Преступления против иностранцев как предотвращять

Преступления против иностранцев как предотвращять

Некоторые особенности расследования уголовных дел, возбужденных в отношении иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Право»


УДК 343.11 ББК 67.410. 2 К 93 Е.М. Курбанова Некоторые особенности расследования уголовных дел, возбужденных в отношении иностранных граждан (Рецензирована) Аннотация: При расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами, следует уделять особое внимание статусу указанных лиц, наличию у них дипломатического иммунитета, систему психологических свойств, присущих каждой нации, время пребывания их в России и др. Ключевые слова: иностранные граждане, дипломатическая неприкосновенность, тактика следственных действий, уголовно-процессуальный статус. Преступления, совершенные иностранцами и против иностранцев — уголовное объединение разнородных акций по субъекту или непосредственному объекту преступного посягательства, позволяющее выявить некоторые особенности, характеризующие методику их раскрытия и расследования.

При работе по делам этого рода следует учитывать правовой статус иностранца, возможный языковой барьер, некоторые психологические факторы: необычность обстановки для иностранца, недостаточное знакомство с образом жизни, правилами поведения, обычаями, традициями и законами нашей страны, порядком судопроизводства. Следует иметь в виду еще одно немаловажное в психологическом плане обстоятельство: многие граждане стран СНГ, находясь в России, еще не чувствуют себя в полном смысле иностранцами, внутренне они еще «свои», что порой отражается на их поведении и поступках. Этот феномен «своего» может проявиться и в действиях сотрудников правоохранительных органов: в игнорировании необходимых правил общения с иностранцами в процессе дознания или предварительного следствия, консульских учреждений этих стран и т.

п. Под иностранцем в соответствии с принципами международного права понимают всякое лицо, находящееся на территории данного государства, но состоящее в гражданстве или подданстве другого государства (при республиканской форме правления иностранец считается гражданином, а при монархической — подданным).
п. Под иностранцем в соответствии с принципами международного права понимают всякое лицо, находящееся на территории данного государства, но состоящее в гражданстве или подданстве другого государства (при республиканской форме правления иностранец считается гражданином, а при монархической — подданным). Иностранец должен иметь в подтверждение своего гражданства (подданства) национальный паспорт или заменяющий его документ.

Человек, который не является российским гражданином, проживает на территории России, но не имеет доказательств принадлежности к иностранному государству, признается лицом без гражданства (апатридом). В соответствии с Конституцией РФ допускается двойное гражданство, что не освобождает его носителя от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом. Иностранцы пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Это, помимо прочего, означает одинаковый принцип уголовной ответственности. Исключение предусмотрено УК РФ:

«Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права»

. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит понятие «право дипломатической неприкосновенности» (ч.

2 ст. 3), т. е. право дипломатических (консульских) представителей на охрану их личности, помещений, архивов, переписки и почты от принудительных действий административных и иных органов страны пребывания: дипломатические (консульские) представители не подлежат аресту или задержанию в какой-либо форме; их резиденция, жилище, служебные помещения, салоны личных и служебных автомашин не подлежат обыску, осмотру, выемке, изъятию чего-либо; архивы, почта и переписка не могут быть вскрыты или задержаны; они не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае согласия дать такие показания не обязаны являться для этого в следственные или судебные органы. Привилегии и иммунитеты, предусмотренные ч.2 ст. 3 УПК РФ, относятся не только к дипломатическому, но и к консульскому персоналу.

Статья 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., к которой присоединилась и наша страна, а также консульские конвенции понимают: под «помещением представительства» здание или часть здания, используемое для целей дипломатического (консульского) представительства, независимо от того, принадлежат ли они представительству или арендуются им, включая участок земли, в том числе сад, двор, ели они имеются.

Иммунитетом от уголовной юрисдикции России обладают следующие группы иностранцев: 1) сотрудники дипломатических представительств: а) дипломатический персонал и проживающие с ним члены семей, не являющиеся российскими гражданами; б) сотрудники административнотехнического персонала и проживающие с ними члены их семей, если ни те, ни другие не являются российскими гражданами; в) сотрудники обслуживающего персонала, не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно; г) дипломатические курьеры; д) домашние работники — лица, состоящие исключительно на частной службе у дипломатов; 2) консульские сотрудники: а) руководители консульства; б) консульские должностные лица; в) административные и технические сотрудники консульства (в том числе шофер, садовник и т.

п.), не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно; 3) члены персонала дипломатических представительств в других странах, члены их семей и дипломатические курьеры, следующие транзитом через Россию; 4) сотрудники парламентских и правительственных иностранных делегаций и члены их семей, приезжающие в Россию с официальными целями или следующие через Россию транзитом; 5) сотрудники международных межправительственных организаций.
п.), не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно; 3) члены персонала дипломатических представительств в других странах, члены их семей и дипломатические курьеры, следующие транзитом через Россию; 4) сотрудники парламентских и правительственных иностранных делегаций и члены их семей, приезжающие в Россию с официальными целями или следующие через Россию транзитом; 5) сотрудники международных межправительственных организаций. Объем привилегий и иммунитета обслуживающего персонала дипломатических и консульских учреждений определяется, как правило, на основе взаимности.

Так, даже консульские должностные лица, которые пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции России, не освобождаются от предъявления им иска о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

При этом учитываются правила уголовно-процессуального законодательства России, которое устанавливает порядок, согласно которому в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия.

Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел. УПК РФ дополнительно требует, чтобы при производстве выемки и обыска в представительских или консульских помещениях, согласие на которые от соответствующих лиц получено, обязательно присутствовал прокурор и представитель МИДа.

Если лицо, обладающее иммунитетом от юрисдикции России, заявляет о преступлении, это не следует рассматривать как просьбу или согласие на проведение с его участием всех необходимых следственных действий, тем более если такое заявление носит устный характер. Подобная просьба или согласие должны быть выражены в письменном виде, о чем следователь обязан поставить в известность через руководство органа внутренних дел или прокуратуры соответствующее учреждение МИДа. При отсутствии такой просьбы или согласия, если расследование не терпит отлагательства, необходимо провести неотложные следственные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета, без участия данного иностранца, что отметить в протоколе, указав причину.

В литературе рекомендуется в исключительных случаях, при совершении иностранцем-дипломатом тяжкого преступления, когда интересы следствия требуют проведения неотложных действий (изъятия орудий преступления, судебно-медицинского освидетельствования виновного и т. п.), немедленно принять меры к вызову на место происшествия представителя МИДа, а через него — представителя соответствующего посольства или консульства. Вопрос о дальнейших следственных действиях решается после прибытия сотрудников посольства или консульства, и если они правомочны просить о проведении таких действий или давать на них согласие, то в соответствующем протоколе об этом делается отметка, которая подтверждается подписями присутствующих лиц с указанием их должности и документов, удостоверяющих личность.

Следует иметь в виду, что некоторые категории иностранцев из числа перечисленных обладают иммунитетом лишь в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей. Это сотрудники обслуживающего персонала дипломатического представительства, административно-технического и обслуживающего персонала консульств и некоторые другие.

Поэтому, если возникает необходимость выяснить, совершено ли преступное посягательство при исполнении им служебных обязанностей, в МИД направляется письменный запрос, где излагаются данные об иностранце и обстоятельства преступления. Иностранцы, прибывшие в Россию в качестве туристов или для участия в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах и т. п., а также участники научных конференций, симпозиумов, аспиранты, студенты, практиканты, сотрудники иностранных банков, фирм, предприятий, специалисты и рабочие по договорам не пользуются никакими привилегиями и иммунитетом от российской юрисдикции.

Они несут уголовную ответственность за преступления, совершенные в России, и обладают уголовно-процессуальными правами и обязанностями наравне с российскими гражданами. Производство осмотра места происшествия в указанных и приравненных к ним помещениях законодательством также не регламентировано.

Согласно сложившейся практике, при осмотре места происшествия присутствуют представители МИД РФ и Управления по обслуживанию дипломатических представительств. Целесообразно также присутствие надзирающего прокурора, так как при производстве осмотра может возникнуть необходимость в проникновении в другие помещения, занимаемые дипломатическими представителем, осмотра предметов личного пользования, автомобилей и др.[1] Совершение преступления иностранцем, пользующимся дипломатическим иммунитетом, не исключает возможности возбуждения уголовного дела и расследования обстоятельств преступления.

Целесообразно также присутствие надзирающего прокурора, так как при производстве осмотра может возникнуть необходимость в проникновении в другие помещения, занимаемые дипломатическими представителем, осмотра предметов личного пользования, автомобилей и др.[1] Совершение преступления иностранцем, пользующимся дипломатическим иммунитетом, не исключает возможности возбуждения уголовного дела и расследования обстоятельств преступления.

Наличие у иностранца дипломатического иммунитета означает лишь то, что он не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан и арестован, имеет право отказаться давать показания по делу.

Согласно законодательству иностранец, привлекаемый к уголовной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, давать показания на родном языке, пользоваться услугами переводчика, если недостаточно владеет языком, на котором ведется судопроизводство. Переводчик переводит все материалы дела, на документах делает соответствующие отметки о произведенном переводе, которые удостоверяются его подписью и подписью иностранного гражданина. При расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами, следует учитывать особенности национального характера — систему психологических свойств, присущих каждой нации.

В этой связи выделяют психологический склад нации, под которым понимают «.

своеобразный национальный колорит чувств, эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые национальные черты привычек и традиций, формирующиеся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического пути данной нации и проявляющиеся в специфике ее национальной культуры и быта».[2, с.270]. Кроме того, на психологическое состояние иностранного гражданина оказывает влияние незнание им, как правило, современной социальноэкономической обстановки в РФ и особенно ее законодательства.

Что же касается такого фактора, как кратковременное пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации, то он обуславливает необходимость выполнения значительного объема следственных действий в кратчайшие сроки в связи невозможностью выезда сотрудников, проводящих расследование в служебные командировки, невозможностью приглашения свидетелей и потерпевших из-за границы, отсутствием, в ряде случаев, четкого механизма взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран и т.д. Иностранные граждане, совершающие преступления, могут быть членами как отечественных, так и зарубежных организованных преступных сообществ.

В этих случаях важное значение приобретает установление их функциональной роли в сообществе, совершенных ими конкретных преступных действий, характера и типа связи с другими участниками сообщества и т.д. и проведения следственных действий с учетом значительного количества сил и средств, обеспечения безопасности участников уголовного процесса и иных граждан, защиты информации от утечки, организации взаимодействия, в ряде случаев, не только с правоохранительными органами России, но и зарубежных стран, обязательности оперативного сопровождения процесса расследования и т.д. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Примечания: 1.

Данилова Р.В. Некоторые проблемы расследования преступлений, связанных с гражданами иностранных государств // Обеспечение безопасности иностранных граждан. М., 1995. Арутюнян. Нация и ее психический склад.

Краснодар, 1966. С. 270.

Уголовный кодекс

Под действие уголовного кодекса попадают деяния, направленные против государственных интересов страны.

Зарубежный подданный, совершивший преступление в РФ, или за ее пределами, но при этом его действие имеет тот же характер, и угрожает политическим, экономическим или иным интересам России, ставит под сомнение сохранение ее целостности и территориальных пределов, представляет угрозу населению страны, он будет нести уголовную ответственность по нашим законам. Если лицо находится за границей, правоохранители через дипломатическое ведомство могут затребовать его выдачу.

В Госдуме предлагают иностранцев, совершивших уголовные преступления, наказывать жестче, чем россиян

Отягчающий паспорт иностранца , .

3 мин чтения

Фото: АР/ТАСС Депутат нижней палаты парламента из фракции ЛДПР Владимир Сысоев готовит проект закона о внесении изменений в статью 63 Уголовного кодекса России (УК РФ) в части установления новых обстоятельств, отягчающих преступление. В частности, законодатель предлагает считать обстоятельством, отягчающим наказание, то, что преступник, совершивший преступление на территории России, является иностранным гражданином. Кроме этого, обстоятельством, отягчающим наказание, предлагается считать совершение преступлений иностранными гражданами в отношении российских граждан, юридических лиц и представительств России за пределами нашей страны.

На сегодняшний день статья 63 Уголовного кодекса предлагает множество обстоятельств, за которые следует назначать более тяжкое наказание. Среди прочего, уголовное право предусматривает более тяжкое наказание, если преступление было совершено: не впервые (рецидив); группой лиц по предварительному сговору; с привлечением лиц, которые страдают тяжелым психическим расстройством либо находятся в состоянии опьянения; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды; в отношении беременной женщины; с особой жестокостью, садизмом, издевательствами, а также мучениями для потерпевшего; с использованием форменной одежды или документов представителя власти; сотрудником органов внутренних дел. По мнению законодателя, на фоне высокого уровня преступлений, совершенных в России иностранцами, будет уместно расширить статью 63 УК РФ и включить в нее несколько новых пунктов.

В частности, ввести отягчающие наказание обстоятельства за преступления, совершенные иностранными гражданами внутри России, и за преступления против россиян и российских частных и государственных представительств за пределами страны.

В перспективе, как надеется парламентарий, такое нововведение поможет в определенной степени снизить число преступлений, которые совершают в России иностранцы. «Эти люди приезжают в нашу страну.

Кто-то в целях туризма, но большинство, естественно, в поисках работы и нового места жительства.

Россия создала для них эти условия, дала разрешение на работу или патент, предоставила возможность зарабатывать и жить. Это называется гостеприимство, и в ответ на него мы ожидаем, что наши гости будут себя примерно вести, — отметил РП депутат Владимир Сысоев. — Но это далеко не всегда получается, и многие приезжие иностранцы ведут себя, мягко говоря, сомнительно.

Более того, энное количество этих иностранцев совершает ежегодно преступления, в том числе и тяжкие. Поэтому нам нужен законодательный ответ на такое поведение.

Ведь они не только совершили преступление, но и этим действом наплевали на все то, что Россия для них сделала».

Если оценивать данные силовиков за последние десять лет, то можно сказать, что стандартный ежегодный процент преступлений, совершенных иностранными гражданами внутри России, колеблется где-то в районе 3,5%. От общего числа преступлений в стране это несколько десятков тысяч. Однако тут же стоит вспомнить высказывания различных экспертов, которые говорили, что правоохранительным органам удается раскрыть ничтожное количество преступлений, которые были совершены иностранцами.

Однако тут же стоит вспомнить высказывания различных экспертов, которые говорили, что правоохранительным органам удается раскрыть ничтожное количество преступлений, которые были совершены иностранцами. Большинство из них уходит от ответственности во многом благодаря своему не всегда легальному статусу внутри страны, зачастую их местонахождение просто невозможно определить. При этом надо отметить, что львиная доля из раскрытых десятков тысяч преступлений совершается иностранцами в Москве.

Большой город, большие деньги, повышенная анонимность — все это манит в нашу столицу не только добросовестных гастарбайтеров, которые хотят заработать денег для себя и своей семьи, но и различные криминальные элементы из сопредельных государств. В основном, конечно, из стран СНГ. Надо напомнить также, что, по данным Следственного комитета России за 2011 год, каждое седьмое убийство и почти половина изнасилований в Москве были совершены иностранными мигрантами.

Если в УК РФ будут приняты соответствующие поправки, всех этих преступников, обладающих иностранными паспортами, будет ждать гораздо более серьезная ответственность. Возможно, зная это, определенная часть из них в будущем подумает, стоит ли вновь преступать закон в России. На протяжении последних нескольких лет парламентарии уходящего в историю созыва Госдумы предлагали несколько инициатив по борьбе с иностранной преступностью внутри России.

Примерно два года назад очень интересные поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях внес заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. Тогда он предложил ввести норму, которая предусматривала бы депортацию иностранцев за целый перечень правонарушений.

Несмотря на широкое обсуждение, парламент так и не принял эту инициативу. Если мы в общем взглянем на проблему иностранной преступности в России, то заметим, что во многом ее уровень поддерживается за счет открытых границ страны и достаточно посредственного отношения к учету иностранцев внутри России. По нашим городам легально и нелегально бродят миллионы граждан из стран СНГ.

Они также понимают, что никто особо не фиксировал их въезд в Россию, а регистрацию они купили за небольшие деньги и живут на самом деле совсем в другом месте и потому чувствуют безнаказанность. Cамое читаемое Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733выдано Роскомнадзором 20.05.2016. © 2009–2019 Русская Планета Ошибка в тексте?

Ctrl + Enter Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важныхи интересных материалов за неделю.

Это того стоит. Неправильная электронная почта Больше не показывать это сообщение Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!

Print Options:

  1. Images
  2. Multimedia
  1. Comments
  2. Embedded Content

Отменить Print

  1. Поиск Поиск

Срочно Live 28 Октябрь, 2005 03:00 Поделиться

Преступления против иностранцев в Санкт-Петербурге Поделиться Print С начала этого года в Петербурге совершено 846 преступлений в отношении иностранцев, однако в прокуратуре города подчеркивают, что «лишь в 30 случаях правоохранительными органами в числе возможных версий преступления выдвинут национальный мотив».

В ГУВД Петербурга и Ленинградской области констатируют, что нередко иностранцы становятся жертвами преступлений – грабежей, краж и разбойных нападений и прочего

«по собственной неосторожности, в том числе в состоянии алкогольного опьянения»

. Наконец, по версии правоохранительных органов, ряд преступлений, совершенных в отношении иностранцев, совершен их соотечественниками и связан с конфликтами внутри самой национальной диаспоры… А что думают сами иностранные граждане, проживающие в Петербурге, относительно преступлений, совершаемых против их соотечественников?

Практически еженедельно в сводке криминальных происшествий, рассылаемой Управлением внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, фигурируют преступления, совершенные против иностранных граждан.

В большинстве случаев жертвами нападений становятся студенты – уроженцы стран третьего мира. Правоохранительные органы чрезвычайно редко употребляют формулировку

«преступление, совершенное на почве национальной неприязни»

, предпочитая термин «из хулиганских побуждений». Кто же они, проживающие в Петербурге иностранцы?

Мне довелось побеседовать со студентом четвертого курса Первого медицинского университета имени академика И.П. Павлова Хусейном Мустафой (уроженцем Индии) и с ординатором того же ВУЗа сирийцем Махером Абдуррахимом, который живет в Петербурге уже девятый год. И как он себя здесь чувствует?

«Ко мне и друзья, и на работе и на учебе относятся хорошо. Но бывают ,что хулиганы на улице мешают жить на белом свете», – говорит Махер Абдуррахим.

А вот мнение Хусейна Мустафы (кстати, он, как и Махер Абдуррахим, мусульманин, и это обстоятельство вызывает некоторые сложности): «У меня имя такое – Хусейн, и многие спрашивают, откуда я, какое я имею отношение к Саддаму Хусейну… Это смешно, конечно, но бывает, что бросают неприятные взгляды и такие вопросы иногда задают: что вы тут делаете?

Зачем приехали? Со мной много раз бывало, что от таких интересующихся удавалось благополучно убегать. И многие мои близкие и знакомые тоже убегали от таких спрашивающих…». Итак, Хусейну, по его признанию, несколько раз приходилось спасаться бегством.

Однако некоторые из знакомых обоих моих собеседников становились жертвами серьезных преступлений.

«Помню очень хорошо, что в 2002 году убили студента из Маврикия, как раз напротив университета, – говорит Хусейн. – Это было вечером. Я знал этого человека. Относительно давно также убили одного суданца.

И убили одного сирийца в метро. Относительно недавно убили сына атташе по культуре посольства Ливии.

И еще было много других подобных случаев». Молодые люди отмечают, что не доверяют версии о том, что избиения и убийства иностранных студентов происходят исключительно из хулиганских побуждений.

Махер Абдуррахим поясняет: «Бывает, возьмут интервью у лидера какой-нибудь экстремистской группировки, покажут, как экстремисты тренируются, и после этого говорят: мы раньше мягко относились к иностранцам, а сейчас будем убивать по-настоящему. Это я сам лично видел и слышал по телевизору».

Интервью с лидерами экстремистских группировок доводилось читать и мне. Свою агрессию против иностранцев они, не смущаясь отсутствием логики, обосновывают так:

«Понаехали к нам, забрали лучшие рабочие места, соблазняют деньгами русских девушек, а сами являются наркокурьерами»

.

Что думают по этому поводу наши собеседники?

«Я считаю все эти аргументы бессмысленными, – говорит Хусейн. – Даже если бы это и было так, это не причина убивать человека. Россия – отличная страна, здесь можно свободно жить и свободно найти работу… А если кто-то привозит наркотики, то такие люди не ездят в метро. А убивают как раз тех, кто ездит в метро, – студентов, которые приезжают сюда учиться, платят несколько тысяч долларов в год на проживание, на карманные расходы… Я считаю, что они просто неверно поступают».
А убивают как раз тех, кто ездит в метро, – студентов, которые приезжают сюда учиться, платят несколько тысяч долларов в год на проживание, на карманные расходы… Я считаю, что они просто неверно поступают». После каждого преступления против иностранных студентов администрация Петербурга и высшие чины правоохранительных органов обещают принять все меры для того, чтобы подобного больше не случилось… А заодно дают «полезные» (с их точки зрения) советы самим иностранным студентам, как обезопасить себя в случае нападения.

Хусейн Мустафа рассказывает, что недавно в Первом медицинском университете милиция распространяла брошюру с подобными советами: «Там было написано, например, что иностранцы должны всегда ходить вместе и всегда иметь с собой палку для защиты или что-то еще. Я представляю себе, что будет, если пятнадцать иностранцев будут идти с палками и их остановит милиция, чтобы проверить документы… У них будут проблемы».

«Мне очень обидно, что так все происходит, – говорит студент из Индии. – Мне Россия очень нравится, и Питер тоже нравится.

И я хорошо отношусь к людям, и ко мне люди хорошо относятся.

Но когда происходят такие вещи, обидно. Россия – как моя вторая родина.

Но, конечно, всякое случается». И Махер, и Мустафа говорят, что они, и многие из их знакомых, пока не собираются покидать Петербург и Россию. Но после очередного преступления на национальной почве уверенность иностранных студентов в своей безопасности становится все меньше.

XS SM MD LG

Какой суд рассматривает уголовное преступление,совершенное гражданином РФ в другом государстве?

Гражданин РФ совершил преступление на территории другого государства, но при этом не был задержан.

Теперь этот гражданин находится на территории РФ и намерен решать свой вопрос юридическим путем. Какой именно суд и прокуратура будут заниматься этим вопросом ? Спасибо. 06 Апреля 2019, 20:50, вопрос №1959177 Юрий, г.

Москва Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (1) 508 ответов 108 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Нарьян-Мар Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, Юрий!Действие уголовного кодекса в отношении лиц совершивших преступление вне пределов РФ.ст.12 УК РФГраждане Российской Федерации, постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.Статья 50 конституции РФ устанавливает, что “никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление”.

Поэтому УК РФ допускает возможность привлечения к уголовной ответственности и осуждение за преступления, совершенные за границей, граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, только в случаях, если они не были осуждены в иностранном государстве и если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено.

Если лицо совершило деяние, которое в стране пребывания не признается преступлением, но считается таковым в Российской Федерации, то привлечение его к ответственности было бы неоправданным. Следует иметь в виду, что большая часть общеуголовных преступлений (посягательство на личность, собственность, контрабанда, наркобизнес, фальшивомонетничество и другие) преследуются уголовным законодательством всех государств.

В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном государстве деяние не считается там преступлением, но запрещено в стране, представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с совершением аборта, который рассматривается как преступление в ряде стран. Если же Российский гражданин совершил за границей преступление и не был там осужден, он по прибытии в Россию может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден. Однако в случае осуждения указанного человека в России назначенное ему наказание не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной за данное преступление законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

В ч. 3 ст. 12 УК РФ впервые в законодательстве России закреплен принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается в возможности привлечения любого лица, в том числе иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление, совершенное за границей, если оно направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

статья 13 ук рф предусматривает выдачу лиц, совершивших преступление.Выдача преступников — это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовно-процессуального и уголовного законодательства заключающейся в передаче преступника другому государству для суда над ним и для приведения в исполнение вынесенного приговора. Под интересом России следует понимать не только государственные интересы, но и интересы личности российских граждан.

Применяя реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан. В соответствии с современными условиями правового сотрудничества и взаимодействия государств в борьбе с преступностью, если иностранцы, совершившие преступление против России за ее пределами, понесли уголовную ответственность за границей, они не могут повторно привлекаться к ответственности по УК РФ.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбытия наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства. Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся, в частности, в ст. 61 конституции, которая гласит: “Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству”.

Эта же позиция закреплена в ст. 13 УК РФ. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозным мотивам. Люди, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища.

Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось.

Поэтому практически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится. Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется указом Президента Российской Федерации.

УК РФ в ст. 13 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Так Израиль выдал СССР преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль.

В израильском аэропорту они сдались полиции и были выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

Рекомендуем прочесть:  Заявление на админисративный

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

В наши дни английский суд рассматривает дело жителя Англии, совершившего в годы войны преступления в Белоруссии.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий. Первое – преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности). Второе – если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохраняют. Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности.

в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления. Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбытия наказания.

В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.

Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачи человека, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.Таким образом, все зависит от степени тяжести преступления совершенного гражданином РФ.

Суд может быть как за границей, при определенных преступлениях., так и с требованием выдачи — в РФ.

06 Апреля 2019, 21:00 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 07 Июля 2013, 05:20, вопрос №118042 28 Сентября 2017, 14:20, вопрос №1764486 08 Сентября 2014, 10:41, вопрос №551799 28 Мая 2017, 12:04, вопрос №1649568 10 Сентября 2017, 13:35, вопрос №1747833 Смотрите также

Профилактика преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

Чхвимиани Эдуард Жюльенович кандидат юридических наук, доцент кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (e-mail: Профилактика преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории Российской Федерации В статье рассматриваются понятия «международная миграция», «причины международной миграции», меры по профилактике преступлений, совершаемых иностранными гражданами. Определяются трудности, возникающие у государства в профилактике преступлений. Анализируется возможность совершенствования действующих и введения новых мер профилактики.

Ключевые слова: миграция, мигрант, иностранец, профилактика, органы внутренних дел. E.Zh. Chkhvimiani, Master of Law, Assistant Professor of the Chair of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Prevention of crimes committed by foreign citizens in the Russian Federation This article discusses such concepts as international migration, the causes of international migration, measures for the prevention of crimes committed by foreign citizens.

Identified the difficulties arising from the government in the prevention of crime.

Analyses the possibility of introducing new measures of prevention and improvement of existing ones.

Key words: migration, migrant, foreigner, prevention, departments of the Interior of Russia. Среди многих причин международной миграции основными являются экономические, такие как поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни.

Особенно это распространено в странах с обширной территорией и низким уровнем жизни. Миграция — довольно сложный и противоречивый процесс, имеющий как позитивные результаты для экономики принимающих и отправляющих стран, так и ряд негативных последствий. Чем больше население страны, чем ниже уровень жизни, тем больше населения этой страны вынуждено мигрировать в другие страны в целях удовлетворения человеческих потребностей, при этом миграция способствует улучшению материального благосостояния семей мигрантов.

В то же время миграционные процессы влекут за собой утрату социальных и культурных связей, развитие таких опасных явлений, как ксенофобия, национализм, экстремизм. Согласно последнему докладу ООН о статистике глобальной миграции наибольшее число иностранных мигрантов на данный момент проживает на территории США (45,8 млн), Российской Федерации (11 млн) и Германии (9,8 млн) [1].

По данным из этого же документа, миграционная проблема особенно обострилась в России за последние годы. По официальной статистике Федеральной миграционной службы, в 2012 г. в страну въехало 15,88 млн человек, из которых только 1,34 млн получили разрешения, за аналогичный период 2013 г.

на территорию Российской Федерации въехало 17,79 млн иностранных граждан, причем разрешение на работу получили лишь 1,27 млн из них.

В 2014 г. на территорию Российской Федерации въехало 17,28 млн иностранных граждан, разрешение на работу получили 1,3 млн человек, а на конец 2014 г. на территории страны находилось 11,72 млн иностранных граждан и лиц без гражданства [2]. Однако ни ФМС России, ни другой государственный орган не может знать точно, сколько реально иностранцев находится на территории России.

Учитывая тех, кто находится здесь нелегально, можно смело полагать, что их может быть и вдвое больше официальных данных.

Глобализация не только вносит разнообразные изменения в глобальные политические и экономические системы, но и способствует значительной интенсификации миграционного оборота, в том числе нелегального. Конец XX в. характеризуется постоянными массовыми перемещениями людей из «третьего» мира в «первый», из периферии — в центры с более высоким и качественным уровнем жизни.

И если эпоха «железного занавеса» дезинтегрировала Советское государство с тенденциями остального мира, то после распада СССР страна резко окунулась в мировой миграцион- 88 ный контекст. Среди наиболее значимых черт новой мировой миграционной ситуации можно выделить: беспрецедентный рост масштабов и географии мировой миграции; выход на первый план трудовой миграции; неуклонное увеличение потоков нелегальной (нерегистрируемой) миграции; бесспорное увеличение значимости международной миграции в демографическом и экономическом развитии стран современного мира; строгую поляризацию мира (образование перманентных регионов-«доноров» и регионов-«реципиентов» иммигрантов); двойственный противоречивый характер декларируемой и проводимой миграционной политики [3]. Общепризнанным фактом является то, что в некоторых странах ближнего зарубежья часть валового национального продукта формируется за счет денежных средств, пересылаемых мигрантами из России.

Но в конце 2014 — начале 2015 г. объем денежных переводов, осуществляемых трудовыми мигрантами, сократился, представители бизнеса и объединений мигрантов констатируют рост безработицы и прогнозируют отток мигрантов из России. В 2014 г. ежемесячно фиксировалось увеличение рублевых трансграничных отправлений мигрантов.

Например, в январе 2014 г. мигранты отправили 3,8 млрд рублей (в годовом исчислении рост показателя составил 17%), в феврале — 4,3 млрд (12%), в марте — 5,1 млрд (13%).

В пик сезонных работ гастарбайтеров — в мае и июне 2014 г.

— этот объем по сравнению с прошлым годом вырос еще более значительно: до 7,5 млрд рублей (на 33,8%) и до 9 млрд (на 20%).

До ноября позитивный тренд сохранялся на уровне 8-14%, но в последний месяц осени картина изменилась — переводы снизились на 4%, поскольку данные ЦБ приведены без учета инфляции, ярко выраженной в конце года, это вполне можно связать с девальвацией российского рубля. При отправке денежных средств в рублях в некоторые страны, например в Узбекистан, получатель не сможет получить их в рублях, а получит только в долларах США, при этом конвертация будет осуществлена в России по действующему курсу на момент отправки.

Соответственно, падение курса рубля пропорционально доходу мигрантов, что вынудит их начать возвращаться домой, т.к. заработная плата в сфере ЖКХ колеблется в районе 12000 рублей, а в долларах США это в два раза меньше, чем в середине 2014 г., или работать нелегально, т.к., помимо вышеуказанного, российское миграционное законодательство с 1 января 2015 г.

претерпело изменения: введены патенты для мигрантов, обязательный экзамен на знание русского языка, истории и основ российского законодательства для всех категорий трудовых мигрантов, исключение составили лишь высококвалифицированные специалисты, процент которых и так невелик. Для мигрантов это чревато немалыми дополнительными единовременными расходами размером в десятки тысяч рублей, которые они должны иметь при въезде в Россию.

А ухудшение экономической ситуации в России может повлечь увеличение спроса на дешевую рабочую силу, представителями которой могут явиться нелегальные мигранты, что повлечет ряд негативных последствий, таких как недополучение денег в бюджет Российской Федерации, совершение как иностранными гражданами, так и в отношении их административных правонарушений и преступлений и т.д. Данные негативные явления имеют место и в настоящее время, и здесь очень большое значение имеет профилактика преступности. Понятие «профилактика преступности» может пониматься как в широком, так и в узком смысле.

В широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком же смысле профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, с целью осуществления направленного на них предупредительного воздействия [4]. Такая деятельность является одним из этапов комплексного предупреждения преступности.

Предупреждение преступности в широком смысле включает в себя систему взаимосвязанных элементов, которые интегрированы в ходе этой работы, и ее результаты. Среди них могут быть: подход к предупреждению преступности как особой области социально-правового регулирования и контроля, которая имеет целостности, выбор взаимодополняющих целей и направлений, сочетание глобальных, локальных и индивидуальных уровней взаимодействия; охват профилактической деятельности во всех сферах жизни общества, влияние на криминогенные процессы и явления объективного характера; сочетание сдерживания и подавляющего воздействия на криминогенные процессы и явления; целенаправленное развитие организационных структур, специализирующихся на профилактической деятельности, наличие единого информационно-аналитического, программного обеспечения, координация организационных и управленческих ресурсов и юридическое сопровождение профилактической деятельности.

3 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон (от 21 декабря 2014 г.

№ 376-ФЗ), который определил понятие «фиктивной реги- 89 iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . страции», а также дал возможность территориальным подразделениям миграционной службы снимать с регистрационного учета граждан, фиктивно зарегистрированных в «резиновых» домах и квартирах.

Как отметил руководитель ФМС России Константин Ромодановский на заседании Совета законодателей РФ, введение уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и постановку на миграционный учет позволило сократить количество так называемых «резиновых» квартир и домов с 10090 до 1859.

Глава миграционного ведомства также уточнил, что в общей сумме количество возбужденных дел по закону о «резиновых квартирах» по материалам территориальных органов составило 3,2 тысячи. Растет и количество возбужденных по материалам ФМС дел за организацию незаконной миграции: по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.

наблюдается рост в два раза, с 2013 г.

-плюс 14%, подчеркнул Константин Ромоданов-ский [2]. Принятие вышеуказанного закона является ярким примером профилактики преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории Российской Федерации, но для еще более эффективного его применения необходимо улучшить взаимодействие ФМС с МВД России для обмена информацией, совместного проведения операций.

Субъектом профилактики, несомненно, являются органы внутренних дел, и основная нагрузка по выполнению профилактических функций лежит на участковых уполномоченных полиции [5, с. 184]. Касаясь вопроса профилактики преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории Российской Федерации, необходимо отметить владение участковым ситуацией на обслуживаемой территории с целью знать профилак- 1.

URL: http://Www.un.org/ru/ga/68/meetings/ migration/pdf/internationalmigrantsworldwide_ totals2013.pdf 2. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/ data/ 3. Ионцев В.А. Международная миграция: теория и история изучения // Международная миграция населения: Россия и современный мир / под ред.

В.А. Ионцева. М., 1999. Вып. 3. С. 53-105. 4. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика.

М., 1990. 5. Чхвимиани Э.Ж. Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия вымогательству (по материалам Краснодарского края): дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.

тируемый контингент. Зачастую нелегальные мигранты живут «по резиновым адресам», а участковые уполномоченные полиции даже не знают об этом или делают вид, что не знают, на обслуживаемой территории появляются крайне редко, не говоря уже о профилактических мероприятиях.

Причины этого, возможно, кроются в вечном некомплекте, некомпетентности сотрудников, выполнении задач, не свойственных направлению деятельности, а сокращение численности сотрудников МВД в 2015 г., вероятнее всего, только ухудшит ситуацию. Разработка памяток или указаний для сотрудников внутренних дел, регламентирующих их действия в случае выявления нелегальных мигрантов, непременно даст положительный результат, поскольку сотрудники зачастую даже не знают, какие документы должны быть у иностранных граждан. С сотрудниками, несущими наружную службу, необходимо проводить занятия об изменении миграционного законодательства в рамках служебной подготовки.

Еще одной из мер профилактики можно назвать обязательное дактилоскопирование некоторых категорий иностранных граждан, но для достижения еще большего результата целесообразно ввести обязательное дактилоскопирование всех иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Проблемой в профилактике преступлений является также то, что зачастую мигранты оформляют документы на одно место работы, а по факту работают совсем в другом месте, городе и даже районе, что затрудняет установление реального местонахождения и рода занятий, а это может стать не только угрозой для Российской Федерации, но и для самого иностранного гражданина, права и интересы которого могут быть нарушены. 1. URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/ migration/pdf/internationalmigrantsworldwide_ totals2013.pdf 2.

URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/ data/ 3. lontsev V.A. International migration: theory and history of research // International migration: Russia and the modern world/ ed.

by V.A. lontsev. Moscow, 1999.

Iss. 3. P. 53-105. 4. Avanesov G.A.

Criminology and Social prevention.

Moscow, 1990. 5. Chkhvimiani E.Zh.

Criminal law and criminological aspects of combating extortion (on materials of Krasnodar region): diss.