Как получить нпа в местной администрации на снос нежилого здания

Оформление документов на снос строения


Я приобрёл земельный участок на котором стоят(в т.ч. и по документам) два здания. Здания довольно ветхие, было решено их снести. Исследуя интернет на предмет оформления сноса зданий, наткнулся, что кроме стандартных документов о праве собственности нужно предоставить ещё результат работы комиссии (как написано, определяется собственником).

А какие требования к составу комиссии, как должен быть оформлен результат и что должно получиться в результате работы — не понятно. Подскажите пожалуйста. . или я не туда копаю и нужно начать с посещения администрации? 02 Марта 2016, 13:57, вопрос №1166049 Власов, г.

Москва 600 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (7) 5924 ответа 3013 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Сергеева Наталья Юрист, г.
Волгоград Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 3013отзывов
  2. 5924ответа

Здравствуйте.

Нужно после сноса объектов недвижимости получить справку в БТИ, что этих объектов нет, а затем зарегистрировать прекращение права собственности в Росреестре. 02 Марта 2016, 14:04 0 0 получен гонорар 70% 107 ответов 70 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Амфитеатров Андрей Юрист, г.
02 Марта 2016, 14:04 0 0 получен гонорар 70% 107 ответов 70 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Амфитеатров Андрей Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 107ответов
  2. 70отзывов

Будет кадастровый инженер из Росреестра.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в ст. 42 не предусматривает комиссии.Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт.

Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой акт.Не читайте в Интернете.А ходите к юристу. 02 Марта 2016, 14:05 1 0 10,0 Рейтинг Правовед.ru 13332 ответа 4719 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

А какие требования к составу комиссии, как должен быть оформлен результат и что должно получиться в результате работы — не понятно.

Подскажите пожалуйста.… или я не туда копаю и нужно начать с посещения администрации?ВласовДобрый день.

Здесь все достаточно просто. Никакой комиссии специальной нет, видимо речь шла про БТИ. Порядок следующий: 1. Сносите оба здания. 2. Вызываете БТИ — они фиксируют снос и фактическое отсутствие зданий.

3. Подаете документы на регистрацию в росреестр. С Уважением.Васильев Дмитрий.

02 Марта 2016, 14:06 0 0 получен гонорар 30% 7,9 Рейтинг Правовед.ru 11177 ответов 6937 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 7,9рейтинг
  2. эксперт

Здравствуйте. Вам проще сначала в префектуру обратится, там дадут список документов которые нужны для сноса зданий и уже далее смотреть нужна ли вообще какая то комиссия.

Скорее всего еще потребуют проект на снос здания (даже наверняка) составленный в соответствии с «МДС 12-64.2013. Методическая организационно-технологическая документация в строительстве. Типовой проект организации работ на демонтаж (снос) здания (сооружения)» Так же отрывок из статьи предлагаю Вашему вниманию.

Статья: Ликвидируем ненужную недвижимость (Елина Л.А., Верещагин С.А.) Для получения разрешения на работы по ликвидации недвижимости организациям, как правило, приходится обращаться в местную администрацию с целым пакетом документов. Так, к примеру, в Москве собственник здания (если оно не является объектом культурного наследия и не находится на исторически сложившихся и исторически особо ценных территориях) может снести его на основании :(или) разрешения на снос, выданного Главным управлением охраны памятников г.

Москвы;(или) распоряжения префекта административного округа (главы управы района).Согласования разрешений на снос ценных зданий, расположенных в исторической части города, более сложные.Кроме того, при сносе здания необходимо согласовать с московскими чиновниками и процесс утилизации и переработки строительного мусора .Также до начала работ в Технической инспекции Объединения административно-технических инспекций г. Москвы надо получить ордер на их производство.

И для получения каждой бумажки понадобится целый пакет документов. 02 Марта 2016, 14:06 1 0 9419 ответов 2156 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юсупов Азизбек Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 2156отзывов
  2. 9419ответов

Касательно вашего вопроса можно обратиться к Письму Департамента недвижимости: Письмо № Д23и-1663 от 16 апреля 2015 г.

по вопросам снятия с государственного кадастрового учета здания на основании решения собственника об уничтожении имущества (сносе, демонтаже), подготовки акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимостиТип документа:ПисьмоДата документа:29 мая 2015 г.Версия для печатиПоделиться ссылкойДепартамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел в пределах своей компетенции обращение сообщает.В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

№ 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.Снос и демонтаж зданий градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности.При этом порядок сноса и демонтажа объектов капитального строительства регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что постановлением Госсроя России от 5 ноября 1997 г.

№ 18-65 утверждено Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласно которому орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливает исходную и разрешительную документацию по сносу (разборке) зданий, сооружений и зеленых насаждений (пункт 3).Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)определены основания прекращения права собственности, субъектами которого могут выступать физические лица и организации, независимо от форм собственности (юридические лица), а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в лице их уполномоченных органов.С учетом изложенного, а также положений статьи 209 ГК РФ, право собственности может быть прекращено на основании решения собственника (собственников, в случае общей собственности) об уничтожении имущества, что применительно к объектам капитально строительства является сносом, демонтажем такого объектом.Следует отметить, что под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника.

№ 18-65 утверждено Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласно которому орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливает исходную и разрешительную документацию по сносу (разборке) зданий, сооружений и зеленых насаждений (пункт 3).Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)определены основания прекращения права собственности, субъектами которого могут выступать физические лица и организации, независимо от форм собственности (юридические лица), а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в лице их уполномоченных органов.С учетом изложенного, а также положений статьи 209 ГК РФ, право собственности может быть прекращено на основании решения собственника (собственников, в случае общей собственности) об уничтожении имущества, что применительно к объектам капитально строительства является сносом, демонтажем такого объектом.Следует отметить, что под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника. При этом прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно бытьдействительно необратимым.Например, если в результате пожара, оползня, наводнения или иного стихийного бедствия здания были разрушены частично, то в данном случае произойдет изменение свойств объекта недвижимости, а не его уничтожение или гибель. Дальнейшая судьба объекта недвижимости будет зависеть от собственника пострадавшего имущества, который может принять решение о восстановлении объекта недвижимого имущества, его сносе, и прекращении права собственности на него.Необходимо учитывать, что снос объектов капитального строительства сопряжен с проведением работ по демонтажу строительных конструкция, их вывозу и последующей утилизации, проведению земляных работ, благоустройству земельного участка, кроме того, проведение работ по демонтажу должно соответствовать требованиям к безопасности проведения таких работ в отношении жизни и здоровья физических лиц, имущества третьих лиц, расположенного вблизи демонтируемого объекта, которое можетбыть повреждено в процессе проведения таких работ, экологической безопасности.В этой связи снос объекта осуществляется, как правило, с привлечениемспециализированных организаций с заключением соответствующих договоров (договоров с инженерными службами об отключении сносимых зданий от инженерных сетей, договоров подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса) и подписанием актов выполненных работ по договорам, подтверждающих их исполнение.Кроме того, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г.

№ 87 (далее – Положение) снос(демонтаж) объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (пункты 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется

«Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»

, состав и требования к которому предусмотрены пунктом 24 Положения.Комплексный анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местногосамоуправления о сносе такого объекта, которым, в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу такого объекта, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу (демонтажу), а также утилизации отходов.С учетом изложенного, осуществление самовольного сноса объектов капитального строительства не допускается.Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждаетпрекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенногостроительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существовании помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которойтакое помещение было расположено.Необходимо обратить внимание, что фактический снос (демонтаж) объектанедвижимости предшествует проведению кадастровых работ с целью подтверждения прекращения существования такого недвижимого имущества.В соответствии с пунктом 3 Требований к подготовке акта обследования,утвержденных приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. № 627 (далее – Требования), акт обследования подготавливается на основаниисведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, атакже иных документов, подтверждающих прекращение существования объектанедвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения к актуобследования.Согласно пункту 9 Требований в строку

«Перечень документов, использованных при подготовке Акта обследования»

вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, включенных в состав приложения к акту обследования.

Указанный перечень документов, является открытым, однако, такие документы должны включать информацию, позволяющую идентифицировать объект недвижимости.Таким образом, кадастровый инженер при подготовке акта обследования использует документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости, к которым можно отнести, например, копию распоряжения органа местного самоуправления о сносе здания, копию закрытого ордера напроизводства работ по сносу, копии актов приемки выполненных работ по договорам подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса и т.п.В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями оснятии с государственного кадастрового учета зданий вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельныхучастков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.Согласно части 2 статьи 16 Закона о кадастре снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется,если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такогоучета документов.

В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для снятия с государственного кадастровогоучета документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости является акт обследования с приложением копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).При этом законодательством Российской Федерации не установлен порядокснятия с государственного кадастрового учета объектов, не отвечающих требованиям, установленным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. не являющихся объектами недвижимости, но учтенных в качестве таковых.Необходимо также отметить, что статьей 8.18 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45

«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

за производство самовольного сноса зданий, расположенных на территории города Москвы, предусмотрена административная ответственность.

02 Марта 2016, 14:11 0 0 8,1 Рейтинг Правовед.ru 4840 ответов 1651 отзыв Общаться в чате ООО «Капитал», г. Томск

  1. 8,1рейтинг

Здравствуйте.

Подскажите пожалуйста.… или я не туда копаю и нужно начать с посещения администрации?Поскольку Вы являетесь собственником данного земельного участка и строение на нем, Вы имеете право их снести, для этого необходимо выполнить следующий ряд действий: 1) Снести 2) Заказать у любого кадастрового инженера акт обследования 3) Прекратить государственный кадастровый учет данных зданий в органах кадастрового учета 4) Зарегистрировать прекращение права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. С уважением, Шелковая Наталья Николаевна 02 Марта 2016, 14:11 0 0 10,0 Рейтинг Правовед.ru 14333 ответа 6473 отзыва эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

Здравствуйте. Думаю при рассмотрении данного вопроса необходимо обратиться к положениям, регулирующим порядок оформления разрешения на снос зданий.

Если это г. Москва, то согласно: Порядок оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе МосквеПриложение 1к постановлению Правительства Москвыот 19 мая 2015 года N 284-ПП(с изменениями на 6 октября 2015 года)1.1. Ордер (разрешение) — документ, являющийся основанием для проведения земляных работ с заглублением более 0,5 м (далее — земляные работы), установки временных ограждений, размещения временных объектов в целях проведения следующих работ:1.1.15.

Снос зданий и сооружений, ликвидация коммуникаций.III. Перечень документов, представляемых для оформления ордера (разрешения) на проведение земляных работ (установку временных ограждений, размещение временных объектов) в городе МосквеДокументы, необходимые для оформления ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов, в целях проведения следующих работ:15.

Снос зданий и сооружений, ликвидация коммуникаций:— заявка установленного образца (представляется заявителем);— проект проведения (производства) работ, подготовленный и оформленный в соответствии с настоящим Порядком, на который в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, оформлено заключение о соответствии проекта проведения (производства) земляных работ Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве (представляется заявителем);— календарный график производства работ, оформленный и согласованный в соответствии с настоящим Порядком (представляется заявителем);— список работников по установленной форме для представления в ФСО России — в случае проведения работ на трассах, маршрутах проезда, в местах пребывания объектов государственной охраны (представляется заявителем);- решение собственника (правообладателя) на снос зданий и сооружений, ликвидацию коммуникаций (представляется заявителем);— решение Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия о сносе здания (сооружения) в случае производства работ по сносу здания (сооружения) в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия (информация получается органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим оформление ордеров (разрешений), в рамках межведомственного взаимодействия);— документы, подтверждающие оформление имущественных прав на подлежащие сносу (ликвидации) здания, сооружения, коммуникации (информация получается органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим оформление ордеров (разрешений), в рамках межведомственного взаимодействия в случае оформления указанных документов органами исполнительной власти города Москвы и в случае наличия сведений об оформленных имущественных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а в иных случаях представляется заявителем). 02 Марта 2016, 14:27 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 31 Января 2015, 03:48, вопрос №706672 11 Мая 2016, 10:51, вопрос №1247466 29 Января 2016, 12:07, вопрос №1120176 14 Февраля 2015, 20:58, вопрос №726104 15 Августа 2019, 14:52, вопрос №2079405 Смотрите также

Проектные документы на снос здания

Получение разрешения на снесение дома сопряжено с разработкой комплекта проектных документов и предоставлением его службе технадзора.

В Москве и Московской области во время подготовки разрешительной документации на снесение постройки особое внимание уделяется перемещению отходов после проведения такой работы.

Для получения разрешения на перемещение отходов строительства, сноса, включая и грунты, вы можете обратиться в Департамент строительства (например, города Москвы). Для этого подготавливается пакет документации, состоящий из: 1) заявки на разрешение перемещения отходов строительства и демонтажа для их дальнейшей переработки; 2) копии ордера и заявки на получение ордера в ОАТИ; 3) технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса; 4) копии лицензии на обращение с опасными отходами транспортной организации, которая заверена последней; 5) копии договора с транспортной организацией, заверенной заявителем; 6) графика выполнения работ; 7) паспорта опасных отходов или лабораторного заключения об отнесении отхода к пятому классу опасности для окружающей среды; 8) копии документации, подтверждающей полномочия заявителя, заверенной им же (договор между заказчиком и инвестором / между генеральным подрядчиком и заказчиком / между субподрядчиком и генеральным подрядчиком); 9) сметы на работу подготовительного периода; 10) свободных лимитов отходополучателя; 11) копии лицензии отходополучателя, заверенной им же; 12) копии договора с отходополучателями, заверенной заявителем; 13) заключения по санитарно-эпидемиологическому и экологическому обследованию ОСС и заверенной заявителем копии.
Для этого подготавливается пакет документации, состоящий из: 1) заявки на разрешение перемещения отходов строительства и демонтажа для их дальнейшей переработки; 2) копии ордера и заявки на получение ордера в ОАТИ; 3) технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса; 4) копии лицензии на обращение с опасными отходами транспортной организации, которая заверена последней; 5) копии договора с транспортной организацией, заверенной заявителем; 6) графика выполнения работ; 7) паспорта опасных отходов или лабораторного заключения об отнесении отхода к пятому классу опасности для окружающей среды; 8) копии документации, подтверждающей полномочия заявителя, заверенной им же (договор между заказчиком и инвестором / между генеральным подрядчиком и заказчиком / между субподрядчиком и генеральным подрядчиком); 9) сметы на работу подготовительного периода; 10) свободных лимитов отходополучателя; 11) копии лицензии отходополучателя, заверенной им же; 12) копии договора с отходополучателями, заверенной заявителем; 13) заключения по санитарно-эпидемиологическому и экологическому обследованию ОСС и заверенной заявителем копии.

Кроме того, могут пригодиться данные об общем объёме отходов от сноса с разбивкой по категориям: 1) стекло, которое потом будет сдано в пункт приёма; 2) цветной металл для дальнейшей сдачи в пункт приёма; 3) лом чёрного металла для той же цели; 4) бой железобетона или бетона для переработки на дробильных комплексах; 5) строительный мусор для будущей утилизации.

Объём проектных документов индивидуален для разных построек.

К примеру, если стены дома, который подлежит разбору, на данный момент применяются как точки опоры для линий наружного освещения, контактной сети троллейбуса или трамвая, надо будет принять решение по переносу элементов крепления в другие точки. Проблемы могут появиться и с инженерными сетями, если их отключить от сносимого здания. Необходимо обеспечить бесперебойное снабжение соседних домов при выполнении демонтажа здания и перекладки инженерных сетей.

Каждое предстоящее мероприятие тщательно контролируют инженеры технадзора.

Снос объектов капитального строительства: новые правила регулирования

Источник: Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) с 4 августа 2019 года был дополнен новой главой 6.4, посвященной сносу объектов капитального строительства (далее – ОКС).

В настоящей статье проанализируем ранее действовавший порядок регулирования сноса ОКС, остановимся на вновь установленных правилах сноса, в том числе особенностях сноса самовольных построек и объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ). Регулирование сноса ОКС до введения новой главы ГрК РФ Правовое регулирование сноса ОКС до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере. При этом основным являлся вопрос необходимости получения разрешительной документации на снос.

Из буквального толкования положений градостроительного законодательства следует, что работы по сносу зданий, сооружений прямо не отнесены к работам по строительству или реконструкции, для осуществления которых по смыслу ст.

51 ГрК РФ необходимо получать разрешение на строительство. Аналогичная позиция нашла отражение в судебной практике. Так, например, Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч.

1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию ОКС без данного разрешения. В своем постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, что проведенные обществом работы по демонтажу (сносу) нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство. При этом доказательств того, что работы по демонтажу (сносу) нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено.

Таким образом, разрешение на строительство для производства работ по сносу ОКС требуется только в том случае, если снос объектов производится в составе работ по строительству ОКС, то есть их созданию, в том числе на месте сносимых объектов (п. 13 ст. 1 ГрК РФ). Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу (демонтажу) объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству, реконструкции.

При этом подготовительные работы по сносу отражались в самостоятельном разделе проектной документации на строительство – проекте организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (с 1 июля 2019 года с учетом изменений требований к содержанию проектной документации работы по сносу включаются в единый раздел «Проект организации строительства» (ПОС)). Вместе с тем, на уровне регионального законодательства действовал ряд актов, устанавливавших обязанность получать некие иные разрешения государственных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления на снос ОКС. Такие правила были установлены, например, ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП

«Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве»

.

При этом за самовольный снос зданий, сооружений в г. Москве предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.18 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Позиция о разрешительной природе действий по сносу нашла также свое отражение в письме Минэкономразвития России от 16.04.2015 № Д23и-1663. Как отражено Минэкономразвития в данном письме, законодательство субъектов РФ предусматривает, что основанием для сноса ОКС является распоряжение органа местного самоуправления, которым в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.

Как отражено Минэкономразвития в данном письме, законодательство субъектов РФ предусматривает, что основанием для сноса ОКС является распоряжение органа местного самоуправления, которым в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта. Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе определяется законодательством субъекта РФ, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе, проект организации работ, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу. Отметим, что региональные акты, посвященные сносу ОКС, носят единичный характер.

Таким образом, до настоящего момента федеральным законодательством правила сноса ОКС не были установлены, региональное законодательство также не предусматривало единообразного и детального регулирования. Существовавший правовой вакуум, однако, был заполнен после введения в действие главы 6.4 ГрК РФ.

Новые правила сноса ОКС: общие положения Согласно п. 1 ст. 55.30 ГрК РФ основаниями для сноса объекта могут быть решение собственника либо, в случаях, установленных законом, решение суда или органа местного самоуправления.

В целях сноса ОКС (если снос осуществляется не в целях строительства нового объекта) застройщик или технический заказчик обеспечивают подготовку проекта организации работ по сносу в качестве самостоятельного документа на основании результатов и материалов обследования объекта. Работы по подготовке данного документа должно осуществлять лицо, включенное в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Требования к проекту организации работ будут установлены Постановлением Правительства РФ.

Отметим, что в случае осуществления сноса за счет бюджетных средств также подлежит разработке смета.

Разработка проекта организации работ не требуется для сноса следующих объектов: гаража; жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, расположенных на садовом земельном участке; объектов индивидуального жилищного строительства; некапитальных и вспомогательных построек. В ГрК РФ вводится понятие лица, осуществляющего снос объекта, по аналогии с понятием лица, осуществляющего строительство.

Таким лицом может быть застройщик или индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.

Таким образом, градостроительное законодательство теперь закрепляет конкретное лицо, обеспечивающее соблюдение всех обязательных строительных норм и правил, а также устанавливает возможность привлечения его к ответственности за нарушение данных норм. Другим крайне важным нововведением, направленным на обеспечение безопасности выполнения работ по сносу, является требование о выполнении работ по договорам подряда на осуществление сноса только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства (исключение составляют случаи выполнения работ по договору подряда, если размер обязательств по такому договору не превышает одного миллиона рублей).

Также для выполнения работ по сносу могут не являться членами СРО лица, освобожденные от обязательного членства в СРО при выполнении работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, в частности: ГУПы, МУПы, казенные предприятия, коммерческие организации с долей участия государства более 50% в случае заключения договоров подряда с публичными образованиями и созданными ими юридическими лицами.

Снос ОКС осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу после отключения объекта от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения, выдаваемыми организациями, эксплуатирующими соответствующие инженерные сети. Отключение объекта подтверждается актом, подписанным сетевой организацией. Для разрешения спорных вопросов взаимодействия с государственными органами при осуществлении сноса ОКС законодательно устанавливается процедура извещения о начале работ и об их окончании, а также предоставления уполномоченному органу проекта организации работ по сносу.

Так, в целях сноса ОКС застройщик или технический заказчик не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района (в отношении межселенной территории) по месту нахождения объекта уведомление о планируемом сносе ОКС.

К уведомлению о планируемом сносе объекта прилагаются результаты и материалы обследования ОКС, а также проект организации работ по сносу.

В случае непредставления данных документов, уполномоченный орган запрашивает их самостоятельно. Уведомление и прилагаемые к нему документы подлежат размещению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Орган местного самоуправления также уведомляет о размещении данных документов орган регионального государственного строительного надзора.

После завершения работ по сносу застройщик или технический заказчик направляет уведомление о завершении сноса, также подлежащее размещению в публичных источниках. Формы названных уведомлений должны быть утверждены Минстроем России.

На настоящий момент на официальном сайте опубликования проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России

«Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»

. Отметим также правило, установленное на переходный период: в случае, если работы по сносу ОКС, не связанные со строительством или реконструкцией объекта, начаты до 4 августа 2019 года, разработка проекта организации работ по сносу и направление уведомления о начале работ по сносу объекта не требуются.

Особенности сноса самовольных построек и объектов в границах ЗОУИТ С 4 августа 2019 года существенной переработке подверглась статья 222 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), определяющая признаки самовольной постройки и последствия осуществления самовольного строительства. Содержание данных изменений, кардинально меняющих подход законодателя к самовольному строительству и фактически вводящих фигуру добросовестного застройщика самовольной постройки, заслуживают анализа в рамках отдельной статьи.

В настоящей статье остановимся на ранее законодательно не установленных процедурных аспектах сноса самовольных построек с учетом последних изменений ГрК РФ. Снос самовольных построек осуществляется на основании решения суда или, в случаях, определенных п.

4 ст. 222 ГК РФ, по решению органа местного самоуправления (далее также – ОМС).

Статьей 55.32 ГрК РФ установлена процедура принятия решения о сносе самовольной постройки. Так, ОМС в течение двадцати рабочих дней со дня получения от надзорных органов сведений о выявлении самовольной постройки обязан принять решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в случаях, когда такое право предоставлено ему ГК РФ, либо обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

В случае, если по результатам анализа полученных от надзорного органа документов признаки самовольной постройки не выявлены, ОМС направляет уведомление об этом в надзорный орган. Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или решением органа местного самоуправления.

Отметим, что не выполненные обязанности по сносу или реконструкции самовольной постройки переходят к новому правообладателю земельного участка переходе прав на земельный участок. Указанные лица обязаны осуществить снос постройки либо ее реконструкцию в соответствии с утвержденной ОМС проектной документацией, предусматривающей приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. В случае невыполнения данных обязанностей в определенные решением о сносе сроки, ОМС уведомляет об этом орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении участков, находящихся в публичной собственности, либо обращается в суд с иском об изъятии земельного участка, находящегося в частной собственности.

Наконец, ГрК РФ устанавливает перечень случаев, когда снос постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется самим ОМС за счет средств бюджета с возмещением расходов за счет средств правообладателей постройки.

ОМС осуществляет снос постройки самостоятельно, если правообладатели постройки или земельного участка не выявлены, либо в случае, если правообладатели не предприняли действий по сносу или реконструкции постройки в течение 6 месяцев со дня истечения установленного срока, а права на земельный участок к третьим лицам не переходили. Кроме того, снос осуществляется ОМС в случае, если правообладатели не снесли или не реконструировали объект, расположенный на неделимом земельном участке, на котором также расположены иные здания и сооружения, самовольными постройками не являющиеся. Изменения, не менее кардинальные, чем изменения в области самовольного строительства, с 4 августа 2019 года коснулись правового регулирования зон с особыми условиями использования территории.

С учетом данных изменений, ГрК РФ предусматривает коррелирующие специальные правила сноса ОКС, расположенных в границах ЗОУИТ. ОКС, попавшие в границы ЗОУИТ, по общему правилу подлежат сносу в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения таких объектов. Снос ОКС или его приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется по решению собственника либо на основании соглашения о возмещении убытков.

Указанное соглашение о возмещении убытков заключается собственником ОКС с правообладателем здания или сооружения, в связи с размещением которых установлена ЗОУИТ. В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос объекта или его приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется исключительно на основании решения суда. При этом в случае, если установление ЗОУИТ приводит к невозможности использования объекта, правообладатели объектов, в связи с размещением которых созданы ЗОУИТ, публичные образования обязаны выкупить такой объект капитального строительства.

Подводя итог изложенному выше, необходимо отметить, что принятые изменения законодательства, действительно, заполняют ранее существовавший пробел в сфере сноса ОКС, устанавливая как общие принципы и правила регулирования, так и специальные нормы в отношении сноса самовольных построек и объектов в границах ЗОУИТ. В то же время, представляется не совсем однозначным подход законодателя об установлении уведомительного, а не разрешительного порядка сноса объектов, учитывая, что специальные виды ответственности лица, осуществляющего снос, за нарушение правил и требований безопасности, не определены.

Представляется, что введение именно уведомительной системы сноса ОКС связано с общей законодательной тенденцией, направленной на сокращение числа разрешительных процедур в строительстве.

Вместе с тем, позволят ли новые процедуры обеспечить безопасность осуществления сноса ОКС – покажет практика. Постановление Верховного Суда РФ от 10.10.2016 по делу № А70-13521/2015.

* * Я даю согласие на обработку моих персональных данных. Отправить

Как быть в случае с капитальным объектом?

Если речь идет о демонтаже капитальных построек, приходится пройти более сложный путь бюрократических согласований.