Нарушения прав ребенка примеры

Нарушения прав ребенка примеры

Куда обращаться?


В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.Отталкиваясь от характера нарушений прав ребенка, можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребенка, в местные органы опеки и попечительства, в прокуратуру, полицию, суд.В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет – в суд.Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

  1. третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.
  2. родители или законные представители ;
  3. родственники;
  4. сам ребенок;
  5. соседи и школьные учителя;

Образец жалобы на нарушение прав ребенка со стороны работников учебного заведения можно посмотреть по ссылке.

Выявление фактов

Первым и самым ответственным шагом по отношению к сохранению прав ребенка и защите его интересов считается выявление творящегося беззакония. В большинстве случаев именно из-за несвоевременного обнаружения нарушений и происходят те негативные примеры, о которых мы регулярно узнаем из прессы и телевидения.Заявить о факте выявленного нарушения может:

  • Друзья, соседи.
  • Сам несовершеннолетний.
  • Родители, опекуны, попечители.
  • Воспитатели, преподаватели, медицинские работники.
  • Иные лица.
  • Иные родственники.

Заявление подается в органы опеки или полицию.

И в том, и в другом случае компетентные органы должны не позднее трех дней навестить семью и разобраться в том, насколько поступившая жалоба основательна. Не всегда удается выявить истину, очень часто с виду благополучные семьи могут годами угнетать ребенка, а он, боясь наказания, молчит об этом.Важно!Только после сбора доказательств к виновным может применяться та или иная мера ответственности, которую назначает суд. Родители, при выявлении их виновности в совершенных деяниях, могут быть ограничены в родительских правах, а затем и лишиться их вовсе.

Какая ответственность наступает в случае нарушения прав детей

Когда происходит нарушение прав ребенка, при поступлении сигнала в специальный орган, виновное лицо может быть наказано.

При этом подать жалобу вправе:

  1. преподаватель;
  2. мать либо отец;
  3. сам отпрыск;
  4. сосед;
  5. любое другое лицо.
  6. другой родственник;

В жизни такие заявления очень редко поступают в органы опеки. Поэтому, довольно часто нарушители остаются без наказания.

Когда информация о нарушении прав выходит за рамки дома либо образовательного учреждения, виновные лица привлекаются к административной или даже уголовной ответственности.

Родители, при наличии серьезных нарушений могут быть сначала ограничены, а потом лишены своих прав. Тогда их отпрыски передаются под опеку государства.

Насилие по отношению к детям

Столетиями применение физического наказания к детям считалось не только необходимым, но и поощрялось на уровне государства и религии. Эти установки вкладывались в голову людей веками, хотя далеко не все положительно относились к таким мерам воспитания.

Между тем насилие считается одним из наиболее частых фиксируемых нарушений по отношению к детям.

И как это ни прискорбно, но зачастую именно родители применяют подобное воздействие, аргументируя его воспитательными мерами.Под насилием в этом случае подразумевается:

  • Угрозы и унижение.
  • Применение физических наказаний.
  • Моральное угнетение.
  • Оказание психологического давления.

Важно!Родители не всегда способны понять весь ужас такого обращения, им кажется, что они стремятся подобным путем к лучшему, не видя того, какие травмы наносятся ребенку, если не физически, то душевно.Этот вид нарушения фиксируется не только со стороны родителей. Часто к словесным унижениям прибегают воспитатели и педагоги, а иногда они применяют и более радикальные меры воздействия.

Нарушение прав ребенка: примеры

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье.

Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали.

При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка. Вред насилия можно обсуждать до бесконечности, причем подчас психологическое гораздо страшнее физического – оно наносит ребенку серьезные психические травмы, влияет на самооценку, искажает модель межличностных взаимоотношений.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды. Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику.

Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям».

Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме.

Решение об уборке пришкольной территории выносит родительский комитет, а никак не директор школы.

Как осуществляется защита

В случае когда происходит нарушение прав несовершеннолетних детей, на их защиту становятся соответствующие органы. Ущемленный в своих интересах малолетний гражданин может сам обратиться туда за помощью. Однако в реальности этого практически не происходит.После получения тревожного сигнала от третьих лиц уполномоченные организации начинают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку.В особо серьезных случаях несколько органов взаимодействуют между собой, включая правоохранительные.

Предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.Обратите внимание! Виновные могут лишиться свободы от трех лет и до пожизненного заключения.

Примеры нарушения прав

Несмотря на наличие подробно описанных в законодательстве прав несовершеннолетних, часто происходит их ущемление.

Иногда это может носить разовый характер, от этого нарушения не становятся менее значимыми, но могут быть не такими заметными.

Но случается и так, что права ребенка нарушаются систематически. При этом сами дети, хотя и имеют возможность заявить о неправомерных деяниях по отношению к ним, не делают этого. Причиной становится недостаточное знание законодательных основ и просто страх перед наказанием. Не все несовершеннолетние понимают, что те действия, которые производятся по отношению к ним, нарушают их права.
Не все несовершеннолетние понимают, что те действия, которые производятся по отношению к ним, нарушают их права. Для разъяснения ситуации надо уточнить, что же понимается под этим понятием.

Итак, приведем примеры нарушения прав ребенка:

  • Попытки незаконной продажи имущества, принадлежащего ребенку.
  • Отсутствие заботы, выраженной в пренебрежении нуждами несовершеннолетнего и их обеспечения.
  • Лишение свободы передвижения.
  • Ограничение общения с отцом или матерью или иными родственниками.
  • Применение насилия. Речь идет не только о физическом или сексуальном насилии, но также и о регулярном моральном давлении, угнетении личности, негативном психологическим влиянием.
  • Оставление детей одних дома, что классифицируется как потенциально опасная ситуация.
  • Непредоставление своевременной медицинской помощи.
  • Сознательное препятствие развитию личности, например, запрет на посещение секций, кружков, дополнительных занятий, не говоря уже о школе.
Рекомендуем прочесть:  Когда можно начинать шуметь

Основной перечень нарушений не содержит все возможные нюансы, но очерчивает круг наиболее часто встречающихся проблем.

Защита прав ребенка в Российской Федерации: положения законодательства и реальные примеры из жизни

Как только малыш появляется на свет, он сразу становится полноценным членом общества со своими правами и интересами. Каждый ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов.

Российское законодательство, а именно Гражданский (ГК) и Семейный кодексы (СК), являются гарантами этой защиты.

Помимо государства защищать законные права своего ребенка должны, в первую очередь, его родители, так как пока ему не исполнится 18 лет, он относится к категории «дети».

В СК прописаны все права, которые принадлежат каждому ребенку.

Их необходимо соблюдать вне зависимости от того, в каких условиях живет и как воспитывается малыш.

Общая информация о правах ребенка

Вред насилия можно обсуждать до бесконечности, причем подчас психологическое гораздо страшнее физического – оно наносит ребенку серьезные психические травмы, влияет на самооценку, искажает модель межличностных взаимоотношений.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды. Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику.
К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям».

Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме.

Решение об уборке пришкольной территории выносит родительский комитет, а никак не директор школы. Права детей отражены в Конституции РФ, закреплены законодательством, различными нормативными и правовыми актами. Сегодня правотворческая работа по усовершенствованию законодательства в области защиты прав и интересов детей продолжается.

Однако положение детей в России остается сложным: расширяются масштабы социального сиротства, по-прежнему в изоляции от общества остаются дети-инвалиды, растет количество правонарушений среди несовершеннолетних, увеличивается число нездоровых детей и подверженность их социально опасным заболеваниям, учащаются случаи проявления насилия и крайней жестокости в отношении к детям в семье и обществе. В Конвенции закреплены четыре общих принципа.

Принцип недискриминации (ст. 2) обязывает государства-участников Конвенции обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права. Эта норма применяется к каждому ребенку

«независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств»

.

Второй принцип — наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст.

3). При принятии всеми без исключения государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Третий основополагающий принцип Конвенции провозглашает защиту права ребенка на жизнь, выживание и развитие (ст.

6). Это право должно обеспечиваться «в максимально возможной степени».

Целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития. Четвертый принцип касается взглядов ребенка (ст. 12). Согласно Конвенции, детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, и этим взглядам необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка».

Этот принцип предполагает наличие у детей права на заслушание и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства.

— Гражданские (личные) права.

В числе прочих к ним относятся: право на сохранение своей индивидуальности, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на поддержание связей со своими родителями в случае разлучения с ними, а кроме того, право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, незаконного употребления наркотических и психотропных веществ, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом, право не быть призванным на военную службу до достижения 15-летнего возраста.

— Политические права. Конвенция утверждает права ребенка на свободу выражения собственных взглядов и своего мнения, мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и свободу мирных собраний, доступа к информации и на знание своих прав, изложенных в Конвенции.

— Экономические права. В соответствии с Конвенцией, ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может принести ему вред.

— Социальные права. Это права ребенка на образование, обеспечение доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки, а также право на образование, обеспечивающее развитие и воспитание ребенка в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, право на охрану здоровья и социальное обеспечение. Сюда же можно также отнести право ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития.

Такой ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

— Культурные права. Согласно Конвенции, ребенок имеет право на отдых и досуг, игры и развлечения, соответственные его возрасту.

Кроме того, государства-участники Конвенции должны уважать и поощрять право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.

Право жить и воспитываться в семье Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье.

6. Право ребенка на труд 7. Право на образование Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка Данная группа прав касается таких важных сфер жизнедеятельности человека, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, социальное обеспечение, творчество.

Социально-экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности. 1. Право ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции) Несовершеннолетний может заниматься предпринимательством в случае приобретения им полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак до достижения возраста 18 лет.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающие полной дееспособностью, вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей. 2. Право частной собственности ребенка Согласно ст.

35 Конституции каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с этим положением ребенок также с момента рождения может обладать имуществом на праве собственности.

Однако в силу своих возрастных особенностей распоряжаться им несовершеннолетний может только при приобретении достаточного объема дееспособности.

Конституционной гарантией данного права является установление запрета на лишение имущества кроме как по решению суда. 3. Право ребенка на жилище (ст.

40 Конституции) Данное право ребенка гарантируется жилищным законодательством, специальными законами о правах ребенка субъектов РФ. Право на жилище включает в себя право:

  1. улучшение жилищных условий;
  2. обеспече-ние здоровой среды обитания, жилой среды.
  3. на стабильное пользование занимаемым жилым помещением;

В силу особенностей положения ребенка законодатель установил специальные правила, защищающие жилищные права несовершеннолетних. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет вправе также стать участниками общей собственности на приватизируемые помещения.

Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившийся родительского попечения, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном учреждении, у родственников, опекунов (попечителей). Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Контроль за сохранностью жилого помещения осуществляют органы опеки и попечительства, а также администрация детского учреждения, где находится ребенок.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются их права и законные интересы, допускается с согласия органа опеки и попечительства. 4. Право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции) Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.

N 5487-1, которые в качестве одной из гарантий реализации данного права гражданами, в том числе несовершеннолетними, устанавливают бесплатное оказание медицинской помощи в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

В развитие этого положения ст. 20, 22 и 24 Основ закрепляют право детей на определенные льготы в области охраны здоровья.

  1. поддержка территориальных органов по защите прав детей;
  2. привлечение к ответственности лиц, посягнувших на права несовершеннолетнего.
  3. поддержка семьи, в которой воспитывается несовершеннолетний;
  4. обеспечение и защита прав детей на законодательном уровне;

Ребенок имеет право быть счастливым! Родители должны защищать своих детей! Имя и фамилия — тоже права ребенка Ребенок имеет право общаться с родственниками

Раздел iv.

ответственность за нарушение прав ребенка

Таким образом, на лицо следующие факты: недостаточное понимание родителями проблемы защиты прав детей как в моральном и личном, так и в юридическом аспекте; рассогласование правильных аспектов о том, «что хорошо и что плохо» в воспитании, в частности при использовании наказаний и реальных методов регулирования поведения детей. Родителям предложено проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия на детей.

74% опрошенных указали конкретные ситуации и поведение ребенка, на которое они не могут воздействовать по-другому: ребенок не слушается (24%), ребенок капризничает, нарушает нормы поведения (2%), упрямство (4%), осознанно поступает неправильно (2%), несколько раз игнорирует замечание (2%).

Право жить и воспитываться в семье

54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием. Прямой вывод из этого положения: к нормальному большинству случаев относится проживание несовершеннолетнего гражданина вместе с собственными родителями в условиях опеки и необходимой заботы.

В качестве исключения можно рассмотреть лишь случаи, когда реализация подобного условия ведет к нарушению детских интересов или создает здоровью и жизни ребенка угрозу.При отсутствии родителей либо лишении их данного статуса (в связи с рядом причин) несовершеннолетний пользуется правом на проживание с воспитанием либо в специальном учреждении, либо в приемной семье. Последний вариант является приоритетным.

Детский дом в качестве места обитания ребенка рассматривается в последнюю очередь — при отсутствии альтернативных решений.

Физическое насилие

Малолетний может подвергаться физическому насилию со стороны посторонних граждан и близких людей. Телесные наказания несовершеннолетних также распространены в современных семьях, как и 100 лет назад.

Законные представители, которые должны защищать детей, часто считают побои одним из методов воспитания.

Причем такая информация обычно остается за закрытыми дверями. Выявление случаев телесных наказаний в семье происходит либо случайно, либо при серьезных травмах.Факты физического насилия над несовершеннолетними со стороны посторонних граждан чаще бывают выявлены специализированными органами и завершаются наказанием виновного.

На побои в семье, как правило, реагирует школа, детский сад и другие учреждения.

Ответственность за нарушение прав ребенка

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав. Статьи по теме: Какие документы нужны для новорожденного?

С рождением ребенка у родителей возникает немало хлопот и вопросов по оформлению необходимых документов для новорожденного. О том, какие должны быть первые документы, где и как их оформлять, мы расскажем в нашей статье.

Можно ли поменять отчество ребенку? В жизни так случается, что не всегда ваш спутник и отец ребенка оказывается достойным выбором.

И, разрывая с ним отношения, иногда хочется забыть прошлое и даже изменить ребенку отчество. Возможна ли такая процедура и что для этого нужно? Как развестись, если есть ребенок?

Развод — серьезный шаг в жизни пары, а особым испытанием он становится при наличии у супругов детей.

Возникает масса вопросов и нюансов, но все они решаются через суд.

О том, как происходит развод при наличии детей, мы расскажем в нашей статье.

Лишение родительских прав матери Родители — самые близкие и родные люди для ребенка. Они должны обеспечивать достойные условия его жизни, уход и воспитание. Но что делать, если один из них не выполняет своих обязанностей?

Как лишить его родительских прав? Расскажем о процедуре лишения прав матери ребенка.

Отвечает юрист:Першина Ольга Евгеньевна, 23 октября 2013 Здравствуйте, Марина Александровна. Вам необходимо обратиться с жалобой на имя начальника Департамента Образования вашего города. Жалоба подается в письменном виде в двух экземплярах, на вашем экземпляре в канцелярии учреждения ставится входящий номер и дата принятия жалобы.

Требования к порядку и форме подачи жалоб граждан закреплены в статье 7 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2002 г. При подаче письменной жалобы по почте гражданин в обязательном порядке должен указать: наименование государственного органа, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

Жалобы граждан, не содержание вышеуказанных данных ПРИЗНАЮТСЯ АНОНИМНЫМИ И НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ. В самом тексте жалобы необходимо описать суть нарушения прав, обстоятельства, при которых оно произошло, указать подробные сведения об организации, должностных лицах, со стороны которых допущено нарушение.

Если есть возможность предоставить документальные свидетельства, необходимо в жалобе проставить ссылки на них, а еще лучше приложите их копии к жалобе. Кроме того, в конце жалобы необходимо указать приложения с описью прикладываемых копий документов, указав количество экземпляров.

В завершении жалобы проставляется дата составления и подпись.

Общий срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня ее регистрации. Будем признательны, если вы оставите отзыв о качестве работы наших специалистов на главной странице сайта, в специальном разделе (консультанты).