Административная ответственность наступает с возраста

Административная ответственность наступает с возраста

Вывод


Многие подростки ведут образ жизни, который можно назвать неприемлемым, при этом уверены что отвечать за содеянное им не придется. В определенной мере да, но есть риск, что будут страдать родители и другие люди, которые их заменяют. Поделиться: Записи © Copyright 2019, Papinian.com. Все права защищены.

Могут ли привлечь к ответственности родителей за правонарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми

Ответственность за административное правонарушение несет тот, кто его совершил.

Это правило непреложно, и вытекает оно из важнейшего принципа административного права — принципа вины.

То есть наказать можно только за то, в чём человек однозначно виновен. Таким образом, родителей нельзя привлекать к ответственности за правонарушение, совершенное их ребенком. Однако это не означает, что родители остаются в стороне. Пусть косвенно, но они всё же отвечают за поступки своих детей. Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании.
Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании.

Поэтому законодатель установил персональную ответственность для родителей несовершеннолетнего правонарушителя: допущение совершения ребенком административного проступка квалифицируется как неисполнение обязанностей по его воспитанию и подпадает под действие ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Санкция нормы не слишком строга — от 100 до 500 руб.

штрафа, однако сам факт административного преследования как минимум не украшает биографию, а как максимум — служит сигналом о неблагополучности семьи для органов опеки. Кроме этого, «детские шалости», подпадающие под КоАП, могут ударить по родительскому кошельку — в силу ч.

2 ст. 32.2 кодекса за несовершеннолетнего, не имеющего собственного источника дохода, административный штраф обязаны уплатить его родители.

*** Итак, привлекать к административной ответственности в Российской Федерации возможно с 16 лет. Наказание несовершеннолетним назначается на общих основаниях, с единственным исключением — они не подвергаются аресту.

Кроме того, у подростков есть шанс отделаться профилактической беседой, но, как правило, это происходит только в случае совершения не слишком серьезного правонарушения впервые. Более подробно об особенностях привлечения несовершеннолетних к административной ответственности можно прочесть в .

*** Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего .

Рейтинг Поделиться Юридическая консультация После прочтения остались вопросы? Звоните по номеру и наши юристы проконсультируют Вас!

Звонок бесплатный. Советуем прочитать 16 декабря 2019 0 18 октября 2019 1 13 октября 2019 1 Новости раздела 03 октября 2019 0 21 августа 2019 0 11 июня 2019 0

Подписаться на рассылку Подписаться

Контактные телефоны:

  1. ТЕЛЕФОН для приема и экстренного реагирования на сообщения о давлении на бизнес 8 (391) 273–05–76
  2. ТЕЛЕФОН ОПЕРАТИВНОГО ДЕЖУРНОГО по Главному следственному управлению: 8 (391) 227–06–45
  3. ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «РЕБЕНОК В ОПАСНОСТИ»: 123 — для абонентов Красноярского края; 8 (391) 268–04–95 для абонентов Российской Федерации
  4. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ Главного следственного управления: 8 (391) 273–02–99
  5. ВСЕ ТЕЛЕФОНЫ РАБОТАЮТ КРУГЛОСУТОЧНО!

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

(Статья 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации). Лица, достигшие ко времени совершения преступлениячетырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ).

Административная ответственность наступает в возрасте 16 лет. На районные (городские), районных в городах комиссии по делам несовершеннолетних возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних: а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия; б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные статьей 10 Уголовного кодекса РСФСР; в) совершивших деяния, содержащие признаки преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело в порядке, предусмотренном статьями 8 и 10 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР; г) совершивших в возрасте до 16 лет нарушение правил дорожного движения; совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения (кроме дел о злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или дружинника); совершивших мелкое хищение государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов, которые рассматриваются комиссиями лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), имеющий право налагать административное взыскание, передает его на рассмотрение комиссии.

д) совершивших иные антиобщественные поступки; е) уклоняющихся от учебы или работы.

К несовершеннолетним могут применяться следующие меры воздействия: а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; б) вынести предупреждение; в) объявить выговор или строгий выговор; г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и суммам ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; (в ред. Закона РФ от 25.02.93 N 4549-1) д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельной заработок, штраф в случаях и в размерах, предусмотренных актами высших органов государственной власти и управления СССР, РСФСР и автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов; е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия; ж) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам; з) направить несовершеннолетнего в специальное лечебно — воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией; и) поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет — в специальное профессионально — техническое училище.

Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.
Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.

К родителям несовершеннолетних или лицам, их заменяющим, в случае злостного невыполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей, или за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения, или за потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача, а также за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения, за появление в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением несовершеннолетними других правонарушений, следующие меры воздействия: а) вынести общественное порицание; б) вынести предупреждение; в) возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; г) наложить штраф в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, а за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет или распитии ими спиртных напитков на родителей или лиц, их заменяющих, штраф налагается в размере от одной третьей до одной второй минимального размера оплаты труда, за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения — в размере от одной второй до одного минимального размера оплаты труда. Направление несовершеннолетних в специальные учебно — воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения, кроме лечебно-воспитательных профилакториев для больных наркоманией, может производиться по решению комиссии по делам несовершеннолетних без согласия родителей или лиц, их заменяющих. Дела о направлении в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения рассматриваются с обязательным участием прокурора.

Направление несовершеннолетних в детский дом или школу — интернат, при наличии у них родителей или лиц, их заменяющих, может производиться без согласия последних лишь в исключительных случаях (длительное их отсутствие, болезнь, осуждение за совершенное ими преступление и т.п.).

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по КОАП РФ

  1. «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»
  2. «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год»
  3. «О порядке внесения сведений о стране происхождения товара в реестр контрактов»
  1. Подписывайтесь на наш канал в >>>

В дополнение к изложенному

Почему же все-таки возраст, с которого наступает административная ответственность составляет 16 лет?

Это очень интересным вопрос, которым нередко задаются не только родители подростков, но также психологи и даже юристы. Так вот, считается, что именно с этого возраста несовершеннолетний гражданин становится более зрелой личностью и способен наиболее хорошо воспринимать поступающую информацию, отдавать отчет в совершении определенных действий. Многие личности в 16 лет даже вступают в официальный брак и создают свои собственные семьи.

Другой комментарий к статье 2.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1.

К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения по КоАП могут быть только те несовершеннолетние граждане, которые достигли к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. В отличие от КоАП, уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч.
В отличие от КоАП, уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч.

2 ст. 20 УК, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста. 2. Применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия (административных санкций) имущественного характера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности.

Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия. Несовершеннолетние совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, а в некоторых случаях — и без такого согласия (см.

). Применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, однако по смыслу п.

2 ст. 26 ГК несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами, в частности стипендией, а не только заработком.

Таким образом, к несовершеннолетнему правонарушителю, получающему стипендию, также могут быть применены административные санкции имущественного характера. Согласно п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, на общих основаниях с лицами, наделенными гражданской дееспособностью в полном объеме. 3. Меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, установлены ст.

8.1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

(в ред.

Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ). К указанным мерам взыскания относятся предупреждение, выговор, строгий выговор. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться следующие меры взыскания: сообщение родителям или законным представителям; исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения (п.

2 ст. 8.1 Федерального закона

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

). Таким образом, меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, следует отличать от мер воздействия, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к несовершеннолетним, не помещенным в указанные пенитенциарные учреждения.

Виды мер воздействия, подлежащих применению комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП, Федеральным законом

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

не установлены (ср.

п. 1, 2 ст. 8.1 и подп. 7 п. 1 ст.

11 указанного Федерального закона). Применительно в Федеральному закону

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

: под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста 18 лет; под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; под беспризорным понимается безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, а также лица, не достигшие указанного возраста, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям, по постановлению судьи могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД (см.

подп. 5, 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ)). Указанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД на срок не более 48 часов на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) на транспорте либо его заместителя — начальника милиции общественной безопасности или оперативного дежурного соответствующего ОВД.

N 111-ФЗ)). Указанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД на срок не более 48 часов на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) на транспорте либо его заместителя — начальника милиции общественной безопасности или оперативного дежурного соответствующего ОВД. Материалы на указанных несовершеннолетних представляются судье в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

(в ред.

Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ) для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.

4. Действующее законодательство содержит различные возрастные критерии наступления юридической ответственности.

Так же как и в соответствии с КоАП, возраст наступления юридической ответственности определяется Налоговым кодексом РФ, согласно п. 2 ст. 107 которого физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

5. КоАП предусмотрены следующие обстоятельства, которыми его предписания обусловливают наступление административной ответственности и возможность назначения административных наказаний: момент совершения проступка (ч. 1 ст. 2.3), день совершения административного правонарушения либо — при длящемся проступке — день его обнаружения (ч.
1 ст. 2.3), день совершения административного правонарушения либо — при длящемся проступке — день его обнаружения (ч.

1, 2 ст. 4.5). При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см.

комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий

«время совершения противоправного действия (бездействия)»

(ст. 2.8 КоАП) и

«момент совершения административного правонарушения»

(ч.

1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие). 6. К лицам, подлежащим ответственности по смыслу комментируемой статьи, относятся только физические лица. При этом КоАП выделяет «должностных лиц» (ст.

2.4), а также военнослужащих и лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.

2.5). В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст.

2.6 КоАП выделяет особую разновидность физических лиц — иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица.

7. Возрастные критерии, указанные в данной статье, учитываются только при назначении административных наказаний в случае совершения проступка физическим лицом, однако в некоторых случаях они принимаются во внимание в процессе применения административных санкций к юридическим лицам: при совершении налоговых правонарушений установление вины юридического лица связано с выявлением признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц. Должностное лицо может быть субъектом налогового правонарушения при достижении гражданской дееспособности, т.е.

с восемнадцатилетнего возраста, а не с 16 лет, как это предусмотрено комментируемой статьей. Таким образом, возрастные критерии при применении административных санкций к юридическому лицу учитываются только в тех случаях, когда вина юридического лица отождествляется с виной его должностных лиц. Административная ответственность организаций связана с правоспособностью юридического лица, последняя обусловлена государственной регистрацией юридического лица, а в случае коммерческих организаций, как правило, и последующим лицензированием (см.

п. 1 ст. 49, а также ст. 51 ГК в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г.

Рекомендуем прочесть:  Если рабник написал заявление

N 31-ФЗ). 8. При совершении некоторых проступков может быть установлена причинно-следственная связь между правонарушением юридического лица и проступком его должностных лиц; привлечение юридического лица к административной ответственности в указанных случаях не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от применения административных санкций (см.

п. 4 ст. 108 НК). При этом применяются указанные выше возрастные критерии привлечения к административной ответственности должностных лиц, однако применение к ним административных санкций обусловлено не только достижением возраста гражданской правоспособности, но и наделением физического лица соответствующими властными полномочиями должностного лица. 9. При производстве по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные или муниципальные органы и их должностные лица должны принимать во внимание общественную опасность проступка, например вред или ущерб, причиненный в результате его совершения, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение. В частности, совершение административного проступка несовершеннолетним всегда рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

При разрешении вопроса об ответственности несовершеннолетних должны учитываться субъективные особенности нарушителя, прежде всего те, что свидетельствуют о его оценке содеянного, в частности критичное отношение к совершенному проступку, раскаяние нарушителя и другие особенности, характеризующие гуманитарные качества гражданина либо определяющие его асоциальные наклонности. Выявление личностных особенностей несовершеннолетнего нарушителя в процессе административного производства не означает нарушения принципа равенства граждан перед законом, определенного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст.

1.4 КоАП: несовершеннолетний будет нести ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 2 комментируемой статьи, при этом к нему могут быть применены административные наказания либо меры воздействия.

Равенство всех граждан перед законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, при этом уполномоченный орган (должностное лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя. 10. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7

«О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»

судам необходимо не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным.

Надлежит обеспечить строгий контроль за исполнением частного определения. В случае оставления должностным лицом без рассмотрения этого судебного решения либо непринятия мер к устранению указанных в нем нарушений закона, а равно в случае несвоевременного ответа на частное определение следует решать вопрос о привлечении такого должностного лица к ответственности по ст.

165.3 КоАП 1984 г. При истолковании данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует учитывать, что административная ответственность за непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи, предусмотренная ст.

165.3 КоАП 1984 г., установлена ст. 17.4 ныне действующего КоАП (см.

комментарий к указанной статье). ← →

Что часто нарушают?

Рассматриваемые категории граждан часто нарушают законы, причем их дальнейшую судьбу решают специальные комиссии. На их рассмотрение представляются такие дела:

  1. Увиливание от учебы.
  2. Другие проступки.
  3. Угроза обществу, содеянная лицом младше 14 лет.
  4. Нарушение ПДД.
  5. Преступления, касательно которых не было возбуждено уголовное дело.

Интересное

Здесь необходимо сказать о том, что к лицам до 18 лет не может быть применен административный арест.

Например, если подросток употребил наркотическое или психотропное вещество, то ему может быть выписан только денежный штраф (только в том случае, когда у последнего имеется доход). Почему же все-таки к подросткам не применяется данная мера наказания? Это связано, в первую очередь, с тем, что заточение лица за административный проступок в ИВС может серьезно отразиться на психическом состоянии несовершеннолетнего.

Поэтому данный вид административного наказания может быть применен только ко взрослым нарушителям правопорядка.

Таков закон.

Комментарий к Ст.

2.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В комментируемой статье отражены возрастные особенности физических лиц как субъектов административного правонарушения и определена специфика административной ответственности несовершеннолетних.

2. Несовершеннолетним признается физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет. Таким образом, одним из общих обязательных условий привлечения физического лица к административной ответственности является достижение им на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Аналогичный нижний возрастной предел используется во многих отраслях российского права, в том числе в уголовном, трудовом и гражданском. По мнению законодателя, именно к этому возрасту у человека формируются определенные правовые представления и он в состоянии уяснить и усвоить административно-правовые запреты.

Нормативное определение минимального возрастного предела административной ответственности также связано со способностью лица осознавать значение своих действий и руководить ими, т.е.

с его вменяемостью. Отсюда вытекает отказ законодателя от привлечения к административной ответственности малолетних и невменяемых (см. комментарий к ст. 2.8 КоАП РФ). 3. Установление возраста несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении.

При этом юридически лицо считается достигшим возраста, с которого наступает административная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с нуля часов следующих суток. Так, если днем рождения является 10 мая 1998 г., то днем совершеннолетия будет считаться 11 мая 2014 г.

Недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста является обстоятельством, исключающим возможность привлечения его к административной ответственности.

В этом случае производство по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании в связи с отсутствием состава административного правонарушения. 4. Установление общего минимального возраста административной ответственности в 16 лет не означает, что это правило обязательно для любого административного правонарушения.

В ряде случаев в законе определяется повышенный возраст административной ответственности, который выступает своеобразной характеристикой специального субъекта. Но установление такого возраста регламентируется уже не нормами комментируемой статьи, а нормами статей Особенной части КоАП РФ.

Например, достижение 18-летнего возраста требуется для наступления административной ответственности по ст.

6.10 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ), ст.

6.23 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака). В других случаях административное правонарушение в силу особенностей объекта посягательства и характера противоправного деяния не может быть совершено несовершеннолетним.

Например, субъектом административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов (ст.

ст. 5.6, 5.22 КоАП РФ), может быть только совершеннолетний. Достижение 18-летнего возраста также требуется по всем составам административных правонарушений, субъектами которых являются военнослужащие, лица, занимающие государственную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы.

5. Выражением принципов гуманизма и индивидуализации ответственности является положение ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ, предусматривающее возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности. В соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см.

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

) КоАП РФ закрепляет принцип рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемыми при органах местного самоуправления районов и городов. Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определен вышеназванным Законом и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967.

Особенность функциональной компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит в том, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, они могут подвергнуть указанное лицо административному наказанию либо освободить его от административной ответственности с применением меры воздействия принудительно-воспитательного характера. В соответствии со ст. 18 вышеупомянутого Положения перечень таких мер включает обязанность принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему, получение предупреждения, выговора или строгого выговора, обязанность возместить причиненный ущерб, заплатить штраф и некоторые другие меры. Таким образом, одной из отличительных особенностей административной ответственности несовершеннолетних является возможность их освобождения от административного наказания.

Законом предусмотрены и другие особенности административной ответственности несовершеннолетних, которые вытекают из анализа иных статей КоАП РФ. Так, к несовершеннолетним не применяется административный арест (ч.

2 ст. 3.9); несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим административную ответственность (ч.

1 ст. 4.2), а вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения — обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ч. 1 ст. 4.3); производство по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего осуществляется с участием его законных представителей (см. комментарий к ст. 25.3) и прокурора (см.

комментарий к ст. 25.11); об административном задержании несовершеннолетнего уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3); несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ч. 3 ст. 27.6); дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч.

3 ст. 29.5).

Не допускается

Применять административные санкции к подросткам до 16 лет.

Это противоречит всем нормам закона. В отношении подростка четырнадцати лет не может быть возбуждено административное производство. Более того, если последний все-таки совершил противоправные действия (например, курил в общественном месте или употреблял алкоголь), то ответственность за это будут нести его родители.

Данное правило обусловлено тем, что законные представители должны более строго заниматься воспитанием своего ребенка и показывать ему правильный пример поведения в обществе. Следует также отметить, что не всегда под данную категорию нарушителей подпадают трудные подростки из неблагополучных семей.