Политические партии и движения индии

Политические партии и движения индии

Политические партии и движения в Индии. Избирательная система и избирательное право


17 Индия принадлежит к чис­лу самых многопартийных стран мира, а ее партийная сис­тема по своей структуре и функциям наиболее развитая и дифференцированная по сравнению с другими развивающи­мися странами Азии и Африки*.

«При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более слож­ной и гибкой, чем партийные системы высокоразвитых стран»

**. Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религи­озного, кастового и социального состава населения.

Наличие как партий, признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территори­ях приводит к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях — союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, среди которых до 10 — всеиндийских. С момента обретения независимости до середины 60-х гг.

в партийно-политической системе страны ИНК был единствен­ной партией, способной овладевать государственной властью на всех уровнях. С появлением партии Сватантра возникли пред­посылки к превращению партийной системы в двухпартийную, хотя она еще некоторое время оставалась многопартийной с одной доминирующей партией. Тенденция к двухпартийности отчетливо проявилась в 1977 г., когда Джаната парти (ДП) впер­вые победила на парламентских выборах и сформировала свое правительство.

С тех пор Джаната парти и ИНК несколько раз менялись у руля управления страной, но к середине 90-х гг. сложилась ситуация, при которой уже ни одна общенациональная партия не может более самостоятельно обеспечить себе прочное боль­шинство в Парламенте и, следовательно, создать стабильное однопартийное правительство. Таким образом в стране возникло положение, при котором крупная всеиндийская партия может сформировать правительство лишь в коалиции с рядом реги­ональных партий.

Многие индийские политологи считают, что Индия всту­пила в эру нестабильных коалиционных правительств. По на­шему мнению, партийная система, сложившаяся в современ­ной Индии, не вполне соответствует традиционному для стран Запада понятию двух- или многопартийности. Учитывая особую роль региональных партий и специфические традиции индий­ской политической жизни, партийную систему Индии можно назвать «полиблоковой», поскольку она представляет собой борьбу постоянно меняющихся коалиций, состоящих из обще­национальных (всеиндийских) партий с региональными партиями в различных комбинациях.

Индийский национальный конгресс (Индиры) — ИНК(И) остается одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г. после раскола ИНК часть его, оставшаяся верной Индире Ганди и продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.

С января 1978 г. после раскола ИНК часть его, оставшаяся верной Индире Ганди и продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.

С момента создания ИНК в 1885 г.

либеральными деятеля­ми и представителями национальной интеллигенции и до об­ретения независимости он отражал интересы весьма широких слоев индийского общества. До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящей партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социаль­но-экономической жизни страны. Партия провозгласила собственную концепцию «общества социалистического образца» (похожую по идеологии на запад­ное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора.

Она выступает, в том числе и в предвыборном манифесте 1998 г., за усиление секуляристских (свободных от влияния ре­лигии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безра­ботицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолже­ния либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы со всеми странами.

Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 г. коалиционное правительство, в которое входит еще более 10 региональных партий.

Это праволиберальная, коммуналистская, то есть построенная на религиозно-общинной ос­нове, партия, образованная сторонниками бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх.

Она выражает, прежде всего, интересы средних слоев и мелких предприни­мателей и землевладельцев. БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса на дальнейшую либе­рализацию экономики с предоставлением государственной под­держки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку территори­ального устройства по этническому и лингвистическому при­знакам, переход к пропорциональной избирательной системе, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию без­работицы, улучшение положения женщин и детей, ликвида­цию неграмотности.

Во внутренней политике партия гаранти­рует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой цель пресечь в стране террористическую деятельность.

Партия выражает готов­ность продолжать работу по созданию оружия массового унич­тожения, способного гарантировать независимость страны. Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, «центрирование» позиций этой прежде экстремистской партии. Так, например, в ходе избирательной кампании 1998 г.

партия отказалась от ряда положений своей программы, таких как требование от­мены особого статуса штата Джамму и Кашмир, закрепленно­го в ст.

370 Конституции, намерение незамедлительно заменить ныне действующие нормы индуистского и мусульманского пра­ва единым гражданским кодексом, строительство на месте раз­рушенной мусульманской мечети в Айодхье храма индуистс­кому богу Раме. Партия Джаната дал (ДД) носит центристский характер и во многом сходна с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия критикует правительственную политику по таким вопросам, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления выс­ших чиновников.

Партия выступает за снижение налогов, спи­сание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение заня­тости, демократизацию внутренней жизни страны. ДД стремится к единству страны, решению национальных, кастовых, религи­озных и других проблем.

Индийский национальный конгресс (социалистический) — ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г.

в результате раскола партии и по своему составу и организационной структуре тоже незна­чительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в резуль­тате борьбы за руководство в ИНК.

Партия широко использу­ет социал-демократическую фразеологию, акцентирует внима­ние на правах и свободах граждан.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около 10 партий, называющих себя коммунистическими, и крайне разобщено. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном орто­доксальную позицию.

Партия выступает за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и дру­гих проблем. КПИ руководит массовыми организациями трудя­щихся, насчитывающими около 6 млн. человек. Коммунистическая партия Индии (марксистская) — КПИ(м) образовалась в 1984 г.

в результате раскола комму­нистического движения и в первые годы во многом была соли­дарна с линией руководства Коммунистической партии Китая того времени. К началу 80-х гг. партия отказалась от поддерж­ки левого экстремизма и заняла более реалистические пози­ции.

Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала. Кроме того, в ряде штатов действуют влиятельные реги­ональные партии, представители которых подчас включаются в состав центрального Правительства. В политической системе Индии весьма широко представ­лены организации бизнеса, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов.

Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийс­ких торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках кото­рой вопросами труда и заработной платы ведаетВсеиндийская организация работодателей (ВОР).

Другая влиятельная орга­низация крупного бизнеса — Объединенные торгово-промыш­ленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют собой ас­социации предпринимателей, куда входит как местный, так и иностранный капитал.

Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс.

членов. В последние годы деятельность этой организации не­сколько расширилась.

Избирательное право независимой Индии значительно де­мократизировано избирательным законодательством по сравне­нию с колониальными временами. Оно отменило имущественный и образовательный цензы, предоставило женщинам равные избирательные права с мужчинами, частично упразднило унас­ледованную от англичан куриальную систему.
Оно отменило имущественный и образовательный цензы, предоставило женщинам равные избирательные права с мужчинами, частично упразднило унас­ледованную от англичан куриальную систему.

Тем не менее все еще сохраняются некоторые открытые, а чаще скрытые огра­ничения избирательных прав граждан. В Конституции Индии определены самые общие основы избирательного права.

В ней весьма полно регламентированы лишь выборы Президента и Вице-президента.

Наиболее под­робно избирательное право урегулировано в Законах о на­родном представительстве 1950 и 1951 гг., Законе о реоргани­зации штатов 1956 г., актах Комиссии по определению избира­тельных округов 1962 и 1972 гг., Законе об управлении союзными территориями 1963 г. и др. Не меньшее значение для правового регулирования изби­рательных кампаний имеют такие подзаконные акты, как при­казы Президента и различные правила, издаваемые Избира­тельной комиссией. К важнейшим из них относятся Правила ре­гистрации избирателей 1960 г., Правила поведения на выборах 1961 г., Инструкция Избирательной комиссии Индии о порядке предоставления избирательных символов 1968 г.

и ряд других. Поскольку Индийский Союз является федерацией, целый ряд вопросов избирательного права регламентируется законо­дательством отдельных штатов, в частности Джамму и Каш­мира, Сиккима*, Нагаленда, а также соответствующими пра­вилами и приказами.

По сути дела, они представляют собой местную модификацию общеиндийских законов и правил. В процессе эволюции избирательного законодательства за годы независимости проявилась как общая тенденция к его унификации, так и способность, изменяясь, учитывать весьма специфические условия Индии.

Для Индии характерно не только использование прямых и косвенных выборов, но и сочетание их с принципами назна­чения и резервирования мест в выборных органах для женщин и недостаточно развитых в социальном, экономическом и куль­турном отношении групп населения.

Внимание к этому прин­ципу особенно усилилось в последние годы (например, 72-я, 73-я, 76-я, 77-я поправки к Конституции, принятые в 1992— 1995 гг., 82-я и 83-я поправки 2000 г.), в том числе и в деятель­ности пришедшего к власти в 1998 г.

коалиционного Правитель­ства, руководимого ДП.

Система резервирования, применяемая в избирательном праве, в определенной степени пытается учи­тывать чрезвычайно пестрый социально-кастовый, нацио­нальный и религиозный состав жителей страны. Сложный по­рядок выборов делает трудным понимание его механизма про­стыми индийцами, около 2/3 которых и по сей день, несмотря на большие усилия и успехи Правительства в борьбе за под­нятие уровня образования, остаются неграмотными. Нельзя не признать сложность и отчасти казуистичность избирательного права Индии.

Одной из особенностей избирательного права является то, что господствовавшая на политической арене партия ИНК с самого начала подчинила своим интересам все стадии избира­тельного процесса. Этому в немалой степени способствовала длительное время существовавшая в стране до 1989 г. много­партийная система с одной доминирующей партией.

Как отме­тил Р. Лал, в Индии

«весь избирательный процесс строится вокруг партийной системы»

.17 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.: Вы можете самостоятельно управлять стрессом!

Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.

Общая характеристика

Замечание 1 Политические партии Индии – это партии, которые образуют многопартийную систему страны, активно развивающуюся после обретения независимости в 1947 году. Политическая система Индии основана на свободной конкурентной борьбе между партиями, что способствовало развитию парламентской демократии.

В настоящее время в Индии зарегистрировано более тысячи разных партий.

К ним относятся и общепризнанные партии и непризнанные.

Зарегистрированные партии Индии подразделяются на: национальные партии – принимают участие во всех выборах, которые проводятся на территории страны; перед партиями стоят задачи национального масштаба, которые касаются реализации политических, экономических и социальных программ; партии, сформированные на уровне штатов – участвуют только в выборах, которые проводятся на территории штатов.Отдельные политические партии были созданы еще до 1947 года:

  1. Индийский национальный конгресс;
  2. Акали Дал;
  3. Национальная конфедерация и др.
  4. Блок «Вперед!»;

Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Для Индии характерным явлением стало образование новых партий из более крупных объединений.

Оппозиция в Индии развита слабо. Оказывать ощутимое воздействие на правительство страны и правящую партию оппозиционные партии смогли только в 1951, 1952, 1957 и 1962 гг., когда они получили значительное количество голосов на выборах и имели большое влияние в обществе.

Слабость оппозиционных партий была обусловлена их неспособностью к объединению. В большинстве случаев им было проще объединиться с Партией индийского национального конгресса, чем с друг с другом.

У многих национальных партий существует практика включения в свои избирательные округа кандидатов от более мелких партий через заключение предвыборного договора. Это происходит для предотвращения выдвижения кандидатов партиями, которые имеют общий региональный или национальный список кандидатов, что, в свою очередь, приводит к разделению голосов и победе конкурентов.

Индия / Особенности партийной системы

Партии занимают центральное место в политическом процессе в Индии.

Они выполняют следующие функции: вводят в политику ранее не участвовавшие социальные группы (политически интегрируют социум), выражают политические, социальные и пр. интересы в политике, способствуют урегулированию конфликтов в сфере гражданских отношений (конфликты институционализируются, ограничиваются правилами), структурируют (организуют и направляют, вводя в законные рамки) участие граждан в политическом процессе, формируют политическое лидерство в стране, обеспечивают «обратную связь» между государством и обществом, между Индийским союзом и его составными частями, между различными группами на всех уровнях административно-территориального устройства страны. Партийная система Индии имеет сложную структуру и богатую историю.

В первых после обретения независимости всеобщих выборах участвовали более 100 партий и политических групп, однако наибольших успехов в общенациональном масштабе до своего раскола добивался Индийский национальный конгресс (ИНК), учреждённый в 1885 году.

Партии в Индии подразделяются на «партии штатов» (региональные) и «национальные»: на 2003 год «партий штатов» насчитывалось 50, «национальных» — 6.

Партии в Индии должны пройти процедуру регистрации (не является обязательной для политических движений и групп), что даёт кандидатам зарегистрированных партий некоторые преимущества на выборах (например, возможность использовать закреплённые за партией символы в избирательных бюллетенях).

Партия признается (регистрируется) в качестве «партии штатов» (или региональной) в двух случаях: 1) если она занималась политической деятельностью на протяжении 5 лет без перерывов, на последних выборах провела или не менее 1 своего кандидата на каждые 25 мест в народной палате (нижняя палата федерального парламента), или не менее 1 своего кандидата на каждые 30 мест в законодательной ассамблее штата; 2) на последних выборах в этом штате в Народную палату (нижняя палата федерального парламента) или законодательную ассамблею штата получила не менее 6 % от общего количества действительных бюллетеней, поданных в этом штате. Партия, зарегистрированная как «партия штатов» не менее чем в 4 штатах, автоматически получает статус всеиндийской («национальной») партии.

Если партия не сможет на следующих выборах выполнить требования, зафиксированные для «партии штатов» и/или для «национальной партии», то лишится соответствующего статуса.

Сейчас отмечается рост влияния партий (как результат федеративной структуры Индии и ослабления ИНК), отстаивающих интересы штатов, в которых они образовывались.

В 1990-е годы даже крупные индийские партии вынуждены были вступать в коалиции на национальном и региональном уровнях. Поскольку в таких коалициях участвуют партии и группы с отличающимися политическими платформами и амбициозными лидерами, коалиции недолговечны. Наблюдается частый переход лидеров и поддерживающих их групп из партии в партию для достижения личных политических целей; нарастают неустойчивость и фрагментированность партийной системы.

Предпринимаемые меры для предотвращения такой практики, в том числе конституционная поправка 1985 года о лишении (в большинстве случаев) членства в национальной или региональной легислатуре за смену партийной принадлежности, не дают ожидаемых результатов. Фактором, влияющим на партии, является коррупция: в глазах избирателей партийная система Индии — крайне коррумпирована, что является одним из источников нестабильности существующих партий (коррупционные скандалы).← | Особенности партийной системы | →

    • Особенности партийной системы
  1. Особенности партийной системы

Книга Елены Серебровской посвящена жизни и деятельности замечательного .

Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года .

Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года .

72. Политические партии Индии

В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством. Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде 52-й поправки в основной закон в 1985 г., гласит, что член Парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую.

Приложение к Конституции гласит также, что парламентарий может утратить мандат, если голосует вопреки указаниям руководства своей фракции. Решают вопрос о лишении мандата (после представления лидера фракции и опроса свидетелей) председатели палат Парламента. В Индии существует понятие национальной партии, имеющее юридическое значение.

В Индии существует понятие национальной партии, имеющее юридическое значение.

Ею признается партия, получившая не менее 4 % голосов на выборах в нижнюю палату Парламента в не менее чем четырех штатах. Таких партий не более десяти. В стране насчитываются сотни партий (на выборах в органы штатов участвуют иногда около 300 партий), хотя на деле общеиндийских партий не более десятка.

Остальные действуют в масштабе штатов. Долгое время в Индии действовала многопартийная система с одной доминирующей партией – Индийский национальный конгресс (ИНК), а после его раскола – ИНК(И) – партия сторонников Индиры Ганди. Эта система была нарушена в 1977–1979 гг., когда у власти стояла Джаната парти, и поколеблена вновь в 1989 г.

Программной концепцией ИНК(И) является идея «общества социалистического образца», в котором осуществляется сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и значительной роли государственного сектора, при довольно высокой регулирующей роли государства во многих сферах общественной жизни. ИНК(И) выступает против религиозной и общинной розни, ведет борьбу с бедностью, неграмотностью, кастовыми пережитками. Бхаратия Джаната парти – правая партия, построенная на религиозной общинной основе, стоящая на позициях индуистской обособленности, национализма, кастовых перегородок.

Эта партия ориентируется преимущественно на средних и мелких предпринимателей, торговцев, земледельцев.

Она выступает за децентрализацию экономики, ограничение роли государственного сектора.

Бхаратия Джаната парти создала новое правительство. Партия Джаната Дал занимает центристские позиции; большинство ее членов – выходцы из ИНК.

Ее позиции близки к ИНК(И), но, будучи оппозиционной партией, она критикует правительство за высокий уровень безработицы, коррупцию, злоупотребления чиновников. Джаната Дал выступает за демократизацию общественной жизни, укрепление единства страны, списание долгов с крестьян, за более решительное преодоление кастовых и религиозных предрассудков.

Индийский национальный конгресс (С) (социалистический) возник в результате раскола ИНК, но не столько по принципиальным соображениям, сколько в результате борьбы за руководство в партии, за министерские посты.

Его позиции мало отличаются от позиций ИНК(И), но он широко использует социалистическую фразеологию. В Индии существует около десятка партий, называющих себя коммунистическими.

Определенным влиянием пользуется Коммунистическая партия Индии. Партия занимает ортодоксальные марксистско-ленинские позиции, мало изменившиеся после распада социалистической системы в мире.

Она борется за повышение уровня жизни трудящихся, проведение земельной реформы, отстаивает демократические методы решения национальных, религиозных и кастовых проблем, борется против усиления власти монополистического капитала. Коммунистическая партия Индии (марксистская) занимает более гибкие, реалистические позиции, приспосабливая марксизм к условиям Индии. НАЗАД; ВПЕРЕД Вы можете следить за комментариями к этой публикации через .

Вы можете или со своего сайта.

Похожие главы из других книг

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г 30. Политические партии и партийная система Франции В период с 1958 по 1981 гг.

во Франции действовала доминантно-партийная система. Она базировалась на привилегированном положении очень влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР).

Несмотря на идейность, Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович 32.

Политические партии Германии Политические партии Германии регистрируются, их деятельность регламентируется Основным законом и федеральным законодательством Германии.

До настоящего времени действует Закон о политических партиях от 24 июля 1967 г.

с учетом внесенных Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич 42. Политические партии, общественные («народные») организации Конституция Китая поддерживает коммунистический строй, и единственно возможной руководящей силой в обществе является Коммунистическая партия Китая.

Так как конституцию КНР сложно изменить, то властвующая Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич Политические партии и профсоюзы Германия — страна с многопартийной системой.

Основной закон ФРГ одним из первых в конституционной истории зарубежных государств определил основные принципы правового статуса политических партий. Он, в частности, установил, что партии Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна Глава 9.

Политические институты и конституционное право Индии Партийная система Индия принадлежит к числу самых многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей структуре и функциям является наиболее развитой и дифференцированной по сравнению с другими Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич Конституция Индии Принятая Учредительным собранием в 1950 г. конституция Индии как бы подвела итоги борьбы ее народов за независимость и стала в определенной степени примером конституционного строительства для других освобождавшихся вслед за ней народов.

Создатели Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович 38. Политические партии и партийная система Великобритании В Великобритании утвердилась двухпартийная политическая система, основанная на конкуренции и взаимодействии буржуазной консервативной и левоцентристской лейбористской партий.

На общенациональном уровне Из книги автора 43.

Политические партии и партийная система В 1958–1981 г.г. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на привилегированном положении влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР), причем название партии неоднократно менялось.Это Из книги автора 48.

Политические партии Германии Деятельность нацистской партии, распространение фашистской идеологии, восхваление Гитлера и Третьего рейха запрещены законом.Правовой статус партии регламентируется Основным законом и федеральным законодательством, в том числе Из книги автора 66. Политические партии, общественные («народные») организации Согласно Конституции руководящей силой в обществе и государстве является Коммунистическая партия Китая. Это означает, в частности, что она не может быть отстранена от власти, путем выборов без изменения Из книги автора Из книги автора Политические партии Чисто монархическая организация правительственной власти по Конституции 1871 г.

и тем более по конституциям отдельных автономий изначально сокращала реальное влияние политических партий, которые стали активно формироваться со второй половины XIX в. Из книги автора Политические партии Сложившаяся во второй половине XIX в.

двухпартийная система закрепилась в XX в.

как главенствующий принцип политической жизни США. На федеральном уровне деятельность всех органов государственной власти — в политическом смысле — определяется Из книги автора 8.5 Государство и политические партии В политической системе политические партии играют существенную роль.

В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.В зарубежной и отечественной литературе существует много Из книги автора Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации Из книги автора

Партийная система Индии: баланс политических сил Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

іДСйДСПЇіілпііііпіСйЗіліііСПйілпііОРїїДІ Проба пера Наталья Щипанова Партийная система Индии: баланс политических сил Индия зарекомендовала себя как уникальная страна не только в социальном плане (известная кастовая система), но и в политическом. Существенным отличием ее от западных государств является тесная связь политики с религией. Большинство политических лозунгов, аспектов партийных программ в той или иной степени имеют своей основой индуизм.

Но это проникновение религии в политику наблюдается во многих странах Востока (вспомним хотя бы исламские государства).

Характерная же особенность Индии — наличие нескольких партий, оказывающихся у власти периодами, соревнующихся друг с другом. Отсутствие проправительственной партии и отличает эту страну от других в азиатском регионе (в Китае, например, это — Коммунистическая партия, в Корее — «Йоллин уридан»). По форме государственного правления Индия является смешанной республикой.

По форме государственного правления Индия является смешанной республикой. Ее парламент представлен двумя палатами: Раджья Сабха (верхняя) и Лок Сабха (нижняя). Таким образом, политические партии борются за то, чтобы получить большое количество голосов избирателей и, следовательно, большинство мест в Народной палате.

Став же самой крупной фракцией, партия формирует свое правительство, выдвигает своего премьер-министра.

На индийской политической арене идет борьба между двумя крупнейшими партиями — Индийским национальным конгрессом и «Бхаратией джаната парти». И та, и другая входят в коалицию партий (первая — в Объединенный прогрессивный альянс, вторая — в Национально-демократический альянс), но среди своих коалиционных партий они являются самыми активными. Каковы же особенности каждой из них?

Почему именно они стали популярны? Начнем с Индийского национального конгресса, или ИНК.

Примечательно, что это самая «старая» партия Индии — ей более 100 лет (основана в 1885 году). В силу чего же она держится на своих позициях, не теряет популярность и в XXI веке? Ответ довольно прост: Конгресс окружен ореолом Махатмы Ганди, столь почитаемого индийцами.

С 20х годов XX века (в это время Ганди стал во главе ИНК) партия значительно разрослась, завоевала глубокое уважение и безоговорочное доверие индийцев1.

Форма религиозноморальной проповеди, с которой Ганди обращался к народу, делала его идеи доступными широким массам неграмотных жителей. Этому способствовали его философские взгляды, основанные на индуизме в сочетании с заимствованиями из ислама, христианства.

Терпимость Ганди в религиозном отношении привлекала в партию не только индусов, но и представителей других вероисповеданий. Популярности Ганди способствовала аскетическая простота его частной жизни, широкое общение с народом (он ездил, например, только третьим классом, говорил на многих индийских языках), тонкое знание психологии, улавливание изменений в умонастроениях простых людей Индии.

Суть же гандийской идеологии довольно проста: сплочение индийского народа (независимо от конфессиональной принадлежности) и достижение благосостояния страны, каждого ее жителя2.

Эта миролюбивая теория получила горячее признание и сочувственный отклик широких масс индийцев: всякий был благодарен уже за выражение заботы о нем самом, а не о туманном процветании нации. Этот ореол мира, беззлобия, отеческой заботы остался за Конгрессом и после раздела территории (на современную Индию, Пакистан и Бангладеш) в середине XX века, и после кровавых событий в провинции Джамму и Кашмир. После убийства же Ганди в 1948 году индийцы негласно возвели его в ранг святых и стали почитать.

А поскольку члены семьи Ганди — Неру — и стоят во главе ИНК, эта партия пользуется популярностью и на протяжении практически 80 лет не сдает своих позиций.

Лишь в 1989 и 1996 годах наряду с Конгрессом крупнейшей фракцией была «Бхаратия джаната парти», которая в 1999 году сформировала свое правительство. Но на последних выборах 2004 года Индийский национальный конгресс вернулся к власти. Когда мы говорим о партии «Бхаратия джаната парти», под ней следует подразумевать другую организацию Индии — «Раштрию сваямсевак сангх» (РСС).

Когда мы говорим о партии «Бхаратия джаната парти», под ней следует подразумевать другую организацию Индии — «Раштрию сваямсевак сангх» (РСС).

Именно она на протяжении практически всего XX века негласно создавала политические партии и выдвигала их на выборах, стараясь возвести сильную оппозицию Конгрессу. Таким образом, можно сказать, что на политической арене Индии вели и продолжают вести борьбу две организации — Индийский национальный конгресс и «Раштрия сваямсевак сангх». Сама же РСС по статусу является «культурной организацией» (говоря конкретнее, это индусская организация), поэтому участвовать в политической жизни страны от своего имени она не может.

Примечательно, что деятельность РСС два раза была запрещена из-за агрессивных пропагандистских действий, но эта организация вновь и вновь возвращалась к легальной работе, не утрачивая своей силы. Попробуем разобраться, в чем же заключается феноменальная «живучесть» РСС.

Во-первых, «Раштрия сваямсевак сангх» обладает жесткой внутренней структурой. Все управление осуществляет сарсангхчалак (вождь), причем каждый действующий глава сам назначает себе преемника, а не проводит выборы, где бы голосованием члены организации определили нового руководителя3. Интересен тот факт, что такую военизированную структуру основатель РСС К.Б.

Хедгевар заимствовал из устройства фашистских военных школ Бенито Муссолини. Кстати, самих членов РСС (севаков) фактически вербуют: специальные агитаторы (прачараки) посещают семьи добропорядочных индусов, присматриваются к ним и только после этого предлагают юношам и подросткам вступить в организацию.

Выйти же из РСС невозможно. Из севаков на занятиях делают преданных организации людей, которые готовы выполнить любые требования вождя. При этом их обучают обращаться с оружием и проводят специальные лекции о догматах индуизма, а также о врагах индусской общины. Из этого можно сделать вывод о том, что РСС представляет собой некую религиозно-военную организацию, создающую не людей духовной сферы, а воспитывающую фанатичную, истовую индусскую армию.

Фактически РСС — это коммуналистская организация, то есть религиозно-национальная. Индийский коммунализм характеризуется острой враждебностью по отношению к другим конфессиям, прежде всего к исламу и христианству. Любопытно, что само руководство «Раштрии сваямсевак сангх» себя коммуналистами не считает.

Хедгевар даже в одной из своих работ определил коммунализм как зло и выделил несколько типов этого течения. Вторым залогом силы организации является наличие огромного числа филиалов, или «крыльев», действующих во многих сферах индусского общества (в среде студентов, профсоюзных рабочих, женщин, отсталых народностей на территории Индии).

Эти «крылья» проникают во все области жизни индусов и пропагандируют уже на таком широком уровне идеи РСС. Одна из таких идей — превосходство «Бхаратии джаната парти» (или БДП) над другими индийскими политическими партиями и призыв голосовать за нее. Говоря о БДП, нельзя забывать о том, что эта партия является «детищем» «Раштрии сваямсевак сангх» и во многом несет ее идеи.

Итак, мы перешли к сопернице Индийского национального конгресса на политической арене государства и частично определили, в чем ее привлекательность для индусов.

Но здесь необходимо уточнить одну деталь: если ряды избирателей ИНК составляют индийцы независимо от их религиозной принадлежности, то «Бхаратия джаната парти» может представлять интересы только индусского большинства (это коммуналистская партия).

Националистическая концепция хиндутвы («индийскости» или «индусскости») — одна из главнейших составляющих политической программы партии — сводит все определение индийской национальности к индусскому вероисповеданию. Таким образом, быть популярной среди представителей других конфессий «Бхаратия джаната парти» уже не может. Рассмотрим подробнее концепцию хиндутвы, которая принесла колоссальный успех партии.

Квинтэссенция этой теории состоит в том, что Индия — божественная земля, где нация и все, связанное с ней, священно; ядро же этой доктрины составляет религия -индуизм4.

Чем же еще хиндутва привлекает индусов, помимо знакомых им религиозных реалий? В сущности, хиндутва представляет собой расовую теорию о превосходстве индусской нации над всеми другими.

Менталитет же любого человека устроен так, что утверждение превосходства именно этого человека над остальными льстит его самолюбию. Индусы в этом плане не являются исключением. Следовательно, идея хиндутвы (на которой и строится вся теория) привлекает индусов в качестве избирателей БДП.

Помимо этого, у избирателей БДП, должно быть, сильно воспоминание о том, каких успехов достигла Индия в экономической сфере за время правления партии. В области информационных технологий были произведены значительные улучшения, страна обзавелась атомным оружием и средствами его доставки.

Оценивая в общем политическую ситуацию в государстве, можно сказать, что особенность борьбы между Индийским национальным конгрессом и БДП заключается в ее безрезультатности.

Ни та, ни другая партия не может одержать окончательную победу над другой и оттеснить ее на обочину политической жизни. Происходит поочередное усиление и ослабление Конгресса и «Бхаратии джаната парти». Стоит одной из них провести в массы непопулярную кампанию или несоответствующую народному настроению установку, ее позиции падают в пользу другой.

Обратимся к 80-м годам XX века. Находясь у истоков своей деятельности, «Бхаратия джаната парти» использовала эффективный тактический прием: она стала проводить массовые индусские народные празднества (ятры), которые с древнейших времен были традиционными в Индии.

Это нашло масштабный отклик среди общественности.

Рейтинг БДП заметно возрос. С нашей точки зрения, эта партия выбрала правильную тактику для привлечения широких народных масс. Обращение к древнеиндийским традициям, свято чтимым индусами, было успешным шагом в борьбе за массового избирателя. Сплачивание людей на празднествах, на наш взгляд, было выигрышным действием.

После достижения Индией независимости от британского господства в 1947 году ни одна партия не предлагала таких мероприятий, а вела лишь чисто политическую пропаганду, во многом неясную и неинтересную большинству простых индусов (фигурировали такие понятия, как воссоединение страны, объединение нации и т. д.). По инерции люди голосовали за Индийский национальный конгресс, окруженный ореолом Ганди.

Но вскоре и призывы Конгресса перестали быть доступными простому народу. Кстати, на этом этапе и выявилась роль Ганди, на действиях которого фактически и держался ИНК.

БДП же предлагала индусам то, что было им близко, понятно и интересно. В то же время «Бхаратия джаната парти» решилась провести и агрессивную акцию: разрушить древнюю мусульманскую мечеть монгольского полководца Бабура в городе Айодхъе и на ее месте возвести храм Рамы (который и был уничтожен для строительства мечети). 6 декабря 1992 года хорошо организованная толпа, снабженная соответствующим инструментом, разрушила мечеть.

Последствия этой кампании оказались неожиданными для БДП и самой РСС (руководящей деятельностью своей партии). По стране прокатилась волна убийств индусов и мусульман.

Позиции БДП существенно снизились. Такие крайние действия партии (по существу, направленные на провоцирование агрессии против мусульман) не были необходимыми. Во время конфликта между индусами и мусульманами в индийском штате Джамму и Кашмир разрушение мусульманской мечети могло рассматриваться как призыв к началу освобождения страны от всех проявлений ислама.

Эта акция чуть не погубила успешных начинаний «Бхаратии джаната парти».

Необходимо отметить, что в это время избиратели, разочаровавшись в БДП, примкнули к Индийскому национальному конгрессу.

ИНК, как уже отмечалось, достаточно миролюбивая партия.

В условиях острых отношений с Пакистаном (из-за принадлежности провинции Джамму и Кашмир) Конгресс пытается снизить напряженность путем ведения мирных переговоров, что поднимает престиж партии не только внутри страны, но и на межгосударственном уровне. БДП же, напротив, не стремилась идти на уступки Пакистану, и время ее правления ознаменовалось обострением отношений с этим государством. Это не смогло удержать массового избирателя: затянувшийся конфликт, усугубленный терроризмом со стороны Пакистана и большим количеством жертв, порядком утомил население Индии, в особенности тех, кто проживает непосредственно рядом с «горячей точкой» — штатом Кашмир на севере страны.

В силу этих обстоятельств, а также того, что БДП не проводила действий по улучшению жизни населения, партия неожиданно для себя проиграла на выборах в 2004 году, и ИНК вернулся к власти. Одной из причин победы Конгресса были основные лозунги, под которыми он выступал на выборах.

Первый лозунг — борьба за секуляристское государство (то есть освобожденное от религиозного контроля). ИНК всегда был секуляристской партией, которая признавала за всеми религиями равные права.

Одним же из просчетов БДП было усиление националистических, даже шовинистических, индусских настроений и тенденций в политике. Например, в период столкновений на религиозной почве в штате Гуджарат правительство не предпринимало достаточно сильных мер, чтобы противостоять кровопролитию, которое имело место. Многие избиратели не смогли забыть этой невнимательности властей к местным проблемам.

Еще один момент — обращение главы Конгресса Сони Ганди в период предвыборной кампании к самым низшим слоям населения. Лозунг борьбы за улучшение положения беднейших слоев крестьянства, которое составляет значительную часть населения страны, тоже привлек избирателей.

Можно предположить, что если бы «Бхаратия джаната парти» выполняла некоторые условия, обеспечивающие ей поддержку избирателей, то, вероятно, она имела бы больше шансов победить на выборах 2004 года. Во-первых, ей выгоднее было быть терпимее по отношению к неиндусской части жителей Индии или не так открыто выражать пренебрежение к их нуждам и не подогревать этнорелигиозные противоречия.

Во-вторых, заботиться обо всех слоях населения, не сосредотачивая внимания лишь на высших и средних.

В-третьих, продолжать проводить увлекательные для низших слоев мероприятия (наподобие ятр). И, наконец, быть лояльнее во внешней политике государства (в частности, в отношениях с Пакистаном). Однако БДП и сама РСС не предусмотрели всех последствий своего не всегда корректного политического курса.

Но каков же будет баланс сил к следующим выборам? Весьма определенно можно сказать, что две соперничающие партии (ИНК и «Бхаратия джаната парти») продолжат свою многолетнюю борьбу, если другая сильная партия не появится на политической арене Индии. С нашей точки зрения, шансы на появление новой популярной партии невелики: большинство ключевых идей, установок, которыми можно привлечь широкие массы индийского народа, уже исчерпали себя в политических программах ИНК и БДП.

Эта потенциальная партия имеет возможность прельстить жителей какого-либо одного штата обещанием решить насущные проблемы штата и стать популярной на местном уровне. Но и в таком случае вероятность ее занять достойные позиции на общегосударственном уровне довольно небольшая — за нее не проголосуют жители из иных провинций. Поэтому вернемся к ИНК и БДП.

Позиции Конгресса со времени его последней победы на выборах падают по нескольким причинам.

Во-первых, партия ослаблена внутренней фракционной борьбой, что не позволяет ИНК вести определенный политический курс, так как огромные усилия тратятся для преодоления разногласий внутри партии. Во-вторых, гандизм уже не играет значительной роли в действиях ИНК (к примеру, индо-пакистанские войны, произошедшие во время прошлых правлений Конгресса, противоречат гандийской идеологии ненасилия). В-третьих, во главе партии стоит женщина — Соня Ганди, то есть в глазах народа Индийский национальный конгресс лишен мужской решимости, уверенности и силы.

И, наконец, поколение избирателей ИНК, которое помнит гандийский Конгресс, замещается новым молодым поколением.

Индийская молодежь обращает внимание на яркие политические лозунги, а не на прошлые заслуги партий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . БДП же исправляет свои ошибки и учится на ошибках Конгресса, набирает силу и зарабатывает себе очки.

Вполне вероятно, что на следующих выборах эта партия вновь одержит победу и сформирует свое правительство. И тогда возможны два пути ее действий. Первый путь: продолжить благотворные начинания ИНК, избегать конфликтов как внутри Индии, так и с другими государствами, заключить мир с Пакистаном, то есть стать партией, по многим параметрам соответствующей ожиданиям индийцев.

Но если же БДП решит, что главная ее сила заключается в агрессивно настроенной части избирателей-индусов, желающих подавления прав других религиозных общин на территории страны, то партия пойдет по второму пути. Она продолжит игнорировать желания и просьбы религиозных меньшинств, усугубит отношения с Пакистаном (а возможно, выразит претензии и иным государствам. Например, определенные противоречия возникли у Индии и Китая из-за контроля над территорией Тибета).

В таком случае у власти БДП долго не продержится, но, как говорится, наломает дров. Например, обострение ситуации с Пакистаном грозит ядерной войной (и Индия, и Пакистан обладают ядерным оружием). Итак, возможный прогноз на будущую расстановку индийских политических сил следующий: вероятнее всего, что «Бхаратия джаната парти» не будет вести агрессивных действий и изберет первый (миролюбивый) вариант политического курса и тогда надолго отстранит Индийский национальный конгресс от власти.

Примечания 1 См.: Васильев Л. С. История Востока. М., 2001. С. 35. 2 См.: Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма.

М., 1981. С. 126. 3 См.: Древо индуизма / Под ред.