Нарушение миграционного законодательства рф ответственность

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства

  1. Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ) 1.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, — (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2004 N 37-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) 1.1.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — (в ред.

Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ) 2.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) (часть вторая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ) 3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — (в ред.

Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ) влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ) (часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ) 3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ) 4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. (часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ) 5.

Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. (часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ) Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ) Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ) 1.

Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — (в ред.

Федеральных законов от 30.12.2012 N 315-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) 2.

Непринятие гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, пригласившими в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившими им жилое помещение, мер по обеспечению в установленном порядке их своевременного выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации — (в ред.

Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) 3.

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 499-ФЗ) 4.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) (часть четвертая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ) 5.

Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ) 6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ) Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

(примечание в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ) Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.11.2006 N 189-ФЗ) 1.

Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, — (в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) 2.

Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ) 3. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ) 4.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом, — (в ред.

Федерального закона от 29.06.2015 N 199-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. (часть 4 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ) Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ) Статья 18.11.

Нарушение иммиграционных правил (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 187-ФЗ) 1.

Уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации — (в ред.

Федеральных законов от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) 2.

Непредставление или несвоевременное представление по требованию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо его территориального органа установленных законодательством Российской Федерации документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации, — (в ред.

Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации (в ред.

Федерального закона от 28.12.2004 N 187-ФЗ) Неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства — (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

(в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) Статья 18.20. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента (введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ) Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента, если такой срок установлен в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента (введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ) Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента, если такой срок установлен в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Статья 19.27 КоАП РФ Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ) 1.

Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — (в ред.

Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) 2. Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — (в ред.

Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) 3. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Также, внесены изменения в других статьях:

  1. Внесены и изменения о порядке оформления миграционной карты. Теперь ее можно получить в транспорте при пересечении границы.
  2. Стало обязательным получение загранпаспорта для граждан СНГ, за исключением стран таможенного союза и ЕАЭС.
  3. Так, иностранный гражданин переселившийся с целью трудоустройства, должен иметь персональное разрешение на работу РНР, которое подлежит обязательной регистрации в миграционной службе. Как правило, его оформлением заранее занимается работодатель. Попутно оформляется российская виза.
  4. Для жителей стран СНГ, необходимо приобрести рабочий патент.
  5. Срок пребывания мигранта в РФ зависит от его знания русского языка. Для этого нужно сдать экзамен, после сдачи которого выдается официальный документ.
  6. Обязательно получение страхового полюса.

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства

 В данной статье рассматривается механизм миграционной безопасности Российской Федерации и административная ответственность за нарушение миграционного законодательства.

Выявляются проблемы механизма и предлагаются способы их разрешения.

Ключевые слова: административная ответственность, миграционное законодательство, миграционная безопасность. Ежегодно в Россию приезжают миллионы иностранных граждан, часть из которых находится в Российской Федерации незаконно.

Так, в конце 2019 года МВД РФ насчитывало порядка двух миллионов нелегальных мигрантов [4]. Законодатель урегулировал порядок пребывания иностранных граждан на территории России, в частности он предусмотрел действенный механизм обеспечения миграционной безопасности, установив административную и уголовную ответственность за нарушение режима пребывания иностранцев в РФ.

Мы обратимся лишь к первой, как наиболее частой.

Административная ответственность есть применение и реализация государственными органами и уполномоченными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, на основе и в порядке, установленным законодательством. [1] К административной ответственности за нарушение миграционного законодательства могут привлекаться иностранные граждане, лица без гражданства, граждане РФ, должностные лица государственных органов РФ и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ.

Самым распространённым и основным видом наказания в данной сфере является административный штраф. Например, согласно ч.2 ст.18.8 КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ либо режима пребывания на территории РФ, выразившееся в несоответствие заявленной цели въезда (пребывания) с фактической, влечёт наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Однако, в данной норме предусматривается и дополнительная мера наказания, остающаяся на усмотрение лица, рассматривающего дела. Административное выдворение является второй по распространенности мерой наказания за нарушение миграционного законодательства. В ряде норм (ч.1 и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ, ч.1 и ч.2 ст.18.8 КоАП РФ и др.) данное наказание является дополнительным и может не применятся, в других нормах (ч.2 и ч.3 ст.18.10 КоАП РФ, ч.3.1, ч.4 и ч.5 ст.18.8 КоАП РФ) применяется совместно с основным видом наказания.

В ряде норм (ч.1 и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ, ч.1 и ч.2 ст.18.8 КоАП РФ и др.) данное наказание является дополнительным и может не применятся, в других нормах (ч.2 и ч.3 ст.18.10 КоАП РФ, ч.3.1, ч.4 и ч.5 ст.18.8 КоАП РФ) применяется совместно с основным видом наказания. Административное выдворение, будучи мерой наказания, является принудительным и контролируемым перемещением иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в некоторых случаях их самостоятельным контролируемым выездом. [1] Данная мера наказания может быть назначена только судом, если правонарушение не было совершено при въезде на территорию РФ.

В таком случае наказание назначает уполномоченный работник пограничного органа — Пограничной Службы ФСБ России. Исходя из определения административного выдворения, можно выделить два подвида данного наказания.

Принудительное выдворение, осуществляемое силами ФССП или ПС ФСБ России за счёт средств федерального бюджета, и самостоятельный выезд, осуществляемый силами выдворяемого иностранного гражданина за счёт средств этого же лица либо за счёт средств пригласившей его стороны и контролируемый МВД РФ.

[2, ст.34] При принудительном выдворение лицо до исполнения наказания содержится в специальному учреждение либо в специально отведённом помещение. При этом срок нахождения в данных местах никак не ограничен, что естественно является проблемой. Во-первых, иностранцы содержатся в этих местах за счёт федеральных средств и с каждым днём на них тратится всё больше и больше.

Во-вторых, содержание в специальных учреждениях и специально отведенных помещениях можно расценивать как дополнительную меру наказания, не установленную законодателем в КоАПе, ведь нахождение лиц в этих местах заключается, в частности в ограничение свободы перемещения. Для решения этой проблемы необходимо ввести максимальный срок пребывания в специальных учреждениях и специально отведённых помещениях в размере 7–15 суток, после чего начинать исполнение процедуры административного выдворения.

К юридическим лицам и иным лица, осуществляющим предпринимательскую деятельность, помимо административного штрафа, может быть применено административное приостановление деятельности, заключающееся во временном прекращение деятельности, несущей предпринимательский характер. [1] Данный вид наказания предусмотрен за незаконное привлечение иностранцев к трудовой деятельности, нарушение правил привлечения к трудовой деятельности на торговых объектах, а также за незаконную деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей. (ст.18.16 КоАП РФ, ч.1, ч.2, ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, ч.2 ст.18.13 КоАП РФ).

Законодатель создал стройный и эффективный механизм административной ответственности.

Очевидной проблемой является то, что назначать административное выдворение как наказание при рассмотрении дела (не связанного с въездом на территорию РФ) может исключительно суд.

Это является усложнением процедуры привлечения к административной ответственности уполномоченным должностным лицо территориального подразделения МВД. Это может приводить к тому, что в ряде случаев к иностранцам, нарушающих миграционное законодательство, будет применяться только штраф, что никак не будет препятствовать деятельности лица на территории РФ.

Это может приводить к тому, что в ряде случаев к иностранцам, нарушающих миграционное законодательство, будет применяться только штраф, что никак не будет препятствовать деятельности лица на территории РФ.

Есть ряд норм, например, ч.3 ст.18.10, которые устанавливают обязательное выдворение иностранца за пределы РФ за повторное нарушение одной и той же правовой нормы.

Однако, есть также и нормы, которые не предусматривают такое (ст.18.11 КоАП РФ), что не решает проблему с тем, что часть нелегальных мигрантов продолжает оставаться на территории Российской Федерации. Вполне возможно, что ужесточение санкций за нарушение миграционного законодательства в виде установления обязательного административного выдворения для иностранных граждан, совершивших правонарушение в данной сфере, и упрощение порядка их применения уменьшит количество остающихся в пределах РФ нелегалов и нарушителей. Однако, это также может привести и к негативным последствиям в виде увеличения частоты получения взяток должностными лицами от нелегальных мигрантов.

Резюмируя вышесказанное, необходимо сказать, что законодатель выстроил в РФ развитой механизм миграционной безопасности, который имеет своего рода сложно устранимые недостатки, но выполняет свои функции в полной мере. Литература:

  • На основании информации с официального сайта «Российской Газеты»: URL: https://rg.ru/2018/12/21/v-mvd-nazvali-chislo-nelegalnyh-migrantov-v-rossii.html
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон N 195-ФЗ [принят Государственной Думой 30.12.2001]: (ред. от 02.08.2019). — Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  • О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон N 115-ФЗ [принят Государственной Думой 25.07.2002]: (ред. от 26.07.2019) Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  • Административное право. Часть 1: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина. — Пермь: ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России, 2016. — 358 с.

Кто является субъектом нарушений в области миграции

Миграционные правила регулируют порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Ввиду этого достаточно просто определить, что субъектами правонарушений в сфере миграции, учета иностранных граждан в РФ, режима пересечения госграницы и пребывания в стране выступают иностранцы и апатриды-нерезиденты, которые временно или постоянно находятся в государстве.В преимущественном большинстве случаев в вопросах посещения нерезидентами Российской Федерации и организации учета мигрантов в 2019 году задействованы три стороны (субъекта):

  1. госорган в сфере миграционной политики.
  2. физическое или юридическое лицо – резиденты РФ, выступающее принимающей стороной;
  3. сам иностранец либо апатрид-нерезидент;

Поскольку все эти лица-органы принимают участие в процессах миграции, все они обязаны соблюдать правовые нормы в сфере миграционного регулирования и для каждого из них за несоблюдение правил предусмотрена юридическая ответственность.Нормы в сфере миграции не ограничивают свою силу только порядком пересечения госграницы Российской Федерации и сроками пребывания на территории страны. Комплекс правил охватывает также порядки учета иностранных граждан по месту пребывания, трудоустройства нерезидентов, оформления документов с участием таких лиц, обращением их в госорганы для продления права пребывания или получения права жительства в РФ.

Основные санкции за нарушение миграционного законодательства

Вы здесь Опубликовано 2012-04-23 14:58 пользователем Valeratal «Кадровик.

ру», 2011, N 1 ОСНОВНЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В связи с развитием экономики и укреплением отношений Российской Федерации с другими государствами ежегодно в нашу страну прибывает все больше иностранных граждан. В статье пойдет речь о тех иностранных гражданах, которые въезжают на территорию РФ по большей мере с целью развития партнерских и деловых отношений либо осуществления трудовой деятельности.

В настоящее время отечественное миграционное законодательство лояльно по отношению как к иностранной, так и к российской стороне, но в то же время является весьма эффективным. Однако, к сожалению, даже хорошая нормативная база не исключает нарушений на практике. Как известно, в российском законодательстве общественные правоотношения в сфере миграции регулируются в основном такими нормативными актами, как Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

(далее — Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ), Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ), Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ) и т.

д. Указанными нормативными правовыми актами регламентируется порядок въезда иностранных граждан в РФ, их пребывания в стране и выезда, а также привлечения к трудовой деятельности на территории РФ. (Отметим, что в данной статье под понятием «иностранный гражданин» также подразумевается лицо без гражданства.) Санкции за административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ установлены в гл.

18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этой статье мы рассмотрим миграционные нарушения, которые наиболее часто встречаются в судебной практике, а также связанные с ними санкции. Нарушение правил въезда и режима пребывания Согласно ч.

1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в стране выражается: — в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ; — в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или, в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных законом; — в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Такие ситуации влекут за собой наложение административного штрафа в размере от 2 тыс.

до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу. На практике подобные нарушения выявляются, когда в ходе проверки представители уполномоченных правоохранительных органов не обнаруживают у иностранца документов, подтверждающих законное пребывание или проживание на территории РФ (например, вследствие утраты или незаконного въезда), либо выясняется, что период их действия истек.
На практике подобные нарушения выявляются, когда в ходе проверки представители уполномоченных правоохранительных органов не обнаруживают у иностранца документов, подтверждающих законное пребывание или проживание на территории РФ (например, вследствие утраты или незаконного въезда), либо выясняется, что период их действия истек.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане считаются законно находящимися в России при наличии у них действительного вида на жительство, либо разрешения на временное проживание, либо визы и (или) миграционной карты, если иное не предусмотрено международными договорами или федеральными законами. Согласно ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ въезжать в страну и выезжать из нее можно при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральным законом, международными договорами РФ или указами Президента Российской Федерации. Пунктом 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ установлено, что временно проживающий или пребывающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ст.

20. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 указанного Закона постоянно проживающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит миграционному учету по истечении 7 рабочих дней, за исключением обстоятельств, предусмотренных ст.

20. В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона, оформив уведомление о прибытии для иностранного гражданина, обязана передать ему отрывную часть бланка данного документа. Итак, находясь в России, иностранец должен иметь следующие документы: — документ, удостоверяющий личность, который признается таковым на территории РФ; — разрешение на временное проживание или вид на жительство, если он имеет статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории РФ; — визу, если иностранный гражданин въехал на территорию РФ в порядке, требующем ее получения; — миграционную карту, если иное не установлено международным договором или федеральным законом; — уведомление о прибытии в место пребывания, если иностранец находится на территории РФ более 3 рабочих дней, а если он имеет статус постоянно проживающего лица — более 7 рабочих дней.

В случае утраты или порчи какого-либо из документов иностранный гражданин обязан в срочном порядке обратиться в соответствующий орган с заявлением об утере и с ходатайством о выдаче дубликата. В этом случае он получит справку с отметкой государственного органа о принятии такого заявления с предполагаемой датой выдачи дубликата. Таким образом он сможет подтвердить соблюдение правил пребывания на территории РФ, что исключает риск привлечения к административной ответственности.

Порядок восстановления (получения дубликатов) каждого вида документа регулируется отдельным постановлением Правительства РФ. Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением является и неисполнение иностранцем, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ, обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Если у иностранного гражданина есть разрешение на временное проживание в РФ, он обязан в течение 2 месяцев со дня истечения каждого очередного года, прошедшего после получения им разрешения на временное проживание, лично подавать уведомление о подтверждении проживания в стране (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Пунктом 6 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ установлено, что имеющий вид на жительство иностранец должен также ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения гражданином вида на жительство.

Заметим, что при наличии вида на жительство иностранный гражданин считается постоянно проживающим на территории РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Нарушение срока подачи таких уведомлений влечет административную ответственность.

Избежать ее можно только при наличии уважительной причины, документально подтвержденной и представленной в государственный орган вместе с уведомлением о подтверждении проживания в РФ. Распространенной ситуацией является просрочка российской визы. В этом случае иностранец, продолжающий пребывать в РФ без уважительных причин, сначала будет привлечен к административной ответственности за уклонение от выезда, а затем должен будет оформить специальную выездную визу.

Несоответствие цели въезда, заявленной в визе, фактической цели въезда По ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением миграционного режима является несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой деятельности в период пребывания (проживания) или роду занятий. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс.

до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.

На практике это нарушение проявляется так: цель въезда, которая указывается в визе, не соответствует фактической. Виды виз определяются ст. ст. 25.4 — 25.8 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, и отличаются они именно целью въезда и пребывания на территории РФ.

Например, иностранному гражданину законом запрещено получить деловую или туристическую визу и осуществлять при этом трудовую деятельность. Пример. У одной российской компании были зарубежные партнеры, представителям которых периодически необходимо было въезжать на территорию РФ для проведения переговоров и деловых встреч. Принимающая сторона оформляла приглашения, не прибегая к помощи специалистов.

Однако со временем возникли затруднения. Один из зарубежных партнеров имел личный самолет, на котором и собирался прибыть в РФ. Для пилота, который также являлся иностранным гражданином, цель въезда не могла считаться деловой.

В этом случае стоило в приглашении и визе указать «член экипажа», иначе пилот мог не пройти пограничный контроль, а его деловая виза было бы аннулирована как не соответствующая фактической цели въезда. Неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету Согласно ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, если принимающая сторона не выполняет обязанности, связанные с осуществлением миграционного учета, такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс.

до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 40 тыс.

до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб. В соответствии со ст.

20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона обязана поставить на миграционный учет (оформить уведомление о прибытии) иностранного гражданина, въехавшего на территорию РФ, не позднее 3 рабочих дней с даты прибытия, а если он имеет статус постоянно проживающего на территории РФ — не позднее 7 дней.

Кроме того, согласно ст. 23 данного Закона принимающая сторона обязана снять иностранца с миграционного учета в случаях, предусмотренных законом (выезд гражданина за пределы РФ и т. д.), в срок не позднее 2 рабочих дней, направив в орган миграционного учета отрывную часть уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Этот вид нарушений встречается довольно часто. Одна из основных причин такова: иностранный гражданин, работающий на территории РФ или приезжающий в страну с деловой целью, не всегда уведомляет о своем очередном прибытии приглашающую сторону, которая обычно является и принимающей. В этом случае по прошествии 3 рабочих дней с даты въезда, когда принимающая сторона будет оформлять уведомление о прибытии, ее привлекут к административной ответственности, причем объяснения о причинах просрочки не будут считаться уважительными.

Довольно часто иностранцы, покидая РФ, забирают с собой уведомления о прибытии, которые принимающая сторона обязана сдать в территориальный миграционный орган в течение 2 рабочих дней с даты выезда (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Кроме того, представители принимающей стороны могут не знать либо забыть о своей обязанности снять иностранного гражданина с миграционного учета и не оповестят соответствующие органы о том, что вернуть оригинал уведомления невозможно.

Чтобы избежать административного правонарушения, в таком случае следует не позднее указанного срока снять иностранца с миграционного учета, направив в орган Федеральной миграционной службы РФ объяснительное письмо и копию отрывной части уведомления в органы. Следует отметить, что в случае нарушения ч.

4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении двух или более принимаемых иностранных граждан ответственность возникает в отношении каждого из них. Если организация — юридическое лицо не поставит вовремя на учет двоих работников-иностранцев, на нее могут возложить административный штраф в размере до 1 млн руб.

(по 500 тыс. руб. за каждого из сотрудников).

Чтобы избежать административной ответственности за нарушение правил миграционного учета, многие работодатели предусмотрительно указывают в трудовом договоре с иностранным гражданином обязанность предупреждать о намерении выехать из РФ или субъекта РФ, на территории которого ему разрешено пребывать, либо о въезде в РФ не позднее определенного срока.

Желательно, чтобы у иностранного гражданина помимо оригинала всегда была при себе копия уведомления о прибытии (она понадобится и при выезде за пределы РФ, когда оригинал уже передан принимающей стороне).

Это позволит избежать проблем при взаимодействии с государственными органами РФ. Незаконное привлечение к трудовой деятельности В случае привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу или патента (далее — разрешительные документы), если они требуются в соответствии с федеральным законом, а также в случае, если у работодателя (заказчика услуг) отсутствует разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, КоАП РФ в ч.

1 и 2 ст. 18.15 предусматривает следующие санкции: наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 25 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 250 тыс.

до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом административная ответственность возникает за нарушение по каждой из этих частей ст.

18.15. К данной ситуации также применима ст. 18.10 КоАП РФ, в соответствии с которой к административной ответственности будет привлечен и сам иностранец, работавший без разрешительных документов. Ему грозит штраф в размере от 2 тыс.

до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Прецеденты нарушений ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ не раз освещались в российских СМИ.

Обычно работодатели пытаются таким образом сэкономить время и средства при найме иностранных сотрудников. Сами работники в данном случае могут намеренно уклоняться от оформления разрешительных документов по разным причинам, одна из которых — нелегальное пребывание на территории РФ. Нарушения такого вида обычно выявляются в ходе выездной миграционной проверки, которая может быть инициирована как в плановом порядке, так и по заявлению или жалобе заинтересованных лиц.

Случается, что нарушения допускают и добросовестные участники таких правоотношений — без какого-либо умысла. Например, на практике очень много противоречий вызвали изменения, введенные 1 июля 2010 г. в ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ об отмене процедуры получения разрешительных документов на работу для некоторых категорий иностранных граждан.

В частности, возникли затруднения в толковании пп.

9 п. 4 ст. 13 данного Закона, в котором говорится об отмене обязательной процедуры получения разрешительных документов на работу для иностранных граждан, являющихся сотрудниками аккредитованных на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в РФ в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации. К сожалению, многие расценили данный подпункт как норму об отмене разрешительных документов для сотрудников представительств иностранных юрлиц, но не обратили должного внимания на отсылку в данной норме к международным договорам РФ и принципу взаимности.

Из-за этого некоторые подобные компании столкнулись с серьезными проблемами, связанными с оформлением иностранцев на работу. Неуведомление госорганов о привлечении к трудовой деятельности Неуведомление необходимых государственных органов о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина расценивается как нарушение ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Если работодатель (заказчик услуг) привлек к работе иностранца, но не уведомил установленные законом государственные органы о данном факте либо пропустил срок такого уведомления без уважительной причины, налагается административный штраф на граждан в размере от 2 тыс.

до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 35 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 400 тыс.

до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Перечень государственных органов, которые должен уведомить работодатель, зависит от порядка въезда иностранного гражданина на территорию РФ (визового или безвизового) либо от того, относится ли он к специальной категории (например, является высококвалифицированным специалистом). Данная обязанность устанавливается нормами Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, а формы и порядок (в том числе сроки) подачи уведомлений — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Обратите внимание: при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти каких-либо нарушений в сфере миграционного законодательства РФ всегда должен составляться надлежаще оформленный протокол.

На практике. Четвертый арбитражный апелляционный суд.