Снятие дисциплинарного взыскания с государственного служащего

Снятие дисциплинарного взыскания с государственного служащего

Оглавление:

Применение дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (основания, порядок, сроки)

  1. Главная
  2. Консультации по вопросам федерального законодательства

Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» введены основания дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение для государственных и муниципальных служащих. В силу ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) за несоблюдение служащим запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. За ряд коррупционных проступков государственный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия; в соответствии со ст.

59.2 Федерального закона № 79-ФЗ данное взыскание применяется в случае: непринятия служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления сведений о доходах на себя, своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением установленных федеральным законом случаев; осуществления служащим предпринимательской деятельности; вхождения служащего в состав органов управления и иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; нарушения служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения предусмотрен статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ. Взыскания применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверкикадровогоподразделениясоответствующего государственного органа, а в случае, если такой доклад направлялся в конфликтную комиссию, на основании ее рекомендации. При применении взысканий, предусмотренных ст.

59.1, 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, учитываются характер, тяжесть, обстоятельства коррупционного правонарушения, соблюдение служащим других антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей. Взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения (ч.

3 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ). В акте о применении взыскания (приказе) указывается ст.

59.1, 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, его копия вручается служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания приказа. Служащий вправе обжаловать взыскание в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Служащий считается подвергнутым взысканию в течение одного года со дня его применения (ч.

7 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ). При этом федеральным законодательством не предусмотрено право представителя нанимателя досрочно снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.07.2013 № 18-2/10/2-4038). Аналогичные основания и порядок применения дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения предусмотрены в отношении муниципальных служащих (ст.
Аналогичные основания и порядок применения дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения предусмотрены в отношении муниципальных служащих (ст.

13, 14, 14.1, 15, 27, 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», приложение № 6 к Закону Республики Коми от 21.12.2007 № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми»). Сен 10, 2019adminlawsexp

Как досрочно погасить дисциплинарное взыскание?

Для государственных служащих, как для административных, так и для политических есть свои особенности по привлечению их к дисциплинарной ответственности. За что можно подвергнуть государственного служащего дисциплинарному взысканию?

Согласно Закона Республики Казахстан «О государственной службе», государственный служащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за: виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей; совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке; превышение должностных полномочий; нарушение Кодекса чести (Правил служебной этики) государственных служащих нарушение государственной и трудовой дисциплины; за несоблюдение установленных Законом «О государственной службе» ограничений, связанных с пребыванием на такой службе.

Снятие дисциплинарного взыскания с госслужащего

Например, если применяются такие меры дисциплинарного взыскания к военному, ему не положены награды. Поощрением может быть лишь снятие взыскания.

Специальная дисциплинарная ответственность В отношении сотрудников коммерческих учреждений, в которых действуют нормы ТК РФ, также могут использоваться данные меры. Руководитель имеет право лишить сотрудника премии. За вторичное наказание возможно увольнение по п.

5 ст. 81. Закона РФ. В некоторых компаниях при создании положений премирования вносятся условия, согласно которым премия выдается лишь при отсутствии взыскания.

Но это может быть включено и в трудовой договор. Взыскание действительно в течение года, поэтому нарушителю премия не выдается.

Следовательно, если гражданский служащий в течение года после наложения взыскания не привлекался к дисциплинарной ответственности, его взыскание погашено. Документы, касающиеся погашенного дисциплинарного взыскания, подлежат изъятию из личного дела и уничтожению. Подробнее о образцах приказов о снятии дисциплинарного взыскания мы писали здесь.

Подробности в материалах Системы Кадры: 1.

Нормативная база: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания 1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.

В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Каков порядок снятия дисциплинарного взыскания с госслужащего?

Ответ на вопрос: В законодательстве предусмотрено погашение дисциплинарных взысканий. Согласно части 8 статьи 58 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, если в течение года после привлечения к ответственности гражданский служащий не будет вновь привлечен к дисциплинарной ответственности, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Согласно подпункту «ц» пункта 16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609, к личному делу гражданского служащего приобщаются копии решений о наложении на гражданского служащего дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены. Следовательно, если гражданский служащий в течение года после наложения взыскания не привлекался к дисциплинарной ответственности, его взыскание погашено.

Следовательно, если гражданский служащий в течение года после наложения взыскания не привлекался к дисциплинарной ответственности, его взыскание погашено. Документы, касающиеся погашенного дисциплинарного взыскания, подлежат изъятию из личного дела и уничтожению. Подробнее о мы писали здесь. Подробности в материалах Системы Кадры: 1.

Нормативная база: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания 1.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. 2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Читайте о еще больше по ссылке. 4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. 6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.* 9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. 2. Нормативная база: Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609

«Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»

Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела 16.

К личному делу гражданского служащего приобщаются: а) письменное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — должность гражданской службы); б) собственноручно заполненная и подписанная гражданином Российской Федерации анкета установленной формы с приложением фотографии; в) документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (если гражданин назначен на должность по результатам конкурса); г) копия паспорта и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; д) копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы; е) копии документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются); ж) копии решений о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются); з) копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы; и) экземпляр служебного контракта, а также экземпляры письменных дополнительных соглашений, которыми оформляются изменения и дополнения, внесенные в служебный контракт; к) копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы, о временном замещении им иной должности гражданской службы; л) копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); м) копия акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, о прекращении служебного контракта или его приостановлении; н) аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период; о) экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации; п) копии документов о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (иного классного чина, квалификационного разряда, дипломатического ранга); р) копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении его из кадрового резерва; с) копии решений о поощрении гражданского служащего, а также о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены; т) копии документов о начале служебной проверки, ее результатах, об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы; у) документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; ф) сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего; х) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; ц) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации; ч) копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан; ш) медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; щ) справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами.

*16.щ) 31.10.2016 С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия, эксперт Системы Кадры

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

1.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.2.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.4.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.8.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного — настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. 9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.10.

Утратил силу. — Федеральный закон от 07.06.2013 N 116-ФЗ.

Правила оформления и образец приказа о снятии дисциплинарного взыскания

Внимание Еще одним важным моментом в механизме реализации досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания является определение перечня субъектов, к компетенции которых относится инициирование процедуры досрочного снятия дисциплинарного взыскания.

На государственной гражданской службе согласно п. 9 ст. Очевидно, что государственный служащий после применения к нему дисциплинарного взыскания испытывает не только моральное, материальное или физическое воздействие, но и оказывается в особом правовом состоянии, характеризующемся наличием неблагоприятных правовых последствий (ограничения по премированию, задержка в присвоении очередного специального звания, исключение из книги почета или доски почета в установленных законодательством случаях, недопуск к испытаниям на присвоение квалификационных званий и др.) [3, с.

18 — 26].

Досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания: проблемы применения (Брунер Р.А., Климкина Е.В.)

Вопросу досрочного снятия дисциплинарного взыскания уделяется недостаточно внимания не только в теоретических источниках, но и в действующем законодательстве.

На наш взгляд, качественно проработанный механизм снятия дисциплинарного взыскания ранее установленного срока может иметь неплохое стимулирующее воздействие на дальнейшее поведение государственного служащего и качество исполнения им своих должностных обязанностей. Представляется, что отсутствие унифицированного подхода к правовому установлению основных условий и порядка реализации досрочного снятия дисциплинарного взыскания для государственных служащих различных видов государственной службы приводит к формальности существования самой возможности досрочного прекращения неблагоприятного воздействия от факта применения дисциплинарного взыскания [4].
Представляется, что отсутствие унифицированного подхода к правовому установлению основных условий и порядка реализации досрочного снятия дисциплинарного взыскания для государственных служащих различных видов государственной службы приводит к формальности существования самой возможности досрочного прекращения неблагоприятного воздействия от факта применения дисциплинарного взыскания [4].

Очевидно, что государственный служащий после применения к нему дисциплинарного взыскания испытывает не только моральное, материальное или физическое воздействие, но и оказывается в особом правовом состоянии, характеризующемся наличием неблагоприятных правовых последствий (ограничения по премированию, задержка в присвоении очередного специального звания, исключение из книги почета или доски почета в установленных законодательством случаях, недопуск к испытаниям на присвоение квалификационных званий и др.) [3, с. 18 — 26]. Указанные неблагоприятные последствия от применения предусмотренного законом дисциплинарного взыскания «сопровождают» государственного служащего до момента снятия взыскания. Законодательством, регламентирующим прохождение различных видов федеральной государственной службы, предусмотрены два традиционных сценария снятия дисциплинарного взыскания: — автоматически, т.е.

по истечении 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания, если государственный служащий в течение этого года не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию; — досрочно, т.е. до истечения 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания. В первом случае необходимо соблюдение лишь двух условий: а) истечение определенного времени — 1 года; б) государственный служащий не должен быть подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Если оба условия соблюдены, то лицо считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Во втором случае перечень условий, при которых возможно реализовать сценарий досрочного снятия дисциплинарного взыскания, остается не совсем очевидным. Прежде чем их выявить, необходимо определить сущность и место досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания в системе процедур и производств, предусмотренных при прохождении государственной службы.

Анализируя нормативные правовые акты, регламентирующие прохождение различных видов государственной службы, а также теоретические источники, можно прийти к выводу, что снятие дисциплинарного взыскания ранее установленного срока в некоторых из них рассматривается как мера поощрения (т.е.

реализуется в рамках поощрительной процедуры) либо же обозначается в рамках дисциплинарного производства [1, с. 51 — 58]. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ

«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(далее — Закон N 342-ФЗ) в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел (далее — сотрудника) дисциплинарного взыскания.

Вместе с тем данная мера поощрения, на наш взгляд, не получила должного правового регулирования (не установлены необходимые для этого сроки; не указаны конкретные основания для инициирования данной меры поощрения; не определен порядок ее применения и процессуального оформления и т.д.). Кроме того, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания как мера поощрения имеет специфические черты, отличающие ее от иных поощрительных мер. Во-первых, указанный вид поощрения вынесен в отдельную часть статьи от основного перечня мер поощрения, применяемых к сотруднику.

Необходимо обратить внимание, что ч. 1 ст. 48 Закона N 342-ФЗ содержит 9 видов мер поощрения, среди которых досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания не указано.

Упоминание о нем как о возможной мере поощрения содержится в ч.

2 ст. 48 Закона N 342-ФЗ. Во-вторых, данная мера не только связывает поощрительную процедуру с дисциплинарным производством, имевшим место ранее, но и фактически завершает течение особого правового состояния «наказанности» нарушителя служебной дисциплины [2]. Досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания рассматривается как мера поощрения и в иных нормативных правовых актах.

При этом сохраняется общая тенденция к отсутствию надлежащей правовой регламентации оснований, сроков и порядка применения данной меры поощрения. Указанное обстоятельство, безусловно, снижает ее эффективность. В Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) упоминание о том, что представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения 1 года со дня его применения, содержится в п.

В Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(далее — Закон N 79-ФЗ) упоминание о том, что представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения 1 года со дня его применения, содержится в п. 9 ст. 58. В Законе N 79-ФЗ досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания не указано среди разновидностей мер поощрения. Учитывая это обстоятельство, данный способ прекращения действия дисциплинарного взыскания можно рассматривать как факультативную стадию дисциплинарного производства.

Однако законодательством о гражданской службе не урегулирован ряд вопросов в механизме реализации п. 9 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, а именно: основания, сроки, порядок и т.п. Говоря о сроках снятия дисциплинарного взыскания до истечения 1 года со дня его применения, необходимо отметить, что в настоящее время законодательство, регламентирующее различные виды государственной службы, не содержит четких временных интервалов, по истечении которых возможен «запуск» механизма досрочного снятия дисциплинарного взыскания.

Хотелось бы обратить внимание на законодательство, регулирующее порядок досрочного снятия дисциплинарного взыскания с военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495

«Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»

(далее — общевоинские уставы) рассматриваемый способ снятия дисциплинарного взыскания относится к мерам поощрения и имеет несколько иную формулировку в сравнении с Законом N 79-ФЗ, а именно «снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания». Примечательно, что в общевоинских уставах установлены минимальные сроки для того, чтобы уполномоченные лица могли применить данную меру поощрения: — снятие дисциплинарного взыскания — дисциплинарного ареста — осуществляется командиром воинской части в случае, если военнослужащий не совершит нового дисциплинарного проступка: с солдат и матросов — не ранее 3 месяцев после исполнения постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста; с сержантов и старшин — не ранее чем через 6 месяцев; с прапорщиков и мичманов — не ранее чем через 1 год; — снятие дисциплинарного взыскания — понижения в воинском звании (должности) — с солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется не ранее чем через 6 месяцев со дня его применения (солдаты, матросы, сержанты и старшины восстанавливаются в прежнем воинском звании только при назначении их на соответствующую воинскую должность); — снятие дисциплинарного взыскания — понижения в воинской должности — с прапорщиков, мичманов и офицеров осуществляется не ранее чем через 1 год со дня его применения (может быть снято с военнослужащего без одновременного восстановления его в прежней должности); — снятие дисциплинарного взыскания — предупреждения о неполном служебном соответствии — осуществляется не ранее чем через 1 год со дня его применения. Вместе с тем несмотря на то, что общевоинскими уставами предусмотрены минимальные сроки, раньше которых невозможно снять ранее наложенное дисциплинарное взыскание, необходимо отметить, что это обстоятельство предусмотрено не для всех взысканий.

Так, для выговора, строгого выговора, лишения очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишения нагрудного знака отличника и некоторых других взысканий минимальных сроков «наказанности» не предусмотрено вовсе. Представляется, это означает: командир (начальник) имеет право снять дисциплинарное взыскание без учета каких-либо минимальных сроков, когда посчитает, что оно

«сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга»

.

Подобная законодательная практика установления по отдельным видам дисциплинарных взысканий минимальных сроков, ранее которых невозможно инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, видится очень интересной и может быть использована в том числе в правовых актах, регламентирующих иные виды государственной службы.

Также хотелось бы обратить внимание на процессуальное оформление ходатайства о досрочном снятии дисциплинарного взыскания и сроки его рассмотрения.

Законодательство о гражданской службе не содержит формы подобного ходатайства, а также не определяет сроки его рассмотрения, что еще раз подтверждает невозможность обращения по этому вопросу к уполномоченному принимать решение руководителю (начальнику) каких-либо иных лиц.

Для сравнения, в п. 34 указа Президента РФ от 16.11.1998 N 1396

«Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»

(далее — Указ N 1396) говорится, что непосредственный начальник может ходатайствовать о досрочном снятии с сотрудника дисциплинарного взыскания.

Это ходатайство начальник, наложивший дисциплинарное взыскание, обязан рассмотреть в срок не позднее 15 дней со дня его получения. Определение перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания также становится одной из задач, требующих своего правового решения.

Закон N 79-ФЗ не содержит перечня указанных оснований. Вместе с тем законодательство по иным видам государственной службы знает примеры, где попытка сформулировать таковые была сделана.

Например, в п. 34 Указа N 1396 закреплено, что начальник таможенного органа, наложивший на сотрудника дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если сотрудник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины. Безусловно, подобная формулировка видится достаточно обобщенной, лишенной конкретики, но она хотя бы определена. На наш взгляд, разработка перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания является важной и необходимой задачей, требующей своего разрешения.

Очередность снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий также требует отражения в законодательстве по различным видам государственной службы. В ряде нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение различных видов государственной службы, установлено правило о том, что если в отношении лица действуют несколько видов дисциплинарных взысканий, то в порядке поощрения одновременно может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

При этом не указывается, какое именно взыскание из ранее наложенных и пока не снятых может быть выбрано. Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии с п. 38 Приказа Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 28.11.2008 N 424

«Об утверждении Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»

при наличии двух и более дисциплинарных взысканий досрочно может быть снято одно (последнее) из них.

Остается не совсем понятным такое уточнение, так как последнее из наложенных взысканий нередко бывает более строгим в сравнении с предыдущими, а также с момента его применения прошло меньше времени. Вместе с тем сам факт законодательного регулирования этого вопроса представляется интересным и может быть взят за основу для различных видов государственной службы.

Еще одним важным моментом в механизме реализации досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания является определение перечня субъектов, к компетенции которых относится инициирование процедуры досрочного снятия дисциплинарного взыскания. На государственной гражданской службе согласно п.

9 ст. 58 Закона N 79-ФЗ правом снятия дисциплинарного взыскания с государственного гражданского служащего до истечения 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания обладает представитель нанимателя по: а) собственной инициативе; б) по письменному заявлению государственного гражданского служащего; в) по ходатайству его непосредственного руководителя.

Для сравнения, в соответствии с трудовым законодательством работодатель до истечения 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по: а) собственной инициативе; б) просьбе самого работника; в) ходатайству его непосредственного руководителя; г) ходатайству представительного органа работников. Таким образом, на государственной гражданской службе перечень субъектов, которые имеют право инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, может быть расширен (например, аттестационной комиссией, органом профессионального союза и т.д.). Тем не менее необходимо отметить, что законодательством о государственной гражданской службе указанный перечень в целом определен не плохо в сравнении с правовым решением данного вопроса на иных видах государственной службы.

Так, законодательством о службе в органах внутренних дел правом инициативы обладают лишь руководители, уполномоченные принимать итоговое решение по данному вопросу. Это подтверждается п. 11 Приказа Министерства внутренних дел РФ от 06.05.2013 N 241

«О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»

: досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно по решению руководителя (начальника), которым дисциплинарное взыскание было наложено, либо вышестоящего руководителя (начальника).

Таким образом, сотрудник и иные индивидуальные и коллективные субъекты лишены права ходатайствовать о досрочном снятии ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Как видно из приведенных примеров, перечень лиц, обладающих правом инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, может быть расширен и унифицирован для различных видов государственной службы. Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень проблем, которые требуют своего разрешения. Представляется, что необходимо выделить досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания в одну из факультативных стадий дисциплинарного производства.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд вопросов, которые не нашли своего должного правового регулирования в настоящее время, а именно: — установить и унифицировать для различных видов государственной службы перечень индивидуальных и коллективных субъектов, обладающих правом инициативы досрочного снятия дисциплинарного взыскания; — перечислить основания, при наличии которых возможен факт досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания; — определить минимальные сроки, по истечении которых возможно досрочное снятие дисциплинарного взыскания определенного вида (для каждого вида дисциплинарного взыскания — свой срок); — установить процессуальный порядок реализации досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания (определить формы документов (рапортов, ходатайств, заявлений, актов и т.д.), сроки и порядок их рассмотрения, процессуальные права и обязанности сторон, очередность снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий и т.п.).

Решение указанных вопросов позволит разрешить имеющиеся пробелы в правовом регулировании досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания, повысив тем самым стимулирующее воздействие на поведение государственных служащих, однажды нарушивших служебную дисциплину.
Решение указанных вопросов позволит разрешить имеющиеся пробелы в правовом регулировании досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания, повысив тем самым стимулирующее воздействие на поведение государственных служащих, однажды нарушивших служебную дисциплину.

Список литературы 1. Брунер Р.А. Методы поддержания служебной дисциплины и обеспечения законности в ОВД // Вестник Московского университета МВД России.

2015. N 6. С. 51 — 58.2. Государственная служба в органах внутренних дел: Курс лекций / Под ред. проф. С.Н. Бочарова. М., 2015.3.

Климкина Е.В. К вопросу о понятии и особенностях дисциплинарной ответственности в административном праве // Правовая идея. 2013. N 5 (5). С. 18 — 26.4. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел Российской Федерации: Учеб.

пособие / Под ред. проф. С.Н. Бочарова. М.: ДГСК МВД России, 2013.

References 1. Bruner R.A. Metody podderzhanija sluzhebnoj discipliny i obespechenija zakonnosti v OVD // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii.

2015. N 6. S. 51 — 58.2. Gosudarstvennaja sluzhba v organah vnutrennih del: Kurs lekcij / Pod red. prof. S.N. Bocharova. M., 2015.3.

Klimkina E.V. K voprosu o ponjatii i osobennostjah disciplinarnoj otvetstvennosti v administrativnom prave // Pravovaja ideja.

2013. N 5 (5). S. 18 — 26.4. Sluzhebnaja disciplina i zakonnost’ v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii: Ucheb. posobie / Pod red. prof. S.N.

Bocharova. M.: DGSK MVD Rossii, 2013.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания с государственного служащего

Вопросы дисциплинарной ответственности регулируются Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ).

Так, ст. 147 КЗоТ установлено, что за нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания: — выговор; — увольнение. Законодательством, уставами и положениями о дисциплине для некоторых категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. В то же время ст. 14 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г.

№ 3723-XII (далее — Закон № 3723) установлены особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих. В частности, дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за невыполнение или ненадлежащее выполнение им служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, порочащий его как государственного служащего или дискредитирующий государственный орган, в котором он работает.

К государственным служащим, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных КЗоТ, могут применяться меры дисциплинарного воздействия: — предупреждение о неполном служебном соответствии; — задержка до одного года в присвоении очередного ранга или назначении на высшую должность. Таким образом, указанной статьей Закона № 3723 предусмотрен только перечень поступков, за которые государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а также дополнительные по сравнению с КЗоТ виды мер дисциплинарного воздействия.

При этом Закон № 3723 не содержит отдельного механизма применения дисциплинарных взысканий и мер дисциплинарного воздействия, в том числе и по срокам их применения и снятия.

Поскольку действие КЗоТ распространяется на государственных служащих в части, не противоречащей Закону № 3723, то в случае применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим должны соблюдаться сроки, а также порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий, предусмотренные КЗоТ. Следовательно, применяя к государственному служащему меру дисциплинарного воздействия, руководитель государственного органа должен соблюдать требования ст.

147 — 152 КЗоТ. Так, в соответствии со ст.

148 КЗоТ дисциплинарное взыскание применяется собственником или уполномоченным им органом непосредственно за выявленный проступок, но не позднее одного месяца со дня его выявления, не считая время освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или пребыванием его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Статьей 151 КЗоТ установлено, если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имевшим дисциплинарного взыскания. Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и к тому же проявил себя как добросовестный работник, то взыскание может быть снято до окончания одного года. Инициировать досрочное снятие дисциплинарного взыскания могут как руководитель, так и работник.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в виде выговора оформляется приказом (распоряжением) руководителя государственного органа. Если инициатором снятия взыскания является непосредственно руководитель государственного служащего, которому объявлен выговор, основанием для издания приказа о досрочном снятии дисциплинарного взыскания является его докладная записка. Приведем пример оформления докладной записки руководителя структурного подразделения о досрочном снятии выговора с государственного служащего.

Начальнику (название государственного органа) __________________________________ (Ф. И. О.) начальника отдела финансового мониторинга __________________________________ (Ф.

И. О.) Докладная записка В связи с повышением эффективности выполнения должностных обязанностей главным специалистом отдела финансового мониторинга Романовой А. А., недопущением ею новых нарушений трудовой дисциплины и учитывая, что цель дисциплинарного взыскания достигнута, прошу досрочно снять с Романовой А.

А. выговор, объявленный приказом от 01.02.2011 г. № 56-к. Начальник отдела __________________________ 20.06.2011 г. (Ф. И. О.) Не распространенной, но и не запрещенной трудовым законодательством является практика, когда государственный служащий по собственной инициативе обращается к руководству с заявлением, содержащим просьбу о досрочном снятии дисциплинарного взыскания.

Приведем пример оформления заявления государственного служащего с просьбой о досрочном снятии выговора. Начальнику (название государственного органа) __________________________________ (Ф.

И. О.) главного специалиста отдела финансового мониторинга Романова А.

А. Заявление В связи с надлежащим выполнением мной трудовых обязанностей за период со дня объявления выговора (приказ от 01.02.2011 г. № 56-к) до настоящего времени, а также учитывая то, что трудовая дисциплина больше мной не нарушалась и цель наложения дисциплинарного взыскания достигнута, прошу досрочно снять с меня выговор.

20.06.2011 г. Романова А. А. Не возражаю Начальник отдела финансового мониторинга __________________ (Ф.

И. О.) 20.06.2011 г. Приведем пример оформления приказа о досрочном снятии с государственного служащего дисциплинарного взыскания в виде выговора.

(НАЗВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА) П Р И К А З 22.06.2011 г.

№ 78-к О снятии дисциплинарного взыскания с Романовой А. А. В соответствии с частью второй статьи 151 Кодекса законов о труде Украины, в связи с повышением эффективности выполнения должностных обязанностей и недопущением новых нарушений трудовой дисциплины: 1.

Досрочно снять выговор с Романовой А. А., главного специалиста отдела финансового мониторинга, объявленный приказом (название государственного органа) от 01.02.2011 г.

№ 56-к. 2. Контроль за выполнением приказа возлагаю на заместителя начальника Правления (Ф. И. О.). Основание: докладная записка от 20.06.2011 г.

начальника отдела финансового мониторинга _______________________ (заявление Романовой А.

А. от 20.06.2011 г.). (Ф. И. О.) Начальник управления ____________ (Ф.

И. О.) С приказом ознакомлена: ___________________А.

А. Романова (подпись работника) 22.06.2011 г.

Снятие дисциплинарного взыскания

Согласно ч. 1 ст. 194 ТК РФ, если в течение года со дня применения работник не будет подвергнут новому дисциплинарному, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Например, работнику Иванову был объявлен выговор приказом от 7 мая 2005 г. В течение года этот работник новому дисциплинарному взысканию не подвергался. Следовательно, 8 мая 2006 г. Источник: http://juristi-online.ru/primery-snyatiya-disciplinarnogo-vzyskaniya-28094/

Снятие дисциплинарного взыскания досрочно: порядок процедуры

Взыскания требуются для повышения чувства ответственности за свои поступки.

К тому же это позволяет соблюдать трудовую дисциплину. Они применяются обычно в качестве крайних мер к злостным нарушителям.

В трудовой сфере это отражается на размере зарплаты, что побуждает работника улучшить качество труда.

Часто применяется процедура снятия дисциплинарного взыскания досрочно.

Ее порядок представлен в статье.

Первый замначальника управления образования Курганской области наказан за то, что досрочно снял с подчиненных взыскания за коррупционные правонарушения

Видео (кликните для воспроизведения).

Первый заместитель начальника главного управления образования Курганской области Эдуард Абрамов привлечен к дисциплинарной ответственности по представлению прокуратуры за то, что досрочно снял взыскания с сотрудников за коррупционные правонарушения, передает пресс-служба областного надзорного ведомства. Такое решение было принято по результатам совместного рейда прокуратуры области и аппарата полпреда РФ в УрФО, которые проверяли соблюдение требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности должностных лиц Главного управления образования. Выяснилось, что ранее сектор кадровой политики и государственной службы ведомства провел проверку и выявил нарушения при предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, своих супругов и несовершеннолетних детей).

Тех государственных служащих, которые не исполнили нормы антикоррупционного законодательства должным образом, заслушали на комиссии и наказали в дисциплинарном порядке. Но уже спустя 20 и 24 дня взыскания с них были сняты, поскольку они внесли в справки требуемые уточнения.

По данным прокуратуры, снятие было незаконным. Дело в том, что в соответствии с частью 7 статьи 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» не предусмотрено право снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Служащий лишь может письменно обжаловать наложенное взыскание в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

«Выявленные в ходе надзорных мероприятий нарушения отрицательно сказываются на состоянии законности в сфере соблюдения законодательства о государственной службе и противодействии коррупционным проявлениям, а также их профилактике, что терпимым быть не может»

, — подчеркивают в прокуратуре. Поэтому прокурор Курганской области Валерий Макаров внес представление начальнику Главного управления образования Любови Бобковой, а уже она в свою очередь привлекла в ответственности своего первого зама Эдуарда Абрамова.

Дисциплинарные взыскания налагаемые на государственных служащих

Это основа профессиональной служебной деятельности и служебного поведения государственных служащих, необходимое условие эффективного функционирования государственной службы в целом.

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей.