Индивидуальный предприниматель и тсж

Индивидуальный предприниматель и тсж

Хозяйственная деятельность ТСЖ


Вопросы бухгалтерского и налогового учета операций, совершаемых ТСЖ, вызывают множество жарких споров. Главная причина заключается в том, что действующее законодательство не содержит четких и исчерпывающих указаний, позволяющих однозначно относить те или иные операции к операциям, совершаемым в рамках целевого финансирования или квалифицируемым в качестве предпринимательской (приносящей доход) деятельности. Попробуем разобраться, чем нужно руководствоваться при решении возникающих проблем.

согласно ЖК РФ О возможности осуществления хозяйственной деятельности ТСЖ для достижения целей, предусмотренных его уставом, говорится в ст.

152 ЖК РФ. Тут же приводится перечень разрешенных видов хозяйственной деятельности ТСЖ: –обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в МКД; –строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в МКД; –сдача в аренду, внаем части общего имущества в МКД. Перечень сформулирован как закрытый, хотя в действительности ТСЖ может осуществлять и иные виды деятельности. К примеру, на основании ст. 137 ЖК РФ ТСЖ имеет полное право: –выполнять работы для собственников помещений в МКД и предоставлять им услуги; –продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу; –заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия (если, конечно, это не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в МКД).

Пожалуй, наиболее интересными в данной статье являются следующие нюансы.

Во-первых, в п. 3 ст. 152 ЖК РФ говорится о доходе от хозяйственной деятельности ТСЖ, который должен использоваться для оплаты общих расходов или направляться в специальные фонды.

Кроме того, указанная норма обособляет такой вид дохода ТСЖ, как дополнительный доход, который, минуя оплату общих расходов и специальные фонды, можно использовать на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные гл.

14 ЖК РФ и уставом самого товарищества.

Содержание п. 3 ст. 152 ЖК РФ позволяет предположить, что в этой норме идет речь о двух видах доходов (о доходах от хозяйственной деятельности и иных доходах (дополнительных)), и данное обстоятельство не стоит упускать из виду хотя бы потому, что закон устанавливает разные направления их использования. Во-вторых, в составе хозяйственной деятельности ТСЖ в п. 2 ст. 152 ЖК РФ упоминаются обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в МКД.

При этом управление общим имуществом в МКД, обеспечение владения, пользования, распоряжения им, а также осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению имущества МКД – это изначальные цели создания ТСЖ (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). Осуществление управления МКД – одна из обязанностей ТСЖ (п.

2 ст. 138 ЖК РФ). Кроме того, в обязанности ТСЖ согласно ст.

138 ЖК РФ входит обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в МКД.

Также ТСЖ должно обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в МКД их обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество. Таким образом, фактически получается, что обслуживание, эксплуатация, ремонт, содержание, сохранение и приращение имущества МКД – это не просто один из разрешенных видов хозяйственной деятельности, а основная деятельность ТСЖ, для осуществления которой оно, собственно, и создается (часто она называется уставной деятельностью).

Это исключает возможность квалификации данной деятельности в качестве предпринимательской. Заметим, что термин «предпринимательская деятельность» или «приносящая доход деятельность» в ЖК РФ применительно к ТСЖ не употребляется вообще. Тем не менее нередко выражение «хозяйственная деятельность», присутствующее в данном кодексе, ассоциируется именно с понятием предпринимательской деятельности.

Хотя, очевидно, это далеко не так.Хозяйственная деятельность в контексте…В словарной литературе термин «хозяйственная деятельность» раскрывается как совокупность действий, направленных, в частности, на пополнение запаса материальных благ и обеспечение возможной полноты удовлетворения потребностей, которым они призваны служить. С этой целью существующие блага хранятся, добываются и производятся новые, перемещаются в пространстве и в меновом обороте, а также организуется их потребление. Мотивом хозяйственной деятельности служит стремление человека удовлетворять свои потребности в материальных благах.

Хозяйственная деятельность представляет, таким образом, проявление хозяйственного (экономического, целесообразного) мотива в человеческой жизни (извлечение из Руководства по экспертизе заявок на изобретения1). Чтобы разобраться с тем, что же, собственно, следует понимать под хозяйственной деятельностью ТСЖ и каким образом необходимо трактовать те или иные операции в бухгалтерском и налоговом учете, обратимся к нормам гражданского, бухгалтерского и налогового законодательств.… гражданского законодательства К сожалению, в гражданском законодательстве нет четкого определения понятия «хозяйственная деятельность», хотя оно и используется в различных нормативных актах.

Чтобы разобраться с тем, что же, собственно, следует понимать под хозяйственной деятельностью ТСЖ и каким образом необходимо трактовать те или иные операции в бухгалтерском и налоговом учете, обратимся к нормам гражданского, бухгалтерского и налогового законодательств.… гражданского законодательства К сожалению, в гражданском законодательстве нет четкого определения понятия «хозяйственная деятельность», хотя оно и используется в различных нормативных актах. К примеру, в п. 1 ст. 107 ГК РФ говорится, что производственный кооператив (артель) создается для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг). То есть фактически под хозяйственной деятельностью понимается вся деятельность организации, в том числе производственная деятельность, торговля, оказание различных видов услуг и т.

д., как совокупность всех совершаемых ею действий, сделок, операций. Отдельно в ст. 2 ГК РФ оговаривается, что предпринимательской деятельностью считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Это позволяет сделать вывод, что в контексте гражданского законодательства понятия «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность» – это далеко не одно и то же. Главным признаком предпринимательской деятельности является ее направленность на систематическое получение прибыли. Так, в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 подчеркивается, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения по ст.

14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации), если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли. С другой стороны, само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных ст.

14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Аналогичным образом дело обстоит с Законом об НКО2. В нем не дается четких определений, но приводится различие между более широким понятием «деятельность» («виды деятельности») и, соответственно, более узким термином «предпринимательская деятельность».

В частности, согласно п. 1 ст. 24 данного документа НКО может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ, соответствующих целям ее деятельности и предусмотренных ее учредительными документами.

В пункте 2 ст. 24 указанного закона говорится, что НКО также может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям, а также при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах организации.

Далее уточняется, что предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и оказание услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и не-имущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельность НКО отдельных видов, а в части учреждений – в том числе отдельных типов.… законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету Изучая действующие законы и нормативные акты (в том числе ПБУ), мы сталкиваемся с тем, что, хотя выражения «хозяйственная деятельность», «факты хозяйственной деятельности», «результаты хозяйственной деятельности» и т.

д. встречаются достаточно часто, четкого определения хозяйственной деятельности в них нет. Так, в старом, но пока еще действующем Законе о бухгалтерском учете3 упоминается, что одной из основных задач бухгалтерского учета является предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, а объектами учета признаются имущество, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Бухгалтерская отчетность согласно ст.

2 указанного закона – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В Новом законе о бухгалтерском учете4, который начнет действовать с 01.01.2013 и будет распространяться в равной мере на коммерческие и некоммерческие организации, объекты бухгалтерского учета раскрыты более развернуто.

Первым из них в п. 1 ст. 5 закона упоминаются факты хозяйственной жизни. Определение этого термина дано в п. 8 ст. 3 Нового закона о бухгалтерском учете, где говорится, что факт хозяйственной жизни – это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Таким образом, оба закона о бухгалтерском учете (старый и новый) подразумевают, что хозяйственная деятельность охватывает абсолютно все операции, сделки и события, которые совершаются организацией или происходят в ней (с ней) и приводят к изменениям в ее имуществе и обязательствах. Данное обстоятельство является еще одним подтверждением того, что понятия «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность» никак не могут трактоваться как синонимы.

Хозяйственная деятельность гораздо шире и охватывает все события, операции и факты, имеющие место в данной организации, независимо от того, признаются ли они предпринимательской деятельностью. О фактах хозяйственной деятельности много сказано и в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»5, устанавливающем базовые принципы бухгалтерского учета, основные допущения и требования, к примеру: –допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности подразумевает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами; –учетная политика должна обеспечивать полноту и своевременное отражение всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности; –требование приоритета содержания перед формой заключается в том, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования. Тот же термин («факты хозяйственной деятельности») присутствует в Инструкции по применению Плана счетов6, где, в частности, уточняется, что она устанавливает единые подходы к отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета и раскрывает экономическое содержание фактов хозяйственной деятельности, обобщаемых на синтетических счетах, и порядок отражения наиболее распространенных фактов, а сам План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

В этой связи немаловажен факт наличия в Плане счетов счета 86 «Целевое финансирование», предназначенного, как известно, для обобщения информации о движении целевых средств и отражения операций, связанных с направлением средств целевого финансирования на содержание НКО.

Косвенно это свидетельствует о том, что получение и использование целевого финансирования также являются фактами хозяйственной жизни и составляющими хозяйственной деятельности организации. Таким образом, уставная и предпринимательская (иная приносящая доход) деятельность НКО является составной частью ее хозяйственной деятельности, охватывающей все операции, имеющие место в организации.
Таким образом, уставная и предпринимательская (иная приносящая доход) деятельность НКО является составной частью ее хозяйственной деятельности, охватывающей все операции, имеющие место в организации.

Вместе с тем в Информации об особенностях формирования бухгалтерской отчетности НКО (ПЗ-1/2011)»7уточняется, что по группе статей «Целевые средства» в Бухгалтерском балансе нужно отражать суммы полученных НКО: –регулярных и единовременных поступлений денежных средств и имущественных взносов от учредителей (участников), членов; –других не запрещенных законодательством РФ поступлений, включая поступления на содержание НКО. То есть к целевому финансированию отнесены не только членские и другие обязательные и добровольные взносы, но и иные поступления, если они носят строго целевой характер.

Получается, что признавать доходы и расходы (на счетах 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы») и формировать финансовый результат (на счете 99 «Прибыли и убытки») НКО (включая ТСЖ) должны только в части операций, совершаемых в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Рекомендуем прочесть:  Права подростка 18 лет

Об этом, в частности, говорится в п. 1ПБУ 9/99«Доходы организации»8и ПБУ 10/99 «Расходы организации»9, где уточняется, что НКО применяют нормы этих документов только в отношении доходов и расходов от предпринимательской и иной деятельности.… налогового законодательства Налоговое законодательство использует понятие «хозяйственная деятельность» реже и тоже не дает его четкого определения. Приведем несколько примеров: –согласно ст.

25.1 НК РФ исчисление и уплата налога на прибыль консолидированной группой налогоплательщиков осуществляются с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности данных налогоплательщиков; –в соответствии с п.

6 ст. 150 НК РФ от обложения НДС освобожден ввоз на территорию РФ товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора; –на основании ст. 288.1 НК РФ резиденты особой экономической зоны в Калининградской области могут использовать особый порядок уплаты налога на прибыль только при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности; –в силу п.

2 ст. 333.2 НК РФ не нужно платить налог с объектов животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.

Перечисленные формулировки также наводят на мысль, что под хозяйственной деятельностью подразумевается совокупность всех совершаемых определенным лицом действий вне зависимости от того, направлена ли она на систематическое получение прибыли и может ли трактоваться как предпринимательская.

Вместе с тем в пп. 3 п. 2 ст. 43 НК РФ говорится о том, что не признаются дивидендами выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации. Отсюда следует, что налоговое законодательство местами разделяет понятия уставной и предпринимательской деятельности НКО, что не отменяет утверждения о возможности их объединения под общим знаменателем «хозяйственная деятельность».

Однако при исчислении налога на прибыль неважно, является ли деятельность НКО уставной, предпринимательской, хозяйственной или какой‑то еще. Формулировки гл. 25 НК РФ вполне конкретны и в определенном смысле просты: –объектом налогообложения согласно ст. 247 НК РФ признается прибыль налогоплательщика; –прибылью (для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы) являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Состав и доходов, и расходов определяется по правилам конкретных статей гл. 25 НК РФ; –доходы определяются в порядке, установленном ст. 249 и 250 НК РФ, с учетом того, что некоторые виды доходов не подлежат налогообложению на основании ст.

251 НК РФ. Иными словами, исключение тех или иных доходов из состава налогооблагаемых не зависит от того, к какому виду деятельности они относятся и как она квалифицируется в контексте гражданского и бухгалтерского законодательств. Значение имеет лишь то, упомянуты ли данные доходы в перечне, приведенном в ст. 251 НК РФ. В частности, согласно пп.

14 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль средства собственников помещений в МКД, поступающие на счета осуществляющих управление МКД ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, а также управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества МКД. Кроме того, в силу положений п.

2 ст. 251 НК РФ льготируются целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц.Квалификация операций и профессиональное суждение бухгалтера ТСЖ С учетом всего вышеизложенного подведем итог. В законодательстве широко используется, но не раскрывается понятие хозяйственной деятельности организации.

Однако комплексный анализ положений различных законов позволяет сделать вывод, что понятие «хозяйственная деятельность» охватывает все виды деятельности, сделки, операции и события, влияющие на имущественное и финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации, и, по сути, представляет собой всю совокупность фактов хозяйственной жизни.

Поэтому ни в каком контексте нельзя отождествлять хозяйственную деятельность с предпринимательской деятельностью. Предпринимательская деятельность характеризуется, прежде всего, направленностью на систематическое получение прибыли.

В НКО она носит подчиненный характер по отношению к уставной деятельности, ради осуществления которой организация создавалась. Поэтому в НКО предпринимательская деятельность может осуществляться только постольку, поскольку это не противоречит целям создания и ведения деятельности НКО. Конкретные виды предпринимательской деятельности НКО должны быть закреплены в ее уставе.

Конкретные виды предпринимательской деятельности НКО должны быть закреплены в ее уставе. Применительно к ТСЖ это означает, что те виды деятельности, которые перечислены в ст. 152 ЖК РФ, нельзя однозначно считать предпринимательскими, а сам перечень приведенных в данной статье видов хозяйственной деятельности ТСЖ – исчерпывающими, поскольку хозяйственная деятельность охватывает абсолютно все операции и действия, которые совершаются товариществом, включая те, что направлены на достижение целей создания ТСЖ.

Как следствие, сам факт упоминания отдельных видов деятельности (операций) в данном перечне не означает, что отражать эти операции необходимо именно с использованием счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и к ним невозможно применить счет 86 «Целевое финансирование». Квалифицируя операции как операции, связанные с целевыми поступлениями (уставной деятельностью ТСЖ) или являющиеся частью предпринимательской деятельности и, как следствие, приводящие к необходимости признания доходов в порядке, предусмотренном ПБУ 9/99, бухгалтеру нужно учитывать целый ряд факторов.

Главным из них является характер совершаемых операций в контексте целей создания и ведения деятельности ТСЖ. Кстати, упоминание того или иного вида деятельности в уставе ТСЖ само по себе также не позволяет идентифицировать операции как уставные или предпринимательские. Гораздо важнее обращать внимание на характер взаимоотношений между ТСЖ и лицами, вносящими те или иные платежи, а также на то, является ли совершение соответствующих действий в отношении данных лиц обязанностью ТСЖ, возлагаемой на товарищество по нормам ЖК РФдля достижения тех целей, ради которой оно было создано.

Немаловажно также помнить, что правила налогового учета (в части учета целевых поступлений и целевого финансирования) не имеют никакого отношения к вопросам квалификации и отражения операций в бухгалтерском учете.

Бухгалтер ТСЖ для целей составления бухгалтерских записей и формирования бухгалтерской отчетности при разделении хозяйственной деятельности на уставную и предпринимательскую и установлении природы отдельных фактов хозяйственной деятельности может исходить из следующих предпосылок. К числу целевых поступлений, которые следует учитывать на счете 86 «Целевое финансирование», логично относить: –вступительные и иные взносы членов ТСЖ; –поступления от всех собственников на содержание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества в МКД; –субсидии (например, на возмещение организационных расходов на создание ТСЖ); –оплату коммунальных услуг всеми собственниками помещений.

В числе операций, составляющих предпринимательскую деятельность и подлежащих отражению с использованием счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» (предполагающих признание доходов и расходов по нормам ПБУ 9/99 и 10/99), можно назвать, прежде всего, оказание услуг и выполнение работ за отдельную плату на систематической основе: –обслуживание и ремонт имущества, не являющегося общим имуществом МКД (то есть внутриквартирного оборудования и иного имущества, находящегося внутри квартир и иных частных помещений); –установка сантехнического оборудования, светильников, розеток, замена труб; –услуги по ремонту квартир и офисов; –клининговые услуги (услуги по уборке помещений, чистке ковров и мебели и т. д.); –консультационные, информационные услуги (к примеру, по согласованию перепланировки квартиры) и т. д. * * * Анализ норм действующего законодательства позволяет утверждать, что понятия хозяйственной и предпринимательской деятельности не являются синонимами.

Хозяйственная деятельность – это совокупность абсолютно всех операций, действий, фактов и событий, имеющих место в процессе жизнедеятельности компании. Предпринимательская деятельность – это совокупность только тех операций и событий, которые совершаются с целью систематического получения прибыли. В рамках уставной деятельности совершаются те операции, которые отвечают целям создания товарищества или сопутствуют их достижению.

__________________________________

  • Утверждено Приказом Роспатента от 25.07.2011 № 87.
  • Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.
  • Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.
  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • Подробнее об этом документе читайте в статье Н. Н. Шишкоедовой «Особенности формирования бухгалтерской отчетности НКО» (№ 2, 2012).
  • Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
  1. , доцент кафедры «Бухучет и аудит», Курганский филиал АТ и СО

Журнал . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Расходы на отопление и нагрев горячей воды для нашего дома

Январь 2019Январь 2019Январь 2017Отопление и содержание котельной за весь дом241 775,48 Р360 522,53 Р551 032,21 РОтопление и содержание котельной за квартиру 61,1 м²1297,77 Р1935,16 Р2957,76 РОтопление и содержание котельной за 1 м²21,24 Р31,67 Р48,41 РТепло и ГВС за весь дом289 889,00 Р528 537,04 Р676 594,92 РГВС за весь дом48 113,52 Р168 014,51 Р125 562,71 РГВС за 1 м³88,12 Р307,72 Р229,97 РЭкономия для дома386 705,92 Р148 057,89 Р—Отопление и содержание котельной за весь домЯнварь 2019241 775,48 РЯнварь 2019360 522,53 РЯнварь 2017551 032,21 РОтопление и содержание котельной за квартиру 61,1 м²Январь 20191297,77 РЯнварь 20191935,16 РЯнварь 20172957,76 РОтопление и содержание котельной за 1 м²Январь 201921,24 РЯнварь 201931,67 РЯнварь 201748,41 РТепло и ГВС за весь домЯнварь 2019289 889,00 РЯнварь 2019528 537,04 РЯнварь 2017676 594,92 РГВС за весь домЯнварь 201948 113,52 РЯнварь 2019168 014,51 РЯнварь 2017125 562,71 РГВС за 1 м³Январь 201988,12 РЯнварь 2019307,72 РЯнварь 2017229,97 РЭкономия для домаЯнварь 2019386 705,92 РЯнварь 2019148 057,89 РЯнварь 2017—

Порядок отчета перед жильцами

Согласно законодательству, товарищество собственников жилья, а именно члены правления и его глава, обязаны регулярно отчитываться перед жильцами.

Причем регулярный порядок отчета устанавливается уставом. Кроме того, отчет о движении средств, выплатах, тратах, полученных доходах или проделанной ТСЖ работе должен быть предоставлен по первому требованию членов объединения. Тем не менее, ни одним законодательным актом не было установлено четкой формы для отчета ни для правления, ни для председателя.

Тем не менее, ни одним законодательным актом не было установлено четкой формы для отчета ни для правления, ни для председателя. Исходя из этого, порядок отчетности перед жильцами следует четко прописать в уставе товарищества. Потому как он является основным документом, согласно которому должны действовать члены правления и глава ТСЖ.

Каждый из жильцов, являющийся членом товарищества, должен в обязательном порядке ознакомиться с уставом товарищества. В нем описан порядок, каким образом, когда и в какой форме оно обязано отчитаться перед собственниками квартир.

Устав

Как уже было сказано, устав товарищества – главный правовой документ, регулирующий права, функции, обязанности его членов, правления и председателя. Он подается в качестве учредительного документа для регистрации товарищества в качестве юридического лица. На первом общем собрании членов товарищества устав должен быть утвержден и подписан председателем.Форма и содержание определяются законодательством РФ, согласно которому устав:

  1. утверждается всеми владельцами квартир;
  2. должен быть пронумерован и подписан председателем;
  3. подписи собственников необязательны.

Копия заверенного устава должна быть заверена нотариусом.

После чего ТСЖ на его основании регистрируют в федеральной налоговой службе для дальнейшего налогообложения объединения собственников жилья.Сам устав содержит:

  1. место и дата составления;
  2. цель, с которой создавалось товарищество;
  3. адреса входящих в ТСЖ зданий;
  4. права, обязанности его членов.

Если необходимо внести поправки в уже действующий устав, необходимо провести общее собрание и изменить содержание документа на основании протокола мероприятия.

Платежные системы как партнер ТСЖ и управляющей организации

В чем преимущество приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги через электронные терминалы? Кто является участниками платежной системы? Какой договор нужно заключить ТСЖ (управляющей организации) с платежной системой?

Каков алгоритм приема платежа от гражданина? Об этом вы узнаете из данной статьи.Не секрет, что ТСЖ и управляющим организациям зачастую приходится иметь дело с должниками. Как ни странно, иногда задолженность возникает в связи с тем, что собственникам просто не хватает времени доехать до отделения банка, отстоять в нем очередь или даже зайти в правление товарищества (кассу управляющей организации).

Дополнительные возможности оплатить «коммуналку» предоставляют широко распространенные в настоящее время платежные системы.Став уже привычными для потребителей услуг сотовой связи и Интернета, электронные платежные системы проникают и в сферу оплаты услуг ЖКХ.

Однако пока нельзя сказать, что данный способ оплаты популярен среди многих ТСЖ и управляющих компаний. И причин этому, как видится, две: консервативность мышления и недоверие к электронным машинам. Тем не менее, товарищества, решившиеся применять современную платежную систему, остаются довольны.

Попытаемся разобраться в достоинствах и недостатках оплаты услуг ЖКХ указанным способом.Участники системыОпределимся с лицами, участвующими в цепочке оплаты услуг ТСЖ и управляющих организаций.

В указанные отношения вовлечены:– исполнитель, или провайдер, услуг (ТСЖ, управляющая организация);– потребители услуг (жильцы);– владелец терминала;– организатор электронной платежной системы;– банк или иная кредитная организация.Терминал и есть та электронная машина, которая принимает деньги от населения. Чтобы терминал принимал деньги за конкретные услуги, организатор электронной платежной системы устанавливает на него специальное программное обеспечение.

Электронная платежная система – это специализированная служба, позволяющая в режиме реального времени производить расчеты между участниками[1].Согласно п. 9 ст. 5 Закона о банках[2] перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов относится к банковским операциям.

Кроме банков и иных кредитных организаций, такие операции вправе осуществлять коммерческая организация, не являющаяся кредитной, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги (ст.

13.1 Закона о банках). Следовательно, организатор платежной системы – это коммерческая организация.

Индивидуальный предприниматель не вправе принимать плату за услуги ЖКХ. При этом организатору платежной системы не нужно получать лицензию Банка России для осуществления указанных операций (ст. 13.1 Закона о банках).По смыслу рассматриваемого закона организатор платежной системы и владелец терминала – одно лицо, а точнее, коммерческая организация, осуществляющая принятие наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги.

Однако на практике сложилась ситуация, когда владелец терминала и организатор платежной системы – самостоятельные участники финансовых отношений, взаимодействующие друг с другом на основании агентских договоров. Существует мнение, что подобная схема отношений запрещена.

В частности, п. 3 Указания № 1842‑У[3]запрещает коммерческой организации поручать другим лицам прием наличных денежных средств от физических лиц.Учитывая, что взаимоотношения владельцев терминалов и организаторов платежных систем не являются предметом рассмотрения данной статьи[4], остановимся лишь на том, что необходимо иметь в виду управляющим организациям и ТСЖ, желающим заключить договор с организатором платежной системы.

Итак, оформляя сделку, ТСЖ и управляющие организации должны убедиться в законности операции. Статья 13.1 Закона о банках предусматривает, что коммерческая организация вправе осуществлять сбор платежей от физических лиц при наличии двух заключенных договоров:– между платежной системой и банком, по условиям которого сборщик платежей будет от своего имени, но за счет банка принимать денежные средства в целях перевода средств на банковский счет поставщика услуг;– между банком и поставщиком услуг на перевод денежных средств, принятых платежной системой.Таким образом, в рассматриваемых отношениях обязательным участником выступает банк или иная кредитная организация.

Необходимо отметить, что участие банка является дополнительной гарантией прав физических лиц, осуществляющих платежи через небанковские системы, и препятствует незаконному завладению средствами граждан при помощи мошеннических схем. Кроме того, сам банк может быть организатором платежной системы[5]. Представляется, что подобная схема наиболее выгодна для провайдеров услуг, поскольку у банка есть возможность существенно снизить комиссию в своей собственной платежной системе.Обязанности платежной системыУправляющие организации и ТСЖ, желающие использовать платежную систему, заключают следующие договоры:1) агентирования с организатором платежной системы;2) оказания услуг с банком на осуществление перевода денежных средств от физических лиц на расчетный счет.По условиям агентского договора платежная система принимает на себя обязательство от имени ТСЖ (управляющей организации) принимать платежи в их пользу.

Заключая подобный договор, ТСЖ (организация) предоставляет жильцам дополнительный сервис.

Спрашивать ли при этом их согласие на общем собрании?

Учитывая, что исполнение договора с платежной системой может быть связано с определенными затратами, размер этих затрат должен быть одобрен на собрании (при утверждении сметы на предстоящий год или принятии размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от способа управления многоквартирным домом). При этом согласие общего собрания на заключение конкретного договора не требуется. Товарищество и управляющая компания вправе самостоятельно определять, каким образом осуществлять управление домом.В соответствии с п.

2 Указания № 1842‑У платежная система обязана обеспечить предоставление физическим лицам по их требованию при осуществлении операций информации о наименовании кредитной организации, номере лицензии на осуществление банковских операций, а при взимании с физического лица комиссионного вознаграждения – информации о его размере, а также о видах и размерах иных расходов физических лиц. Информация должна предоставляться в доступной для ознакомления физическими лицами форме.Принятые от физических лиц наличные денежные средства платежная система вносит в кассу банка, заключившего с ней договор, в целях перевода средств ТСЖ или управляющей организации (п.

5 Указания № 1842‑У). Кроме того, платежная система представляет в банк реестр проведенных операций, являющийся основанием для составления платежных поручений кредитной организации на перевод денежных средств организациям – получателям средств. Форма, порядок и сроки представления реестра проведенных операций устанавливаются в договоре, заключаемом банком и организатором платежной системы (п.

6 Указания № 1842‑У).В договоре с платежной системой необходимо предусмотреть и порядок информирования ТСЖ (управляющей организации) о размере и сроках поступлений платежей конкретных потребителей.Добавим, что привлечь к сотрудничеству платежную систему может не только сам провайдер жилищно-коммунальных услуг, но и агент, который был нанят исполнителем для начисления и взимания платы (например, расчетный центр).Осуществление платежа при помощи терминалаФизические лица обязаны вносить денежные средства на основании платежных документов, выданных им товариществом или управляющей организацией (п. 2 ст. 155 ЖК РФ). Предоставление дополнительных документов для оплаты услуг ЖКХ с помощью терминала не требуется. Достаточно передать все необходимые сведения платежной системе, а именно:1) сведения, позволяющие идентифицировать плательщика (это могут быть ФИО, номер квартиры, номер лицевого счета, номер договора с ТСЖ или управляющей компанией);2) сведения, позволяющие идентифицировать получателя средств, – ТСЖ, управляющую организацию (например, наименование, адрес, ИНН).В качестве подтверждения платежа терминал автоматически выдает плательщику специальный документ.

В соответствии с п. 4 Указания № 1842‑У его форма согласуется с банком, но должна обязательно содержать:– общую сумму принятых денежных средств;– размер комиссионного вознаграждения (при взимании с плательщика);– дату, время проведения операции;– место обслуживания физических лиц (место нахождения терминала);– наименование и место нахождения коммерческой организации, ее ИНН;– уникальный номер и дату договора между коммерческой организацией и кредитной организацией;– наименование кредитной организации и ее БИК;– номера контактных телефонов коммерческой организации и банка;– наименование организации – получателя средств, ее ИНН.Обязательства граждан по оплате услуг ЖКХ считаются исполненными с момента приема у них наличных денежных средств терминалом (ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», абз.

2 п. 2 Указания № 1842‑У).Неоднозначным является вопрос о взимании с граждан комиссии. Имеет место точка зрения, что нельзя взимать комиссию с коммунальных платежей сверх начисленной гражданам суммы, указанной в платежном документе.

Как известно, коммунальные услуги оплачиваются по установленным тарифам. Взимание комиссии при оплате этих услуг Управление Федерального антимонопольной службы расценило как нарушение установленного порядка ценообразования и злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания коммунальных услуг, а арбитры согласились с ним (Постановление ФАС СЗО от 31.12.2008 № А26-2221/2008).На практике организаторы платежных систем оговаривают в соглашении с провайдером услуг возможность взимания агентами дополнительного вознаграждения с плательщика, которое полностью поступает в распоряжение владельца терминала.

Таким образом, ТСЖ и управляющая организация вправе предусмотреть отсутствие комиссии при приеме платежей от граждан.

Вместе с тем организаторам платежных систем при сотрудничестве с исполнителями жилищно-коммунальных услуг следует учесть приведенный пример из арбитражной практики.Через тернии к звездамВсе трудности обслуживающих жилищный фонд организаций в сотрудничестве с платежными системами будут вызваны именно нежеланием собственников помещений нести дополнительные расходы. Речь идет о комиссии и о вознаграждении банку в соответствии со ст.

13.1Закона о банках. Тем не менее, нельзя не отметить, что организация сбора платежей с помощью платежных систем принесла бы ТСЖ и управляющим организациям положительные результаты.Так, многие платежные системы предлагают установку терминалов в непосредственной близости к месту проживания плательщиков, что приведет к уменьшению количества неплатежей.

Некоторые платежные системы отвечают критериям совместимости с бухгалтерскими программами ТСЖ.

Регулярное предоставление реестров от платежной системы позволяет проводить оперативный мониторинг оплаты квитанций. Платежные системы уже готовы вести переговоры относительно размера комиссии.

Известны случаи, когда коммерсанты вовсе отказывались от какой‑либо комиссии, однако взамен ТСЖ должно было обеспечить бесплатную установку терминалов в подъездах дома.Введение любого новшества для собственников помещений в многоквартирных домах сопровождается масштабной информационно-просветительской деятельностью управляющих. Организация оплаты услуг через платежные системы не является исключением.

В очередной раз работникам ЖКХ нужно набраться терпения, провести работу с жителями и вместе пользоваться современным сервисом.[1] См.: М.

Г. Суховская, Е. А. Шаронова. «Терминальный» бизнес» («Главная книга», 2007, № 16).[2] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».[3] Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842‑У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями».[4] В настоящее время в Государственной думе РФ находится на рассмотрении законопроект, детально регулирующий деятельность платежных агентов.[5] Например, ОАО «Петербургский социальный коммерческий банк» учредил платежную систему «Кассира.

нет».

  1. , юрист НП «Нижегородская ассоциация ТСЖ»

Журнал .

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

По запросу «» ничего не найдено. Уточните, пожалуйста, запрос, например, напишите «Стандарт раскрытия информации» или «ГИС ЖКХ».

Последние публикации 4 часа назад 5 часов назад 8 часов назад 8 часов назад вчера вчера вчера 4 дня назад 4 дня назад 4 дня назад 5 дней назад 5 дней назад 5 дней назад 6 дней назад 6 дней назад 18+Портал для УО/ТСЖ

  1. Интернет-служба для УО/ТСЖ
    • —>ОСС на 100%Оформите весь пакет документов по ОСС в МКД в одной программе, войдите в свою учётную запись или зарегистрируйтесь Спасибо! Мы сообщим вам о запуске сервиса.Произошла ошибка! Попробуйте, пожалуйста, позже.Узнать о запуске Подписаться Восстановить подпискуВыберите причину нарушения: Спам/Введение в заблуждение Проявление нетерпимости и дискриминация Нарушение моих прав ОтправитьМы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра? Да, я представитель УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК или расчётного центра Нет, я представляю собственника (потребителя ЖКУ) ПодтвердитьПодпишитесь на рассылку Получайте новости сферы ЖКХ, присоединяйтесь к 35 900 подписчикам! Мы используем файлы cookie для сбора статистики, которая поможет нашему сайту стать лучше и удобнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия .
  2. —>ОСС на 100%Оформите весь пакет документов по ОСС в МКД в одной программе, войдите в свою учётную запись или зарегистрируйтесь Спасибо!

    Мы сообщим вам о запуске сервиса.Произошла ошибка!

    Попробуйте, пожалуйста, позже.Узнать о запуске Подписаться Восстановить подпискуВыберите причину нарушения: Спам/Введение в заблуждение Проявление нетерпимости и дискриминация Нарушение моих прав ОтправитьМы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра?

    Да, я представитель УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК или расчётного центра Нет, я представляю собственника (потребителя ЖКУ) ПодтвердитьПодпишитесь на рассылку Получайте новости сферы ЖКХ, присоединяйтесь к 35 900 подписчикам!