Для чего маркировка бензина бензол

Для чего маркировка бензина бензол

Молекулярный механизм мутагенеза бензола


Бензол является промутагеном, мутагенные свойства он приобретает только после биотрансформации, в результате которой образуются соединения с высокой реакционной способностью. Одним из таких является эпоксид бензола.

Вследствие высокого углового напряжения эпоксидного цикла, происходит разрыв связей -С-О-С- и молекула становится электрофилом, она легко вступает в реакцию с нуклеофильными центрами азотистых оснований молекул нуклеиновых кислот, в особенности ДНК.Механизм взаимодействия эпоксидного цикла, с нуклеофильными центрами — аминогруппами азотистых оснований (реакция арилирования) протекает, как реакция нуклеофильного замещения N2. В результате образуются довольно прочные ковалентно-связанные ДНК-аддукты, наиболее часто такие дериваты наблюдаются у гуанина (так, как молекула гуанина имеет максимальное количество нуклеофильных центров), например, N7-фенилгуанин. Образовавшиеся ДНК-аддукты могут приводить к изменению нативной структуры ДНК, тем самым нарушается правильное протекание процессов транскрипции и репликации.

Что является источником генетических мутаций. Накопление эпоксида в гепатоцитах (клетках печени) ведёт к необратимым последствиям: увеличению арилирования ДНК, а вместе с тем и к увеличению экспрессии (сверхэкспрессия) мутантных белков, являющихся продуктами генетической мутации; торможению апоптоза; трансформации клеток и даже гибели. Помимо яркой выраженной генотоксичности и мутагенности, бензол обладает сильной миелотоксичностью и канцерогенной активностью, особенно этот эффект проявляется в клетках миелоидной ткани (клетки данной ткани очень чувствительны к подобному роду воздействиям ксенобиотиков).

8.

Антидетонационные свойства

Одним из основных показателей качества автомобильных бензинов является их детонационная стойкость, от которой в наибольшей степени зависят надежность, повышение мощности, экономичность и продолжительность эксплуатации двигателя автомобиля. В качестве показателя антидетонационных свойств бензинов, получившего название «октановое число», принято содержание изооктана в смеси с нормальным гептаном, которая эквивалентна по своим антидетонационным качествам испытуемому топливу. Разное строение углеводородов при близких физических свойствах обусловливает резкое отличие их детонационной стойкости.

Октановое число изооктана (С8Н18) — углеводорода парафинового ряда изомерного строения, отличающегося высокой детонационной стойкостью (начинает детонировать только в двигателях с очень высокой степенью сжатия), — принято за 100 единиц. Октановое число сильно детонирующего гептана С7Н16 — углеводорода парафинового ряда нормального строения — принято за 0 единиц.

Составляя смеси изооктана с нормальным гептаном в объемных процентах, можно получить эталонные смеси с детонационной стойкостью от 0 до 100 единиц. Появившиеся в последнее время различные октанометры отечественного и зарубежного производства, работающие по принципу измерения диэлектрической проницаемости, углеводородного состава, не имеют ничего общего с моторными установками, на которых находят октановые числа бензинов. Детонационную стойкость автомобильных бензинов определяют на одноцилиндровых установках.

При нахождении октановых чисел по моторному методу (ГОСТ 511–82) применяют установки УИТ-85 или ИТ9-2М, позволяющие проводить испытания с переменной степенью сжатия (от 4 до 10 единиц). На них сравнивают детонационную стойкость исследуемого бензина с эталонным топливом, в состав которого входит два углеводорода: изооктан и нормальный гептан.
На них сравнивают детонационную стойкость исследуемого бензина с эталонным топливом, в состав которого входит два углеводорода: изооктан и нормальный гептан.

Смесь изооктана и нормального гептана имеет октановое число, равное процентному содержанию в ней (по объему) изооктана. Интенсивность детонации замеряют и регистрируют специальным прибором — детонометром. На практике было установлено, что октановое число, определяемое по моторному методу, коррелирует с детонационными требованиями полноразмерных двигателей при работе на максимальных мощностях и напряженном тепловом режиме и недостаточно полно отражает всю характеристику детонационной стойкости автомобильных бензинов в условиях эксплуатации.

В связи с этим был разработан исследовательский метод определения октановых чисел, который характеризует детонационную стойкость автомобильных бензинов в условиях работы двигателя на частичной нагрузке и меньшей тепловой напряженности (движение по городу).

Исследовательским методом (ГОСТ 8226–82) детонационную стойкость бензина определяют на установках УИТ-65 либо ИТ9-6 (установка ИТ9-6 позволяет определить октановые числа по обоим методам) отечественного производства и установках фирмы «Вокеша» (США). Причем детонационную стойкость определяют в режиме работы легкового автомобиля при его движении в условиях города. В этом случае в марку бензина включают букву И, например АИ-95 — автомобильный бензин с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95.

Разность между октановыми числами по исследовательскому и моторному методам одного и того же бензина составляет 7…10 единиц (при исследовательском методе величина октанового числа выше) и называется чувствительностью. Чем меньше чувствительность, тем лучше антидетонационные свойства бензина. Например, один бензин АИ-95 имеет октановое число, по исследовательскому методу равное 95, а по моторному методу — 86, а второй бензин — соответственно 95,6 и 85.

Чувствительность в первом случае меньше и, следовательно, антидетонационные свойства лучше.

Октановое число (ОЧ), приближенно соответствующее октановому числу по исследовательскому методу, может быть определено по формуле

(10) где tср — средняя температура разгонки топлива, °С; ρ420 — плотность топлива при температуре 20 °С. Среднюю температуру разгонки топлива определяют по формуле

(11) где tн.р — температура начала разгонки топлива, °С; tк.р — температура конца разгонки топлива, °С.

Полученное значение октанового числа сравнивают с нормами ГОСТа на бензины и делают вывод, соответствует ли данный бензин по октановому числу, определенному конкретным методом испытаний, нормам ГОСТа на данную марку бензина. В топлива, антидетонационные свойства которых не соответствуют эксплуатационным требованиям, добавляют высокооктановые компоненты (изооктан, алкилбензин, толуол, изопентан) или антидетонаторы.

В топлива, антидетонационные свойства которых не соответствуют эксплуатационным требованиям, добавляют высокооктановые компоненты (изооктан, алкилбензин, толуол, изопентан) или антидетонаторы. При добавлении 15…40 % высокооктановых компонентов к базовым сортам топлива получают бензины с высокой детонационной стойкостью.

Антидетонаторами называют металлорганические соединения, при добавлении которых в незначительном количестве резко повышаются антидетонационные свойства бензинов.

Самые дешевые из них — тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС) в составе этиловой жидкости. ТЭС и ТМС являются ядовитыми. В качестве альтернативы ТЭС и ТМС для повышения детонационной стойкости бензинов используют соединения марганца, пентакаробонил железа, дициклопентадиенил железа, или ферроцен, и диизобутиленовый комплекс пентакарбонила железа, а также кислородсодержащие соединения.

В многофункциональные присадки и добавки вводят моющие, антиокислительные, антикоррозионные и другие компоненты. В России и за рубежом при производстве высокооктановых бензинов широко применяют метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Антидетонационная присадка на основе МТБЭ не ядовита, отличается более высокой теплотой сгорания, хорошо смешивается с бензином в любых соотношениях, не агрессивна к конструкционным материалам.

При добавке 10 % МТБЭ октановое число бензинов повышается на 2,1…5,8 (по исследовательскому методу), при добавке 20 % — на 4,6…12,6. Кроме того, при введении МТБЭ в бензин в количестве 11 % минимальная температура холодного пуска двигателя снижается на 10…12 °С. Максимально допустимое содержание МТБЭ (ТУ 103704–90) или его смеси «Фетерол» (ТУ 301-03-130–93) в отечественных бензинах составляет 15 %.

Однако производство МТБЭ планируется сокращать, хотя он не представляет угрозы для здоровья.

Причина в том, что МТБЭ легко проникает в грунтовые воды и имеет неприятный запах.

Он обнаружен в малых количествах во многих источниках водоснабжения. В качестве антидетонационных присадок применяют также составы, содержащие марганец и железо. Они имеют высокие антидетонационные свойства и менее токсичны по сравнению с ТЭС.

Однако бензины с марганцевыми антидетонаторами (ЦТМ, МЦТМ) образуют отложения на поверхностях свечей зажигания и катализаторах дожигателя, снижая эффективность их работы. Кроме того, соединения марганца при вдыхании обладают нейротоксичным действием и при массовом применении в местах скопления автомобилей на закрытых стоянках или в ремонтных зонах могут превысить предельно допустимую концентрацию.

Стандартом на автомобильные бензины ГОСТ Р 51105–97 предусмотрена выработка бензина «Нормаль-80» и «Регуляр-91» с содержанием марганца соответственно 50 и 18 г/дм3. Железосодержащие присадки (ферроцены) не токсичны, сравнительно дешевы и эффективны, но вызывают повышенный износ деталей двигателей, интенсивное нагарообразование и отложение лаковых пленок.

Железосодержащие присадки (ферроцены) не токсичны, сравнительно дешевы и эффективны, но вызывают повышенный износ деталей двигателей, интенсивное нагарообразование и отложение лаковых пленок. При концентрациях ферроценов до 40 мг/кг интенсивность изнашивания деталей снижается, но остается выше, чем при использовании бензинов без присадки.

К применению допущены антидетонаторы на основе ферроцена при содержании железа в бензинах всех марок не более 37 мг/дм3. Исходя из постоянно возрастающих требований к надежности и экологическим характеристикам двигателей этилированный бензин признан не соответствующим по техническому уровню стандарту EN 228, поэтому его производство в России и других странах мира прекращено. Применение бензинов с металлосодержащими присадками рассматривается как временная альтернатива этилированным бензинам.

В приложении 9 приведены наиболее распространенные антидетонационные присадки к топливам.

Какие марки бывают


Прежде чем стать бензином, нефть перерабатывается на соответствующих предприятиях. Полученный в результате продукт должен отвечать ГОСТу 2084-77 или 51105-97.

Последний соответствует высоким европейским стандартам экологической безопасности и качества, но при этом маркировка бензина имеет несколько иную терминологию.

Смотреть что такое «Бензин» в других словарях:

  1. — продукт перегонки нефти; смесь легких углеводородов с температурой кипения от 30 до 205 град.С. Бензин применяется как топливо для карбюраторных двигателей и как растворитель. По английски: Petrol См. также: Топливо Лакокрасочные материалы… … Финансовый словарь
  2. — продукт перегона нефти при 70 90°, уд. вес 0,68 0,72, бесцветен. В продаже встречается также под назв. бензолина, шандорина, солнцелина, петролейного эфира, искусственн. терпентина; употр. для двигателей и бензинов. кухонь, для растворения жиров … Словарь иностранных слов русского языка
  3. — сущ., кол во синонимов: 8 • авиабензин (2) • автобензин (2) • бензинчик (1) • … Словарь синонимов
  4. — (франц. benzine) смесь легких углеводородов с tкип 30 205 .C; прозрачная жидкость, плотность 0,70 0,78 г/см&sup3. Получают главным образом перегонкой или крекингом нефти. Топливо для карбюраторных авто и авиадвигателей; экстрагент и растворитель… … Большой Энциклопедический словарь
  5. — БЕНЗИН, Benzinum, первоначальное название бензола, данное Митчерлихом (Mit scherlich) в 1833 г. В наст, время Б. называют смеси углеводородов, точка кипения к рых лежит между 70 и 120°. Различают каменноугольный и нефтяной, или петролейный Б … Большая медицинская энциклопедия
  6. — (французское benzine), бесцветная жидкость, легче воды; смесь углеводородов, выкипающих при 30 205шC. Получают главным образом дистилляцией или крекингом нефти. Топливо для карбюраторных авто и авиадвигателей (характеризуется октановым числом);… … Современная энциклопедия
  7. — БЕНЗИН, жидкость, получаемая от перегонки каменного угля, растворяющая жировые и смолистые вещества (Наумов). Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
  8. — БЕНЗИН, основное углеводородное топливо, смесь, состоящая, главным образом, из ГЕКСАНА, ОКТАНА И ГЕПТАНА. Является одним из продуктов перегонки НЕФТИ. Часто к бензину добавляются другие виды топлива и различные вещества для изменения его свойств … Научно-технический энциклопедический словарь
  9. — прозрачная, часто бесцветная, более лёгкая, чем вода, легковоспламеняющаяся жидкость, продукт переработки нефти. Основные сорта бензина: авиационный и автомобильный. Первый более лёгок и содержит значительно меньше примесей (смолы и др.). В… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
  10. — а, м. benzine f. Продукт перегона нефти при 70 90 гр., удел. вес 0,68 0,72, бесцветен. В продаже стречается также под названиями бензолина, шандорина, солнцелина, петролейного эфира, искусственного терпентина; употребляется для двигателей и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
  11. — БЕНЗИН, бензина, мн. нет, муж. (от араб. lubangavi яванская смола). Легко воспламеняющаяся горючая жидкость, один из продуктов перегонки нефти. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

8 Методы испытаний

8.1 Отбор пробПробу бензина отбирают по или стандарту .

Объем объединенной пробы должен быть не менее 2 дм.Пробу бензина на случай разногласий в оценке качества отбирают в тару из темного стекла или металлическую тару.8.2 Внешний видБензин, налитый в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе воды.8.3 Расчет индекса паровой пробки (

)

характеризует испаряемость бензинов и их склонность к образованию паровых пробок при определенном сочетании давления насыщенных паров и объемной доли испарившегося бензина при температуре 70°С.

вычисляют по формуле

, (1) где

— давление насыщенных паров, кПа; — объемная доля испарившегося бензина при температуре 70°С, %.8.4 Давление насыщенных паровПри определении показателя «давление насыщенных паров» по следует определять значение эквивалентного давления сухих паров (DVPE).8.5 При разногласиях в оценке качества бензинов следует использовать метод испытания, приведенный в таблицах 1 и 2 первым.

1 Технические требования

1.1 Нефтяной бензол должен быть изготовлен в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.1.2 В зависимости от технологии производства и назначения установлены следующие марки нефтяного бензола: высшей очистки, очищенный и для синтеза.1.3 Характеристики1.3.1 По физико-химическим показателям нефтяной бензол должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.ТаблицаНаименование показателя Норма для марки Метод анализа высшей очистки ОКП 24 1411 0120 очищенныйОКП 24 1411 0130 для синтезаОКП 24 1411 0200высший сорт ОКП 24 1411 0220 первый сорт ОКП 24 1411 0230 1 Внешний вид и цветПрозрачная жидкость, не содержащая посторонних примесей и воды, не темнее раствора 0,003 г KCrO в 1 дм водыПо 2 Плотность при 20 °С, г/см 0,878-0,8800,878-0,8800,878-0,8800,877-0,880По и 4.2 настоящего стандарта3 Пределы перегонки 95%, °С, не более (включая температуру кипения чистого бензола 80,1 °С)—0,60,6По 4 Температура кристаллизации, °С, не ниже5,405,405,355,30По 5 Массовая доля основного вещества, %, не менее99,999,899,799,5По 6 Массовая доля примесей, %, не более:По -гептана0,010,060,06-метилциклогексана+толуола0,050,090,13-метилциклопентана0,020,040,08-толуола-0,03—7 Окраска серной кислоты, номер образцовой шкалы, не более0,10,10,10,15По 8 Массовая доля общей серы, %, не более0,000050,000100,000100,00015По 9 Реакция водной вытяжкиНейтральнаяПо Примечания:1 Нормы по пределам перегонки установлены для бензола для синтеза, предназначенного для производства капролактама.2 Нормы по массовой доле примесей (-гептана, метилциклогексана+толуола, метилциклопентана) установлены для очищенного бензола и бензола для синтеза, предназначенных для производства капролактама.3 Норма по массовой доле толуола установлена для очищенного бензола, предназначенного для производства стирола.

3 Сущность метода

Фракцию, содержащую бензол, выделяют из испытуемого образца бензина с помощью капиллярной колонки. Во второй капиллярной колонке выделяется и определяется (детектируется) бензол с помощью пламенно-ионизационного детектора.Примечания1 При применении метода газовой хроматографии на одной колонке некоторые оксигенаты мешают определению бензола.2 Руководство по способу переключения колонок приведено в приложении А.

Что такое октановое число

Эта фраза известна очень многим, однако далеко не все знают, что именно означает данный термин и почему он так важен.

Октановое число – это способность топлива (в том числе и бензина) противостоять самопроизвольному возгоранию под давлением. Иначе говоря – его детонационная стойкость. В процессе работы двигателя поршень сжимает топливно-воздушную смесь (такт сжатия). В этот момент, когда готовая смесь находится под давлением, может произойти ее самопроизвольное воспламенение еще до того, как свеча зажигания дала искру.

В этот момент, когда готовая смесь находится под давлением, может произойти ее самопроизвольное воспламенение еще до того, как свеча зажигания дала искру. В народе это явления называется одним словом – . Характерным признаком детонации являются шумы в двигателе – металлический звон.

Следовательно, чем выше октановое число, тем выше способность горючего сопротивляться детонации.

Коротко о производстве – «откуда что берётся»

Чтобы получить это топливо, с сырой нефтью (которая является основным сырьём для производства бензина, хотя производить его можно и из сланцев, и даже из каменного угля, но эти способы дороже) проделывают различные манипуляции, например, низкотемпературная (риформинг) и высокотемпературная (крекинг) обработка сырья. Полученный в результате этих разных методов бензин затем смешивается в уже товарную форму.

Таким образом, состав бензина многокомпонентен. Упрощённо процесс создания этого топлива выглядит так:

  • Извлечение серы и солей, которые значительно ухудшают качество бензина. Российская нефть, кстати, очень богата серой, поэтому на мировых рынках ценится даже ниже азербайджанской, например. Исключение – сахалинская нефть с большим количеством лёгких фракций.
  • Отправка оставшихся нефтяных фракций частично на вторичную перегонку, частично – на каталитический крекинг. Из вторичной перегонки фракции идут на каталитический риформинг.
  • Атмосферно-вакуумная перегонка с получением самого легко извлекаемого бензина.
  • Тяжёлые нефтяные фракции из процессов атмосферно-вакуумной перегонки, из вторичной перегонки и из каталитического риформинга поступают на участок «газофракционирующая установка». Из неё, а так же с установки каталитического крекинга, идут компоненты в смесь, которая и является собственно бензином. А из смеси затем уже выделяют сорта и классы АИ-92, АИ-95, Евро-3 и т.д.
  • В результате крекинга оставшихся тяжёлых фракций при нагреве (иногда до 700⁰С) рвутся молекулярные цепочки, и образуется вторичный бензин. Если при низкотемпературном процессе выход бензина из сырой нефти не превышает 20%, то в результате высокотемпературного крекинга бензина из нефти можно получить уже до 70%.

Марки бензина

Для того чтобы бензин мог использоваться в качестве топлива, он должен обладать рядом характеристик. Для определения качества продукта исследуются такие параметры, как:

  1. способность к образованию нагара;
  2. коррозийная активность.
  3. воспламеняемость;
  4. способность к детонации;
  5. испаряемость;

В зависимости от типа, продукт подразделяется на автомобильный, который маркируется буквой «А», а также авиационный, отмечающийся буквой «Б».

Кроме того, при маркировке часто добавляется буква «И», которой отмечается октановое число, полученное исследовательским методом.

Числовым значением отмечается октановое число. АИ-98 отличается не только высоким октановым числом, но некоторыми особенностями производства. При изготовлении данного продукта используется ряд компонентов, в т.ч.

толуол, алкилбензин, изопентан и т.д.

Экстра АИ-95 отличается высоким качеством из-за присутствия антидетонационных присадок.

Он изготавливается из дистиллятного сырья с включением изопарафиновых элементов. Кроме того, при производстве используется газовый бензин. Благодаря особой технологии изготовления, в готовом продукте крайне низкое содержание свинца. В бензине марки АИ-95, по сравнению с бензином экстра, концентрация свинца выше на 30%.
В бензине марки АИ-95, по сравнению с бензином экстра, концентрация свинца выше на 30%. Высокое содержание этого элемента понижает качество продукта.

Под маркой АИ-92 скрывается бензин среднего качества. В нем высоко содержание антидетонационных присадок.

Плотность данного продукта достигает 0,77г/смА-923.

Физические свойства

Бензол (жидкий) Бесцветная жидкость со своеобразным резким запахом.

Температура плавления = 5,5 °C, температура кипения = 80,1 °C, плотность = 0,879 г/см³, молярная масса = 78,11 г/моль. Подобно ненасыщенным углеводородам бензол горит сильно коптящим пламенем.

С воздухом образует взрывоопасные смеси, хорошо смешивается с , и другими органическими растворителями, с водой образует с температурой кипения 69,25 °C (91 % бензола). Растворимость в воде 1,79 г/л (при 25 °C).

Современные проблемы науки и образования Электронный научный журнал | ISSN 2070-7428 | Эл.

№ ФС77-34132

Журнал издается с 2005 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера.

Журнал представлен в Научной электронной библиотеке.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier).

Служба технической поддержки – Ответственный секретарь журнала Бизенкова М.Н.