Основные виды валютных операций

Основные виды валютных операций

4. Валютный курс и факторы его определяющие. Валютная политика.


Виды валютного курса:

  • 17.04.2015764.42 Кб
  • Свободный (плавающие) Факторы влияющие на ВК, можно разделить на 2 большие группы : -структурные – конкурентоспособность товаров на мировом рынке, состояние платежного баланса страны; темпы инфляции и покупательная способность валюты, разница процентных ставок в разных странах, степень государственного регулирования , вмешательства в валютную финансовую сферу, степень открытости экономики -конъюнктурные (текущие) – колебание деловой активности, действия валютных спекуляций, политическая обстановка в стране, стихийные бедствия К структурным относятся: А) Конкурентоспособность товаров данной страны на мировом рынке Б) Состояние платежного баланса страны В) темпы инфляции и покупательная способность валюты Г) разница % ставок в разных странах Д) степень государственного регулирования (вмешательства) в валютного финансовую сферу Е) степень открытости экономики К текущим относятся: А) колебание деловой активности Б) действия валютных спекулянтов В) политическая обстановка в стране, стихийные бедствия. Инфляция: Рост ее приводит к упадку ВК, и наоборот. Влияние % ставок: Возрастание ставки вызывает падение спроса на национальную валюту, соответственно курс национальной валюты снижается. Платежный баланс– соотношение между потоком валюты в страну и платежными странами за рубежом. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, а пассивный – к снижению курса. Национальный доход влияет на ВК косвенно. Например, повышение предложения товаров способствует повышению курса валюты, а повышение внутреннего спроса наоборот понижает курс национальной валюты. Влияние на ВК обычно осуществляется в форме валютной политики. Валютная политика- совокупность мероприятий осуществляемых в сфере валютно–финансовых отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Цели валютной политики: — преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабильности; — обеспечение конвертируемости национальной валюты; — выравнивание платежного баланса страны; Юридически валютная политика оформляется в виде документов Например: законы, указы президента, инструктивные письма ЦБ И Минфина. ВП бывает 2 видов:
  • Валютное ограничение – законодательное или административное ограничение на операциях резидентов и не резидентов с валютой и валютными ценностями. Разновидности: — ограничение купли – продажи иностранной валюты; -ограничение по вызову иностранной или национальной валюты заграницу в определенном количестве; — обязательная продажа части валютной выручки государству; -крайняя форма – валютная блокада – замораживание валютных счетов и запрет на валютные операции какой – либо страной.

    Стр 12 из 22 » Соседние файлы в предмете

    • 17.04.201551.55 Кб
    • 17.04.2015261.55 Кб
    • 17.04.2015764.42 Кб
    • 17.04.2015917.5 Кб
    • 07.12.2018685.06 Кб
    • 17.04.2015483.84 Кб
    • 17.04.2015557.57 Кб
    • 17.04.2015895.49 Кб
    • 17.04.2015721.41 Кб
    • 17.04.2015507.9 Кб
    • 17.04.2015777.22 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  • 17.04.2015557.57 Кб
  • Текущая– совокупность краткосрочных мероприятий направленных на оперативное текущее регулирование экономики, ЦБ И Минфин.

    Формы ВП:

  • 17.04.2015507.9 Кб
  • 07.12.2018685.06 Кб
  • 17.04.2015721.41 Кб
  • 17.04.2015777.22 Кб
  • девизная политики– метод воздействия на валютный курс путем купли – продажи государственными органами иностранной валюты. Такая политика проводится обычно в виде валютной интервенции.

    Как результат такой политики: Во первых – девальвация национальной валюты, то есть снижения ВК до его реального уровня, это выгодно экспортерам страны, так как повышается конкурентоспособность отечественных товаров , не выгодна экспортерам.

    Во вторых – ревальвация – повышение курса национальной валюты, выгодно импортерам, а экспортерам — нет.

  • Фиксированный — к золоту, другим валютам, международным единицам)
  • 17.04.2015483.84 Кб
  • Структурная — совокупность долгосрочных мероприятий направленных на достижение структурных изменений в экономике обычно носит характер реформ.
  • Регулируемыйв форме валютного коридора
  • 17.04.2015895.49 Кб
  • дисконтированная политика- регулирование валютного курса путем измерения учетной ставки % Например: В России учетная ставка – 7,5 % В США – 025% В Японии — 0% Повышение учетной ставки % ведет к удорожанию денег и кредитов, приводит к притоку иностранных инвестиций в страну, уменьшается отток национальных капиталов, в итоге приводит к повышению валютного курса национальной валюты, снижает стоимость денег и кредитов, понижение учетной ставки.

    Дисконтная политика является малоэффективной в условиях экономического кризиса.

  • 17.04.201551.55 Кб
  • 17.04.2015917.5 Кб
  • 17.04.2015261.55 Кб

Валюта таких стран подразделяется на несколько форм (подкатегорий):

— управляемо плавающая (managed fluctuating); — свободно плавающая (freely fluctuating); — периодически корректируемая.

Ко второй группе относят страны с развитой промышленностью (Великобритания, Швейцария, Япония, страны Евросоюза, США и др.). К третьей группе относятся государства, определяющие диапазон колебания собственного курса в соотношении определенной валютной корзины.

Граница колебаний национальной валюты пересматривается в прямой зависимости 0т того, непосредственно в каком состоянии будут находиться основные валюты корзины.

Понятие и виды валютных операций

Как таковое определение валютных операций (с выделением характеризующих признаков) в законе не приводится. В законодатель просто перечисляет, какие виды операций относятся к валютным.

Причем если в предыдущем законе основной классификацией было деление операций на текущие и операции движения капиталов и в зависимости от этого действовали разный правовой режим и правила их осуществления (для операций капитального характера требовалось наличие разрешения на их совершение), то действующий валютный закон подразделяет операции по иным критериям.

Так, в зависимости от субъектного состава по основные виды валютных операций — это операции между:

  1. нерезидентами.
  2. резидентами и нерезидентами;
  3. резидентами;

Различный правовой режим совершения этих операций установлен , , .

Согласно шестой статье ограничений на совершение валютных операций между резидентами и нерезидентами нет.

Согласно девятой статье валютные операции между резидентами запрещены. При этом Закон устанавливает перечень исключений из этого общего правила, допуская отдельные операции между резидентами. В десятой статье установлены правила совершения валютных операций между нерезидентами, согласно которым:

  1. им разрешены операции между собой на территории России с внутренними ценными бумагами при условии соблюдения антимонопольных требований и требований закона о ценных бумагах;
  2. им разрешено без ограничений переводить денежные средства со счетов (вкладов), а также без открытия счетов за пределами территории России и наоборот;
  3. валютные операции между ними в рублях на территории России можно совершать только через уполномоченные банки.

Такие правила направлены прежде всего на осуществление контроля за совершением операций, а не на их ограничение.

Помимо указанных групп операций между резидентами, нерезидентами, резидентами и нерезидентами к валютным относятся и следующие их виды:

  1. ввоз (в Россию) и вывоз (из России) российской или иностранной валюты, ценных бумаг (внутренних или внешних). В России установлены правила декларирования перемещаемых через границу ценностей;
  2. перевод резидентом по своим счетам за пределами России российской валюты.
  3. перевод российской или иностранной валюты, ценных бумаг (внутренних или внешних) со счета на счет одного и того же лица из России за рубеж и наоборот. Резиденты вправе открывать такие счета и вклады за пределами России без ограничений, но при этом должны уведомлять об их открытии налоговые органы. При осуществлении перевода со счета или вклада в России на счет или вклад за рубежом в уполномоченный банк потребуется представить такое уведомление;
  4. перевод нерезидентом по своим счетам на территории России российской валюты, ценных бумаг (внутренних или внешних);

Таким образом, действующий валютный закон относит к валютным далеко не все операции с российской и иностранной валютой, ценными бумагами (внутренними и внешними).

Соответствующая операция подпадает под режим валютных операций и под требования закона при наличии ряда условий, которые могут быть связаны с территорией ее осуществления, а также субъектами, которые совершают операцию по ввозу, вывозу, переводу, расчету.

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Валютные операции: виды и особенности проведения.

Валютные операции — это операции на валютном рынке по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, рабочей силы и т. д., предполагающие использование иностранной валюты покупателями, продавцами, посредниками, банками, фирмами. Валютные операции разделяются на межбанковские и биржевые.

Все валютные операции осуществляются на условиях: — «спот» — это поставка валюты банками на второй рабочий день со дня заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее совершения, то есть это условие срочной, немедленной поставки; — «форвард» — это поставка валюты через определенный срок после заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее совершения.

Разница между курсами валют по сделкам «спот» и «форвард» определяется как скидка (дисконт или депорт) с курса «спот» или как премия (репорт). Курсы валют по срочным сделкам, котируемых методом премии или скидки, называются курсами аутрайт (при премии валюта на срок «дороже», чем «спот», а при скидке — «дешевле»). Соотношение требований и обязательств банка в иностранной валюте определяет его валютную позицию.

В случае их равенства валютная позиция считается закрытой, при несовпадении — открытой.

Открытая валютная позиция может быть длинной, если количество купленной валюты больше количества проданной, то есть требования превышают обязательства. Короткая открытая валютная позиция — если продано валюты больше, чем куплено, то есть обязательства превышают требования. Валютный опцион. Впервые эта операция была произведена на Чикагской бирже в 1973 г.
Валютный опцион. Впервые эта операция была произведена на Чикагской бирже в 1973 г. Это сделка между покупателем и продавцом валют, которая дает право покупателю опциона покупать или продавать по определенному курсу определенную сумму валюты в течение определенного времени за вознаграждение.

Межбанковские валютные операции «своп» представляют собой покупку иностранной валюты на условиях «спот» в обмен на отечественную валюту с последующим выкупом. Сделки «своп» удобны для банков, так как не создают открытой валютной позиции.

Целями «своп» бывают: приобретение необходимой валюты для международных расчетов; осуществление политики диверсификации валютных резервов; поддержание определенных остатков на текущих счетах; удовлетворение потребностей клиента в иностранной валюте и др. Форвардная валютная сделка — это покупка или продажа определенной суммы валюты с интервалом времени между заключением и исполнением сделки по курсу дня заключения сделки.

Эта операция осуществляется на межбанковском валютном рынке. Валютные фьючерсы. Появились в 1972 году на Чикагском валютном рынке. Это срочная сделка на бирже, представляющая собой куплю-продажу определенной валюты по фиксируемому на момент заключения сделки курсу с исполнением через определенный срок.

Отличие валютных фьючерсов от форвардных сделок: Фьючерсы — это торговля стандартными контрактами. Обязательным условием фьючерса является гарантийный депозит. Расчеты между контрагентами осуществляются через Клиринговую палату при валютной бирже, которая выступает посредником между сторонами и одновременно гарантом сделки.

Преимуществом фьючерса перед форвардным контрактом является его высокая ликвидность и постоянная котировка на валютной бирже.

Осуществляя валютные операции, участники этих сделок подвергают себя валютному риску.

Валютный риск — это возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов. Различают конверсионный валютный риск и трансляционный валютный риск. Конверсионный (наличный) риск означает, что по каждой иностранной валюте выявляется непокрытая позиция под риском, которую головная компания страхует тем или иным способом.

Методами учета и оценки валютного риска являются: — взаимный зачет рисков по пассиву и активу — «мэтчинг»; — максимальное сокращение числа валютных сделок путем их укрупнения и согласования действий всех подразделений банка — «меттинг».

Трансляционный риск возникает при пересчете в национальную валюту баланса компаний и ее прибылей на какую-либо дату. Курсы пересчета (трансляции): текущий курс, то есть на дату пересчета; исторический валютный курс, то есть на дату совершения операции. Методы пересчета: — все текущие операции могут оцениваться по текущему курсу, а долгосрочные (в т.

ч. товарные запасы) – по историческому валютному курсу; — все финансовые операции могут учитываться по текущему, а товарные — по историческому валютному курсу; — все операции могут учитываться либо по текущему, либо по историческому валютному курсу. В более широком плане валютный риск состоит в несбалансированности активов и пассивов в каждой валюте по срокам и суммам. Для уменьшения валютного риска используются следующие валютные операции: «линз энд легс» (ускорение или задержка платежа в валюте); валютные опционы; форвардные операции; валютные фьючерсы (фьючерсные операции); операции «своп».

Стр 19 из 39 Соседние файлы в предмете

  1. 07.02.2015157.52 Кб
  2. 07.02.2015271.36 Кб
  3. 07.02.20152.12 Mб
  4. 22.05.2015497.27 Кб
  5. 09.03.20159.75 Mб
  6. 09.03.2015112.66 Кб
  7. 06.02.2015217.71 Кб
  8. 17.12.2018888.32 Кб
  9. 06.02.2015490.52 Кб
  10. 06.02.2015977.48 Кб
  11. 07.02.2015296.95 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

6.Международные валютно-финансовые организации

Международные валютные отношения регулируются рядом международных организаций – МВФ, ВБ, БМР, Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

Главную тяжесть выполнения миссии по стабилизации валютных отношений взял на себя МВФ. С целью решения проблем восстановления и стабилизации раз­рушенной во Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г.

в Бреттон-Вудсе (США) состоялась предста­вительная международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учрежде­нии двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Фонд был призван поддерживать стабильность миро­вых валютных систем, а Банк — стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью про­возглашалось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире. Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г.

Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке.

Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и соби­рается ежегодно.

Директорат — исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географиче­скому признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с ус­тановленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в междуна­родной торговле. Первоначально взносы уплачивались частич­но золотом (четверть квоты) и частично национальной валю­той.

Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчи­тываться в SDR (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц. В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд.

долл. В настоящее вре­мя число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограни­ченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам.

В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда. Основными функциями МВФ являются: • содействие развитию международной торговли и валют­ного сотрудничества; • поддержание устойчивости валютных паритетов и устране­ние валютных ограничений; • предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, пла­тежного баланса и т.д. По мере расширения дея­тельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) — в 1960г., Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — в 1966 г.

и Многостороннее агентство по гаранти­рованию инвестиций (МАГИ) — в 1988 г.

В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР — родоначальника и цен­тральное звено Группы — именуют Всемирным банком (ВБ). Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении эко­номического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран. Совет управляющих — высший руководящий орган Банка.

Он состоит из министров финансов или управляющих цен­тральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера ак­ционерного капитала, временного приостановления членства и др.

Советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят со­вместные заседания. Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания.

Президент Банка является его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Ре­гиональные представители выбираются от одной или несколь­ких стран.

Российская Федерация имеет отдельного представи­теля. Председатель вносит на рассмотрение предложения о вы­делении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7000 человек, и др.

Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя. Основными функциями ВБ являются: • инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений- от здравоохранения, образо­вания и окружающей среды до инфраструктур и реформ эко­номической политики; • аналитическая и консультативная деятельность по эконо­мическим вопросам; • постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ; • посредничество в перераспределении ресурсов между бога­тыми и бедными странами. Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд.

долл. еже­годно), хотя ее максимизация не является его основной зада­чей. Прибыль используется на собственное развитие, а диви­денды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно: • выделение ресурсов — только для эффективных капитало­вложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран; • принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов; • предоставление кредитов — только под гарантии прави­тельств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются; • отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы; • направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран. Продавая облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран, В Б привлекает ресур­сы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обя­зательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соот­ношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

Продавая облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран, В Б привлекает ресур­сы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обя­зательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соот­ношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом. Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в раз­вивающихся странах без получения правительственных гарантий.

Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у ВБ. Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную под­держку.

Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий — от заводов до банков.

Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охра­не окружающей среды. Предоставляются также консультатив­ные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений. Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проек­там; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (не владение контрольными пакетами).

Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проек­там; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (не владение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта.

Погашение займов осущест­вляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет.

В настоящее время корпорация ежегодно одобряет зай­мы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

Международная ассоциация развития (MAP) создана для ока­зания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30—40 лет в за­висимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой пла­тежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоя­щее время имеют страны с годовым доходом на душу населе­ния, не превышающим 835 долл.

Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и пла­тежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вно­сит существенный вклад в пополнение средств Ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение.

В настоящее время она ежегодно выделяет креди­ты по более 125 проектам на общую сумму около 6 млрд.

долл., ее членами являются 159 стран. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения ин­вестиций путем обеспечения условий для проведения примири­тельных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций.

В настоящее время его членами являются 126 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 30. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством пре­доставления инвестором гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспо­рядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предос­тавляет также консультативные услуги правительствам по вопро­сам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение от­дается обоснованным с финансовой, экономической и эколо­гической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют част­ные инвестиции в течение 15—20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл. Появление этих институтов связано с ускорившимся в 60-е гг.

распадом мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества и экономической интеграции раз­вивающихся стран. К региональным банкам относятся: Меж­американский банк развития (МаБР — учрежден в 1959 г.); Аф­риканский банк развития (АфБР — 1964 г.) и Азиатский банк развития (АзБР — 1966 г.).

Учредителями банков кроме разви­вающихся стран соответствующих регионов стали и другие го­сударства: США, Япония, отдельные страны Западной Европы. Это позволило расширить финансовые возможности их дея­тельности.

Банки имеют сходные цели, осуществляют однотипные опе­рации, сотрудничество между собой и с другими международ­ными институтами.

Развивающиеся страны-участницы получа­ют их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов, а также на развитие предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) ЕИБ учрежден в 1958 г. странами — членами ЕС. Целями создания Банка провозглашались долгосрочное (20—25 лет) финансирование слабо развитых регионов, осуществление со­вместных проектов стран-участниц, совершенствование отрас­левой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30—40 лет) кредитование ассоциированных участников.

Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, и Директорат — президент и несколько его за­местителей возглавляют Банк. Такие страны, как ФРГ, Фран­ция, Англия и Италия обладают наибольшей долей уставного капитала, составляющего примерно 15 млрд.

ЭКЮ. Размер ре­зервного капитала превышает 10% уставного фонда. ЕИБ привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию об­лигаций, номинал которых выражается в долларах США, мар­ках ФРГ и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций — основные направления вложений Банка.

Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно по­крывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут предоставляться в ЭКЮ и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит.

Такие стра­ны, как Италия, Англия, Франция и Ирландия являются лиди­рующими заемщиками Банка. В последние годы Банк как агент Европейского Союза за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфра­структурных проектов, в частности развитие энергетики. Мел­кие и средние смешанные компании при этом получают ресур­сы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым Банк предоставляет финансовую поддержку.

Мел­кие и средние смешанные компании при этом получают ресур­сы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым Банк предоставляет финансовую поддержку. Помимо этого ЕИБ на льготных условиях финансирует развивающиеся страны — ассоциированные члены ЕС.

Кроме ЕИБ в рамках ЕС и Европейской валютной системы (ЕВС) действуют и другие, менее масштабные кредитно-финан­совые организации, в том числе Европейский фонд валютного со­трудничества (ЕФВС) и Европейский денежный фонд сотрудни­чества (ЕДФС). Эти организации выполняют возложенные на них учредителями функции и решают свои задачи. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ЕБРР учрежден в 1991 г.

для содействия странам Централь­ной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении ры­ночной экономики. Учредителями Банка в настоящее время являются 60 государств, включая все европейские страны, РФ, ряд стран других регионов мира (США, Японию) и такие организации, как ЕС и ЕИБ.

Уставный капитал составляет 20 млрд. ЭКЮ. Банк осуществляет свою деятельность в странах-операций, число которых достигло 26 после вступления в него в 1996 г. Боснии и Герцеговины. Штаб-квартира ЕБРР распо­ложена в Лондоне, а 28 представительств — во всех странах-операций (кроме Армении).

В отличие от других стран, РФ имеет четыре представительства: центральное — в Москве и региональные — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Влади­востоке. Совет управляющих во главе с председателем и двумя замес­тителями руководит Банком и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и представителей от ЕС и ЕИБ. Многие свои полномочия он де­легирует Совету директоров, осуществляющему руководство повседневной деятельностью и состоящему из президента, че­тырех заместителей и 23 директоров.

Каждый из директоров входит в состав одного из трех комитетов Совета: ревизионно­го, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике. Кроме того, организационная структура Банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (де­партаменты и отделы). Общая численность сотрудников Банка превышает 1100 человек (учитывая представительства в странах-операций).

ЕБРР взаимодействует со многими международными инсти­тутами и в первую очередь с Группой ВБ.

Он привлекает к уча­стию в осуществлении различных проектов также частные на­циональные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финанси­руемых проектов и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации Банк тра­диционно уделяет пристальное внимание. Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, ЕБРР предоставляет свои услуги по ком­мерческим ценам.

Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, ну­ждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет.

Банк действует как в государственном, так и в частном секто­рах экономики, принимая на себя риски, непосильные многим национальным и зарубежным инвесторам. Основными функциями ЕБРР являются: • прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; • инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и ча­стных предприятий: • предоставление гарантий для содействия заемщикам в по­лучении доступа к источникам капитала; • финансирование с помощью посредников мелких и сред­них предприятий.

предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; • инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и ча­стных предприятий: • предоставление гарантий для содействия заемщикам в по­лучении доступа к источникам капитала; • финансирование с помощью посредников мелких и сред­них предприятий. К числу операционных приоритетов Банка относятся: разви­тие частного сектора, охват всех стран-операций, работа с фи­нансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран-операций, в том числе путем повышения эффективности энергоиспользования.

В своей деятельности Банк придерживается следующих ос­новных принципов: • ограничение объема финансирования пределами 35% об­щих издержек по каждому проекту; • требование к другим, в частности промышленным инве­сторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями; • предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной тре­ти акционерного капитала; • требование к другим участникам софинансировании выде­ления дополнительных средств; • не предоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций; • необязательность денежной формы доли местного участ­ника проекта. Прямое финансирование предоставляется главным образом совместным предприятиям и в первую очередь с участием ино­странного капитала.

При их кредитовании Банк обычно не тре­бует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой СКВ, но в основном в долларах США, марках ФРГ и ЭКЮ и погашаются в той же валюте, в которой были выданы. В по­следнее время Банк начал фондировать кредиты (привлекать для них средства) в ряде местных валют.

Минимальная сумма кредитов ЕБРР составляет 5 млн.

ЭКЮ, однако он находит возможности для работы с мелки­ми и средними предприятиями. В последние годы средние размеры его кредитов в государственном секторе составляли 25, а в частном — 16 млн.

ЭКЮ. Срочность кредитов обычно составляет 5—10 лет, а в исключительных случаях (инфра­структурные проекты) — до 15 лет. Плата за кредит устанав­ливается с маржой, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под «плавающий» или фиксирован­ный процент, а также в некоторых других вариантах.

Основная сумма кредитов погашается равными долями каждые полгода. Финансируемые клиенты обязаны обеспечивать страхование традиционно страхуемых рисков, к которым Банк не относит политические риски и риски неконвертируемости местных ва­лют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых проектов — движимое и недвижимое имущество, акции, пере­уступка прав и т.д.

Кредиты ЕБРР исключаются из сумм госу­дарственного долга при его реструктуризации, т.е. Банк имеет статус привилегированного кредитора.

Инвестирование средств в акционерные капиталы осуществля­ется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом Банк не приобретает контрольных пакетов акций и не принимает прямой ответст­венности за управление предприятиями. Он может также га­рантировать размещение акций, выпущенных государственны­ми или частными предприятиями.

Предоставление гарантий практикуется для оказания помощи заемщикам в получении доступа к источникам капитала. Гаран­тии могут быть от всех рисков, частные и др.

При этом кредит­ный риск должен быть известен и приемлем для Банка. Помимо ресурсов, направляемых в акционерные капиталы, каждый РФВК на безвозмездной основе получает от правительств стран-доноров (ФРГ, Япония, США, Франция, Италия, Финляндия, Норвегия, Швеция) и ЕС дополнительные средст­ва в размере по 20 млн.

долл. Они предназначены для покрытия операционных издержек, проведения экспертиз потенциальных объектов инвестирования и консультирования предприятий.

7. Понятие валютной системы и ее структура. Основные элементы национальной и мировой валютной системы Валютная система — это форма организации валютных отноше­ний, закрепленная национальным законодательством (нацио­нальная система) или межгосударственным соглашением (миро­вая и региональная системы).

Валютные отношения представляют собой разновидность де­нежных отношений, возникающих при функционировании де­нег в международном обороте.

Деньги, обслуживающие между­народные отношения, называются валютой.

Различают национальную, мировую и региональную валют­ные системы. Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими государ­ствами. Постепенно она обособилась от денежной системы.

Основные элементы национальной валютной системы: • национальная валюта; • национальное регулирование международной валютной ликвидности; • режим курса национальной валюты; • национальное регулирование валютных ограничений и ус­ловий конвертируемости национальной валюты; • режим национальных рынков валюты и золота; • национальные органы, осуществляющие валютное регули­рование (законодательные органы, центральный банк, Минфин, Минэкономики, таможенный комитет и др.). По мере интернационализации хозяйственных связей на ос­нове национальных валютных систем формируются механизмы межгосударственного регулирования международных и валют­ных отношений — мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударст­венными соглашениями.

Основные элементы мировой и региональной валютных сис­тем: • виды денег, выполняющих функции международного пла­тежного и резервного средства; • межгосударственное регулирование международной валют­ной ликвидности; • межгосударственная регламентация режимов валютного курса; • межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости; • режим мировых рынков валюты и золота; • международные валютно-кредитные организации, осуще­ствляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Ев­ропейский валютный институт. Национальная валютная система базируется на националь­ной валюте.

Национальная валюта — денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в без­наличной (остатки на банковских счетах).

Ее эмитентами яв­ляются национальные коммерческие и центральные банки.

Первоначально единственным видом мировых денег было золото, причем в форме слитков.

Золотые монеты для исполь­зования в международных расчетах нужно было отлить в слит­ки, а затем перечеканить в монеты другой страны. Постепенно с целью снижения издержек обращения в международных рас­четах стали использоваться национальные золотые монеты и кредитные орудия обращения. Резервная волюта — это конвертируемая национальная валюта, выполняющая функции международного платежного и резервного средства.

Международные денежные единицы являются национальными коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют:

  • унификация и стандартизация принципов валютных отношений. Стр 36 из 61 » Соседние файлы в предмете
    • 16.02.2016443.9 Кб
    • 16.02.2016878.59 Кб
    • 16.02.2016978.43 Кб
    • 16.02.2016556.03 Кб
    • 16.02.20161.15 Mб
    • 16.02.2016535.03 Кб
    • 16.02.2016164.06 Кб
    • 16.02.2016399.87 Кб
    • 16.02.2016357.89 Кб
    • 16.02.20162.11 Mб
    • 16.02.20162.96 Mб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  • опосредование международных экономических связей;
  • 16.02.2016164.06 Кб
  • 16.02.20161.15 Mб
  • 16.02.2016357.89 Кб
  • 16.02.20162.11 Mб
  • 16.02.2016556.03 Кб
  • по форме (выпускаются только в безналичной форме записей на счетах).

    Золото выполняет функцию международного резервного средства.

    Важный элемент валютной системы — регулирование меж­дународной валютной ликвидности на национальном и межго­сударственном уровне.

    Под международной валютной ликвидно­стью понимается способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства. Резервная позиция в МВФ означает право страны — члена МВФ на автоматическое получение у него безусловных креди­тов в иностранной валюте (в пределах 25% от квоты страны в МВФ). Региональная валютная система — это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании межгосударственных финансово-кредитных институтов.

    Наиболее яркий пример валютной системы такого уровня — Европейская валютная система.

    Мировая валютная система (МВС) — это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовымиорганизациями. МВС включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой стороны, валютный механизм.

    Валютные отношения представляют собой повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках в целях осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций. Валютный механизм представляет собой правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международном уровнях.