Новости в законодательстве о защите прав потребителей

Новости в законодательстве о защите прав потребителей

Как это работает: защитить права потребителей

Фото с сайта scnetgelendzhik.ru На практике формула «Покупатель всегда прав» работает редко. Каждый из нас хотя бы раз приобретал просроченные продукты, неработающую бытовую технику, некачественную обувь и одежду. Многие сталкивались с тем, что цена на этикетке не соответствует сумме в чеке. Кого-то убеждали, что купленный через интернет товар нельзя сдать или обменять.

Другим продавцы пытались навязать дополнительную услугу.

Как этого избежать и что делать, если все же оказался в такой ситуации? «Право.ru» расскажет на примере простых карточек. На ценнике указана одна стоимость, а продавец на кассе пробивает другую.

Законно ли это?

Нет, не законно. Своевременно менять ценники на актуальные – обязанность продавца (п. 1 ст. 10 закона о защите прав потребителя).

Если он этого вовремя не сделал, то должен продать товар по той цене, которая указана на ценнике.

В противном случае продавец может быть оштрафован на сумму до 30 000 руб. (ст. 14.15 КоАП). Вправе ли продавец отказать в продаже одного товара без обязательной покупки другого?

Например, такие ситуации случаются при приобретении страховых продуктов – некоторые страховщики не продают полис ОСАГО без полиса добровольного страхования.

Это незаконно. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных.

Все убытки, причиненные потребителю навязыванием покупки, должны быть возмещены продавцом в полном объеме (пп.

2–3 ст. 16 закона о защите прав потребителя). В нашем примере покупателю должна быть возвращена стоимость обязательного страхования. Мне продали просроченный товар.

Что делать? В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их, покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара или соразмерного уменьшения его цены, а также отказаться от товара и вернуть деньги (пп. 2, 4 ст. 503 ГК). Какие товары я не могу обменять или вернуть, если передумаю? По закону нельзя обменять и вернуть следующие товары надлежащего качества:

  1. бытовую химию, пестициды и агрохимикаты;
  2. электронику (телефон, фотоаппарат, факс и прочее);
  3. ткани;
  4. мебель (мебельные гарнитуры и комплекты);
  5. строительные, отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;
  6. парфюмерию и косметику;
  7. ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  8. гражданское оружие, патроны;
  9. бытовую технику;
  10. книги, брошюры, альбомы, карты, календари, буклеты (перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации).
  11. провода, шнуры, кабели;
  12. посуду, столовые и кухонные принадлежности, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов (в том числе для разового использования);
  13. часы;
  14. автомобиль, мотоцикл, велосипед, прицеп, лодку, прогулочное судно;
  15. животных и растения;
  16. белье, чулки, носки;
  17. предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны);
  18. лекарство и медоборудование;

Все остальные товары можно обменять или вернуть в течение 14 дней без объяснения причин.

Это касается товаров, которые не были в употреблении, сохранили свои потребительские свойства, а у покупателя есть доказательства приобретения товара у конкретного продавца (п.

1 ст. 502 ГК, ст. 25 закона о защите прав потребителя). Любой товар, в котором есть недостатки, можно обменять или вернуть. Могу ли я отказаться от товара, заказанного в интернет-магазине?

Да. Исключение составляет товар, который сделан по индивидуальным параметрам (например, сшитая на заказ одежда, брелок с персональной дарственной надписью, кухня по индивидуальным меркам). Обменять/вернуть товар, купленный через интернет, можно в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю без объяснения причин (п.

4 ст. 26.1 закона о защите прав потребителя).

Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время. Можно сдать товар без чека? Да, отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не может быть причиной для отказа в возврате товара (п. 5 ст. 18 закона о защите прав потребителей).

5 ст. 18 закона о защите прав потребителей).

Если дело дойдет до суда, с продавца может быть взыскан штраф за несоблюдение требования в добровольном порядке. Его размер составляет 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей).

Товар сдан. Когда я получу деньги за него? У продавца есть на это 10 дней. Он может вернуть деньги наличными, сделать перевод через почту, на карту или счет.

Расходы по перечислению суммы несет продавец (п.

4 ст. 23.1 закона о защите прав потребителя). Перед тем, как я сдал некачественный товар, я повредил его. Теперь мне отказываются вернуть полную сумму. Законно ли это? Нет, при возврате покупателю уплаченныех за товар денег продавец не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств (п.

Законно ли это? Нет, при возврате покупателю уплаченныех за товар денег продавец не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств (п. 5 ст. 503 ГК). Я не хочу сдавать некачественный товар. Можно мне просто вернуть часть денег за него?

Да, покупатель может потребовать продавца уменьшить цену некачественного товара, возместить расходы на исправление недостатков товара, возвратить уплаченные за товар деньги или возместить причиненные убытки. Это должно быть сделано в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст.

22 закона о защите прав потребителя).

Я хочу вернуть неисправный товар, купленный через интернет.

Как это сделать?

Сделать это можно до окончания гарантийного срока.

В случае, если вес товара больше 5 кг, интернет-магазин должен доставить товар в сервисный центр за свой счет или оплатить его доставку (п.

7 ст. 18 закона о защите прав потребителей). Сервисный центр забирает товар не более чем на 45 дней (п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителей).

После того, как он выдаст заключение о неисправности товара (невозможности его отремонтировать), продавец обязан вернуть деньги или оформить обмен. В товаре есть недостатки. Могу ли я вернуть деньги за него, если у меня не сохранилась коробка?

Да, отсутствие коробки не является препятствием к тому, чтобы сдать товар ненадлежащего качества. В случае предъявления продавцом требования о возврате товара возврату подлежит весь товар, т.

е. основное изделие, комплектующие его части и принадлежности, за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут прийти в негодность в процессе эксплуатации (гл. XII Разъяснений

«О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «

О защите прав потребителей», утв.

Приказом МАП РФ от 20.05.1998 № 160).

Я отдал в ремонт некачественный товар. Когда мне его вернут/обменяют на новый?

Часто срок устранения недостатков товара указан в договоре, при этом он не может превышать 45 дней.

Если в договоре ничего нет, то недостатки должны быть устранены в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения (п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителя).

Если требуется замена товара, то она должна быть произведена в течение 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества товара – в течение 20 дней со дня предъявления требования.Если у продавца нет необходимого для замены товара, замена должна быть произведена в течение месяца (п.

1 ст. 21 закона о защите прав потребителя).

В противном случае продавец уплачивает потребителю неустойку за каждый день просрочки (ст.

30 закона о защите прав потребителя). Должны ли мне предоставить аналогичный товар на время ремонта? Да, если речь идет о товаре длительного пользования, то замену должны предоставить бесплатно в течение 3 дней. Исключение составляют автомобили, мотоциклы, суда и другие транспортные средства, мебель, некоторые электробытовые приборы (например, электробритвы, фены, щипцы для завивки волос, электропледы, электрические зубные щетки, микроволновки, тостеры, электрочайники) и гражданское оружие.
Исключение составляют автомобили, мотоциклы, суда и другие транспортные средства, мебель, некоторые электробытовые приборы (например, электробритвы, фены, щипцы для завивки волос, электропледы, электрические зубные щетки, микроволновки, тостеры, электрочайники) и гражданское оружие. При их ремонте аналогичный товар может предоставляется либо не предоставляться в зависимости от условий договора и доброй воли продавца.

Товар починили по гарантии. Как теперь считать гарантийный срок в случае, если он снова сломается? В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя до дня выдачи его по окончании ремонта (п.

3 ст. 20 закона о защите прав потребителя).

Если мои права нарушены, куда я могу обратиться?

В Отдел потребительского рынка органа местного самоуправления (в том числе через многофункциональные центры), в Общество защиты прав потребителей, в Роспотребнадзор. Никто из них мне не помог, остается только судиться.

В какой именно суд мне обратиться?

Вы можете выбрать тот суд, который вам удобнее: по вашему месту жительства, по месту нахождения ответчика, по месту заключения договора.

Если я обращусь в суд, могу ли я рассчитывать на что-то еще, кроме возврата денег за товар?

Да, вы можете получить компенсацию морального вреда, и выплатить ее должен виновный в нарушении ваших прав как потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 закона о защите прав потребителей).

Кроме того, если продавец или исполнитель не удовлетворил ваши требования добровольно, то суд взыщет с него еще и штраф в вашу пользу в размере 50% от присужденной вам суммы (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей»).

«Право.ru» благодарит за помощь в создании этого материала юриста АБ «» Фарруха Саримсокова. Читайте также

  1. ,

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред.

от 18.07.2019) «О защите прав потребителей»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Основные понятия, используемые в настоящем Законе: потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; абзац утратил силу.

— Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ; недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки; безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги); уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества; импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации; владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее — владелец агрегатора) — организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

О внесении изменений в Закон «О защите прав потребителей»

5 июня 2019 года в Государственной Думе РФ состоится заседание рабочей группы Экспертного совета по регулированию потребительского рынка и защите прав потребителей при Комитете ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. В повестке дня обсуждение подготовленного к внесению проекта Федерального Закона

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

. По мнению экспертов, Закон РФ «О защите прав потребителей» — один из самых востребованных гражданами законодательных актов Российской Федерации.

Принятый в 1992 году, он основательно обновлялся в 1995, 1999, 2003 и 2007 гг. в результате исправления недостатков первоначальной редакции, выявленных правоприменительной практикой, и расширения сферы его применения на предметы и способы массового потребления, которых раньше не существовало в сколь-нибудь значимых масштабах.
в результате исправления недостатков первоначальной редакции, выявленных правоприменительной практикой, и расширения сферы его применения на предметы и способы массового потребления, которых раньше не существовало в сколь-нибудь значимых масштабах.

К настоящему времени вновь назрела необходимость в обновлении закона с целью повышения эффективности его использования для решения актуальных задач развития сформировавшейся в Российской Федерации национальной системы защиты прав потребителей. Такие задачи на долгосрочную перспективу поставлены Стратегией государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года и Перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ 18 апреля 2017 г.

Одной из таких задач законотворцы считают расширение значения права потребителей на просвещение. Систематическое информирование о правах потребителей и способах их защиты, безусловно, необходимо, но не достаточно для формирования знаний и навыков, обеспечивающих человеку возможность осознано выбирать товары и услуги, способы их приобретения и использования таким образом, чтобы они не причиняли вреда, а способствовали улучшению его здоровья и благосостояния. Наиболее эффективно с точки зрения возможности усвоения и длительности использования таких полезных для всех знаний и навыков закладывать их в системе школьного образования посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты, соответствующие федеральные государственные требования и образовательные программы по основным предметам среднего образования модулей медико-биологических, физико-химических, товароведческих, финансово-экономических, правовых и обществоведческих знаний о потреблении, ценностей, умений и навыков рационального потребления.

Законопроект предлагает дополнить закон РФ «О защите прав потребителей» определением национальной системы защиты прав потребителей как совокупности правоустанавливающих норм, институтов правоприменения и их деятельности, обеспечивающей условия для реализации и защиты прав потребителей в РФ. Также предлагается внебюджетный механизм финансирования развития национальной системы, основанный на целевом использовании денежных взысканий, накладываемых судами на ответчиков по искам о защите прав потребителей за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя в соответствии с п.6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Поскольку сейчас закон не определяет, в чью пользу присуждается указанное денежное взыскание, на протяжении первых двадцати лет действия данного закона оно, как правило, направлялось в местные бюджеты, а с 2012 года, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, стало направляться в пользу потребителей-истцов.

Это привело к появлению у потребителей мощного стимула обращаться в суды, не принимая должных мер для восстановления своих прав в претензионном порядке, к чему их всячески склоняют и недобросовестные юристы, нередко вводя и без того пострадавших людей в большие дополнительные расходы и не обеспечивая восстановления их нарушенных прав.

Другим негативным последствием стало кардинальное снижение уровня исполнения решений в пользу потребителя (до 2012 года исполнялось около 85 % таких решений, после – примерно половина). Считая адресацию указанных денежных взысканий в пользу потребителей-истцов вредной, а их направление в местные бюджеты бесполезным для цели сокращения нарушений прав потребителей, авторы предлагают установить, что эти взыскания используются исключительно на цели развития национальной системы защиты прав потребителей, для чего судам следует взыскивать их в пользу некоммерческой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации осуществлять обеспечение этой национальной системы.

Указанные средства предлагается направлять на цели содействия потребителям в исполнении решений судов, вынесенных в их пользу, выплаты потребителям, относящимся к социально уязвимым группам населения, по неисполненным судебным решениям в их пользу, когда в установленном законом порядке признана невозможность взыскания, субсидирования работ по юридической и экспертной помощи потребителям, относящимся к социально уязвимым группам населения, формирования и обеспечения механизмов внесудебного урегулирования претензий потребителей, в том числе с использованием сети Интернет, развития материально-технической и информационной базы органов и организаций, входящих в национальную систему защиты прав потребителей, содействия образованию и просвещению граждан в области защиты прав потребителей, в том числе в системе общего и профессионального образования, поддержки деятельности по сравнительному исследованию качества товаров (работ, услуг), на иные цели, обеспечивающие условия для развития национальной системы защиты прав потребителей.

Чтобы защитить потребителей от предложения юридических и экспертных услуг заведомо ненадлежащего качества со стороны недобросовестных и/или недостаточно компетентных лиц предлагается, по аналогии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», наделить данную некоммерческую организацию полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации таких лиц, а общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – полномочием проводить их общественную аккредитацию. В проекте предлагается также установить обязательный претензионный порядок для споров с участием потребителей в отношении технически сложных товаров и уточнить обязанности потребителя по предоставлению объекта претензии на проверку качества.

Проект поправок Для этого в действующий Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» предлагается внести следующие изменения: Дополнить преамбулу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» новым абзацем двенадцатым в следующей редакции: «Национальная система защиты прав потребителей – совокупность правоустанавливающих норм, институтов правоприменения и их деятельности, обеспечивающая условия для реализации и защиты прав потребителей в Российской Федерации». Статью 3 изложить в следующей редакции: «Статья 3. Право потребителей на образование и просвещение в области защиты прав потребителей «Потребители имеют право на образование, способствующее формированию у них ценностей и навыков рационального потребления, и просвещение в области защиты прав и законных интересов потребителей.

Указанное право обеспечивается посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты среднего образования, соответствующие федеральные государственные требования и образовательные программы по основным предметам среднего образования модулей медико-биологических, физико-химических, товароведческих, финансово-экономических, правовых и обществоведческих знаний о потреблении, ценностей, умений и навыков рационального потребления, а также посредством организации систематического информирования и консультирования потребителей об их правах и необходимых действиях по защите прав и законных интересов потребителей».

Пункт 6 статьи 13 изложить в следующей редакции: «6. При удовлетворении судом требований по искам о защите прав потребителей суд за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения признанных судом требований потребителя накладывает на ответчика денежное взыскание (штраф) в размере пятидесяти процентов от суммы исковых требований, признанных судом обоснованными на момент обращения с иском в суд.

Указанное денежное взыскание (штраф) осуществляется в пользу государства.

Порядок зачисления, учета и использования сумм указанных денежных взысканий (штрафов) устанавливается Правительством Российской Федерации, Если с заявлением в защиту потребителя, группы потребителей выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации. союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям.

союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям. союзам) или органам». 4. Статью 13 дополнить новым пунктом 7 следующего содержания: «Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченное лицо, импортер) освобождается от ответственности в виде законной неустойки (пени) за нарушение срока удовлетворения отдельных требований потребителя и/или денежного взыскания (штрафа) за несоблюдение добровольного порядка их удовлетворения, если докажет, что невозможность надлежащего исполнения требований потребителя произошла вследствие непреодолимой силы либо по вине потребителя, в том числе вследствие несовершения потребителем действий, предусмотренных настоящим законом и иными правовыми актами, до совершения которых изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченное лицо, импортер) не мог исполнить своего обязательства.

Статью 17 дополнить новым пунктом 4, изложив его в следующей редакции: «4.

В случае, когда до предъявления иска в суд законом предусмотрен претензионный порядок предъявления требования потребителя, к исковому заявлению прилагается претензия и указываются сведения о ее вручении либо направлении ответчику. Отсутствие у потребителя документальных доказательств вручения претензии не лишает его права ссылаться на документы, подтверждающие ее направление, и свидетельские показания.

Претензия может быть направлена по месту нахождения изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченного лица, импортера) либо по адресу, указанному в предоставленной потребителю информации о товаре (работе, услуге) или размещенной в месте продажи товара (реализации работы, услуги), а в случае отсутствия такой информации – по последнему известному потребителю месту осуществления деятельности такого лица».

Направление претензии в форме электронного сообщения приравнивается к соблюдению письменной формы в случаях, предусмотренных законом или договором. 6. Статью 18 дополнить пунктом 4 следующего содержания: «4. Требования потребителя о замене технически сложного товара или о возврате уплаченной за него денежной суммы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предъявляются в претензионном порядке в письменной форме, в соответствии с пунктом 4 статьи 17 настоящего Закона».

7. Пункт 5 статьи 18 после третьего абзаца дополнить новым абзацем следующего содержания: «По требованию продавца (изготовителя, уполномоченного лица, импортера) потребитель должен предоставить товар на проверку качества (экспертизу). Доставка товара на проверку качества (экспертизу) осуществляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи». 8. Статью 26.1 дополнить новым пунктом 6 следующего содержания: «6.

Потребитель вправе отказаться от товара и (или) предъявить претензию продавцу тем же способом, каким им был заключен и (или) исполнялся соответствующий договор розничной купли-продажи». 9. Статью 28 дополнить новым пунктом 7 следующего содержания: «7. В случае, если договор на выполнение работы (оказание услуги) был заключен посредством сети Интернет, потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, тем же способом, каким был заключен и (или) исполнялся соответствующий договор».

10. Пункт 4 статьи 29 дополнить новым абзацем, последним, следующего содержания: «В случае возникновения спора о наличии и (или) причинах возникновения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель обязан провести экспертизу за свой счет. Экспертиза проводится в сроки, установленные статьями 30 и 31 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Потребитель вправе присутствовать при проведении указанной экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает исполнитель, потребитель обязан возместить исполнителю расходы на проведение экспертизы».

11. Статью 29 дополнить новым пунктом 7 следующего содержания: «7.

В случае, если договор на выполнение работы (оказание услуги) был заключен посредством сети Интернет, потребитель вправе предъявить требования, установленные пунктами 1, 5 и 6 настоящей статьи, тем же способом, каким был заключен и (или) исполнялся данный договор». 12. В пункте 1 статьи 31 слова

«предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29»

заменить словами «предусмотренные пунктом 1 статьи 28, пунктами 1 и 4 статьи 29 и статьей 32». 13. Наименование главы IV изложить в следующей редакции: «Глава IV.

Национальная система защиты прав потребителей» 14.

Статью 17 исключить из главы I и включить в главу IV перед статьей 40, считать ее статьей 39-2. 15. Статью 42.1 изложить в следующей редакции: «Статья 42.1. Полномочия высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации организует работу по защите прав потребителей в субъекте Российской Федерации на основе региональных программ, предусматривающих мероприятия по оказанию правовой и экспертной помощи отдельным категориям потребителей, просвещению потребителей, обеспечению процедур внесудебного урегулирования споров с участием потребителей по поводу качества товаров (работ, услуг), содействию органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей».

16. Дополнить пункт 2 статьи 45 перед последним абзацем новым абзацем следующего содержания:

«проводить общественную аккредитацию юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические и экспертные услуги в сфере защиты прав потребителей;»

.

17. Дополнить главу IV новой статьей 47 следующего содержания: «Статья 47 Обеспечение национальной системы защиты прав потребителей В целях обеспечения национальной системы защиты прав потребителей, укрепления гарантий соблюдения прав потребителей и обеспечения им равных возможностей восстановления нарушенных прав Российская Федерация учреждает некоммерческую организацию в форме фонда или публично-правовой компании.

В состав высших органов управления указанной некоммерческой организации включаются в равных количествах представители федеральных органов власти, представители общероссийских ассоциаций (союзов) общественных объединений потребителей и представители общероссийских объединений предпринимателей.

В состав имущества указанной некоммерческой организации направляются суммы денежных взысканий (штрафов), присужденных в порядке пункта 6 статьи 13 настоящего Закона. Указанное имущество может использоваться на цели: содействия потребителям в исполнении решений судов, вынесенных в их пользу; выплат потребителям, относящимся к социально уязвимым группам населения, по неисполненным судебным решениям в их пользу, когда в установленном законом порядке признана невозможность взыскания; субсидирования работ по юридической и экспертной помощи потребителям, относящимся к социально уязвимым группам населения; формирования и обеспечения механизмов внесудебного урегулирования претензий потребителей, в том числе с использованием сети Интернет; развития материально-технической и информационной базы органов и организаций, входящих в национальную систему защиты прав потребителей; проведения профессионально-общественной аккредитации юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические и экспертные услуги в сфере защиты прав потребителей; содействия образованию и просвещению граждан в области защиты прав потребителей, в том числе в системе общего и профессионального образования; поддержки деятельности по сравнительному исследованию качества товаров (работ, услуг); на иные цели, обеспечивающие условия для развития национальной системы защиты прав потребителей».

Статус ФЗ №2300-1

декларирует приоритет в данной области двух федеральных законов – ФЗ №2300-1 и ФЗ №51. Это означает, что права потребителей в равной степени защищаются и законом «О защите прав потребителей». Другие нормативные документы любого иерархического уровня должны соответствовать нормам этих законов.

ЗоЗПП РФ регулирует взаимоотношения субъектов юридического права, возникающие при взаимодействии производителей и продавцов с потребителями. К последней категории относятся любые лица, приобретающие товар или услуги для собственного или семейного потребления. Перекупщики к этой категории не относятся, поскольку они являются продавцами.

Защите подлежат преимущественно физические лица. Закон о защите прав потребителей не содержит информации о подобных ограничениях. Однако в нём нет и упоминаний об оптовых закупках.

В любом нормативе речь идёт о розничном приобретении вещей или потреблении услуг разового характера. Последнее распространяется даже на ситуацию постоянного обслуживания по договору.

Ответственность поставщика услуг наступает не в случае постоянного нарушения договора, а при ненадлежащем выполнении работ в данной конкретной ситуации.