Какой процент рабочих мест должен быть аттестован для оценки вредных

Какой процент рабочих мест должен быть аттестован для оценки вредных

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда


Рассмотрим основные этапы проведения процедуры аттестации рабочих мест. При проведении аттестации рабочих мест работодатель несет лишь функции управления процессом. Но он ответственен за сам факт проведения процедуры.

Первым действием работодателя является подписание приказа о создании комиссии для проведения аттестации рабочих мест, члены которой:

  1. определяют точные сроки, в рамках которых будет проведена аттестация;
  2. занимаются поиском нужных производственных мест;
  1. занимаются финальной стадией процесса, оформляя карты аттестации рабочих мест по условиям труда.
  2. ищут ту организацию, которая способна качественно провести эту процедуру;

Работодатель может предложить сотрудничество и работникам профессиональных союзов в качестве членов комиссии. В нашей стране аттестацию рабочих мест проводит не сам работодатель, а внешняя независимая специализированная компания.

Это является обязательным условием с 01.01.2014.

До этого момента работодатель мог проводить аттестацию рабочих мест своими силами, но в большинстве случаев процедура носила формальный характер. Специализированная организация оказывает услуги по проведению процедуры на возмездной, то есть платной основе.

Аттестующая компания должна соответствовать нескольким условиям:

  1. располагать всеми необходимыми приборами и средствами труда;
  2. проводить аккредитацию в установленном законом порядке;
  3. входить в реестр компаний, которые оказывают услуги в сфере охраны труда.
  4. быть юридическим лицом;
  5. быть независимой от предприятия;
  6. быть компетентной по вопросам безопасности трудовых процессов;
  7. быть свободной в своих действиях;

После заключения договора на проведение аттестации рабочих мест компания, проводящая аттестацию, должна выполнить ряд мероприятий:

  1. подготовить перечень мер по улучшению условий рабочей деятельности.
  2. подготовить необходимый пакет документов по завершении аттестации;
  3. определить присутствие вредных и опасных условий работы;
  4. произвести с помощью специальных приборов замеры тех самых факторов;
  5. выдать экспертное мнение на заключительном этапе;

Стоимость

В 2019 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  • если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
  • приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ. В цену обычно входит:
    • стоимость исследований и замеров;
    • использование специальной аппаратуры;
    • командировочные сторонних специалистов и т. д.
  • стоимость исследований и замеров;
  • замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
  • Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности).

    При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.

  • Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    • если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
    • приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
  • командировочные сторонних специалистов и т. д.
  • использование специальной аппаратуры;

Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.

Чем специальная оценка условий труда отличается от аттестации рабочих мест?

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.).

В отличие от АРМ, при которой описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.Отмена АРМ связана с непродуктивностью процедуры.

В отличие от АРМ, при которой описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.Отмена АРМ связана с непродуктивностью процедуры. Во-первых потому, что не достигалась одна из основных целей – улучшение условий труда на рабочих местах.

Во-вторых, работодатели не имели особой заинтересованности ни в ее проведении, ни в последующей реализации мероприятий по совершенствованию системы охраны труда на предприятии.

Со спецоценкой немного все иначе: снизив многие барьеры в установленном порядке проведения процедуры, она тем самым стимулирует работодателей выполнять свои обязательства. Например, чтобы уменьшить размер выплат дополнительного страхового тарифа в Пенсионный фонд РФ ранее результатов АРМ было недостаточно, нужно было проводить и собственно спецоценку.

Выделив СОУТ в самостоятельный институт, трудозатраты работодателя удалось минимизировать – достаточно провести процедуру, ее результатов будет достаточно для достижения большинства целей в области охраны труда (ОТ, – ред.).Сказать о том, что раз уж спецоценку выделили в отдельный институт и процедура имеет уникальный порядок, нельзя, так как СОУТ сохранила в себе лучший опыт традиционной процедуры АРМ. На первый взгляд кажется, что отличий в порядке проведения нет и что спецоценка – практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, спецоценка отличается от АРМ.

Чем?Начнем с того, что СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.13 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н «О порядке проведения АРМ по условиям труда» от 26.04.11 года.

На уровень федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда.

Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа».

В установленные сроки Минтруд уложился.Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую спецоценку (Организация по СОУТ, – ред.), которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом порядке были конкретизированы и выделены в отдельные статьи.

При АРМ обязательства участников содержались в тексте документа в разрозненном виде.Кстати, при спецоценке появляется новый участник – эксперт по спецоценке.

Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший в лаборатории более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов.

Эти же требования остаются и для эксперта.

Единственное, объем профподготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Минтруде.

Теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ. И таких экспертов в штате лаборатории должно быть не менее пяти, включая врача по гигиене труда.

Вся информация об экспертах теперь будет храниться в открытом доступе в специальном реестре экспертов организаций, проводящих СОУТ на сайте Минтруда.Был подкорректирован состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации и аттестующей организации.
Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50% рабочего времени.

Подробнее здесь. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.Периодичность проведения оценки остается прежней – 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е.

подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов.

Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа – пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.Понятия

«идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.)»

и «декларирование соответствия условий труда» появились впервые при спецоценке. Идентификация подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов.

Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах.

Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам№1 и №2 на гарантии и компенсации).

Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры.Относительно декларирования. При АРМ существовала схожая с процедура – сертификация организации работ по ОТ, но она никак не могла повлиять на то, что аттестацию можно будет не проводить в последующем. Отмена обязательной сертификации – в некотором роде послабление для бизнеса, так как она осуществлялась на коммерческой основе, а декларирование – совершенно бесплатно, да к тому же с рядом преимуществ для работодателей.На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.Как было при АРМ.

Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился пакет документов. При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот травмоопасность была исключена по ряду причин.

Узнайте подробнее здесь.Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки.

При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств.
При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств.

Внеплановая аттестация проходила в течение 1 года.Все результаты проведения спецоценки будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ.

Обязанность за передачу информации несет организация по СОУТ. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества результатов СОУТ. Заметное изменение – ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь:Цитата: ‘проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя’Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины.Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек пятилетний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2019 года.

Именно это «переходное пятилетие» покажет, с какими результатами прошла адаптация работодателей и организаций по СОУТ по новым требованиям законодательства.Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2019

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет ():

  1. штраф на работодателя-ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  2. предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
  3. штраф на работодателя-организацию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Как часто проводить спецоценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест.

Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда.

Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации.

Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия.

Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос Ответ Что такое специальная оценка? Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах () Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера () Какие рабочие места подлежат специальной оценке? Специальной оценке подлежат все рабочие места.

Не оцениваются только условия труда (): — надомных работников; — дистанционных работников; — работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм? Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

) Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства.

Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.

При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .

Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку? Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов ().

Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке ().

Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены () Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД).

Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах? Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится.

Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().

Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу () Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм.

Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

Документы для спецоценки

  • Отчет о спецоценке.
  • Приказ о создании комиссии для СОУТ, график проведения.
  • Договор со специализированной организацией.
  • Таблица 5 в отчет 4-ФСС.
  • Допсоглашение к трудовому договору.
  • Штатное расписание и режим работы сотрудников.
  • Перечень мест для оценки.
  • Декларация в Роструд.

1173292 октября 2019Тэги

Loading universal component.

Предпринимателям: ежемесячная рассылка о бизнесеГлавное о бизнесе: как вести дела по закону, избегать штрафов и зарабатывать на своем деле большеПодписаться5 апр 201922447K25 июл 201939100K1118 янв 201948367K9 ноя 20171K82K64 сен 201917346K216 ноя 201728766K19 авг 201916141KЕще на эту темуЕкатерина Мирошкина, экономист18 дек 11915K5117 окт 434KЕкатерина Мирошкина, экономист23 сен 5511K165 июн 20627K1Екатерина Мирошкина, экономист11 апр 4636K7 мар 11422K1Екатерина Мирошкина, экономист11 янв 208120K5Екатерина Мирошкина, экономист17 окт 2019620150K136Дмитрий Корнев, юрист24 дек 5311Алексей Башук, юрист23 дек 513K4Шорты28 ноя 1708K622 ноя 1915K146

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  1. Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

    Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

  2. Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  1. юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
  2. индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд. Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей. Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда.

В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Какие гарантии полагаются работающим во вредных условиях?

Согласно ст.

14 Закона о спецоценке условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

С оптимальными и допустимыми все ясно – никаких гарантий и компенсаций при таких условиях не полагается. А вот если на рабочих местах условия труда отнесены к 3‑му или 4‑му классу вредности, работодатель обязан предоставлять гарантии и компенсации.

Для наглядности покажем их в таблице.Гарантии и компенсацииКлассы/подклассы условий труда3.13.23.33.44 Сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю, ст.

92 ТК РФ) — — + + + Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 календарных дней, ст.