Какое размер оплаты труда установить вжкх согласно мрот или отр

Какое размер оплаты труда установить вжкх согласно мрот или отр

Нюансы расчета заработной платы в случае, если сотруднику производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания,увеличение объема работы


Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (ст. 151 ТК РФ). При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. При этом размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст.

60.2 ТК РФ). У бухгалтеров часто возникает вопрос: должна ли производимая работнику доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания включаться в МРОТ или она начисляется сверху?

Итак, если на работника возлагаются дополнительные трудовые обязанности, доплату за их выполнение нужно производить свыше начисленной заработной платы, включающей МРОТ. Такая позиция отражена в Апелляционном определении Смоленского областного суда от 10.04.2012 № 33-894. Суд установил, что сотруднику производилась доплата за обслуживание большего количества граждан.

При этом доплата за выполнение работы сверх нормы конкретного названия не имела («за дополнительную работу», «за совместительство», «за совмещение», «за расширение зон обслуживания», «за увеличение объема работы») и была включена в расчет МРОТ. Однако судьи указали: из ч. 1 ст.

129 и ст. 133 ТК РФ следует, что ежемесячная заработная плата работника складывается из фиксированного размера оплаты труда (тарифная ставка, должностной оклад и т. п.), а также из компенсационных и стимулирующих выплат. При этом за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда, трудовых обязанностей) работник не может получить плату менее установленного федеральным законом минимума.

При этом за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда, трудовых обязанностей) работник не может получить плату менее установленного федеральным законом минимума.

Кроме того, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ст. 135 ТК РФ). С учетом приведенных выше статей Трудового кодекса, а также согласно положениям ст. 60.2 и 151 ТК РФ суд сделал вывод, что доплата до МРОТ должна рассчитываться независимо от суммы, причитающейся сотруднику за увеличение указанной выше дополнительной работы, так как он выполнял дополнительную работу сверх установленной нормы.Пример 7.

Работнику учреждения установлены должностной оклад, равный 4 200 руб. в месяц, и стимулирующие выплаты в размере 1 000 руб.

Он полностью отработал норму рабочего времени за месяц.

Кроме того, он согласился на выполнение дополнительной работы, за которую ему производилась доплата в сумме 2 000 руб. Рассчитаем размер заработной платы, которую необходимо выплатить сотруднику.

Месячная заработная плата сотрудника составила 5 200 руб.

(4 200 + 1 000). Поскольку он полностью отработал за данный период норму рабочего времени, согласно ст.

133 ТК РФ работодатель не имеет права выплатить ему месячную заработную плату ниже МРОТ. В связи с этим работодателю необходимо произвести ему доплату в размере 765 руб.

(5 965 — 5 200). Общая заработная плата, которую нужно выплатить сотруднику с учетом выполненной им дополнительной работы, составит 7 965 руб. (5 200 + 765 + 2 000). В заключение отметим, что в случае, если работодатель выдаст сотруднику заработную плату за отработанное им время в меньшем размере, чем гарантировано государством, это будет нарушением трудового законодательства.

В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

(или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

  1. , эксперт журнала

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Предложение, от которого нельзя отказаться

В соответствии со статьей Трудового кодекса в любом субъекте РФ может устанавливаться свой размер минимальной заработной платы с одним лишь условием: он не может быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом. Если прочитать указанную статью внимательнее, то обнаружится и норма, регулирующая порядок введения региональной «минималки». Она устанавливается региональным соглашением.

Речь идет о трехстороннем соглашении между органом госвласти, представителями работодателей и представителями работников (ст. 45-48 ТК РФ). Именно это положение ст. ТК РФ, по-видимому, и стало основанием того, что большинство работодателей считают региональную «минималку» необязательной — ведь они ни в каких организациях (союзах, ассоциациях и т.

п.), объединяющих работодателей в их регионе, не состоят. Соответственно, в выработке и подписании соглашения о МРОТе не участвуют и исполнять его не обязаны.

Однако тут закон очень жестко встает на защиту работников. В статье ТК РФ прямо указано, что если в субъекте РФ было заключено соглашение, устанавливающее региональный МРОТ, то руководитель органа власти субъекта РФ, участвовавшего в его заключении, предлагает всем работодателям, которые осуществляют деятельность на территории этого субъекта Федерации, и не участвовали в заключении соглашения, присоединиться к нему.

При этом такое предложение не рассылается каждой организации лично по ТКС или по почте.

Это происходит путем официального опубликования указанного предложения вместе с текстом соглашения.

И после такой публикации у работодателей есть всего 30 календарных дней, чтобы официально уведомить этот орган власти о том, что они не хотят присоединяться к соглашению. При этом такой отказ — в силу прямого требования ст. ТК РФ — должен быть мотивированным, т.е. потребуется указать причины, по которым ваша организация не хочет платить своим работникам региональную «минималку».

потребуется указать причины, по которым ваша организация не хочет платить своим работникам региональную «минималку». Но самое интересное мы обнаруживаем дальше — пункт 8 статьи ТК РФ требует приложить к отказу определенный комплект документов.

И один из них — предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного соглашением. То есть даже отказ от соглашения фактически не означает, что платить региональный МРОТ не придется.

Просто работодателю дано право отсрочить его введение.

Также статья ТК РФ дает право руководителю органа власти субъекта РФ, подписавшего соглашение, пригласить представителей работодателя, отказавшегося присоединиться к региональному соглашению для проведения консультаций.

То есть, отказ мало того, что не носит окончательного характера, еще и чреват столкновением с административным ресурсом.

Доплата до МРОТ в 2019 году

01.01.2019 в очередной раз изменился минимальный размер оплаты труда (далее по тексту – МРОТ), достигнув уровня 11 280 руб. (закон «О внесении изменений от 25.12.2018 № 481-ФЗ»).

Ранее с 01.05.2018 МРОТ достиг уровня прожиточного минимума и составил 11 163 руб.

(закон «О внесении изменений от 07.03.2018 № 41-ФЗ»). Далее МРОТ будет определяться из размера прожиточного минимума за 2-ой квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года.

Важно! Трудовой кодекс РФ гарантирует гражданам оплату труда в размере не менее МРОТ (абз. 7 ст. 133 Трудового кодекса РФ).

При этом региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

Обращаем внимание на следующие моменты:

  1. Установленного уровня МРОТ (федерального или регионального) должна достигать именно зарплата работника – с учетом всех ее составных частей: оклада, надбавок, компенсационных выплат и т. д. (см. ст. 129 ТК РФ). Разумеется, если работнику выплачивается только оклад, то его следует сравнить с уровнем МРОТ и при необходимости увеличить до него (см. письмо Минфина РФ от 24.11.2009 № 03-03-06/1/768, определение Хабаровского краевого суда от 26.04.2013 № 33-2252/2013).
  2. Помимо МРОТ, определяемого на федеральном уровне, некоторые субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер заработной платы в соответствии с правилами ст. 133.1 ТК РФ.
  3. Уровень зарплаты работников организаций, располагающихся в районах Крайнего Севера и в имеющих аналогичный статус местностях, без учета райкоэффициента и надбавки за стаж работы не должен быть ниже уровня МРОТ (см. разд. 1 «Обзора практики», утвержденного Президиумом ВС РФ 26.02.2014).

Доплата за вредность, сверхурочную работу и совмещение

Работников нередко волнует вопрос, входят ли в МРОТ доплаты за вредность и сверхурочную работу. Доплата за сверхурочный труд неоднократно анализировалась судами с точки зрения правомерности ее включения в МРОТ.

Мнения судов по этому вопросу разделялись.

Одна из позиций заключалась в том, что зарплата может включать в себя только оплату за выполнение нормы труда, а все, что отработано работником за пределами нормы рабочего времени, должно начисляться сверху (например, апелляционное определение Пермского краевого суда от 14.02.2018 по делу № 33-1632/2018). Однако встречалось и противоположное мнение (например, апелляционное определение Тюменского областного суда от 04.06.2018 по делу № 33-2844/2018).

Точку в этом вопросе поставил Конституционный суд РФ в п.п.

4, 5 Постановления от 11.04.2019 № 17-П: выплаты за сверхурочную работу, работу во вредных условиях — это выплаты сверх МРОТ. Аналогичный вопрос возникает, когда помимо основной работы трудящийся выполняет некую трудовую функцию по совмещению у этого же работодателя.

Неоднократно выносились решения, согласно которым доплата за совмещение должна входить в МРОТ как часть зарплаты (например, апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 05.06.2018 по делу № 33-2256/2018).

В то же время встречается и иная точка зрения (апелляционное определение Смоленского областного суда от 10.04.2012 по делу № 33-894). Вывод! Минтруд выразил свое суждение в вышеупомянутом письме № 14-1/ООГ-7353, согласно которому любые выплаты за работу за рамками установленной нормы рабочего времени должны начисляться сверх МРОТ.

Верховный суд РФ поставил точку в вопросах МРОТ

Вы здесь Опубликовано 2010-04-02 17:53 пользователем HRTrud «Отдел кадров коммерческой организации», 2010, N 10 Вопросы минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) всегда остро стоят перед работодателями.

Может ли быть оклад или тарифная ставка менее МРОТ? Минимальная заработная плата и МРОТ — это идентичные понятия или нет? Верховный Суд в Определении от 23.07.2010 N 75-В10-2 разъяснил некоторые сложности, связанные с МРОТ.

Рассмотрим указанное Определение.

Предыстория вопроса С 1 сентября 2007 г., когда утратила силу ч. 2 ст. 129 ТК РФ, согласно которой в величину устанавливаемого федеральным законом МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты работникам, стали возникать вопросы по поводу возможности установления оклада (тарифной ставки) менее установленного федеральным законом МРОТ.

В новой редакции указанной статьи данное положение исключено, а ст.

133 ТК РФ требует, чтобы не ниже МРОТ была только месячная зарплата. Поскольку в понятие «заработная плата» ранее входили три составляющих (вознаграждение за труд, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты), в совокупности все эти нормы работодатели толковали так: можно оклад установить меньше МРОТ, но за месяц работник должен получить не меньше МРОТ.

Такое положение, естественно, не устраивало работников: многие из них существенно потеряли в зарплате, ведь нормы, гарантирующие гражданам хотя бы минимум за сам труд, были вычеркнуты из ТК РФ.

10 марта 2010 г. Постановлением Президиума ВС РФ был утвержден Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2009 года, в котором Суд разъяснил: из анализа норм ст. ст. 129, 133, 135, ТК РФ следует, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, определяющих месячную заработную плату сотрудников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда.

ст. 129, 133, 135, ТК РФ следует, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, определяющих месячную заработную плату сотрудников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда. Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны устанавливаться сверх МРОТ.

Что решил ВС РФ? Но уже в июле ВС РФ кардинально изменил свою точку зрения, которую озвучил в Определении N 75-В10-2. Рассмотрим это дело подробнее.

Местный комитет первичной профсоюзной организации производственных рабочих ОАО «Сегежский ЦБК» объединения профсоюзов России СОЦПРОФ (далее — СОЦПРОФ) обратился в суд с исковым заявлением в интересах работников П.

О., Х. Л., Х. Е. к ОАО «Сегежский ЦБК» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

Свой иск СОЦПРОФ обосновывал тем, что указанным лицам, являющимся членами профсоюза, неверно производится расчет заработной платы, поскольку работодатель не учитывает положения законодательства о минимальном размере оплаты труда и начисляет заработную плату исходя из МРОТ в сумме 2300 руб. в месяц. Истец полагал, что с учетом районного коэффициента и процентной надбавки в г.

Сегежа минимальный размер оплаты труда для работника 1-го разряда должен составлять <.> руб. в месяц. Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 21.07.2009 заявленные требования частично удовлетворены. Суд постановил взыскать с ОАО «Сегежский ЦБК» задолженность по заработной плате за период с 01.01.2009 по 30.06.2009 в пользу П.

О., Х. Л. и Х. Е., а также компенсацию морального вреда. Но 21.08.2009 указанное решение было отменено определением ВС Республики Карелия, которым в удовлетворении заявления СОЦПРОФу отказано. Не согласившись с этим, СОЦПРОФ обратился с надзорной жалобой, в которой содержалась просьба об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Карелия от 21.08.2009 со ссылкой на то, что судом кассационной инстанции было допущено существенное нарушение в применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ не нашла оснований для ее удовлетворения.

И вот почему. Как видно из материалов дела и установлено судом, П.

О., Х. Л., Х. Е. являются работниками службы управления персоналом участка по содержанию дорог и благоустройству территории ОАО «Сегежский ЦБК». Приказом по ОАО «Сегежский ЦБК» от 29.12.2007 N 869 утверждена тарифная ставка работникам 1-го, 2-го и 3-го разрядов с установлением фиксированного размера оплаты труда по ним.

На основании утвержденных размеров тарифных ставок (окладов) на ОАО «Сегежский ЦБК» с 1 января 2008 г.

работникам, в том числе П. О., Х. Л., Х. Е., производится расчет заработной платы. Кроме того, указанным работникам за январь, февраль и май 2009 г.

осуществлена доплата до установленного в Республике Карелия прожиточного минимума. Рассматривая требования СОЦПРОФа, суд первой инстанции исходил из того, что тарифная ставка (оклад) для оплаты труда рабочих 2-го и 3-го разрядов на ОАО «Сегежский ЦБК» меньше установленного с 1 января 2009 г.

МРОТ, в связи с чем, принимая во внимание расчет, приведенный истцом, пришел к выводу, что заработная плата и оклады на ОАО «Сегежский ЦБК» (с учетом районных коэффициентов и компенсационных выплат за стаж) не могут быть ниже 7794 руб. К сведению. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 24.06.2008) МРОТ составляет 4330 руб.

Верховный суд Республики Карелия, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, посчитал, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

СОЦПРОФ, оспаривая законность вынесенного по делу судебного постановления, в надзорной жалобе указывает на то, что районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться на размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы (окладов) не ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ. Но Судебная коллегия ВС РФ не согласилась с данным доводом, поскольку считает, что СОЦПРОФ неверно истолковал нормы ТК РФ, и разъяснила следующее.

Действительно, до 01.09.2007 нормы ТК РФ определяли МРОТ как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.

2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ). При этом в МРОТ не включались выплаты, призванные компенсировать влияние неблагоприятных производственных факторов или стимулировать к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ в силу ч.

4 ст. 133 ТК РФ. На основании Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (МРОТ) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
129 ТК РФ исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (МРОТ) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Также с 01.09.2007 признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже МРОТ (ч.

4 ст. 133 ТК РФ). Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в ред. от 25.11.2009) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Статьей 129 ТК РФ заработная плата определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Кроме этого, в данной статье раскрываются понятия: — тарифной ставки — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; — оклада (должностного оклада) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; — базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы — минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Примечание. Можно выделить три составляющие заработной платы, различные по своему содержанию, целям и основаниям начисления, а именно: — оклад или тарифная ставка (вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы); — компенсационные выплаты; — стимулирующие выплаты. Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ может устанавливаться свой МРОТ, который не должен быть ниже определенного федеральным законом.

Размер МРОТ субъекта РФ устанавливается соглашением о МРОТ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте.

Напомним, что текст соглашения об установлении МРОТ в субъекте РФ должен быть опубликован в региональной печати одновременно с предложением работодателям соответствующего субъекта РФ присоединиться к соглашению.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования такого предложения не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня его официального опубликования и подлежит обязательному исполнению ими. Например, Правительство Московской области, Московское областное объединение организаций профсоюзов и объединение работодателей Московской области заключили соглашение о минимальной заработной плате в Московской области на 2010 г., в соответствии с которым размер МРОТ с 01.01.2010 должен быть не менее 6700 руб.

Проанализировав вышеуказанные нормы закона, ВС Республики Карелия правомерно пришел к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ (при условии, что заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ). Суд определил, что совокупный размер месячной заработной платы П.

О., Х. Л., Х. Е. в оспариваемый период превышал как российский, так и установленный для г. Сегежа МРОТ. Фактически работникам выплачивались суммы в размере величин прожиточного минимума трудоспособного населения по Республики Карелия, установленных постановлениями Правительства Республики Карелия.

Поэтому суд кассационной инстанции правильно сделал вывод, что нарушений трудовых прав П. О., Х. Л., Х. Е. при выплате им заработной платы в указанный ими период ОАО «Сегежский ЦБК» не допущено.

Верховный Суд РФ, проверив выводы ВС Республики Карелия, не нашел оснований, чтобы не согласиться с ними и отменить определение судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Карелия от 21.08.2009, следовательно, надзорную жалобу СОЦПРОФа ОАО «Сегежский ЦБК» оставил без удовлетворения. Т. В.Шадрина Редактор журнала «Отдел кадров Коммерческой организации» Подписано в печать 30.09.2010 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2019 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск: закрыть

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Доплата до МРОТ

Месячная заработная плата (в том числе с учетом стимулирующих и компенсационных выплат) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (размера минимальной заработной платы в субъекте РФ, если на работодателя распространяется соответствующее региональное соглашение).

При этом допустимо, чтобы составные части зарплаты, в том числе оклад (тарифная ставка), были меньше МРОТ, если общая сумма зарплаты не меньше МРОТ.

Данные выводы следуют из анализа ст.

129, ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, а также Писем Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 N 22-1-2194 и Минтруда России от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Минтруд России в Письме от 07.06.2019 N 18-4/10/-4438 указал: ежемесячное денежное содержание госслужащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти должно соответствовать уровню МРОТ. Министерство напомнило, что месячное денежное содержание на уровне не ниже МРОТ необходимо обеспечивать без учета районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в определенных местностях.

Не должны учитываться и доплаты, положенные по трудовому законодательству при возложении дополнительного объема работы, за привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни. По мнению Минтруда России, гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не путем произведения «доплаты до МРОТ», которая не предусмотрена системой оплаты труда работников, а самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав. В связи с этим необходимый уровень ежемесячного денежного содержания госслужащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии с положениями ст.

50 Закона N 79-ФЗ. Если для отдельных должностей гражданской службы достижение нужного уровня денежного содержания путем установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере невозможно, то доведение размера денежного содержания до соответствующего уровня должно быть обеспечено путем осуществления стимулирующих выплат, которые входят в состав денежного содержания.

Когда зарплата может быть меньше МРОТ

Прежде, чем рассматривать непосредственно ситуации, связанные с зарплатой меньше МРОТ, следует рассмотреть само понятие заработной платы. Действующее законодательство и положения статьи 129 ТК РФ определяют само понятие зарплаты как вознаграждения за труд, которое включает в себя как основную часть в виде оклада или тарифной ставки, так и дополнительные выплаты компенсационного или стимулирующего характера.

При этом законодательно закрепляется требование выплаты зарплаты не ниже уровня МРОТ. Оклад является лишь составляющей частью зарплаты. Поэтому оклад ниже МРОТ в 2019 году является абсолютно допустимым для работодателей или сотрудников, если фактическая заработная плата превышает показатели МРОТ – например, если работнику производится компенсационная или стимулирующая доплата до уровня МРОТ на ежемесячной основе.
Поэтому оклад ниже МРОТ в 2019 году является абсолютно допустимым для работодателей или сотрудников, если фактическая заработная плата превышает показатели МРОТ – например, если работнику производится компенсационная или стимулирующая доплата до уровня МРОТ на ежемесячной основе.

Однако количество возможных случаев, при которых зарплата в целом может быть меньше МРОТ, является достаточно большим. В частности, к ним можно отнести следующие ситуации:

  1. Суммированный учет рабочего времени. В случае, если работодатель ведет суммированный учет рабочего времени, и сотрудник согласно его показаниям не выполнил месячную норму по рабочим часам, заработок понижается пропорционально фактически отработанному времени. И, в итоге, также может оказаться меньше МРОТ, и данные действия работодателя не будут являться нарушением.
  2. Работа в режиме неполного рабочего дня или рабочей недели. Если сотрудник трудится в режиме неполного рабочего дня – работает на полставки, то законодательство также не обязывает работодателя сохранять его заработную плату на уровне МРОТ. Работодатель будет обязан лишь обеспечивать пропорциональную МРОТ оплату соответственно рабочим дням и часам. При этом следует помнить о том, что работа в режиме сокращенного рабочего времени в ситуациях, предусмотренных законодательством, не дает работодателям право на урезание заработной платы сотрудников ниже МРОТ.
  3. Простой. Если на предприятии возник простой не по вине работодателя, то последний обязан выплачивать сотрудникам лишь 2/3 от положенного им заработка, и, соответственно, общий объем оплаты может опуститься ниже МРОТ.
  4. Нахождение на больничном. Когда работник находится на больничном, работодатель не оплачивает его труд – оплата начисляется пропорционально фактически отработанным сотрудником дням. При этом компенсация больничного, хоть и оплачивается работодателем, но фактически – выплачивается за счет средств фонда ФСС и не причисляется непосредственно к заработной плате работника.
  5. Нахождение в отпуске без сохранения заработной платы. Когда сотрудник направляется в отпуск без сохранения заработной платы, весь период данного отпуска не подлежит оплате, а соответственно месячный заработок трудящегося также может упасть ниже, чем предусмотренный законодательством минимум.
  6. Удержания из заработной платы. Если у работника из заработной платы производятся удержания – по исполнительному листу, вследствие материальной ответственности перед работодателем, в счет уплаты алиментов, то итоговая получаемая им сумма может оказаться намного ниже, чем МРОТ. Однако таковая ситуация также не является нарушением законодательства, если общий размер начисляемой работнику заработной платы изначально был на предусмотренном уровне.
  7. Работа по гражданско-правовому договору. Если фактически исполняющее работу лицо не заключало с работодателем трудового договора, а вместо этого оказывает услуги по договору оказания услуг или подряда, то на данные взаимоотношения требования трудового законодательства, в том числе и касательно соблюдения уровня минимального размера оплаты труда, не распространяются.
  8. Прогул. Работодатель не должен оплачивать дни прогулов сотрудника – на их время работник лишается заработной платы, что в итоге может привести к тому, что на конец месяца общий полученный им объем выплат также окажется ниже установленного минимума.
  9. Вычет из зарплаты НДФЛ. Законодатель требует от работодателя соответствия фактически начисляемой работнику заработной платы МРОТ – она не может быть ниже данного уровня. Однако, работодатель является налоговым агентом каждого своего работника и изымает из зарплаты НДФЛ. При этом в итоге работник может получать на руки сумму, которая является меньшей, чем МРОТ – и в данном случае никакого нарушения действующего законодательства нет.
  10. Отказ работодателя от присоединения к региональным соглашениям. В случае, если заработная плата не ниже, чем МРОТ федерального уровня, но ниже, чем предусмотренный региональным законодательством минимальный размер оплаты, такая ситуация может быть допустимой, если работодатель должным образом отказался от соблюдения региональных соглашений и обосновал свой отказ. Однако это требует достаточно больших процессуальных затрат со стороны самого работодателя и может привести в итоге к конфликтам с местными властями и профсоюзными организациями.
  11. Работа по совместительству. Сотрудник, работающий по совместительству, не имеет права работать на дополнительной работе больше, чем 50% от рабочего времени по основному месту работы. При этом работодатели обязаны выплачивать зарплату в пределах МРОТ при условии полной занятости сотрудника. Соответственно, работающий по совместительству работник может получать оклад или зарплату ниже МРОТ, однако – пропорционально минимальному размеру зарплаты в соответствии с отработанным временем.

В некоторых случаях в зависимости от характера работы, зарплата работников должна умножаться или увеличиваться на определенный коэффициент. В частности, если работник трудится во вредных условиях труда.

Соответственно, в таковых случаях и без оснований для снижения общего объема выплат, зарплата работника не может быть не только ниже МРОТ, но и ниже МРОТ с учетом всех положенных трудящемуся надбавок и компенсаций.

Что такое региональный МРОТ?

Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ.

Он обязательно должен превышать федеральное значение.

В 2019 году такой возможностью пользуются 32 региона страны.

К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие. Компании, расположенные на территории субъекта, где повышена «минималка», считаются по молчанию присоединившимися к соглашению, даже если не принимали участия в его обсуждении. Информация о принятом решении публикуется на официальном сайте исполнительной власти для всеобщего ознакомления.

Если организация не хочет присоединяться к инициативе, у нее есть 30 дней с момента публикации решения на то, чтобы направить в органы власти письменный отказ с обоснованием причин. «Молчание» обязывает коммерческую структуру подчиниться нововведению и поднять заработные платы работникам до уровня регионального МРОТ. Несоблюдение этого правила влечет те же санкции, что игнорирование федеральной «минималки».

Мрот 2019

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Размер МРОТ прописан в Федеральном законе от 19.06.2000 N 82-ФЗ и подлежит ежегодной индексации. Право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ гарантируется ТК РФ. В соответствии со ст. 133 ТК РФ утвержденный МРОТ действует на территории всей страны и не может быть менее прожиточного минимума трудоспособного населения.

МРОТ в 2019 году с 1 января составляет 9 489 рублей в месяц (ст.

3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ) и устанавливается в абсолютной сумме. С 1 мая 2019 года размер МРОТ будет привязан к прожиточному минимуму и составит 11163 руб.

(ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ).

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года. О величине прожиточного минимума в Российской Федерации» см. в . В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Если размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не установлен, то применяется МРОТ.

Из чего складывается величина МРОТ

Минимальная зарплата работника в 2019 году начисляется в размере 11 280 рублей. Что входит в минимальный размер оплаты труда в 2019 году, а также входят ли компенсационные и стимулирующие выплаты в МРОТ?

Выясним, какие выплаты входят в МРОТ:

  1. основной частью «минималки» является оклад, который согласно должности и квалификации назначается работнику;
  2. надбавки и доплаты, которые компенсируют неблагоприятные и вредные для здоровья и опасные для жизни условия работы, а также другие виды компенсаций, которые внесены в трудовое соглашение;
  3. стимулирующие мотивацию сотрудника денежные вознаграждения. К ним относятся поощряющие премии, дополнительные надбавки и допвыплаты. Премиальные выплачиваются за достижения и производственные результаты в работе сотрудника. Надбавки полагаются обладателям ученых степеней, за выслугу лет и т. д.

Если зарплата рассчитывается только из размера оклада без начисления допвыплат, то оклад нельзя устанавливать меньше МРОТ. Если все же оклад ниже «минималки», что входит в МРОТ при начислении заработной платы в 2019 году? В этой ситуации работодателю придется с помощью доплат довести ставку оклада до обязательного уровня МРОТ.

В ситуациях, когда работнику устанавливаются помимо базового оклада компенсации и стимулирующие выплаты, возможно, что . Но конечная величина зарплаты с учетом всех выплат не вправе устанавливаться ниже минимальной оплаты (ст.

133 ТК РФ). В обоих случаях с начисленной зарплаты не ниже 11 280 рублей с наемника удерживается НДФЛ в размере 13%. Поэтому фактически работник получит: 11 280 х 13% = 9814 рублей, что, по сути, противоречит принципу соцзащиты работающих. В большинстве стран показатель минимальной оплаты выведен из поля налогообложения.

Стоит заметить, что трактовка МРОТ, согласно ТК РФ, позволяет работодателям манипулировать при установлении окладов работникам. Сотрудникам даже с конкретной квалификацией устанавливается ставка ниже минимальной, а затем с помощью доплат и компенсаций доводится до соответствия с МРОТ.

Такая практика не только искажает реальное положение вещей по определению фактического уровня минимальной оплаты труда, но и принцип защиты социальных и трудовых прав работающих.

Учет рабочего времени для расчета доплаты до МРОТ в 2019 году

Практикам необходимо помнить, что при проведении доплат до МРОТ порядок зависит от количества отработанного времени. Согласно статье 91 ТК РФ под рабочим временем понимаются периоды, в течение которых работник должен исполнять свои трудовые обязанности.

Норма рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.При этом важно помнить, что для ряда категорий трудящихся (несовершеннолетних, инвалидов, работающих во вредных условиях и т.

д.) норма рабочего времени сокращена. Так, согласно статье 92 ТК РФ, для лиц в возрасте от 16 до 18 лет норма не должна превышать 35 часов в неделю. Соответственно, работнику данной категории достаточно в течение недели отработать только 35 часов, чтобы его оплата труда была не менее МРОТ.В то же время любой сотрудник, согласно статье 93 ТК РФ, по соглашению с организацией может работать на условиях неполного рабочего времени.

В этом случае часть 3 указанной статьи обязывает работодателя рассчитывать оплату труда пропорционально фактически отработанному времени.

МРОТ в данной ситуации должен применяться аналогично. То есть, к примеру, для сотрудника, работающего на 0,5 ставки, он должен составлять половину установленного ФЗ № 82.

Региональный МРОТ (минимальная заработная плата региона)

Субъекты РФ в соответствии со могут установить на своей территории более высокий размер МРОТ.

Размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и прожиточного минимума на его территории. МЗП в регионе устанавливают региональным соглашением трех сторон ():

  1. правительства субъекта РФ;
  2. объединения работодателей.
  3. объединения профсоюзов;

После того как соглашение заключено, всем работодателям предлагается к нему присоединиться: предложение о присоединении к соглашению официально публикуется в СМИ. Если работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не представил мотивированный письменный отказ, считается, что работодатель присоединился к соглашению и обязан его применять.

Региональный МРОТ обязаны применять коммерческие организации и предприниматели субъекта РФ, обособленные подразделения, расположенные в субъекте, государственные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, и муниципальные учреждения.

Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ. Дополнительно к региональному МРОТ применяются надбавки и коэффициенты, установленные в регионе.

Например, в Алтайском крае соглашением на 2019-2021 год установлен МРОТ 13 000 рублей. При этом в крае действует районный коэффициент 15%.