Ответственность за получение и дачу взятки путин 2020

Скандалы вокруг коррупции


Взятка – один из самых ярких признаков коррупции. Чтобы решить какой-нибудь вопрос россияне предпочитают дать взятку, иначе есть опасение, что решение никогда принято не будет. Чиновник любого уровня – от высшего до муниципального – берет взятку за то, делать обязан в силу своих должных обязанностей.

Или обратная ситуация: близкий человек совершил что-нибудь противоправное, но отвечать за содеянное не хочет. Выход из ситуации все тот же – взятка.

И тогда человек, обязанный выполнить свой долг чиновника, закроет глаза и будет просто бездействовать.

Борьба с коррупцией, развернувшаяся в нашей стране в последние годы, выявляет факты взяточничества в особо крупных размерах.

Наглядный пример – дело о взятке в 2 млн долларов, в получении которой подозревается бывший министр социального развития Алексей Улюкаев. Назвать можно и Никиту Белых, экс-губернатора Кировской области, которого с поличным задержали прямо в ресторане. Дело, которое ведется против Никиты Белых, – получение взятки должностным лицом в особо крупном размере.

Собственно говоря, столь громкие дела и скандалы отнюдь не отменяют преступления мелкого масштаба.

С такими, думаем, сталкивались даже те, кто читает сегодняшнюю статью. Признайтесь честно, вам действительно не приходилось давать взятку в детском саду, чтобы ребенок попал в учреждение чуть раньше, чем положено; или преподавателю института, когда никак не получалось сдать экзамен и только взятка решила проблему?

Ну а положить деньги в карман врачу с надеждой, что теперь его внимание и правильное лечение вам обеспечено, это вообще обычное дело.

Ну и совсем будничное, можно сказать рядовое событие – взятка сотруднику ГИБДД. Мы их не просто даем, а они получают: они их вымогают, а мы даем.

Путин снизил минимальные штрафы за взятки

Президент России Владимир Путин утвердил поправки в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, подразумевающие снижение минимальных размеров штрафов за получение и дачу взятки.

Текст документа на официальном портале правовой информации.Согласно поправкам, отныне нижний предел по кратности штрафа за получение взятки должностным лицом снижен с 25-кратной до 10-кратной суммы незаконного денежного подношения.Также теперь по части 1 статьи 290 УК («Получение взятки должностным лицом») установлена возможность назначения наказания в виде фиксированной суммы штрафа в размере до одного миллиона рублей.В три раза снижена планка минимального наказания за дачу взятки — с 15- до 5-кратной ее суммы.

Кроме того, по этой статье (часть 1 статьи 291 УК РФ [«Дача взятки должностному лицу»]) отныне подразумевается возможность назначения судом наказания в виде фиксированной суммы штрафа в размере до 500 тысяч рублей. Также вводится вариант наказания в виде исправительных работ на срок до двух лет.Снижается минимальное наказание за дачу взятки и при значительных ее размерах (более 25 тысяч рублей) — с 20-кратного до 10-кратного размера ее суммы. Фиксированный размер штрафа в таком случае тоже составляет теперь до одного миллиона рублей.

Вводится вариант наказания в виде исправительных работ на срок от года до двух лет.Помимо этого, согласно подписанному главой государства документу, увеличивается с 30 до 60 дней срок, в течение которого приговоренный к штрафу без рассрочки обязан его уплатить. А возможность самой рассрочки оплаты продлевается с трех до пяти лет.Законопроект был принят Госдумой 25 февраля и одобрен Советом Федерации 4 марта.

Как отметил при обсуждении поправок в Совфеде первый зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Алексей Александров, новый закон призван способствовать тому, чтобы ответственность за коррупционные преступления стала более адекватной. «Надо чтобы наказание было реальным.

«Надо чтобы наказание было реальным.

Например, штраф 500 миллионов выплатить не может никто и никогда, поэтому и назначать такое наказание — это все равно как давать 300 лет лишения свободы, никто еще не отбыл такое наказание до конца», — отмечал тогда сенатор.

Давайте почитаем пояснительную записку для чего нужен этот закон…

«Принятие федерального закона будет способствовать снижению численности осужденных за указанные преступления, находящихся в местах лишения свободы и под арестом» А у нас то оказывается за коррупцию сажают, тюрьмы просто забиты взяточниками. Раньше кстати тоже сажали. Как сказал товарищ Путин В.В.:«У нас 4000 уголовных дел, возбужденных по взяткам и коррупции.

Почти 300 доведено до суда. 10-ки осужденных»А так же Путин сообщил нам :«За первую половину текущего года, за получение взяток осуждено почти 700 человек, 692 если быть более точным.

Между тем, и вот на это хотел обратить внимание особо, только 8% взяточников – осуждены к реальным срокам лишения свободы.

Большинство приговорены к штрафам, которые преступники не платят. Мы и дальше будем самым серьезным образом вне зависимости от должности и партийной принадлежности, с корнем вырывать эту заразу»Ну что же, давайте дальше рассмотрим пояснительную записку.

«Принятие федерального закона будет способствовать восстановлению социальной справедливости в глазах общества а также окажет положительное влияние с точки зрения воспитательной функции и профилактики правонарушений.»

Будет ли в ваших глазах социальная справедливость, если отбывать наказание они будут хождением на работу?

Думаю – нет, если это только не урановые рудники. А с точки зрения профилактики, нет ни чего лучше кипятка, кипяток очень хорошо удаляет коррупцию.

При Сталине – это работало.

«Принятие федерального закона также позволит сократить расходы бюджета на содержание заключенных и увеличить доходы за счет удержания части заработной платы осужденных к принудительным работам в доход государства (величина удержания определяется решением суда в пределах от пяти до двадцати процентов)»

Ну с количеством сидящих понятно, что их раз два и обчелся, расходы на этом не сократишь, а вот какая у них будет заработная плата, что позволит увеличить доходы – это интересно… Неужели они хотят пополнить казну с заработной платы в 15,000 рублей? Или она будет сохранена с прежнего места роботы?

В законе об этом ни слова. Представляю осужденного чиновника, работающего дворником за 200 тысяч?

Я бы и сама за эти деньги пошла дворы подметать.

«В случае принятия законопроекта высвобождаемые средства могут быть направлены на усиления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.»

Ну вот сколько они смогут высвободить, если за коррупцию реальные сроки получают ничтожный процент? Да у них даже взысканий не получается.Путин В.В.

даже озвучил нам немного статистики: «По статистике, из 15.5 миллиардов рублей подлежащих взысканию по делам о коррупции, в прошлом году удалось вернуть только 588 миллионов рублей. Согласитесь – это достаточно скромная сумма» сообщил Владимир Владимирович.»Особенно скромной она выглядит на фоне 1,5 триллионов украденных из бюджета в 2017 году. Как сказал Путин: «Проход есть, а идти не куда»А в идеале, можно заменить слово коррупция на донат и тогда ни кого наказывать не придется.

А за донат в особо крупном размере наказывать «аяЯем», это ж какая экономия бюджета! Подписывайтесь на наш канал, ставьте палец вверх, хорошего вам настроения и держитесь там!

автор Лилия Мартынова г.Новороссийск

Путин: Искоренить коррупцию сразу не удастся, но нужно пробовать

Заседание Совета по противодействию коррупции В Кремле сегодня прошло заседание Совета по противодействию коррупции, на котором президент Владимир Путин заявил о том, что искоренить коррупцию в России «сегодня — завтра» не удастся, но попыток оставлять нельзя. «Наверное, это сложная задача, может быть, даже труднодостижимая, — сказал Путин.

— Но если мы остановимся, будет хуже. Двигаться нужно только вперед».

Глава государства напомнил, что ответственность за снижение коррупции несут главы субъектов Федерации. Работа в этом направлении, по словам президента, идет: сложившиеся в России за последние годы законодательство и антикоррупционная практика «отвечают мировым стандартам», «принято немало действенных мер, введены механизмы, которые могут на любом уровне работать целенаправленно, а при необходимости изолировать коррупционеров».

Проблемным Путин назвал возмещение ущерба от коррупции: из подлежащих к взысканию по возбужденным делам 15 млрд руб.

была возвращена была «достаточно скромная сумма» в 588 млн руб. Порог 10 000 Руководитель администрации президента Сергей Иванов, возглавляющий президиум Совета, в своем докладе отметил, что задачи Национального плана по борьбе с коррупцией «в целом решены», и рассказал о приоритетах на 2016-2017 гг.
Порог 10 000 Руководитель администрации президента Сергей Иванов, возглавляющий президиум Совета, в своем докладе отметил, что задачи Национального плана по борьбе с коррупцией «в целом решены», и рассказал о приоритетах на 2016-2017 гг.

Это пресечение конфликта интересов в субъектах федерации и муниципальных образованиях, а также подготовка мер имущественной ответственности коррупционеров.

В частности, предложено ввести в УК в качестве отдельного состава преступления ответственность за дачу взятки до 10 000 руб.

В качестве наказания может быть введен штраф и исправительные работы, а рассматривать такие дела предложено мировым судам, отметил Сергей Иванов. «Почему я вношу это предложение? Статистика показывает, что по подавляющему большинству приговоров о даче взятки или получению взятки объем взятки составляет менее 10 000 руб.

Статистика раздувается. Таким образом, создается лишь видимость борьбы с коррупцией по очень мелким случаям взяток», — объяснил Иванов. По данным судебного департамента при Верховном суде, размеры взяток по коррупционным делам, доходящим до суда, остаются скромными: в 2014 г.

в 80% случаев осуждения размер взятки не превышал 10 000 руб. О взятках через посредника Члены Совета поддержали идею проработать ответственность за дачу взятки в пользу третьих лиц, добавив, что инициатива принадлежит правоохранительным органам. Такие проблемы, по словам Иванова, есть и в других странах, в России же это в законодательстве не прописано и это необходимо менять.

По словам Иванова, сейчас в законодательстве «вообще нет» механизмов против коррупции с привлечением «третьих лиц», поэтому доказать их аффилированность в суде бывает трудно. Эта инициатива, сказал он,

«идет из жизни, когда у следственных органов есть основание полагать, что то или иное лицо (чиновник, глава крупной компании) дает или получает какое-то вознаграждение не напрямую, а замыкая это через цепочку либо посредников, либо третьих лиц, с которыми он тайно договаривается, и никто об этом не знает»

.

«Других способов кроме как использовать все возможности правоохранительных органов, Росфинмониторинга, особенно если это касается связи с зарубежными странами, следственных органов, всей оперативно-розыскной деятельности, я не вижу. Но сейчас никаких вообще ограничений, препятствующих коррупции по такой схеме не существует», — сказал Иванов. Генпрокуратуре, Минюсту и Росфинмониторингу предложено активизировать контакты с зарубежными коллегами по установлению, аресту и возврату имущества коррупционеров в рамках действующих международных соглашений.

По словам Иванова, эффективная борьба с коррупцией «априори невозможна без гражданского общества».

«Необходимо не просто прислушиваться, но и привлекать патриотично и конструктивно настроенных активистов»

, — считает глава администрации.

Обсудить

Владимир Путин добавил откатам две статьи

от 12.03.2018, 19:11 Президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, направленный на ужесточение уголовной ответственности за нарушения в сфере госзакупок. В проекте отмечается, что речь идет о так называемых откатах, максимальное наказание за вымогательство взятки при заключении госконтракта составит 12 лет лишения свободы.

Эксперт связывает инициативу президента с предвыборной кампанией. Владимир Путин предложил дополнить Уголовный кодекс (УК) двумя новыми статьями. Одна из них вводит ответственность за нарушение закона о контрактной системе в сфере госзакупок в виде штрафа в размере до 200 тыс.

руб. либо лишения свободы на срок до трех лет. За то же преступление, совершенное группой лиц, либо по предварительному сговору, либо с причинением особо крупного ущерба грозит лишение свободы до семи лет.

Преступления, связанные с откатами, квалифицируются по статьям о хищениях чужого имущества, мошенничестве, злоупотреблениях полномочиями, коммерческом подкупе, даче и получении взятки. Необходимость поправок президент объясняет тем, что ряд нарушений в этой сфере совершаются представителями заказчика, которые должностными лицами не являются, поэтому такие деяния не образуют состава уголовных преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность.

Необходимость поправок президент объясняет тем, что ряд нарушений в этой сфере совершаются представителями заказчика, которые должностными лицами не являются, поэтому такие деяния не образуют состава уголовных преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность.

Кроме того, президент предлагает установить в УК ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Такое преступление будет наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа.

При наличии отягчающих обстоятельств срок увеличивается до семи лет, а штраф — до 30-кратной суммы подкупа. Если речь идет о подкупе в особо крупном размере, наказание предлагается установить в виде лишения свободы на срок от семи до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы подкупа. «Крупный размер», согласно законопроекту, превышает 150 тыс.

руб., «особо крупный» — 1 млн руб. Лица, активно способствовавшие раскрытию и расследованию преступления или лично сообщившие о нарушении в правоохранительные органы, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Избежать наказания смогут и жертвы вымогательства. Ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин связал инициативу президента с предвыборной кампанией:

«Большая часть электората требует борьбы с коррупцией, и власть предоставляет этому подтверждение: посадили Улюкаева (экс-министр экономразвития .— “Ъ”), Белых, Хорошавина (экс-главы Кировской и Сахалинской области и .— “Ъ”)»

. Эксперт считает, что инициатива президента может привлечь колеблющийся электорат.

Отметим, что вопрос о введении наказания за откаты обсуждается уже давно. В июне 2017 года Институт экономической политики имени Егора Гайдара опубликовал исследование, в котором оценил объем нарушений при госзакупках как минимум в 2 трлн руб.

в год. По данным экспертов, более 60% закупок осуществляется с нарушениями, при этом по созданию неконкурентных условий для выполнения заказов лидирует федеральный уровень.

Генпрокурор Юрий Чайка в 2017 году борьбу с откатами «эффективной», однако еще годом ранее предложил ввести уголовную ответственность за нарушения при госзакупках, раскрывать субподрядчиков в крупных заказах и проверять их на аффилированность и конфликт интересов. В частности, Генпрокуратура предложила расширить список должностей, которые могут создать такой конфликт, и чиновников, которые должны нести за него ответственность. В 2016 году Минтруд предложил установить дополнительные требования к участнику закупки, в том числе отсутствие дисквалификаций и судимости за некоторые экономические преступления.

В ведомстве предлагали отлучать организации, которых уличили в откатах или взятках, от участия в госзакупках на два года. Сделать наказание за откаты в госзакупках «максимальным» предлагала депутат «Единой России» Ирина Яровая.

Она считала необходимым ввести уголовную ответственность за любые нарушения в сфере госзаказа вплоть до 20 лет лишения свободы. В 2013 году Верховный суд (ВС) предложил суммировать статьи, по которым должны судить недобросовестного участника госзакупок. Екатерина Гробман, Лада Шамардина Правоохранители и чиновники, осужденные за рекордные взятки

Элементы состава


Для привлечения к ответу за дачу взятки по УК необходимо наличие состава этого преступления, который включает 4 неотъемлемые части:

  • Объективная сторона – конкретные действия, образующие преступное деяние, для ст. 291 это:
    • непосредственная передача незаконного вознаграждения взяткополучателю взяткодателем;
    • передача взятки с помощью посредника – уполномоченного взяткодателем лица;
    • передача по указанию должностного лица другим лицам, а не ему лично.
  • Объект – то, чему наносит вред преступление.

    Здесь это отношения в обществе, обеспечивающие нормальную, в рамках закона деятельность органов власти. Деяние подрывает установленный порядок осуществления полномочий сотрудников этих органов.

  • Субъект – тот, кто может привлекаться за это деяние ответственности по УК. Взяткодатель должен быть вменяем, его возраст – старше 16 лет.
  • Субъективная сторона – прямой умысел.

    Человек должен осознавать, что передача им вознаграждения не законна, понимает, какие в результате его действий будут последствия и желает их наступления.

  • непосредственная передача незаконного вознаграждения взяткополучателю взяткодателем;
  • передача по указанию должностного лица другим лицам, а не ему лично.
  • передача взятки с помощью посредника – уполномоченного взяткодателем лица;

Этот состав формальный, другими словами, не имеет значения, вся ли взятка передана и получил ли взяткополучатель возможность распорядиться средствами. Преступление завершено с момента, когда получатель незаконного вознаграждения примет даже незначительную часть оговоренной «награды».

Государственная фельдъегерская служба российской федерации

Внимание В подобном случае лицо, которому передают ценные предметы или оказывают услуги, занимает государственную должность (или муниципальную); Оговоренные действия выполняются взамен содействия (или уверения в том, что оно будет выполнено) в каких-либо делах, которые представляют интерес для лица, давшего взятку. Взятка должностному лицу Взятка должностному лицу. Посредничество во взяточничестве.

УК РФ Вряд ли найдется в современном мире взрослый человек, который никогда не слышал о взяточничестве и коррупции.

С этим явлением сталкивается практически каждый гражданин, ведущий активную социальную жизнь.
291 статья.

Какие учитываются отягчающие обстоятельства

Все люди, занимающие какие-либо руководящие должности в разных компаниях или государственных учреждениях, должны знать о том, что считается взяткой, а также какое максимально наказание может быть назначено судом.

Судья должен оценить все обстоятельства конкретного дела, чтобы назначить наиболее оптимальное наказание.

К отягчающим обстоятельствам относится:

  1. получение денежных средств не одним должностным лицом, а несколькими лицами;
  2. получатель денег вымогал средства;
  3. передаваемая сумма больше 1 млн руб.;
  4. должностное лицо занимает руководящую должность в администрации какого-либо региона.

Считается ли взяткой благодарность врачу?

Если она представлена денежной суммой, то это является взяткой. Если передается какая-либо материальная ценность, стоимость которой не превышает 3 тыс. руб., то такая благодарность рассматривается в качестве подарка.

Дополнительно могут иметься смягчающие обстоятельства. Они позволяют немного снизить меру ответственности за такое преступление.

Сюда относится помощь в расследовании или добровольное возмещение нанесенного ущерба.

Чем грозит получение взятки должностному лицу при исполнении?

Ответственность предусмотрена в ст. 290 УК РФ:

  1. за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей) должному лицу грозит наказание в виде штрафа от 3 млн. руб. до 5 млн. руб. либо зарплата за период от 3 до 5 лет, либо штраф в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки. Также может быть предусмотрена ответственность в виде ограничения права заниматься определенной деятельностью сроком до 15 лет или лишение свободы сроком от 8 до 15 лет со штрафом или без него.
  2. за получение взятки значительного размера (свыше 25 тысяч рублей) должностному лицу грозит наказание в виде штрафа от 200 тысяч до 1,5 млн. руб. или в размере зарплаты в течение полугода — 2 лет. Либо это может быть наказание в виде штрафа от 30-кратной до 60-кратной суммы незаконного денежного вознаграждения, либо лишение свободы сроком до 6 лет со штрафом или без него. Лишение права занимать определенные должности также устанавливается судом;
  3. за получение взятки должностным лицом предусмотрено наказание в виде штрафа до 1 млн. руб. либо в виде заработной платы за период до 24 месяцев, исправительные работы сроком от 1 до 2 лет, принудительные работы сроком до 5 лет, лишение свободы сроком до 3 лет со штрафом или без него. При этом дополнительно может быть предусмотрено наказание в виде лишения права занимать некие должности;
  4. если взятку получило должностное лицо, занимающее государственную должность в РФ или государственную должность субъекта РФ, тогда наказание может быть в виде штрафа от 1 млн. руб. до 3 млн. руб. или зарплата за период от 1 до 3 лет. Также наказание может выражаться в виде штрафа от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки, лишение свободы сроком от 5 до 10 лет со штрафом или без него. При этом должностному лицу зачастую также запрещают занимать определенные государственные должности;

Если взятка была осуществлена группой лиц по сговору либо группа лиц вымогала взятку, предлагала незаконные денежные средства в крупном размере (от 150 тысяч рублей) для получения своих выгод, тогда каждому члену незаконно организованной группы может грозить наказание в виде штрафа от 2 млн.

до 4 млн. руб. либо размер зарплаты за период о 2 до 4 лет.

Госдума ужесточила ответственность за «спортивное взяточничество»

Ответственность за взяточничество . Они в первом чтении приняли президентский законопроект, который усиливает наказание за передачу и получение взятки, которая .

Наказывать за это предполагается штрафами от 300 до 700 тысяч рублей, либо на величину годовой зарплаты или иного дохода правонарушителя. Впрочем, пойманного за руку нарушителя антикоррупционного могут ждать и принудительные работы сроком до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на три года.

Но и это еще не все. Депутаты одобрили лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 100 тысяч рублей за такой вид преступления, сообщает . Все эти кары вступают в силу по решению суда за «передачу спортсмену, спортивному судье, тренеру», капитану команды, организаторам соревнования, жюри денег и иных ценностей с целью воздействия на результат состязания или конкурса». К взяткам также отнесены передача имущества или услуг имущественного характера, а также передача имущественных прав иному физическому или юридическому лицу.

Аналогичное наказание грозит и получателю мзды. Еще одна новелла закона: ответственность за посредничество.

В перечисленных махинациях, если они были совершены на сумму более 25 тысяч рублей, что считается значительным размером, наказывать предлагается штрафом посредника. При этом это может быть штраф до 500 тысяч рублей или до полугодовой зарплаты или иного дохода.

Посреднику при даче взятке грозят исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности, а также принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Впрочем, есть возможность взяткодателям, взяточникам и посредникам избежать уголовной ответственности за коррупционные преступления. Это предусмотрено законом, если человек активно способствовал раскрытию или расследованию преступления, либо в его отношении имело место вымогательство, либо человек добровольно сообщил о совершенном преступлении в имеющий право возбудить уголовное дело орган.

Законопроект в новой статье 204.1 Уголовного кодекса также вводит уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе.

Ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем различается в зависимости от размера предмета подкупа. При этом закон определяет, что дача и получение взятки являются более общественно опасными преступлениями, чем коммерческий подкуп. Ответственность за получение взятки и дачу взятки менее 10 тысяч рублей лично или через посредника подпадает под действие новых статей Уголовного кодекса — 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп» и 291.2 «Мелкое взяточничество».

Госдума ввела стократные штрафы за взятки

Госдума приняла во втором — основном — чтении президентские поправки в Уголовный кодекс, направленные на совершенствование «госуправления в области противодействия коррупции».

Речь, прежде всего, идет о введение стократного штрафа за получение взятки в особо крупном размере. Законопроектом вводится дифференциация ответственности за дачу взятки в зависимости от ее размера.

Само понятие подразделяется на четыре вида: так называемая обычная взятка — до 25 тысяч рублей, в значительном размере — от 25 тысяч рублей и до 150 тысяч рублей, в крупном размере — от 150 тысяч рублей до 1 миллионов рублей и в особо крупном размере — свыше 1 миллионов рублей.

Если взятка не превышает 25 тысяч рублей, то основное наказания за ее получение составит штраф в размере от 12- до 60-кратной суммы незаконной «мзды» с лишением права занимать определенные должности либо ограничение свободы до трех лет. За особо крупный размер, то есть более 1 миллион рублей, штрафные санкции будут варьироваться от 80-кратной до 100-кратной суммы «побора», а случае избрания судом альтернативной, но более жесткой, меры наказания — тюремный срок взяточника составит от 8 до 15 лет с обязательным штрафом в размере 70-кратной суммы взятки. Правда, водится верхний предел всех штрафов за преступления, связанные со взятками — не более 500 миллионов рублей.

Получение взятки чиновником (лично или через посредника) предлагается наказывать

«штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки»

(сейчас — от 100 до 500 тысяч), а если взятка была получена «в значительном размере», то наказание может составить от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы полученного незаконного вознаграждения. Ужесточаются санкции и за дачу взятки — штраф по минимальному пределу теперь может составить

«от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы с возможностью лишения свободы на срок до двух лет»

. А максимальное наказание по этой статье дойдет до девяностократной суммы взятки либо тюремного заключения от 7 до 12 лет против сегодняшних 200 тысяч рублей штрафа.

В УК РФ также вводится и отдельная норма о посредничестве при взяточничестве. Под этим понимается

«непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки»

. Как уточняет ИТАР-ТАСС, виновному придется заплатить штраф в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы взятки или от 25 тысяч до 500 миллионов рублей.

Кроме того, по этой статье предусмотрено лишение права занимать определенные должности, а также возможность тюремного заключения на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10-кратной до 60-кратной суммы взятки.

В рамках второго чтения, депутаты приняли поправки, повышающие минимальный порог штрафов с 2,5 до 5 тысяч рублей за все преступления, наказания по которым регламентируются Уголовным кодексом РФ. Одновременно в УК РФ устанавливается и «нижняя планка» по составам правонарушений с коррупционной составляющей.

Теперь минимальный размер штрафа за взятку или коммерческий подкуп составит 25 тысяч рублей. Также вводятся положения, оговаривающие случаи, когда коррупционное деяние не подразумевает под собой факт дачи и получения взятки — иными словами не имеет денежного эквивалента.

Для того чтобы объективно оценить размер необходимого взыскания с посредника депутаты дополнили наказание по статьям об обещании или предложении посредничества во взяточничестве ответственностью в виде штрафа в размере от 25 тысяч до 500 миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовную ответственность за коррупцию могут увеличить до четырех лет

Озвучить текст Выделить главное вкл выкл В России могут существенно ужесточить наказание за дачу и получение взятки, а среди уголовно наказуемых деяний появится понятие «неимущественная взятка» — например, фаворитизм и кумовство. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс подготовил комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы.

Автор законопроекта — зампредседателя комитета Анатолий Выборный («Единая Россия») пояснил «Известиям», что наказание за дачу и получение взятки предлагается увеличить до четырех лет лишения свободы, а под действие УК попадут и третейские судьи: за злоупотребление полномочиями им может грозить до трех лет лишения свободы.

На законопроект уже поступил положительный отзыв Верховного суда, также он поддержан Генеральной прокуратурой. Поправки вносятся в статьи Уголовного кодекса, которые касаются злоупотребления полномочиями (ст. 202), коммерческого подкупа (ст.

204), дачи и получения взятки (ст. 290 и ст. 291). Авторы законопроекта предлагают дополнить их новыми понятиями — «неимущественные преимущества», «услуги неимущественного характера», а также «неимущественные права и иные неправомерные преимущества». — Это могут быть взаимовыгодные услуги — например, когда родственника высокопоставленного чиновника берут на работу в коммерческую организацию с высокой зарплатой без должной квалификации, а тот помогает бизнесу, используя свои служебные возможности, — пояснил «Известиям» автор законопроекта, зампредседателя комитета по безопасности Анатолий Выборный.

Наказание за дачу и получение взятки предлагается ужесточить до четырех лет лишения свободы (сейчас два и три года соответственно). Кроме того, под действие УК впервые попадут третейские судьи: предлагается установить для них ответственность за злоупотребление полномочиями до трех лет лишения свободы.

Нематериальная взятка Согласно действующему УК, взяткой считаются только деньги и имущество либо услуги, стоимость которых можно оценить.

Введение новых понятий в закон приблизит российское антикоррупционное законодательство к международному, поскольку Россия ратифицировала сразу три конвенции — ООН, Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Именно в них есть понятие «неправомерное преимущество», пояснил Анатолий Выборный. Расширить российское законодательство за счет неимущественных взяток рекомендовала РФ и Группа государств против коррупции (ГРЕКО). Член бюро ГРЕКО, замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов заявил «Известиям», что ведомство поддерживает инициативу.

Целесообразность таких изменений, по словам Аслана Юсуфова, диктует правоприменительная практика. — К сожалению, ненаказуемыми пока остаются не только случаи подкупа — в виде, например, написания чиновнику диссертации или организации хвалебных отзывов о нем в прессе, — не имеющие рыночной стоимости, но и оказание услуги за услугу между чиновниками.

Принятие законопроекта позволит дать надлежащую уголовно-правовую оценку таким действиям, — пояснил он.

Законопроект получил положительный отзыв Верховного суда, а также прошел правительственную комиссию по законопроектной деятельности и экспертный совет фракции «Единая Россия».

Правоприменение Доказать оказание неимущественных услуг будет непросто.

Кроме того, возникает вопрос и с правоприменением: не будут ли органы слишком широко трактовать эту норму, рассматривая как неимущественные услуги любые взаимоотношения чиновников с гражданами, отметил в разговоре с «Известиями» управляющий партнер юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов. Сейчас есть четкие разъяснения Верховного суда по коррупционным преступлениям, напомнил он. Возможно, после принятия законопроекта возникнет необходимость его корректировки, но только после того, как норма начнет работать и практика покажет, есть ли проблемы с квалификацией таких деяний.

По мнению эксперта, коррупциогенности в нормах законопроекта нет — вероятность злоупотреблений со стороны силовиков даже ниже, чем при «материальной» взятке. Дача и получение взятки Предлагается ужесточить наказание за дачу и получение взятки.

Сейчас максимальное наказание по этим преступлениям — два и три года лишения свободы соответственно. Согласно законопроекту, этот срок увеличивается до четырех лет, таким образом эти преступления переводятся в категорию средней тяжести, а срок давности по ним увеличивается с двух до шести лет.

Общественная опасность обоих деяний равнозначна, пояснил Анатолий Выборный, поэтому и наказание должно быть одинаковым. Поскольку в УК есть понятие мелкого взяточничества (не более 10 тыс.

рублей), то обычное взяточничество логично перевести в категорию преступлений средней тяжести, полагает Аслан Юсуфов. Третейские судьи Отдельно в УК предлагается ввести ответственность для третейских судей (арбитров). Наказание за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп для них будет таким же, как для нотариусов и аудиторов, — до трех лет лишения свободы.

— Арбитр — это тот же судья, только более низкого уровня, и значимость третейского суда очень велика.

Однако злоупотребления нотариусов и аудиторов криминализованы, а арбитров — нет, — пояснил Анатолий Выборный.

Снижение коррупционных рисков в сфере деятельности третейских судей необходимо, полагает председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. Такие изменения выгодны и самим арбитрам, поскольку чем выше гарантии справедливого решения по делу, тем больше доверия и к системе третейского разбирательства.