Экологический аудит фз об охране окружающей среды

Экологический аудит фз об охране окружающей среды

Презентация на тему: » Экологический аудит. Что это?. *Федеральный закон от 10.01.2002 7 ФЗ Об охране окружающей среды Экологический аудит независимая, комплексная, документированная.» — Транскрипт:


Экологический аудит. Что это? *Федеральный закон от ФЗ Об охране окружающей среды Экологический аудит независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности* Проще говоря, экологический аудит Получение информации о соответствии объекта аудита экологическим требованиям, от местных до международных, путем осуществления независимой (вневедомственной) проверки Согласно концепции экоаудита (идеальный вариант) Хозяйствующий субъект осуществляет Природопользование Регулируется Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О животном мире» Охрану окружающей среды в рамках собственного природопользования, включая деятельность по предупреждению воздействия Техногенного? Регулируется Законом РФ «О безопасности», федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О безопасности гидротехнических сооружений» и др.) и природоохранным законодательством (прежде всего ФЗ «Об охране окружающей среды»); Обеспечение экологической безопасности себя, как субъекта, от угроз экологического характера природного или антропогенного характера Регулируется законодательством о техногенной безопасности и о защите от чрезвычайных ситуаций природного характера Таким образом, имеется три подхода к экологическому аудиту С позиции природопользования — инструмент контроля правильности ведения учета и подтверждения достоверности отчетности в части отражения природоохранной деятельности организации С позиции охраны окружающей среды — один из видов экологического контроля С позиции обеспечения экологической безопасности — правовой механизм обеспечения безопасности в экологической сфере Первый подход относит к объекту аудита бухгалтерский учет и отчетность и определяет экологический аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке организаций и индивидуальных предпринимателей (о плате за негативное воздействие на окружающую среду и т.д.) При втором подходе основным объектом аудита является оценка воздействия на окружающую среду (в том числе, как элемент системы экологического менеджмента).

Экологический аудит рассматривается как оценка воздействия предприятия на окружающую среду с целью засвидетельствования соответствия его деятельности нормам, требованиям, стандартам окружающей среды.

Третий подход определяет объект аудита как экологическую сферу (операционное и правовое пространство). При этом экологический аудит рассматривается в широком и узком смысле: в первом случае он предусматривает обеспечение организационно-правового механизма обеспечения национальной безопасности страны в экологической сфере, во втором – соответствие определенных видов деятельности, событий, условий, системы административного управления или информации об этих объектах критериям аудита и сообщение результатов клиенту.

При этом экологический аудит рассматривается в широком и узком смысле: в первом случае он предусматривает обеспечение организационно-правового механизма обеспечения национальной безопасности страны в экологической сфере, во втором – соответствие определенных видов деятельности, событий, условий, системы административного управления или информации об этих объектах критериям аудита и сообщение результатов клиенту. Экологический аудит Обязательный Инициативный По решению государственных органов (суд, природоохранные органы) При реализации международных обязательств Для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий При реализации процедуры банкротства хозяйствующих субъектов При проведении обязательного экологического страхования При подготовке инвестиционных проектов и программ, если это предусмотрено условиями инвестирования При обосновании и реализации экологических программ различного уровня на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта Экологический аудит Обязательный Инициативный По решению государственных органов (суд, природоохранные органы) При реализации международных обязательств Для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий При реализации процедуры банкротства хозяйствующих субъектов При проведении обязательного экологического страхования При подготовке инвестиционных проектов и программ, если это предусмотрено условиями инвестирования При обосновании и реализации экологических программ различного уровня аудит «второй стороны» проводится специалистами сторон, которые заинтересованы в деятельности аудируемой организации (например, органа административного управления юридического лица в отношении его филиала) экоаудиторское заключение имеет юридическую силу в рамках корпоративного объединения аудит «третьей стороны» проводится независимой экоаудиторской организацией или индивидуальным аудитором- экологом экоаудиторское заключение имеет юридическую силу во взаимоотношениях проверяемой организации с заинтересованными сторонами Экологический аудит Внутренний Внешний проводится специалистами из состава самой проверяемой организации или иной организации от ее имени экоаудиторское заключение имеет юридическую силу только в рамках проверяемой организации аудит направлен не на поиск виновных в несоответствиях, а на выявление их причин и поиск возможностей по совершенствованию системы менеджмента. Задачи экоаудита: Получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды Проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства, в том числе принятых обязательств самим аудируемым объектом Содействие субъектам хозяйственной деятельности в обосновании экологической стратегии и регулировании экологической политики предприятия, определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления Создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования, повышение его эффективности и обеспечения устойчивого развития Интеграция деятельности в области охраны окружающей среды с другими сферами деятельности Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды Экологическое аудирование объектов, связанные с представлением декларации безопасности промышленного объекта с подтверждением правомерности применения этой декларации для данного промышленного объекта Объекты экоаудита: Проектная и техническая документация, реализация которой может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую среду Хозяйствующие субъекты, деятельность которых может оказывать воздействие на состояние окружающей природной среды Виды деятельности, связанные с охраной природы, природопользованием, обеспечением экологической безопасности и т.д.

Отраслевые и местные хозяйственные и административные решения, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий Инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения Соглашения и инвестиционные контракты, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды и здоровья населения Формы экологического аудита Абонентское обслуживание клиента, предполагающее сотрудничество в течение определенного периода года вплоть до сдачи итогового подтверждающего документа Консультирование всех субъектов хозяйственных правоотношений по комплексу вопросов, в т.

ч. управления, создания, ликвидации предприятия и т.д.

в части соответствия природоохранному законодательству Методы экоаудита: Анкеты-опросники Изучение документации Анализ данных и записей Интервью Наблюдение за производственным процессом Изучение материальный баланса Картирование Инструментальные и лабораторные анализы и т.д.

Состав экоаудиторской группы : Руководитель экоаудиторской группы – аудитор, имеющий знания и навыки по руководству аудитом, достаточные для его результативного поведения; аудитор-эколог – лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита; Технический эксперт – лицо, предоставляющее экоаудиторской группе свои знания по специальным вопросам, которые могут возникнуть в процессе проверки; Наблюдатель (при необходимости) – представитель проверенной организации (или вышестоящей организации), свидетельствующий о соответствии процедур аудита руководящим указаниям по аудиту; Сопровождающие лица – специалисты, назначенные проверяемой организацией, оказывающие помощь аудиторской группе (обеспечение контактов с персоналом, свидетельствование в ходе аудита от имени проверяемой организации; предоставление разъяснений при сборе информации; обеспечение соблюдения членами аудиторской группы правил по безопасности); Специальное законодательство в области аудита: На настоящий момент специальный закон «Об экологическом аудите» не принят.

Состав экоаудиторской группы : Руководитель экоаудиторской группы – аудитор, имеющий знания и навыки по руководству аудитом, достаточные для его результативного поведения; аудитор-эколог – лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита; Технический эксперт – лицо, предоставляющее экоаудиторской группе свои знания по специальным вопросам, которые могут возникнуть в процессе проверки; Наблюдатель (при необходимости) – представитель проверенной организации (или вышестоящей организации), свидетельствующий о соответствии процедур аудита руководящим указаниям по аудиту; Сопровождающие лица – специалисты, назначенные проверяемой организацией, оказывающие помощь аудиторской группе (обеспечение контактов с персоналом, свидетельствование в ходе аудита от имени проверяемой организации; предоставление разъяснений при сборе информации; обеспечение соблюдения членами аудиторской группы правил по безопасности); Специальное законодательство в области аудита: На настоящий момент специальный закон «Об экологическом аудите» не принят.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от ФЗ. Постановление Правительства РФ от

«Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

.

Приказ Госкомэкологии РФ от

«Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»

(не опубликован). Нормативные акты на региональном уровне.

Согласно ст.23 «Об аудиторской деятельности» от ФЗ аудиторская деятельность не подлежит лицензированию. Однако аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны вступить в саморегулируемые организации аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществляющих проведение аудита и оказывающих сопутствующие аудиту услуги.

Однако аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны вступить в саморегулируемые организации аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществляющих проведение аудита и оказывающих сопутствующие аудиту услуги. Обратите внимание Позволяет определять степень привлекательности производства и территории для инвестиций По требованию общественности и госорганов При обязанности аудиторского подтверждения эффективности систем экологической безопасности и качества, достоверности предоставляемой отчетной информации, правомерности хозяйственно- финансовой деятельности Является составной частью других процессов, таких как лицензирование, государственный экологический контроль, различные виды экономических и финансовых оценок деятельности предприятия В других случаях, связанных с деятельностью по охране окружающей среды и сохранению природных ресурсов.

Зачем это надо? Для окружающей среды Для хозяйствующего субъекта Позволяет установить способность природных и производственных систем к самоочищению и снижению загрязнения окружающей среды Позволяет определить способность определенной технологической системы производить экологически чистую продукцию Рекомендации по оценке влияния деятельности хозяйствующего субъекта на экологическую ситуацию могут быть юридически обусловлены после их подтверждения соответствующими специально уполномоченными органами государственного экологического контроля.

Обратите внимание Примеры направлений экологического аудита Аудит соответствия требованиям законодательства Аудит загрязненной (производственной) площадки Аудит системы предотвращения аварийных ситуаций Аудит энергопотребления (ресурсопотребления) Аудит потенциальной ответственности Аудит системы экологического менеджмента Аудит, проводящийся для разработки системы экологического менеджмента Аудит в части экспресс-оценки инвестиционного риска (инвестиционный или финансовый экоаудит) Аудит продукции на стадии маркетинговых исследований и т.д. Отдельные виды услуг в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляемые при проведении экоаудита или по отдельному договору в целях повышения инвестиционной привлекательности и экологической эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Например, разработка, внедрение и сертификация систем экологического менеджмента предприятия.

Сопутствующие экологическому аудиту услуги: Смежные правовые институты Экологическая экспертиза* Отличия от экоаудита: проводится государственными органами, тогда как экоаудит — негосударственными специализированными организациями, реже общественными организациями, осуществляется предварительно, до начала работы предприятия, экоаудит — после начала работы *Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от ФЗ Смежные правовые институты Экологический контроль* Отличия от экоаудита: носит фискальный характер — при нарушении законодательства хозяйствующие субъекты должны заплатить штраф, тогда как задача аудита — разработать рекомендации субъектам хозяйственной деятельности для улучшения природоохранной деятельности, в том числе и путем проверки соответствия ее законодательству осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сопутствующие экологическому аудиту услуги: Смежные правовые институты Экологическая экспертиза* Отличия от экоаудита: проводится государственными органами, тогда как экоаудит — негосударственными специализированными организациями, реже общественными организациями, осуществляется предварительно, до начала работы предприятия, экоаудит — после начала работы *Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от ФЗ Смежные правовые институты Экологический контроль* Отличия от экоаудита: носит фискальный характер — при нарушении законодательства хозяйствующие субъекты должны заплатить штраф, тогда как задача аудита — разработать рекомендации субъектам хозяйственной деятельности для улучшения природоохранной деятельности, в том числе и путем проверки соответствия ее законодательству осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. *ст.65 Федерального закон «Об охране окружающей среды» от ФЗ и другие нормативные акты Надеюсь, вам было не скучно.

Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, предлагается сделать обязательным

Согласно проекту экологическим аудитом является независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды. Проектом законодательно закрепляются единые требования к процедуре проведения экологического аудита, в том числе: объекты и субъекты экологического аудита; цели и принципы экологического аудита (в том числе квалифицированность и беспристрастность экологических аудиторов, обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления экологического аудита); случаи и периодичность проведения обязательного экологического аудита (такими случаями являются, в частности, осуществление деятельности по утилизации отходов I — III классов опасности, выполнение мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории); разновидности добровольного экологического аудита — комплексный и специальный (покомпонентный экологический аудит и экологический аудит комплексного экологического разрешения); требования к заключению экологического аудита, к государственному реестру заключений экологического аудита; права и обязанности экологических аудиторских организаций, а также заказчика экологического аудита; перечень ограничений на проведение экологического аудита экологическими аудиторскими организациями; требования к порядку лицензирования экологической аудиторской деятельности и к порядку аттестации экологического аудитора. По мнению разработчиков, экологический аудит позволит проводить независимую оценку природоохранной деятельности организаций, выявлять факты и причины нарушений законодательства в области охраны окружающей среды предприятиями, предотвращать наложение штрафных санкций.

Вступление федерального закона в силу запланировано с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.

Дата публикации на сайте: 13.03.2015

Экологический аудит

Здравствуйте! осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита — помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Таким образом, основная цель экологического аудита — помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «Сервиса бесплатных юридических консультаций».Внимание!

Скидки по промокоду больше не актуальны

Что такое экологический аудит

Многие современные экологические проблемы связаны с отсутствием эффективного экологического управления на предприятиях.

Одним из элементов экологического управления является экологический аудит – независимая комплексная оценка соблюдения предприятием требований в области охраны окружающей среды, международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Экологический аудит позволяет выявить факт и причины нарушений экологического законодательства и предотвратить наложение штрафов на предприятие.

Что это такое

Компетентная и независимая оценка степени воздействия на окружающую среду необходима при проведении различных мероприятий и процедур:

  1. Подготовка инвестиционных проектов.
  2. Лицензирование определённых видов деятельности.
  3. Сертификация продукции, присвоение ей степеней или наград.
  4. Экологическое страхование.
  5. Приватизация предприятий.
  6. Процедура банкротства.

Помимо перечисленных мероприятий, существуют международные и государственные программы охраны природы, обязательные к выполнению всеми общественными, промышленными или коммерческими объединениями, ведущими хозяйственную деятельность.Для оценки качества выполнения природоохранного законодательства, соблюдения обязательств по выполнению требований соответствующих норм и стандартов производится экологический аудит.Суть экологического аудита состоит в проведении всесторонней, комплексной и полностью официальной оценки действий субъекта проверки в отношении окружающей среды, степени воздействия на неё прямым или косвенным путём.

Помимо этого даются рекомендации, способствующие улучшению состояния природы, позволяющие более полноценным образом обеспечить экологическую безопасность.Процедура производится на основании принятого между сторонами договора и представляет собой услугу, хотя в некоторых вариантах действия она является экспертизой.