Положение о факультете подготовки кадров высшей квалификации

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования


Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки кадров высшей квалификации 39.06.01 Социологические науки (далее соответственно — программа аспирантуры, направление подготовки). Файл c текстом стандарта размещен в разделе сайта Ссылка на файл: Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33691 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30июля2014 г.

N899 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ) В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.

2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст.

4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.
N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.

4377), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года. Министр Д.В.ЛИВАНОВ Приложение Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30июля2014 г. N899 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 39.06.01 Социологические науки» (далее соответственно — программа аспирантуры, направление подготовки). II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения: ВО — высшее образование; УК — универсальные компетенции; ОПК — общепрофессиональные компетенции; ПК — профессиональные компетенции; ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 3.1.

Получение образования по программе аспирантуры допускается в образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях (далее — организация).

3.2. Обучение по программе аспирантуры в организациях осуществляется в очной и заочной формах обучения. Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы, реализации программы аспирантуры по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении. 3.3. Срок получения образования по программе аспирантуры: в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 3 года.

Объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.; в заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению организации) по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения.

Объем программы аспирантуры в заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год, определяется организацией самостоятельно; при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы аспирантуры при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е.

за один учебный год. 3.4. При реализации программы аспирантуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. 3.5. Реализация программы аспирантуры возможна с использованием сетевой формы. 3.6. Образовательная деятельность по программе аспирантуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
3.6. Образовательная деятельность по программе аспирантуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ АСПИРАНТУРЫ 4.1.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает научно-исследовательскую деятельность в следующих областях: теория, методология и история социологии; социальная структура, социальные институты и процессы; экономическая социология и демография; социология управления; социология культуры, духовной жизни; политическая социология. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: теории, раскрывающие сущность социальных процессов и отношений на различных уровнях социальной организации, общественных явлений, закономерностей общественного развития, механизмов социальных изменений в общемировом пространстве, в российском обществе и в региональных социальных пространствах, переходных эпох, стран, регионов, социальных общностей, сфер общественной жизни, социальных систем; реальные социальные явления, связи, институты и процессы в глобальных, региональных и иных социально-экономических, социально-политических и социально-культурных системах, социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, их отражение в общественном сознании, а также результаты и способы воздействия на социальные общности и социальные отношения; процессы социально-научного исследования, включающие методологию, методы и инструменты проведения научных исследований, техники анализа и систематизации информации, разработку моделей исследуемых процессов, явлений и объектов профессиональной деятельности, механизмы прогнозирования, проектирования и оптимизации социальных показателей, процессов и отношений, разработку методологии и инструментальных средств для социологического анализа в соответствии с условиями, целями и задачами. 4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: научно-исследовательская деятельность в области теории, методологии и истории социологии, социальной структуры, социальных институтов и процессов, экономической социологии и демографии, социологии управления, социологии культуры, духовной жизни, политической социологии; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ 5.1. В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы: универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки; общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки; профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее — направленность программы).

5.2. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2); готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4); способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5); способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
5.2. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2); готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4); способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5); способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

5.3. Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: способностью задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности (ОПК-1); способностью определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности (ОПК-2); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования и к их развитию, к совершенствованию информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-3); способностью определять перспективные направления развития и актуальные задачи исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии на основе изучения и критического осмысления отечественного и зарубежного опыта (ОПК-4); способностью самостоятельно проводить научные социологические исследования с использованием современных методов моделирования процессов, явлений и объектов, математических методов и инструментальных средств (ОПК-5); способностью использовать механизмы прогнозирования и проектирования инновационного развития социальных систем (ОПК-6); готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-7) 5.4.

При разработке программы аспирантуры все универсальные и общепрофессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы аспирантуры.

5.5. Перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры организация формирует самостоятельно в соответствии с направленностью программы и (или) номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации .

——————————— Подпункт 5.2.73(3) Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г.

N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст.

4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776). VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ 6.1.

Структура программы аспирантуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ аспирантуры, имеющих различную направленность программы в рамках одного направления подготовки.

6.2. Программа аспирантуры состоит из следующих блоков: Блок 1.

«Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. Блок 2. «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы. Блок 3. «Научно-исследовательская работа», который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 4. «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Структура программы аспирантуры Таблица Наименование элемента программы Объем (в з.е.) Блок 1 «Дисциплины (модули)» 30 Базовая часть 9 Дисциплины (модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов Вариативная часть Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатского экзамена Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), направленные на подготовку к преподавательской деятельности 21 Блок 2 «Практики» 141 Вариативная часть Блок 3 «Научно-исследовательская работа» Вариативная часть Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» 9 Базовая часть Объем программы аспирантуры 180 6.3.

Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)», в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от направленности программы аспирантуры, которую он осваивает.

Набор дисциплин (модулей) вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» организация определяет самостоятельно в соответствии с направленностью программы аспирантуры в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. Программа аспирантуры разрабатывается в части дисциплин (модулей), направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов в соответствии с примерными программами, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации . ——————————— Пункт 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г.

N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074). 6.4. В Блок 2 «Практики» входят практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика). Педагогическая практика является обязательной.

Способы проведения практики: стационарная; выездная. Практика может проводиться в структурных подразделениях организации. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.5. В Блок 3 «Научно-исследовательская работа» входит выполнение научно-исследовательской работы. Выполненная научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. После выбора обучающимся направленности программы и темы научно-исследовательской работы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.6. В Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ 7.1. Общесистемные требования к реализации программы аспирантуры.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), и отвечающая техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее.

Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), и отвечающая техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее. Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации . ——————————— Федеральный закон от 27 июля 2006 г.

N 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст.

4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст.

6961; N 52, ст. 6963), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст.

6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173; N 31, ст. 4196; N 49, ст.

6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683). 7.1.3.

В случае реализации программы аспирантуры в сетевой форме требования к реализации программы аспирантуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы аспирантуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы аспирантуры на кафедрах, созданных в установленном порядке в иных организациях или в иных структурных подразделениях организации, требования к условиям реализации программы аспирантуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов организаций. 7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел

«Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»

, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации. 7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования, или в научных рецензируемых изданиях, определенных в Перечне рецензируемых изданий согласно пункту 12 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст.

5074). 7.1.8. В организации, реализующей программы аспирантуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее, чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации . ——————————— Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.

N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.

4378). 7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы аспирантуры. 7.2.1. Реализация программы аспирантуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы аспирантуры на условиях гражданско-правового договора. 7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу аспирантуры, должна составлять не менее 60 процентов.

7.2.3. Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую (творческую) деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы аспирантуры. 7.3.1. Организация должна иметь специальные помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания оборудования.

Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории.

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы аспирантуры, включает в себя лабораторное оборудование в зависимости от степени сложности, для обеспечения дисциплин (модулей), научно-исследовательской работы и практик.

Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению зависят от направленности программы и определяются в примерных основных образовательных программах. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий обязательной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся. 7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе аспирантуры.

7.3.4. Обучающимся и научно-педагогическим работникам должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных (в том числе международным реферативным базам данных научных изданий) и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению. 7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены электронными и (или) печатными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. 7.4. Требования к финансовому обеспечению программы аспирантуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы аспирантуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

Аспирантура

Для того чтобы пройти обучение в стенах ВУЗа, аспирант должен соответствовать конкретным требованиям:

  1. пройти вступительные испытания;
  2. сдать «кандидатские экзамены» (на старших курсах).
  3. иметь законченное высшее образование не ниже магистратуры (ил специалитета);

Будучи в аспирантуре, все учащиеся обязаны посещать занятия (они проводятся около 2 раз в неделю), участвовать в жизни кафедры (конференции, семинары, научные исследования и пр.). «Бюджетникам» полагается стипендия и место в общежитии.

В зависимости от формы обучения (очная или заочная), срок обучения составит около 3-4 лет.

По окончании аспирантуры, после успешной выпускник получит определенную квалификацию или ученую степень «кандидат наук».

Подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках Болонского процесса УДК 378.048.2 Валерий Бельский, ректор Института подготовки научных кадров НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент ЛарисаТригубович, начальник учебно-методического отдела Института подготовки научных кадров НАН Беларуси В последние годы белорусскими учеными и специалистами в сфере высшего и послевузовского образования активно обсуждаются проблемы, связанные со спецификой включения нашей страны в Болонский процесс, к которому она присоединилась 14 мая 2015 г. Интеграция в европейское образовательное пространство имеет неоспоримые плюсы: повышается конкурентоспособность и привлекательность нашего национального образования в современном мире, укрепляются его позиции среди других участников, расширяются возможности международного сотрудничества, увеличивается количество реализуемых совместных программ научно-технического развития.

Кроме того, в условиях формирования Евразийского экономического союза преобразования, проводимые в системе высшего образования в соответствии с требованиями Болонской декларации, позволят с максимальной эффективностью использовать образовательный и научный потенциал Беларуси. С одной стороны, это будет способствовать притоку иностранных абитуриентов, расширит информацию о национальной системе образования и ее доступности для лиц, желающих продолжить обучение в других странах; с другой — повысит престиж белорусской высшей школы и будет способствовать снижению оттока наших абитуриентов, желающих обучаться за границей.

Это особенно актуально в условиях непростой демографической ситуации, сложившейся в республике [5].

Беларусь поступательно проводит мероприятия по реализации принципов Болонского процесса: создана двухуровневая система высшего образования; внедрены образовательные стандарты нового поколения; обеспечивается управление качеством образования в рамках сертифицированных систем менеджмента качества; осуществляется широкая социальная поддержка студентов; значительно расширилась международная академическая мобильность обучающихся и преподавателей, внедряется национальная система зачетных единиц и ее согласование с ЕСТ8, ведется работа по формированию национальной системы квалификаций и т.д. В ближайшей перспективе будут проведены мероприятия по унификации специальностей, введению приложения к диплому согласно европейскому стандарту, разработке отдельных нормативных документов и др.

[4]. Не умаляя важности и значимости болонизации для Беларуси, считаем необходимым остановиться на некоторых проблемах, непосредственно связанных с подготовкой научных кадров высшей квалификации. Интернационализация этого процесса в рамках Болонской декларации рассматривается в четырех измерениях: ■ научно-исследовательский потенциал и возможности; ■ международный профиль; ■ институциональные структуры; ■ мобильность обучающихся и их научных руководителей [9]. Основные принципы, определяющие подходы к организации подготовки кадров высшей научной квалификации в Европе, были изложены Министерством образования, науки и культуры Австрии, Германским федеральным министерством образования и науки и Европейской ассоциацией университетов на Зальцбургском семинаре (февраль 2005 г.): ■ ключевым компонентом обучения в аспирантуре должно быть получение нового знания через проведение оригинальных научных исследований.

В то же время отмечается, что подготовка научных кадров обязана в большей степени удовлетворять запросам рынка труда, а не ограничиваться только академической деятельностью в вузах и научных учреждениях.

Причем эта тенденция должна иметь прогрессирующий характер; ■ учреждения подготовки кадров высшей научной квалификации несут ответственность за актуальность разрабатываемой обучающимися тематики. Она должна обеспечить соответствие предлагаемых образовательных программ требованиям изменяющихся условий рынка труда и возможности для карьерного продвижения и развития выпускников; ■ разнообразие организационных форм подготовки, включая совместные докторские программы различных университетов (например, предлагаемые двумя вузами из разных стран) является положительным стимулирующим фактором, который должен быть подтвержден качеством и весомыми практическими результатами; ■ аспиранты должны восприниматься научным сообществом как профессионалы, способные внести ключевой вклад в генерацию нового знания; ■ определяющая роль научного руководства и аттестации. Необходимо создать контрактную основу, обеспечивающую четкость и прозрачность оценивания результатов, взаимную ответственность обучающихся, научных руководителей, учреждений, осуществляющих подготовку научных кадров высшей квалификации, а также других партнеров; ■ в рамках образовательных программ следует использовать различные типы инновационных практик в европейских университетах.

При этом подчеркивается возможность вариативности в принятии решений, обусловленная различиями конкретных ситуаций в разных странах европейского региона. Данное обстоятельство должно способствовать развитию международного, национального и регионального сотрудничества между вузами; ■ длительность обучения должна быть достаточной для обеспечения адекватного качества (как правило, от 3 до 4 лет при полной занятости); ■ необходимо продвижение инновационных структур, нацеленных на междисциплинарную подготовку обучающихся и развитие у них соответствующих умений и навыков. ■ докторские программы должны стремиться к обеспечению как географической, так и междисциплинарной мобильности и международному сотрудничеству в рамках сетевого взаимодействия между университетами и другими партнерами; ■ развитие качественной подготовки исследователей и создание условий для успешной защиты диссертаций в срок требует адекватного и стабильного финансирования [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Исторически сложившаяся система подготовки научных кадров в нашей стране в целом совпадает с концептуальными основами Болонской декларации, но в то же время имеет ряд принципиальных отличий, которые требуют ответственных и взвешенных решений при преобразовании действующих механизмов.

В отличие от первого и второго уровней высшего образования, где происходит обучение по конкретным специальностям широкого спектра, но все-таки для выполнения определенных должностных обязанностей, подготовка кадров высшей научной квалификации имеет фундаментальный характер, предполагающий большие возможности. Она нацелена на профессиональное обеспечение научной работы в различных областях исследователями, способными и готовыми к активной творческой и инновационной деятельности.

Специфика и направленность подготовки научных кадров высшей квалификации в отдельно взятой стране, как правило, обусловлена ее производственно-технологическим потенциалом, стратегическим видением экономического развития страны, общественно-культурной средой и множеством сложившихся функциональных отношений, зависимостей и взаимодействий. Кроме того, ученые, получившие ученую степень, не всегда заняты в науке. Многие из них переходят на административную работу, порой никак не связанную с областью научных интересов.

То есть они играют важную роль в различных сегментах общественной жизни — в промышленности, торговле, сфере услуг, общественном секторе, что обязывает иметь соответствующие организационные и управленческие навыки. Следовательно, и к системе подготовки таких кадров также должны предъявляться дополнительные требования. Синергия знаний В Беларуси обучение может осуществляться на двух уровнях: в аспирантуре и докторантуре.

Предусмотрены три формы получения образования: очная, заочная, соискательство. Любой гражданин с соответствующим уровнем базового высшего образования реализует свое право на свободу научного творчества в вузах, научных организациях, иных учреждениях, имеющих право на осуществление соответствующего вида образовательной деятельности либо на самостоятельную подготовку научного труда при условии выполнения определенных текущих и итоговых аттестационных мероприятий (сдача кандидатских экзаменов, зачетов, отчетов).

В рамках действующих документов единого европейского образовательного пространства подготовке кадров высшей квалификации на первой ступени соответствует третий уровень высшего образования — аспирантура. Ее выпускники, защитившие квалификационную работу, именуются докторами наук (РЬ. Б.). При этом аналога ученой степени доктора наук, общепринятой в нашем традиционном понимании, в Болонской системе нет.

Соответственно, не предусмотрено в европейском образовательном пространстве и такого уровня получения образования, как докторантура.

Кроме того, в Бо-лонской системе отсутствует практика подготовки кадров высшей научной квалификации в форме соискательства. Все это не только отличает наши системы, но и при прямом копировании европейской практики способно значительно сузить возможности реализации научных интересов и потребностей граждан.

Кроме того, в документации и требованиях Бо-лонского процесса не выработан единый понятийный аппарат для системы подготовки кадров высшей научной квалификации.

По сути, переход на одноуровневую систему научных степеней соответствует признанию РЬ.

Б. равной ученой степени кандидата наук. В этом случае значимость традиционной ученой степени доктора наук, принятой в Беларуси и других странах постсоветского пространства, в международном смысле нивелируется. Это важный момент, требующий разрешения.

Сам факт рассмотрения аспирантуры в качестве отдельного уровня высшего образования мы считаем в целом допустимым. Это позволит повысить насыщенность и значимость предметов, изучаемых в рамках образовательного процесса, включая не только кандидатский минимум, но также спецкурсы, тренинги, прикладные дисциплины, необходимые обучающимся и для более качественного написания диссертации, и для будущей профессиональной карьеры в реальных секторах экономики. Однако подготовка научных кадров без установления ключевой значимости исследовательской составляющей этого процесса сомнительна.

Следует отметить, что согласно принципам Болонского процесса главная цель аспирантуры заключается в приумножении знаний путем проведения оригинальных изысканий. В Беларуси лицам, успешно окончившим аспирантуру, реализовавшим индивидуальный план, прошедшим итоговую аттестацию и представившим диссертацию к защите, предусмотрена выдача диплома с присвоением квалификации «исследователь». Это свидетельствует о выполнении выпускником конкретных требований, предъявляемых к данному уровню образования, получении специфических навыков и компетенций, позволяющих осуществлять должностные функции в соответствии с полученным уровнем квалификации и профессиональной компетентности.

В то же время большинство аспирантов (более 90%) не выходят на защиту диссертации, являющейся, по существу, квалификационной работой, в рамках которой предусматриваются собственные оригинальные исследования в качестве основной компоненты обучения. Обоснованно возникает вопрос: стоит ли в перспективе сохранять за аспирантурой присвоение квалификационной категории, которая не требует публичной защиты квалификационной работы, что предусмотрено на более низких уровнях высшего образования. Помимо этого, отнесение аспирантуры к третьему уровню высшего образования предусматривает описание всех методических вопросов в нормативно-программных документах, являющихся основанием для организации образовательного процесса (стандарт, учебный план).

Однако многообразие возможных направлений деятельности научных кадров высшей квалификации вызывает затруднения при определении общих базовых компетенций, которыми должен обладать выпускник аспирантуры, поскольку исследовательская работа в различных отраслях науки принципиально отличается в содержательном, методологическом, технологическом и методическом аспектах. Если признание квалификаций на первом и втором уровнях высшего образования основано на общей модульной структуре обучения и квалификация выпускников измеряется с помощью кредитной системы, то перенос данной методики на третий уровень вызывает определенные сложности.

Поскольку обучающиеся в аспирантуре должны производить новое знание — новые продукты и процессы, научно и методологически обоснованные, отличающиеся концептуальностью и системностью, то основная роль в учебной нагрузке образовательной программы должна быть отведена именно проведению научного исследования и оформлению диссертации.

Последняя представляет собой самостоятельно подготовленный научный труд, отличающийся оригинальностью и новизной. Таким образом, стандартные системы оценки с помощью кредитов в данном случае не подходят, поэтому возникает проблема определения соответствия и признания уровня выполненных изысканий и, следовательно, присваиваемой квалификации.

Особенностью европейского образовательного пространства является то, что подготовка кадров в аспирантуре осуществляется исключительно высшими учебными заведениями, то есть основной акцент смещается с научных на образовательные принципы.

Это подтверждает основной принцип Болон-ского процесса, гласящий о том, что университеты должны предоставлять доступ к качественным исследованиям с соответствующим обеспечением, научным сопровождением и ресурсами [9].

При этом принципы Болонского процесса, лежащие в основе преобразований национальных систем образования, не предполагают каких-то кардинальных структурных перестроек в ходе подготовки кадров высшей научной квалификации, они лишь отражают общие вопросы исторически сложившейся в Европейском Союзе системы.

В нашей стране достаточно большое количество ученых обучается непосредственно в аспирантурах и докторантурах научных организаций. Например, в НАН Беларуси ведется подготовка по 136 научным специальностям, действует 42 совета по защите диссертаций, исследования выполняются под руководством высококвалифицированных научных руководителей: академиков, членов-корреспондентов, профессоров, ведущих научных сотрудников Академии наук.

Конечно, основной акцент делается на научную составляющую, и это не только не снижает качественных показателей подготовки кадров в аспирантуре, но и создает условия для наиболее эффективного задействования выпускников в сфере исследований и разработок. Отличается в Болонском пространстве и процедура присвоения ученой степени доктора наук, которая является прерогативой исключительно высших учебных заведений. В наших условиях общее управление осуществляют и, соответственно, общую ответственность за подготовку научных кадров высшей квалификации несут структуры, не зависящие от Министерства образования, но более специализированные на вопросах научной деятельности и научных изысканий.

Это Государственный комитет по науке и технологиям и Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь. Считаем, что переход подготовки кадров высшей научной квалификации в управление Министерства образования вызовет определенные сложности в ведущих научных организациях страны и будет препятствовать созданию и поддержке адекватной исследовательской среды. По нашему мнению, многообразие форм и мест получения послевузовского образования, а также система управления ими должны быть сохранены.

Еще один аспект, требующий рассмотрения. В наших условиях ученые звания отражают определенные заслуги человека и являются документальным фактом, подтверждением их признания. В Болонском процессе ученые звания доцента, профессора, старшего научного сотрудника не фигурируют, их аналоги соответствуют структуре должностей в высшей школе.

При переходе к международной классификации возникает проблема значимости осуществляемой научной деятельности и незаинтересованность ученых в оформлении ее совокупных результатов. Участие в Болонском процессе предполагает понятность, открытость, прозрачность систем высшего образования.

При этом не требуется полной унификации национальных систем образования и революционных решений, оторванных от родной почвы.

Стратегия развития высшей школы в Беларуси должна быть продуманной, комплексной, гибкой, нацеленной на повышение ее качества, а для этого важно сохранить преемственность [3].

Болонский процесс нацелен на разработку неких общих требований к подготовке специалистов на всех уровнях высшего образования, в том числе и научных кадров высшей квалификации.

При этом вопросы деятельности аспирантуры и докторантуры, присвоения ученых степеней и понимания значения ученых званий в едином европейском пространстве не имеют четкого и достаточного наполнения. Кроме того, необходимо детально проработать квалификационные качественные характеристики специалистов рассматриваемой категории. Считаем, что, поскольку в документах Болонского процесса не все обозначенные проблемы нашли отражение или являются дискуссионными, то на уровне ключевых нормативно-правовых документов, в первую очередь Кодекса об образовании Республики Беларусь, они должны быть учтены и четко прописаны.

Это позволит сохранить преимущества хорошо отлаженной и апробированной системы подготовки кадров высшей научной квалификации. СП Литература 1. Беларусь: международные рейтинги и национальная статистика: Факты и цифры по состоянию на июль 2014 года // mfa.gov.by. 2. ГанчеренокИ.И. Цикличность высшего образования и подготовка научных кадров высшей квалификации // http://belisa.org.by.

3. Жук А.И. Высшее образование Республики Беларусь: от Болонского процесса к европейскому пространству высшего образования // http://elib.bspu.by/handle/doc/307.

4. Журавков М.А. Болонский процесс: что ждет Беларусь?

// http://www.belta.by/comments. 5. Иоффе Э.Г. Проблемы высшего образования в Республике Беларусь в условиях глобализации // http://elib.bspu.by/bitstream.

6. Никитенко П.Г. Стратегия развития национальной инновационной системы Беларуси // Проблемы управления.

2007, №1. С. 27-41. 7. Сенашенко В.С. Участие России в Болонском процессе // http://www.phys.msu.ru. 8. Соснова Н.К., Соснов Л.Н., КанушшаЛ.А., Марач А.А.

Болонский процесс — суть и задачи // Единое информационно-образовательное пространство — основа инновационного развития вуза: сб. материалов регион. науч.-метод.

конф., Новосибирск, 2-4 февр.

2011 г.Новосибирск, 2011.С.37-38.