Незаконное использование бюджетных средств ук рф

Незаконное использование бюджетных средств ук рф

Что является хищением бюджетных средств


Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ. Допустим, человек намеренно завышает цену ремонта, чтобы часть средств забрать себе.

Подобное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц. Учитывая тот факт, что нанесенный ущерб из-за неправомерных действий может достигать миллиардов рублей, бюджет серьезно страдает. Из-за этого хуже реализуются региональные и федеральные целевые программы.

Казнокрадство может назначаться по двум статьям: 160 УК РФ (присвоение и растрата) или же статья 159 УК РФ (мошенничество). В большинстве случаев преступление имеет коррупционную составляющую. Чтобы распорядиться бюджетными средствами, необходимо обладать особыми должностными полномочиями.

Комментарий к Ст. 285.1 УК РФ

1.

Комментируемой статьей установлена ответственность за нарушение деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.

Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.

2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК. Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст.

6 БК). Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств. Получателем бюджетных средств являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа — уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е.

о количестве выделенных бюджетных средств).

Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой. 3. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Важно помнить, что состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, будет иметь место при нецелевом расходовании средств, поступивших получателю лишь из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного), но не из иных источников финансирования. Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств.

Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств.

В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн.

500 тыс. руб. 4. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий.

Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния.

Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст.

39 УК (крайняя необходимость), например, в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги. 6. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов. 7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч.

2 ст. 35 УК) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к комментируемой статье — в сумме, превышающей 7 млн. 500 тыс. руб.). Навигация по записям

Судебная практика по статье 285.1 УК РФ:

  1. По приговору Магасского районного суда Республики Ингушетия от 27 апреля 2009 года Оздоев И Н судимый 9 августа 2007 года по ст.ст. 285 чЛ и 292 УК РФ на 2 года лишения свободы с испытательным сроком на 1 год, осужден по ст. 285.1 ч.2 п. «б» УК РФ на 2 года лишения свободы. Отменено условное осуждение и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно назначено 3 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
  2. .

Формы незаконного расходования бюджета в России

Минфин РФ в своем приказе от 26 апреля 2001 года четко указал перечень расходов госсредств, которые можно отнести к противоправным. В частности, это расход бюджета на цели, не предусмотренные:

  1. Бюджетной росписью или лимитами бюджетных обязательств за конкретный финансовый год.
  2. Сметами расходов/доходов.
  3. Договорами на получение бюджетных кредитов или ссуд.
  4. Условиями получения субвенций или субсидий (если должностное лицо расходует эти средства).

Для точного определения незаконности расходов государственных средств также применяют основных нарушений, которые выявляют в ходе госконтроля.

Согласно такому классификатору, к хищению государственного бюджета можно отнести:

  1. Нарушение установленного режима использования средств бюджетной системы.
  2. Расходы госсредств на цели, не имеющие отношения к задачам государства.

К первой категории незаконных действий относят: расходы денег на цели, которые должны финансироваться внебюджетными источниками; использование средств на финансирование личных целей (хищение); незапланированный расход бюджета (противоречащий сметам, бюджетному плану). Вторая категория противоправного использования денег больше касается несанкционированного перемещения средств по кодам классификации бюджетных расходов РФ.

Комментарии к ст. 285.1 УК РФ

1. Одним из принципов бюджетной системы РФ являются адресность и целевой характер бюджетных средств (ст.

ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ), означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов разных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и управления. Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

После утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса). Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст.

6 Бюджетного кодекса). 2. Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений.

3. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер — сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1,5 млн. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7,5 млн.

руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов. Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется.

Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации. 4. Субъектом преступления является должностное лицо организации — получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.

5. Преступление совершается умышленно, мотивы и цели совершения данного деяния могут быть любыми, они не имеют значения для квалификации содеянного. Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости (см. ст. 39 УК и комментарий к ней).

6. Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления — участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления. 7. Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст.
7. Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст. 158 УК (см. комментарий к ней), и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению (см.

комментарий к ст. 176). Бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности. 8. Поскольку комментируемая статья предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств, можно предположить, что нецелевое использование бюджетных средств, совершенное должностным лицом главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, не подпадает под действие ст.

285.1 и должно квалифицироваться как превышение должностных полномочий по ст. 286 УК.

Административная ответственность

В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств. Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.

Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.

Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.

Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса. Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.

Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:

  1. для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
  2. для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.

Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ). Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ).

Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде. Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн.

рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).

Комментарии к СТ 285.1 УК РФ

. Нецелевое расходование бюджетных средств Комментарий к статье 285.1 УК РФ: 1.

Объектом преступления является нормальная деятельность органов государственной власти в лице бюджетных органов, отношения, суть которых состоит в выполнении определенных процедур и правил, связанных с осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов и их использование по целевому назначению (ст.

Объектом преступления является нормальная деятельность органов государственной власти в лице бюджетных органов, отношения, суть которых состоит в выполнении определенных процедур и правил, связанных с осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов и их использование по целевому назначению (ст. , ). Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В Российской Федерации существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя ежегодно принимаемые федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением действия, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, на нужды, не содержащиеся в бюджетной росписи и не включенные в смету расходов и доходов.

Это может быть финансирование расходов по смете, которая не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях, в том числе другим документам (финансирование расходов сверх запланированных лимитов). Преступные действия направлены исключительно на противоправное расходование бюджетных средств вопреки основаниям и условиям, для которых они выделены.

Согласно Бюджетному кодексу (ст. 219, п. 1 ст. 227) расходованием бюджетных средств является процедура финансирования, выполняемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления выполняют функции органов, подтверждающих бюджетные обязательства. Основной формой подтверждения является разрешительная надпись, которая осуществляется после завершения финансовой проверки на предмет соответствия выполненных проверяемым субъектом платежных и иных документов утвержденным федеральным органом лимитированным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений.

Основной формой подтверждения является разрешительная надпись, которая осуществляется после завершения финансовой проверки на предмет соответствия выполненных проверяемым субъектом платежных и иных документов утвержденным федеральным органом лимитированным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений. Расходование бюджетных средств проходит три обязательных этапа: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета, что означает момент окончания комментируемого состава преступления. 3. Нецелевым расходованием бюджетных средств () является их использование на цели, не соответствующие условиям получения.

Правовым основанием получения бюджетных средств является обязательное наличие: а) утвержденного бюджета соответствующего уровня; б) бюджетной росписи; в) уведомления о бюджетных ассигнованиях; г) сметы доходов и расходов; д) иного правового основания их получения.

Основные направления расходов бюджетов различных уровней регламентируются положениями , где предусмотрены основания формирования бюджетов, расходные части бюджетов, расходы (капитальные, текущие, закупки, реестры закупок и т.п.). Формы расходов могут быть самими различными (): средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам, кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований и др. 4. Расходование денежных средств состоит из трех основных этапов: 1) утверждение сводной бюджетной росписи и доведение ее показателей до всех нижестоящих получателей бюджетных средств; 2) составление получателем сметы доходов и расходов и ее утверждение вышестоящим органом; 3) наличие обязанности (бюджетное обязательство) по расходованию денежных средств бюджета и их использование согласно бюджетной росписи и утвержденной смете.

5. Преступление считается оконченным с момента незаконного, вопреки уведомлению об ассигнованиях и утвержденной смете, списания бюджетных средств со счета в крупном размере.

Крупным размером согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ является сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. рублей. 6. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, где виновный осознает общественную опасность совершаемого им незаконного, вопреки бюджетным документам (уведомление о бюджетных ассигнованиях, смета расходов) нецелевого расходования бюджетных средств в крупном размере и желает этого.

7. Субъект данного преступления специальный.

Это обязательно должностное лицо (более подробно изложено в параграфе 1 данной главы) и сотрудник, занимающий соответствующую должность и работающий непосредственно в органе распорядителя бюджетных средств. 8. Квалифицирующим признаком данного состава преступления является нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору. При этом важное значение имеет участие в данном преступлении двух и более должностных лиц, представляющих интересы получателя бюджетных средств.

Особо крупным размером признается незаконно израсходованная сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн. 500 тыс. рублей. 9. Размещение бюджетных денежных средств на банковских счетах либо передача их на правах доверительного управления не содержит признаков комментируемого состава преступления. В подобных случаях действия должностного лица следует квалифицировать по признакам злоупотребления должностным положением (ст.

285 УК), а при присвоении либо приобретении на бюджетные средства права путем обмана совершенное следует квалифицировать по совокупности преступлений, квалифицируемых по ст.

ст. 285, 159, 160 УК.

Присвоение и растрата бюджетных средств должностным лицом

Присвоением и растратой по УК РФ признается хищение чужого имущества, вверенного виновному.

Хищение бюджетных средств регламентировано только ч.3 и ч.4 ст.

160 УК РФ. При этом присвоение и растрата – это нетождественные понятия, а скорее противоположные. Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.

Отличия этих двух понятий выглядят следующим образом:

  1. При присвоении преступник незаконным путем овладевает чужим имуществом или собственностью и начинает им незаконно распоряжаться.
  2. При растрате происходит хищение имуществ в пользу виновного лица за счет расходования или использования чужого имущества.

Ч. 3 ст. 160 УК РФ регулирует хищение, связанное с использованием служебного положения и совершенное в крупном размере.

Ч. 4 ст. 160 УК РФ регулирует преступления, в которых причинен особо крупный ущерб. Крупным ущербом при присвоении и растрате признается сумма в 250 тысяч рублей, особо крупным – в 1 миллион рублей.

Вверенным не признается имущество не на праве собственности, которое просто было передано под охрану или под присмотр конкретному человеку. Срок давности по хищению бюджетных средств установлен в 6 лет.

Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ХИЩЕНИЯ И НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Тимченко В.А., д.ю.н.

Вершинин А.В., соискатель НОУ «Нижегородская правовая академия (институт)» Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ Формы расходов бюджетов перечислены в статье 69 БК РФ. Согласно этой статьи, предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих основных формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов населению; ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления; ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

Могут быть и некоторые другие формы расходов бюджетов. Одним из наиболее опасных преступлений в сфере использования бюджетных средств является их хищение.

Общее понятие хищения приведено в п.1 примечания к ст. 158 УК РФ. Под хищением в соответствующих статьях уголовного кодекса РФ понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Из данного определения следует, что признаками объективной стороны хищения являются противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинение материального ущерба собственнику или иному владельцу этого имущества.

Обязательным признаком субъективной стороны хищения является вина в форме прямого умысла, который характеризуется осознанием виновным общественной опасности своих действий, предвидением возможности и неизбежности при- чинения материального ущерба собственнику или законному владельцу и желанием этого. Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны хищения являются корыстные цель и мотив, которые проявляются в преследовании виновным материальной выгоды. Оконченным хищение считается только после того, как виновный получает возможность распоряжаться похищенным имуществом, т.е.

обратить его в свою пользу или пользу других лиц.

До этого момента имеет место покушение на хищение.

Предметом хищения, применительно к исследуемой проблеме являются бюджетные средства в любой из названных выше форм. По нашему мнению, главная опасность таких преступлений заключается в потенциальной угрозе невозможности исполнения государством своих основополагающих функций в области государственного управления, социального развития, обороны, охраны общественного порядка и некоторых других.

Причиной этого может послужить недостаточность бюджетных средств в государственной казне, вследствие их расхищения или нецелевого использования. Таким образом, преступления в сфере бюджетных правоотношений представляют непосредственную угрозу экономической безопасности государства и как следствие — национальной безопасности.

Хищение бюджетных средств может осуществляться в различных формах, наиболее распространенной из которых является мошенничество.

Согласно ст. 159 УК РФ мошенничеством признается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Следовательно, целью мошенничества может являться как хищение чужого имущества, так и приобретение права на него.

Предметом мошенничества является имущество или право на имущество. Ценные бумаги могут иметь форму документа, а также находиться в бездокументарной форме в виде записей на счетах, например в депозитарии. Объектом хищения могут и те, и другие ценные бумаги.

Формами мошенничества являются обман и злоупотребление доверием. Обман собственника или владельца имущества, применительно к исследуемой проблеме, обычно заключается в активных действиях виновного, направленных на неправомерное завладение бюджетными средствами. Так, например, гр. А. будучи генеральным директором «С» в 200Х году воспользовался наличием задолженности таких предприятий, как «П», «Г» и «Н» перед Дорожным фондом по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Вместе с неустановленными лицами гр.

А. придумал схему взаимозачетов, в результате которых эти предприятия должны были оплачивать строительство объекта, возводимого за счет бюджетных средств. В схеме принимали участие еще несколько компаний — ООО «А-П» и ЗАО «Ц-М», как было установлено в ходе расследования, зарегистрированные по утраченным паспортам.

Эти фирмы-однодневки получали право требования по отношению к компаниям «П», «Г» и «Н», а полученные средства похищались. В результате этих действий были похищены 4 млн. руб. бюджетных средств. Отличия хищения, совершенного путем обмана от хищения, совершаемого путем злоупотребления доверием, заключается в том, что при обмане владелец имущества сознательно вводится в заблуждение путем предоставления ему недостоверной информации о совершаемых с имуществом финансовых или хозяйственных операциях.

При хищении, совершаемом путем злоупотребления доверием, используются особые доверительные отношения между владельцем или правообладателем имущества и преступником. Такие доверительные отношения могут возникать, например, исходя из функциональных обязанностей некоторых сотрудников. В случае хищения чужого имущества, вверенного виновному, путем присвоения или растраты уголовная ответственность предусмотрена ст.

160 УК РФ. Каждая из этих форм хищения имеет свои особенности.

Объективная сторона присвоения применительно к исследуемой теме, выражается в изъятии имущества бюджетной организации, вверенного виновному и обращении этого имущества в свою пользу, либо пользу третьих лиц. Специфика присвоения состоит также в том, что:

«Определяющей особенностью присвоения как самостоятельной формы хищения является особое правовое отношение субъекта к похищаемому имуществу, которое не затрагивает экономической и юридической природы самого предмета посягательства, продолжающегося оставаться в чужой собственности»

1. Имеется ввиду особенность правоотношений, заключающаяся в том, что присваиваемое имущество «вверено виновному».

Причем такой характер правоотношений должен быть закреплен документально. Присваиваемое имущество является предметом преступления, а лицо, присваивающее вверенное ему имущество является субъектом преступления.

Моментом окончания хищения путем присвоения принято считать момент противоправного отчуждения имущества. Применительно к бюджетным средствам, хищение в форме присвоения должно, на наш взгляд, считаться оконченным с момента незаконного распоряжения вверенным виновному лицу имуществом в личных интересах, как своим собственным.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева и Ю.И. Скуратова. — М., 2002. -С. 391. По мнению некоторых ученых:

«Специальным субъектом присвоения являются материально ответственные лица, которым непосредственно вверены товарно-материальные ценности и которые в силу этого постоянно или временно осуществляют в отношении них определенные полномочия»

2.

Вместе с тем, Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 11 июля 1972 г.

разъяснил, что как присвоение или растрата вверенного или находящегося в ведении лица имущества должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою пользу или пользу другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения собственника осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению3. Как видно трактовка присвоения Пленумом Верховного Суда СССР несколько шире и субъект присвоения не сводится лишь к материально ответственным лицам.

Мы полагаем, что это более правильная точка зрения. При растрате хищение происходит также путем незаконного безвозмездного присвоения в различных формах виновным лицом вверенного ему имущества. Однако растрата, характеризуется тем, что в отличие от присвоения здесь отсутствует промежуток времени между правомерным владением и присвоением.

Другими словами при растрате начало и окончание преступного деяния сливаются в единый момент времени. Поэтому хищение, совершаемое путем растраты считается оконченным в момент незаконного распоряжения имуществом вверенным виновному лицу. Квалифицирующие признаки для ст.

159 УК РФ и ст. 160 УК РФ аналогичны.

Так, в частности, законодатель в числе квалифицирующих признаков называет преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Характеристика такого признака как «группа лиц по предварительному сговору» приведено в ч.2 ст. 35 УК. Согласно данной статье, преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Количество лиц здесь не указывается, однако, как следует из ч. 1 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении участвовали два или более исполнителя.

Очевидно, что для целей ч. 2 ст.

35 УК РФ не- 2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева и Ю.И. Скуратова. — М., 2002. -С. 393. 3 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11.07.72

«О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества»

//Бюллетень Верховного Суда СССР.

1972. № 4. обходимо применять тот же критерий количества лиц, т.е.

не менее двух человек. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Предварительный сговор характеризуется тем, что договоренность о хищении бюджетных средств была достигнута до начала действий непосредственно направленных на незаконное изъятие чужого имущества.

Такая договоренность может быть достигнута и на стадии приготовления к преступлению. Однако если преступный сговор возник непосредственно в момент изъятия бюджетных средств, то данный квалифицирующий признак отсутствует.

К квалифицирующим признакам относится и совершение хищения лицом с использованием своего служебного положения. Хищения бюджетных средств почти всегда совершаются лицами с использованием своего служебного положения. Это объясняется тем, что такие хищения совершаются, как правило, под видом или в процессе законных хозяйственных операций.

В свою очередь совершить такие операции или дать распоряжение на их совершение могут только лица, наделенные определенными должностными полномочиями. К таким лицам могут относиться руководители или заместители руководителей организаций получающих бюджетное финансирование, использующих государственное или муниципальное имущество, главные бухгалтеры таких организаций и некоторые другие категории лиц. Еще одним квалифицирующим признаком является хищение совершенное организованной группой.

Для того чтобы отнести группу к организованной, занимающейся хищением бюджетных средств, она должна обладать рядом признаков. К их числу следует отнести: криминальную специализацию на хищении бюджетных средств, распределение функций каждого участника группы; наличие руководителя или организатора; обязательную внутригрупповую дисциплину; планирование хищений, как на длительный период времени, так и каждого преступления в отдельности.

Могут присутствовать и некоторые другие признаки, но наличие вышеназванных признаков обязательно.

Причем, привлечь к ответственности за хищение бюджетных средств какого-либо члена группы можно только в том случае, если он был не только осведомлен о преступлении, но и лично принимал участие в подготовке и совершении преступления. В числе квалифицирующих признаков по рассматриваемым статьям законодатель называет также значительный ущерб гражданину, крупный размер и особо крупный размер.

Поскольку хищение бюджетных средств напрямую не связано со значительным ущербом гражданам, то данный признак в отношении анализируемого предмета преступлений не применяется. Крупным размером для целей ст. 159 и 160 УК РФ признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Фактическую величину похищенного имущества следует определять отдельно по каждому преступлению, характеризующемуся самостоятельно возникшим умыслом. Вместе с тем, если имеет место единое продолжаемое хищение, состоящее из нескольких отдельных однотипных актов, которые охватываются единым умыслом, то стоимость похищенного имущества определяется путем суммирования по каждому эпизоду. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств предусмотрена статьей 285.1 УК РФ.

В частности уголовно наказуемым деянием является расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере. Определение бюджетных средств и бюджетной росписи в соответствии с нормами БК РФ было приведено выше.

Значения некоторых других терминов, названных в данной статье УК РФ, также раскрываются в этом кодексе. Так, в соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Как видно дефиниции анализируемых норм УК РФ и БК РФ в значительной степени совпадают.

Однако если УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, то БК РФ ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств. Очевидно, данные расхождения в формулировках правовых норм следует устранить.

На наш взгляд более правильным является термин «использование». Использование бюджетных средств предполагает не только их расходование, но и пользование в других формах. Кроме того, и само определение нецелевого расходования бюджетных средств в УК РФ дано исходя из определения нецелевого использования бюджетных средств, приведенного в БК РФ.

Понятие целевого использования бюджетных средств раскрывается и в некоторых других нормах БК РФ.

Так, статьей 38 БК РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. В соответствии с данной статьей, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В статье 163 БК РФ «Права и обязанности получателей бюджетных средств» прямо говорится о том, что получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.

При этом получателем бюджетных средств в соответствии со статьей 162 БК РФ является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. На необходимость соблюдения принципа целевого использования бюджетных средств направлена и статья 236 БК РФ, согласно которой размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом.

Вместе с тем, по мнению некоторых специалистов, четкое определение понятия «нецелевое использование бюджетных средств» в бюджетном законодательстве отсутствует.

Такой точки зрения придерживается, в частности, Т.В. Антипова которая полагает, что при осуществлении государственного финансового контроля приходится руководствоваться лишь косвенным определением, вытекающим из ст.

289 БК РФ. Это по ее мнению приводит к тому, что понятие нецелевого использования бюджетных средств является чисто субъективным представлением проверяющего контролера-ревизора.

В связи с чем она предлагает под нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных из федерального бюджета понимать следующее использование: «а) направление бюджетных на цели, не определенные сметой доходов и расходов; б) перераспределение бюджетных средств с одного кода бюджетной классификации расходов на другой без санкции главного распорядителя этих средств; в) расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (первичных документов на приобретение материальных запасов, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.); г) списание сумм произведенных расходов на расходы по бюджету без документального подтверждения экономической целесообразности произведенных расходов; д) недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета; е) расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Министерством финансов Российской Федерации (нормы возмещения командировочных расходов, нормы расходования бензина и т.д.). Суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода нормативов; ж) использование бюджетных средств не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении»4.

Мы не можем согласиться с такой точкой зрения.

Прежде всего, по нашему мнению, нецелесообразно устанавливать конкретный перечень расходов, которые следует относить к нецелевому использованию бюджетных средств.

Принимая во внимание множество возможных конкретных ситуаций, заранее определить такой перечень невозможно.

Кроме того, предложения Т.В. Антиповой, по отнесению определенных расходов к нецелевому использованию бюджетных средств, например, при отсутствии оправдательных документов, неоформлении или неправильном оформлении первичных документов, списании сумм произведенных расходов на расходы по бюджету без документального подтверждения экономической целесообразности произведенных расходов и др., необоснованны. В таких случаях следует вести речь о незаконном расходовании средств, а не о нецелевом их использовании.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрены различные формы финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Такой контроль могут осуществлять как законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления, так и органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В частности, в соответствии со статьей 265 УК РФ законодательные органы и представительные органы местного самоуправления имеют право на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении, а также на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты и иные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

В соответствии со статьей 266 БК РФ финансовый контроль, осуществляют также и органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, министерство финансов Российской Федерации, федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

При выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств финансовым органам предоставлены определенные полномочия по применению к виновным санкций. Так, например, в соответствии со статьей 231 БК РФ, при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов неце- 4 Антипова Т.В.

«Черная дыра» в бюджетном законодательстве // Черные дыры в Российском законодательстве. — 2005. — № 1. — С. 332. левого использования бюджетных средств может осуществляться блокировка расходов бюджета. Под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств.

Эта санкция может применяться по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета. Бюджетным обязательством, согласно статье 222 БК РФ, является признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Вместе с тем, в отдельных случаях возникают ситуации, внешне имеющие признаки нецелевого использования бюджетных средств, однако фактически нарушения законодательства не происходит. Так, например, в соответствии со статьей 237 БК РФ бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Естественно в такой ситуации нельзя говорить о нецелевом расходовании бюджетных средств.

Таким образом, при определении объективной стороны преступления предусмотренного статьей 285.1 УК РФ необходимо использовать ряд норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . При определении уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств в ст.

285.1 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих признака. Одним из квалифицирующих признаков являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Характеристика этого признака была приведена при анализе статей 159 и 160 УК РФ. Другим квалифицирующим признаком является особо крупный размер, который для целей данной статьи составляет семь миллионов пятьсот тысяч рублей. При этом крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

По нашему мнению разрыв между крупным и особо крупным размером неоправданно велик, вместе с тем разрыв в тяжести предусмотренного наказания за данный квалифицирующий признак не столь велик.

Так, согласно ст. 285.1 УК РФ, при отсутствии квалифицирующих признаков, установлено наказание в виде штрафа от ста тысяч рублей до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. При наличии квалифицирующих признаков, наказание устанавливается в виде штрафа в размере от двухсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Таким образом, при превышении величины особо крупного размера над крупным в пять раз, тяжесть материальных санкций не превышает и двух раз.

Поэтому полагаем, что величина особо крупного размера должна составлять не семь миллионов пятьсот тысяч рублей, а три миллиона рублей, что позволит повысить предупредительное значение данной нормы права.