заявление, поступившее к ней от сотрудника. Индивидуальный трудовой спор должен быть ею рассмотрен в течение 10 календарных дней со дня подачи работником соответствующего заявления.

Причем спор рассматривается непосредственно в присутствии работника, подавшего заявление, или его уполномоченного представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя возможно лишь на основании его письменного заявления. А вот если заявитель или его представитель не явились на заседание, то рассмотрение спора будет отложено.

В случае вторичной неявки без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения.

Однако это не лишает работника права повторно подать заявление о рассмотрении трудового спора. Комиссия имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. Помимо этого руководитель должен предоставлять все необходимые документы, если того потребует комиссия.

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией в десятидневный срок, то работник вправе перенести его рассмотрение в суд. Решение комиссии может быть обжаловано сторонами в суд в десятидневный срок со дня вручения им копии решения. Заседание комиссии считается состоявшимся и правомочным, если в нем приняли участие не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

По результатам рассмотрения спора комиссия простым большинством голосов принимает решение. Его в течение трех дней вручают работнику и руководителю организации.

Еще десять дней отводится сторонам на обжалование решения комиссии в суде. Если обжалования не произошло, то решение комиссии вступает в законную силу и становится обязательным как для работника, так и для работодателя. На исполнение решения Кодекс отводит всего три дня.

Если в этот срок решение не исполнено, то комиссия выдает победителю в споре удостоверение, на основании которого решение может исполняться принудительно службой судебных приставов.

3. Как работает комиссия по трудовым спорам — 5 основных этапов

Комиссия по трудовым спорам — это орган, который состоит из одинакового количества представителей со стороны коллектива и работодателя. Только при соблюдении этого условия комиссия вправе принимать правомочные решения.

Согласно закону, она должна обладать также своей печатью.Каких то особых правил к изготовлению печати комиссии по трудовым спорам нет.