Можно ли обвенчанным изменять

Можно ли обвенчанным изменять

Допустимо ли венчание после измены?


Церемония венчания становится все более востребованной в последнее время. Многих новобрачных волнует ответ на вопрос о том, допустимо ли венчание после измены. Все прегрешения супругов до обряда венчания не имеют значения.

Священный церковный обряд венчания – это ритуал, который проводится с целью получения благословения Господа на совместную семейную жизнь и рождение детей.

Многие современные пары устремляются в церковь сразу же после ЗАГСа, венчание сегодня – модный атрибут свадебной церемонии. Однако далеко не все молодожены в полной мере осознают всю ответственность этого мероприятия.

Этот ритуал предназначен для духовного и физического объединения влюбленных, должен проводиться при взаимном согласии и полной уверенности в силе своих чувств. Определенные обязательства накладывает на супругов венчание. Измена, в этом случае, обретает статус греховного действия.

А вот если измена произошла до церемонии венчания, то это не становится препятствием для заключения брака «на небесах». Главное, чтобы оба супруга действительно любили друг друга и хотели прожить в любви и согласии всю жизнь.

А вот измена после венчания – большой грех, предательство по отношению ко второй половинке, проявление неуважения к церкви.

Многие венчанные православные пары считают, что после измены или развода пары венчание аннулируется.

На самом деле, это не так. Разорвать эти невидимые узы, связывающие супругов, может только смерть одного из них.

Гражданский брак можно расторгнуть, поставив штамп в паспорте, а вот развенчаться так просто не получится. Если обманутый супруг способен пережить и простить измену, то и Господь готов простить этот грех, если изменщик(ца) придет в церковь, исповедается и действительно раскается в этом поступке. В случае если измена или другие обстоятельства стали причиной для развода венчанных супругов, они могут развенчаться в церкви, чтобы снять с себя обязательства, данные перед Богом.

Однако это довольно сложная процедура, ведь необходимо получить соизволение Епархии на расторжение венчания. При этом считается, что если человек изменил, находясь в духовном браке, в будущем он не может больше венчаться в церкви.

Соответственно, венчаться следует при полной уверенности, что спутник(ца) жизни – это тот человек, с которым планируется провести остаток жизни в любви и согласии. Именно поэтому, священнослужители не рекомендуют венчаться молодоженам сразу же после оформления гражданского брака, советуют прожить вместе несколько лет, чтобы проверить искренность и силу собственных чувств. Таинство Венчания – священная духовная процедура, направленная на сохранение семьи.

Даже факт измены и предательства не может служить поводом для разрушения этих невидимых уз.

Более того, венчанная пара все равно будет стремиться к примирению и сохранению семьи, ведь сам Господь благословил этот союз. Главное, чтобы сами супруги пришли к согласию, предатель раскаялся, а обиженный смог простить провинившегося. Даже если этого не произойдет, и венчанные супруги разведутся, на небесах их брак по-прежнему будет действителен – их будет тянуть друг к другу, а любовные отношения с другими людьми не будут складываться благополучно.

Особенно сложно окончательно расстаться венчанной паре, имеющей общих детей. Их духовная связь настолько сильна, что ее очень сложно разорвать.

При этом дети, родившиеся у венчаной пары, считаются более счастливыми и здоровыми, нежели в обычной семье. Часто такие супруги, даже после измены не могут окончательно разорвать отношения, ведь сам Иисус заботится о сохранении этой семьи.

Венчание после измены вполне возможно, в случае если супруги простили друг другу прошлые обиды и искренне раскаялись в содеянном. А вот измена, свершившаяся после венчания — большой грех.

СЛОЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Сергей Егорович и Татьяна Кирилловна ШИШИГИНЫ.

Стаж семейной жизни – 13 лет, в венчанном браке – 4 года.

Четверо детей. Сергей Егорович, журналист: 1. Самое главное – стало спокойнее на душе.

2. Я желаю молодым быть терпимыми. Готовьтесь – рано или поздно настанут времена, когда потребуется проявить терпение. И жене, и мужу. Даже когда будете ссориться, никогда не переходите ту черту, после которой невозможно вернуться.

Татьяна Кирилловна, тренер по художественной гимнастике: 1. Жизнь изменилась. Но перемены эти – не внешнего характера, поэтому порой кажется, что всё осталось, как прежде. Это не то, что вот, мол, повенчались после девяти лет совместной жизни, и вдруг появилась особая ответственность перед Богом за наш брак.

Надо понимать, что венчание – таинство, в котором Господь непостижимым для нас образом входит в повседневную жизнь и незаметно управляет ею. А проявляется это в критических ситуациях. К примеру, муж трижды виноват и четырежды не прав, а ты такая вся в праведном гневе отвернулась, не разговариваешь и думаешь: «Ну всё, тропинки затоптаны!» И вдруг в голову залетает мысль, и потихоньку разворачивает тебя лицом к нему.

И ты уже думаешь, что не так уж он виноват, а может, даже в чём-то прав. А если ещё хорошенько подумать, то оказывается, что ты сама была когда-то не права, а сейчас пожинаешь плоды своей дурости, которая после венчания, увы, никуда не девается. Я читала, что влюблённый видит в любимом человеке образ, который замыслил о нём Господь.

Но в процессе совместной жизни этот образ затуманивается, и ты уже видишь своего спутника как бы в кривом зеркале, где отражаются его недостатки. А если ещё у самой недостатков вагон, то жизнь в браке становится довольно сложным предприятием. Но в таинстве венчания человек обретает способность заново открывать возлюбленного, и сам становится ближе к первоначальному образу.

В семейной жизни всякое бывает: болезни детей, бытовые неурядицы или просто дурное настроение. А мы ведь такие, какие есть – обыкновенные.

И бывает трудно «носить бремена друг друга».

Если в вашем союзе есть Господь как источник сил, то брак становится успешным.

Лично я на себе это очень ощущаю и порой думаю: как мы раньше жили невенчанные? 2. Я желаю молодым быть открытыми и искренними друг с другом, творческими в совместной жизни, внимательными и заботливыми.

Последствия прелюбодеяния в венчанном браке: ответы священника

Заповеди не случайно гласят «не убий», а затем сразу «не прелюбодействуй».

Убийство и измена практически равнозначны по своей разрушительности.

«Люди, переживающие измену, испытывают чувство, будто их убивают, и эта смертельная рана не заживает никогда»

— говорит настоятель храма, протоиерей Алексий Уминский.

Нехранящий верность своей жене или мужу обязательно погибнет, даже если имеет тысячи добродетелей. Блуднику нельзя войти в Царство Небесное, поскольку совокупляться с незаконным супругом — тяжкий грех, прелюбодеяние, за которым непременно последует соответствующее наказание.

Поэтому прелюбодей вредит больше себе, чем своей «второй половине».

От свершившегося прелюбодеяния происходят великие бедствия, разрушающие дома, от него иссякает любовь, и уничтожается все хорошее внутри человека и вокруг него.

Возможно ли венчание после измены?

Изменив один раз, человек должен знать, что венчание после измены невозможно. Гражданский брак расторгнуть легко, оформив соответствующее решение, развенчание же это процесс очень долгий.

Но если развенчание произошло по причине измены, то больше обвенчаться уже не получится, потому что духовная составляющая брака уже разрушена. А теперь представьте, что через время супруги смогли простить друг друга, но драгоценное время утеряться, и вернуть статус венчанных супругов уже нельзя.

Нужно ответственно подходить как к обряду венчания, так и к процессу развода.

Что делать, если произошла измена после венчания

Можно много говорить и рассуждать о том, почему люди изменяют: оправданий этому найдется с десяток. Но церковь делит измены всего на два вида:

  1. измена, совершенная по ошибке, из-за которой человека грызут угрызения совести.
  2. измена, совершенная из-за порочности и безнравственности человека:

Конечно, и тот и другой случай – это грех.

Но гордыня – это тот же грех, поэтому прежде чем категорически обрубать все нити, связывающие брак, нужно подумать, ведь возможно прощение. Сам Бог призывал людей прощать. Стоит посмотреть на измену с двух сторон: венчанного изменника и того, кому изменили.

Обязательно разобраться в причинах неверности, если супруг в этом раскаялся, то лучше простить.

Но важно после не вспоминать об этом случае, не упрекать лишний раз.

Простить не всегда легко, но, может, это и есть тот случай, когда нужно обратиться к духовному наставнику? Если же измена произошла с вашей стороны, не нужно себя оправдывать, вы виноваты в том, что поддались искушению, что совершили ошибку.

Но помните. Что раскаянный грех всегда прощается. Если же чувство вины не приходит, значит, у человека неправильные представления о семье, о религии.

  • Покаяться. Виноватого человека всегда грызет совесть, поэтому нужно, в первую очередь, покаяться перед собой, перед Богом, перед своей половинкой. Если раскаяние искреннее, то и прощение, и облегчение души наступит скоро.
  • Признание. Самый первый шаг – это признание в измене. Конечно, это нелегко, но лучше, если об измене ваша половина узнает от вас. Это говорит о сожалении, о стремлении исправить ошибки.
  • Устранить причин измену. Зная, почему произошла измена, нужно провести большую работу над собой, над семейной жизнью, чтобы эта проблема никогда не посетила больше ваш дом.
  • Извиниться и принять решение супруга. Нужно понимать, что вас могут и не простить. А кому-то может понадобиться время. Поэтому нужно запастись большим терпением, чтобы пережить этот сложный период.

Чем церковный брак отличается от обычного?

Красивая традиция.

«Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет.Что же действительно стоит за венчанием?
А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет.Что же действительно стоит за венчанием?

Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке?

Как готовиться, если вы решились на этот шаг?

Об этом беседуем с главным редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры протоиереем Павлом Великановым.

Развенчание церковного брака

Выражение «семейная лодка разбилась о быт» известно большинству семейных пар.

Для некоторых – это всего лишь фраза, а для кого-то – жизненные реалии.

Казалось, не так давно «пела и плясала свадьба», а в церкви Вы давали клятвы верности и обещание хранить свою семью, освященную Божьим благословением.

Так что же, если было венчание, то возможно ли развенчание церковного брака? Этот вопрос интересует тех, кто только собирается разводиться, и тех, кто после первого неудачного брака желает создать новую семью, и пройти вновь Таинство венчания.

Для тех, кто считает, что если существует развод, то существует и развенчание, сразу ответим: такого понятия, как «развенчание» в Церкви не существует.

Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться?

Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова.

Продолжение. Смотрите Часть 1. – Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания? Препятствия, конечно же, существуют.

Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный.

Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» .

Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений. Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку.
Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку.

Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей.

Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие: 1. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством.

Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку.

Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям.

Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь… Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что

«некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном»

браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано:

«Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»

.

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности.

Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.

Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством.

Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их.

Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е.

принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора).Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник.

Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому этому правилу грозит лишением священного сана. 3. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.

4. В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку.

Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.

Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний. Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак.

Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя:

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует»

(Мф. 19. 6, 9). Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

5. Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви.

Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл.

48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий).

Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака. В таком случае, согласно

«Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви»

, лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. 6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю).

Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак.

Но венчание таковых должно быть совершено в храме. 7. Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г .

запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе.

В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е). 8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты.

Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия.

Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки. Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви.

Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм.

Это порой приводит к венчанию втайне от родителей. Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей.

Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви.

Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей. Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке.

По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду. В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты.

И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет.

Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям.

Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племян­ником — три.

Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам. Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья).
Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья).

Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей — родство в 7-й степени.

Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев.

18, 7—17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит:

«Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире»

.

Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав.

54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г ., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства.

В России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г . Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства.

Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея. 2. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства.

Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять.

Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени.

Такое свойство называется двухродным. Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е.

когда через два брака соединяются три рода.

Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства.

Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г .

безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени.

Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г .

и от 28 марта 1859 г . строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.

3. Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения.

Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень.

53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых).

Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями. Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е.

между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет.

Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике. Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание.

Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным.

Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е.

восприемника и воспринятой) души». Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый.

Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным.

Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года:

«восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола»

. Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).

Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа):

«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)»

. Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.

Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора:

«Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»

? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника.

Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного. Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора».

Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства.

То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».

В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т.

4, с. 234-235). Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены.

Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть.

Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих.

По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания.

ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу. 4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф.

Павлов

«уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя»

. 5. Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака.

Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно.

Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д. 6. Важное условие для признания действительности церковного бра­ка — единство религии.

Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим.

16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога.

Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака.

Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви.

Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом:

«…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…»

(1 Кор. 7, 12-14). На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые,

«будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком»

, если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72).

На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами.

Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания.

Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви. В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви.

И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.

Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола).

Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие. Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ).

Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник. Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания.

Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

Законы «Библии» и современное восприятие

Исходя из святой книги, наступает понимание того, что род людской не может ощущать полноценного счастья, находясь в полном одиночестве обязательно нужна поддержка. Таким образом, и была воссоздана Ева – образ идеальной жены, своеобразное дополнение Адама.

Они воссоздались для гармонии, собственно, для этого заключаются и браки. Супруги – единое целое, жена обязана быть преданной, любить только своего мужа, быть любовницей – унижение, в предназначение дам не входит быть развлечением или попросту удовлетворить потребности физиологии, суть намного глубже: прожить, создав полное благополучие, умиротворение, дополнить друг друга, наслаждаться сполна. В былые времена, измена в венчанном браке была невозможной, как только молодые приходили в церковь, вся округа знала, что сегодня для них начинается совершенно новая история, которая соединит их на вечность, они больше не смогут один без другого.

Основная цель – рождение, воспитание нового поколения. Важна духовная сторона личностных отношений, понимание; венчание после измены, возможно, если только бытие полностью переосмыслено, сделан самостоятельный окончательный выбор.

Жена, которая изменила мужу – не поддалась самоотверженной силе любви, значит, не способна пребывать в семье, таким свойственны свободные, необязывающие связи, сожительство, увы, религия не признаёт подобного.

В современном мире разводов крайне много, поэтому вошло в норму, спокойное восприятие, венчанная пара спокойно может развестись и через некоторый период воспроизвести ритуал вновь уже с другими претендентами на сердце.

Молодое поколение не так серьёзно относится к бракосочетанию, а некоторые церкви венчают всех без разбора, большого значения не придаётся, некие склонны к «мудрости» сбережения семью любыми методами: «пусть даже живёт, со мной и изменяет», а разве такой подход правильный? Проблемы надо учиться решать, а не жить с ними.

Рано или поздно подобная ситуация вымотает, надоест, захочется покоя, а не страстей, бурной жизни, а если есть дети, то это в край болезненно осядет на их психике, восприятие и они попросту, начнут брать пример со своих родителей. Если изменила мужу, то легче сознаться, отпустить грех, оставить в прошлом, ведь можно только усугубить положение, к одной оплошности добавятся другие: предательство, ложь, обман и многое другое. Атмосфера должна быть чистой, душевной, непринуждённой, не стоит окружать себя «болотом» погружение, в которое станет неизбежным, как говорится, в народе: «на воре и шапка горит».

Измена. Никаких гарантий

Протоиерей Алексий Уминский — Порой, когда люди венчаются, им кажется, что таинство гарантирует им счастливую семейную жизнь, без серьезных испытаний. — Чувство, будто тебе что-то гарантировано – всегда ложное.

Христианство вообще ничего не гарантирует, а просто призывает нас следовать за Христом. И этот призыв никак не связан с нашим желанием разложить все по полочкам, сделать духовную жизнь конкретной, понятной, опереться в ней на что-то внешнее, постижимое нашим умом. И потому у нас . Нам кажется, что таинства должны действовать сами по себе, гарантированно подавая нам определенный набор благодеяний.

На самом деле, таинства, хоть они и совершаются непреложно и неизменно Духом Святым в Церкви, опять же никакой гарантии каждому из нас не предоставляют. Как Таинство Крещения не гарантирует человеку спасения, Таинство Исповеди — прощения, Таинство Евхаристии — благополучия и ощущения благодатной наполненности, так же и не гарантирует человеку семейного счастья, оно только открывает возможности для этого через постоянный труд, через жизнь по Евангелию во всей полноте.

Таинство венчания – начало пути, возможность для возрастания в любви – жертвенной, взаимоотдающей, которая наполняет не только тебя, но и других, и распространяется на все пространство твоей жизни. А это все дается человеку через крест, через подвиг, через труд, через самоотдачу.

— У венчанных супругов больше ответственности? — Венчанные супруги, или невенчанные… Речь же здесь не идет о том, что человек, который принимает венчание в Церкви, подписывает некий договор об ответственности.

Мы говорим о том, насколько люди понимают или готовы понять, что такое любовь.

Нельзя же сказать, что венчанные браки обязательно совершаются по любви, а невенчанные – не по любви. Существуют невенчанные браки, которые могут реализовать человеческую любовь, быть счастливыми, являться примером того, какой может быть настоящая семья. Природа любви и в венчанном браке, и в невенчанном одна – божественная.

Законы любви непреложны, как законы мира, как законы бытия. И они будут наполнять жизнь людей, даже если они не знают Христа. Христос все равно незримо будет в них присутствовать.

Что же тогда дает человеку венчание?

Оно преображает любовь земную, пусть и существующую по божественным законам, прекрасную, но все-таки – человеческую – в небесную. Ярким примером, как это происходит, является первое в Кане Галилейской, когда Он превратил воду в вино.

То есть обычное вещество, без цвета, без вкуса, без запаха, но крайне необходимое для человеческой жизни превратил в напиток совершенно иного качества. А мы то знаем, что и вино имеет способ преображаться в Кровь Христову в Евхаристии. Поэтому путь любви – от воды – ко Крови Христовой – это и есть венчание, Таинство Церкви, где Христос наполняет уже великое, уже необходимое, уже полноту, переливая ее через край.

И вот здесь и начинается особая ответственность, которую человек должен принимать. Готовность принять и быть достойным этого – огромный.