Дробление закупки по 100 тыс контролирующие органы

Практика ФАС


Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением. К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников. В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания.

Что влечёт за собой нарушение норм Уголовного кодекса РФ, но сегодня мы не об этом.

В-третьих, разработка документации о торговой закупке бывает настолько технически сложной и трудоёмкой, что знаний и навыков у сотрудников заказчика не хватает. Часто такое дробление встречается в сфере строительства, привлечь грамотных специалистов нет денежных средств и заказчик вынужден идти на нарушение. Этот список можно было бы и продолжить, но для общего понятия зачем нужно дробление закупок — достаточно.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта. В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции.

Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее. Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия.

При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности. Куда проще заключить напрямую несколько договоров и ждать поставку необходимых товаров или оказание нужных услуг. Что же такого привлекательного в этом мистическом дроблении, что заказчики к нему прибегают раз от раза?

Во-первых, заключение договоров без проведения конкурсных процедур помогает сократить время поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ.

Особенно актуальна эта причина при завершении финансового года. И тут не всегда вина заказчика.

Бывает же, что вышестоящая организация доводит денежные средства тогда, когда уже нельзя успеть провести аукцион или запрос котировок.

Во-вторых, при заключении прямого контракта заказчик без лишних проблем выбирает того поставщика с кем ХОЧЕТ работать. Не редки при этом случаи благодарности от поставщиков.

  1. контракт должен быть признан недействительным, поскольку заказчик в нарушение требований ст.24 и 93 Закона № 44-ФЗ отказался от конкурентных закупок.
  2. раздробленная на два малых контракта закупка противоречит публичным интересам, поскольку нарушает порядок привлечения субъектов на товарный рынок и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые не имели возможности предложить свои условия исполнения контракта;

В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу N А38-7831/2017 более детально рассмотрены моменты на которые обращают внимание суды в ситуациях с дроблением закупок:

  1. во-первых, это наличие потребности в закупке одноименных товаров стоимостью более 100 тыс. руб., исходя из объемов финансирования.

Ограничений по количеству таких контрактов, а также по одноименности закупаемых товаров, работ, услуг нормы Закона N 44-ФЗ не содержат.

Следует признать, что из буквального толкования указанных норм Закона №44-ФЗ иной вывод сделать невозможно.

Но по прошествии некоторого времени Минэкономразвития России было вынуждено изменить свою позицию в угоду складывающейся административной практике. В письме от 29 марта 2017 года № Д28и-1353 был сделан вывод о том, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст.93 Закона № 44-ФЗ носит исключительный характер. ЕП). Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП.

Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др. Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб.

(п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций по п.

5 ч. 1 ст. 93 — до 400 000 рублей). При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Дробление закупки в рамках 223_ФЗ

Здравствуйте!

Скажите, дошкольная организация работает по 223-ФЗ, закупаем продукты питания.

Покупали каждый месяц небольшими партиями, так как хранить много товара нет возможности. В связи с изменением закона, немного не понимаем. можем мы закупать так же до 100 тыс.

например молоко, мясо каждый месяц или только в квартал. Не будет ли считаться это дроблением закупки одного и того же товара.Ни квартал трудно угадать количество, так возможны болезни и количество детей уменьшится, или карантин и тд.

Подскажите, как поступит не нарушая закон.

спасибо! 10 Ноября 2019, 13:53, вопрос №2582550 Леля, г. Екатеринбург 500 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 7,2 Рейтинг Правовед.ru 5251 ответ 1582 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Йошкар-Ола Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 7,2рейтинг

Здравствуйте Леля!

Основной документ при осуществлении закупок для организаций, работающих по федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ это «Положение о закупке», так как указанный закон рамочный. В соответствии со ст. 3.6 закона: Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.Ограничение периодичности закупок до 100 тыс.
В соответствии со ст. 3.6 закона: Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.Ограничение периодичности закупок до 100 тыс. руб законом

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

от 18.07.2011 N 223-ФЗ не установлено.

Указание на размещение сведений в ЕИС о проведении закупок до 100 тыс руб установлено в ст. 4 п. 15 закона — 223 — ФЗ. При этом не указывается суммарный объем закупок до 100 тыс по отношению к общему объему закупок проводимых организацией. Так же посмотрите полезные ссылки: 10 Ноября 2019, 15:46 0 0 получен гонорар 100% 10,0 Рейтинг Правовед.ru 2204 ответа 984 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Петрозаводск Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг

Здравствуйте, Леля.

Случаи и порядок осуществления закупок у единственного поставщика согласно ст. 3.6 закона № 223-ФЗ определяются положением о закупке.

В Вашем положении, возможность осуществления закупок у единственного поставщика по договорам до 100 тысяч руб., я так понимаю, предусмотрена.

Поэтому, Вы можете осуществлять такие закупки с учетом Вашего положения о закупках. Что касается дробления, то есть практика контролирующих органов, которые предъявляют претензии за дробление заказчикам по закону № 44-ФЗ.

В таких случаях заказчикам нужно обосновать действительную потребность в заключении нескольких договоров вместо проведения закупки конкурентным способом. Но это практика именно по закону № 44-ФЗ. В связи с чем у Вас возникли вопросы по Вашим закупкам.

Есть какие-то претензии от проверяющих? 10 Ноября 2019, 16:28 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 26 Февраля 2016, 22:29, вопрос №1159872 05 Октября 2017, 07:59, вопрос №1770718 05 Декабря 2019, 15:58, вопрос №2189116 05 Февраля 2016, 11:00, вопрос №1130434 19 Февраля 2019, 12:46, вопрос №2265754 Смотрите также

Какой способ определения поставщика выбрать

Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки».

Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком — ЕП).

Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП.

Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др. Напомним, что случаи ЕП отражены в ст.

93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций по п.

5 ч. 1 ст. 93 — до 400 000 рублей). Согласно 223-ФЗ, случаи ЕП жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.

Таким образом, заказчик зачастую приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы.

Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации.

Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты. Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  • Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  • Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.
  • Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры.

В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими. Основные признаки искусственного дробления Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  • Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  • Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей.
  • Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Похожие материалы (по тегу)

  1. Где искать По всему сайту 44-ФЗ — — — Нормативно-правовые акты по 44-ФЗ — — — Письма и разъяснения по 44-ФЗ — — — Руководства и документация — — — Шаблоны документов — — — Судебная практика по 44-ФЗ — — — Решения контролирующих органов 223-ФЗ — — — Письма и разъяснения по 223-ФЗ — — — Нормативно-правовые акты по 223-ФЗ Видео — — — Вебинары — — — Семинары Новости — — — Закупки в СМИ — — — Информация ЕИС — — — Авторские статьи Вопрос-ответ
  2. Ключевая фраза Ключевая фраза контрактная система изменения исполнение контракта судебная практика комментарии 223 ФЗ вопрос ответ банковская гарантия МЭР РФ ФАС РФ эксперты вторые части заявок электронный аукцион шпаргалка единственный поставщик расчет и обоснование ответственность конкурс контроль контракт описание предмета закупки реестр контрактов реестр недобросовестных поставщиков план график обеспечение заявки обеспечение исполнения контракта реестр банковских гарантий запрос котировок заявка план закупок НМЦК реестр единых поставщиков ЕИС контрактная служба шаблоны 44 ФЗ комиссия запрос предложений электронные процедуры общественное обсуждение закрытые процедуры строительство перечни СМП(СП) и СОНО опыт исполнения контракта предварительный отбор преимущества организации инвалидов Казначейство извещение положение о закупках приемочная комиссия реестр субъектов естественных монополий совместные торги обоснование цены контракта антидемпинговые меры отчетность жалоба специализированная организация контрактный управляющий нормирование транспорт запреты реестр экспертов разъяснения документации техническое задание сроки СГОЗ экспертиза неустойка (штраф, пеня) согласование с КО до 100 тысяч аренда командировка документация рассмотрение заявок расторжение контракта несостоявшиеся процедуры уполномоченный орган оплата контракта гарантия отклонение заявки лекарства срок годности регламент проект ограничения допуск автотранспорт исключения требования к участникам аванс место происхождения товара электронный конкурс УИН до 400 тысяч махинации страна происхождения первая часть заявки ошибки унитарные предприятия УСН цена контракта банковское сопровождение обоснование закупки способ определения поставщика декларация о соответствии предмет закупки ГСМ дополнительное соглашение обжалование контракт жизненного цикла критерии оценки порядок услуги связи монополии инструкция официальный сайт конкурс с ограниченным участием нормативные затраты этапы объем закупок обоснование НМЦК банкротство продукты питания иностранное свыше года образовательное учреждение грант медоборудование реестр договоров правила руководство рекомендации ненадлежащее исполнение приемка товара коммунальные услуги заключение контракта обучение отчет об исполнении контракта вскрытие конвертов электричество отмена процедуры госпошлина автономное учреждение казенные учреждения преференции существенные условия протокол рассмотрения проблемы сайта интеллектуальная собственность оценка заявок нестоимостные критерии двухэтапный конкурс консультация оператор ЭТП ГБУ дополнительные требования смешанное финансирование программное обеспечение финансовые услуги справочный материал платная консультация средний бизнес проекты НПА рассрочка платежа отчет о закупках у СМП интервальные показатели авария лицензия финансирование редакции охрана реестр коррупционеров общественный контроль НДС субподрядчик питание бюджетная роспись конкретные показатели определение поставщика эквивалент товарный знак оборонный заказ устная форма ОКВЭД ОКПД содержание помещений смета кредит курс валюты сертификат бюджетное учреждение вооружение пожарная система охранная система второй участник согласие структурированный неструктурированный форсмажор внебюджетные средства идентификационный код закупки ГОСТ уклонение от заключения нотариус коммерческая тайна пролонгация отказ от заключения контракта адрес учредитель (участник) энергоэффективность почтовые марки гарантирующий поставщик инновационная продукция высокотехнологичная продукция отказ в рассмотрении авансовые отчеты расчет наличными физическое лицо юридическое лицо реорганизация участника штраф выгодоприобретатели государственная тайна управляющая организация линейные объекты отказ от исполнения контракта односторонний отказ договор спецификация связь сооружения недостоверная информация контролирующие органы передача полномочий импортозамещение одна заявка коэффициент ИНН акционерное общество улучшенные характеристики избыточные характеристики роскошь капитальный ремонт протокол разногласий многоквартирный дом муниципальный заказчик коррупция конфликт интересов сельские поселения налоги картриджи отечественные товары приоритет условия контракта правоприемник выручка заказчика кадастровая стоимость гарантийное письмо прием заявок аннулирование закупки аудиозапись информация о добросовестности независимая гарантия недвижимость цифровая техника соглашение сторон валюта закупки порядок пересчета подведение итогов внеплановая проверка приемка работ свидетельство СРО медицинские услуги страхование электронный бюджет единые требования офшорная компания ценные бумаги реестр жалоб предписание многолотовая закупка списание аффилированные лица реестр закупок реестр планов закупок отсутствие судимости нарушения срок действия контракта непатентованные наименования окончательное предложение КБК объект культуры реорганизация заказчика лизинг реестр планов графиков объем выручки деловая репутация квалификация участника реестр программного обеспечения участник закупки полное товарищество автомобильная дорога Крым и Севастополь целевая программа ключевая ставка ставка рефинансирования организационноправовая форма реструктуризация отзыв заявки аудит закупок ФМС России водоснабжение водоотведение выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП регистрационное удостоверение каталог товаров, работ, услуг изменение документации ЭЦП запрос разъяснений объединение в один лот закрытый аукцион платежное поручение победитель закупки персональные данные проектносметный метод текущий ремонт техническое обслуживание СТ1 ЖНВЛП тепло форма субсидии инвестиционный проект классификатор второй этап образцы продукции печатные издания информационная карта авторский надзор дорога особо опасные и технически сложные объекты повторный конкурс чрезвычайная ситуация гуманитарная помощь услуги банка специалисты по закупкам неисключительное право приостановление закупки проект контракта Турция учреждение культуры проектирование претензия долгосрочный контракт незавершенное строительство договор жизненного цикла детский сад подтверждение полномочий товары машиностроения технический регламент произведения литературы и искусства авторское право нежилое помещение цессия медицинские изделия наличие финансовых ресурсов производственные мощности ОКПД 2 спортивные учреждения диапазон национальный режим ЕАЭС текстиль фонд обеспечительные меры централизация закупок ОКВЭД 2 мировое соглашение цена единицы услуги подпись бюджетное обязательство казначейское сопровождение земельный участок энергосервисные контракты трехсторонний договор премии мероприятия банковские реквизиты реквизиты заказчика реквизиты участника дробление семинары сервитут учреждения здравоохранения Лидер конкурентных закупок безопасность объектов капитального строительства отсрочка соглашение об отступном недобросовестный поставщик мониторинг исполнение договора детский отдых профессиональные стандарты регистрация на ЭТП получение ЭЦП исключительное право одноименные товары реестр субъектов малого и среднего бизнеса утилизация услуги клининга субаренда уведомление без аналогов судебная экспертиза предельный размер уступка права газ стандарты фирменное наименование наименование производителя генподрядчик твердые бытовые отходы метод сопоставимых рыночных цен реконструкция ОСАГО мебель типовой контракт демпинг остаточный срок годности осмотр амортизация протокол вскрытия услуги перевозки услуги почты маркированные конверты услуги образования индексдефлятор экологические требования юридические услуги затратный метод агентский договор факсимиле удержание обязательных платежей лоты добросовестность участника до 500 тысяч филиал бланочная продукция НДФЛ обязательные платежи медицинское учреждение запасные части тариф с 01012017 международный договор непредвиденные работы лимиты представитель услуги аудита понижающий коэффициент судимость скрытые работы регулирование печатная форма ИКЗ КВР реестр СМСП экономия крупная сделка безвозмездное пользование типовая проектная документация территория иностранного государства реестр проверок водопользование отходы контактное лицо пусконаладка религиозная организация оргтехника объект капитального строительства казенное предприятие радиоэлектроника аккредитация УФСИН договор комиссии реестр недобросовестных подрядных организаций розыгрыш железная дорога под ключ тарифный метод товары легкой промышленности выставка план финансовохозяйственной деятельности собственные средства договор займа материальнотехническая обеспеченность бюджетная смета независимый регистратор бесплатно форма 2 технические условия (ТУ) альтернативное предложение Единый агрегатор торговли (ЕАТ) наличный расчет ЕСКЛП договор цессии специальный счет сговор реестр банков лицевой счет идентификатор государственного контракта спецсчет третейский суд видеофиксация дезинфекция Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) ИП паспортные данные концессия упущенная выгода Реестр участников картелей (РУК) доверенность до 300 тысяч врачебная комиссия типовые условия рейдеры протокол подведения итогов обеспечение гарантийных обязательств выписка СРО типовая форма заявки электронный магазин типовая документация до 600 тысяч телекоммуникационное оборудование Реестр телекоммунникационного оборудования самозанятые

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик имеет право проводить закупки до 100 тысяч рублей на любые цели, и избежать таким образом конкурентных процедур.

Единственное условие для заказчика – не нарушать установленные законом лимиты, а именно:

  1. Сумма малых закупок не может быть больше 5% от СГОЗ и превышать 50 млн. рублей.
  2. Закупать не более чем на 2 млн рублей в год;

Ограничения не касаются заказчиков, которые закупают товары, работы, услуги для нужд сельских поселений. На заказчиков, которые работают на территории иностранного государства, не действуют ограничения цены контракта, не превышающей 100 тысяч рублей. Для ряда организаций, поименованных в п.

5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, , сумма контракта увеличена до 400 тысяч.

У этих организаций тоже есть ограничения годового объема малых закупок:

  1. Не более 20 млн рублей в год;
  2. Не более 50 % от СГОЗ.

Но как определить, не кроется ли за малыми закупками попытка избежать проведения конкурентной процедуры? Рассмотрим подробнее.

Искусственное дробление закупок по 44 ap

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  • Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.
  • Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый.
  • Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.

Обзор нововведений в закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ

Рассмотрим закупку у единственного поставщика, а именно — малый объем. В 44-ФЗ такие закупки регламентированы ч.

1 ст. 93. Согласно п. 4 ч. 1 ст.

93 малыми закупками считают закупку до 100 тысяч рублей, а согласно п. 5. ч. 1 ст. 93 — до 400 тысяч рублей. В этом году ожидается ряд поправок в 44-ФЗ, об изменениях чуть позже. Согласно 223-ФЗ основания для проведения закупок у единственного поставщика определяются Положением о закупке. «Малый объем» закупки зависит от величины прибыли предприятия: в основном это закупки до 100 тысяч рублей, а у особо крупных предприятий — до 500 тысяч рублей.

«Малый объем» закупки зависит от величины прибыли предприятия: в основном это закупки до 100 тысяч рублей, а у особо крупных предприятий — до 500 тысяч рублей. 18 апреля 2019 года Госдума приняла в третьем чтении глобальный блок поправок в 44-ФЗ. Часть изменений вступает в силу через 10 дней после принятия, часть — с 1 июля, часть — с 1 октября и с апреля 2020 г.

Так, например, с 1 июля 2019 года увеличена сумма закупок у единственного поставщика. П. 4 ч. 1 ст. 93: «осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 300 (с 01.07.19) тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб.

или не должен превышать 5% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей 300 (с 01.07.19) тыс.

руб.» Благодаря увеличению объема закупки у единственного поставщика необходимость «дробления» закупок снизилась, теперь контракты можно заключать не по 100, а по 300 тысяч рублей. Благодаря еще одному блоку изменений появляется возможность закупать по цене единицы товара (работы, услуги) при невозможности определить объем (без ограничения по видам продукции).

Например, п. 25 ч. 1 ст. 93: «В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных документацией, по цене, предложенной участником, с которым заключается контракт, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с ч. 21 ст. 83-2, и максимальному значению цены контракта (с 01.07.19)». Аналогично п. 25- 1, 25-2, 25-3.

В настоящее время провести закупку с параметром

«количество необходимых товаров, объем работ или услуг заранее неизвестно»

можно только в случаях, указанных в п.

2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. Без указания объема могут быть закуплены:

  • услуги общественного питания;
  • медицинские услуги;
  • работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
  • услуги по проведению оценки.
  • услуги связи;
  • юридические услуги;
  • услуги переводчика;
  • гостиничные услуги;
  • образовательные услуги;
  • услуги по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;

С 1 июля ограничений не будет. Заказчики смогут по своему усмотрению определять, в каких случаях невозможно определить количество закупаемых товаров, объем работ или услуг. В ЕИС будут указываться:

  • начальная сумма цен единиц ТРУ;
  • максимальное значение цены контракта.
  • начальная цена единицы ТРУ;

Эти величины определяются заказчиком с учетом требований к закупаемым ТРУ, предусмотренных актами нормирования в сфере закупок (ст.

19 Закона № 44-ФЗ), при этом цена единицы ТРУ обосновывается по правилам ст.

22 Закона № 44-ФЗ. Объявить закупку «без объема» возможно сразу после 1 июля.

Но при закупке лекарственных препаратов не указывать их количество можно будет только с 1 октября.

При закупке лекарственных средств нужно обратить внимание на увеличение суммы закупки согласно п.

28: «осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую 1 000 000 (с 01.07.19) руб.» С 31 июля 2019 г.

вступают изменения в ч. 2 и ч.

3 ст. 93. С 31 июля извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не потребуется. Также с 31 июля цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна будет обосновываться исключительно в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч.
3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупки по п.

5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ верхний предел цены контракта с 31 июля 2019 года увеличивается до 600 тысяч рублей.

Заказчики, пользующиеся данным пунктом, смогут осуществлять закупки в соответствии с ним на сумму, не превышающую:

  • 50% совокупного годового объема закупок заказчика, но не более 30 млн руб.
  • 5 млн руб. в год;

При этом пользоваться данным пунктом смогут «дома (центры) народного творчества» и «дома (центры) ремесел». Дома народного творчества и дома ремесел имеют право пользоваться п.

17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом данный пункт существенно расширен: его действие распространено на концертный реквизит и музыкальные инструменты. Определено, что декорации можно закупать в т. ч. для обеспечения сценических и аудиовизуальных эффектов. Случаи, когда заказчик обязан проводить экспертизу поставленных ТРУ с привлечением независимых экспертов, экспертных организаций, больше не будут определяться непосредственно законом, поскольку ч.

Случаи, когда заказчик обязан проводить экспертизу поставленных ТРУ с привлечением независимых экспертов, экспертных организаций, больше не будут определяться непосредственно законом, поскольку ч.

4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ утрачивает силу. С 31 июля определение таких случаев будет передано Правительству РФ.

С 31 июля 2019 года при закупке работ по сохранению культурного наследия путем проведения конкурса с ограниченным участием заказчики получат право исключить возможность субподряда. Средства, полученные в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования) или по завещанию, можно будет тратить по Закону № 223-ФЗ при наличии соответствующего указания в Положении о закупке.

Внести соответствующие изменения в положения необходимо до 01.10.2019. Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 01.01.2019 г.

в большинстве субъектов РФ должен быть осуществлен переход на новую систему обращения с отходами, призванную принципиально изменить механизм обращения с твердыми коммунальными отходами. Каждый субъект РФ обязан:

  • разработать электронную территориальную схему обращения с отходами;
  • утвердить региональную программу и нормативы накопления ТКО и на конкурсной основе отобрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет отвечать за полный цикл обращения с ТКО.

Каждый заказчик, у которого образуются твердые коммунальные отходы, с 01.01.2019 г. обязан заключить договор на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором на основании ч.

4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления с учётом положений п.

8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Алгоритм действий заказчика:

  • Правильно определить, что относится к твердым бытовым отходам.
  • Заказчикам необходимо убедиться, является ли их контрагент региональным оператором и входит ли местонахождение заказчика в зону деятельности регионального оператора.

Неправильный выбор видов отходов, включаемых в контракт, заключаемый по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, может быть расценен как нарушение выбора способа закупки и наказываться штрафом.

В случае невыполнения заказчиком, у которого образуются твёрдые коммунальные отходы, своей обязанности по заключению договора на основании ч.

4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления, с учётом положений п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП Для должностного лица штраф в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

Для юридического лица — от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Обращаю внимание, что устранена ошибка в части обязательности проведения внешней экспертизы исполнения контрактов, заключённых по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок. С 27.12.2018 г. в перечень исключений входят закупки по п. 25.1–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Должностные лица заказчиков, не проводившие «внешнюю» экспертизу при исполнении в период с 01.07.2018 г.

по 26.12.2018 г. контрактов, заключённых по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 8 ст. 7.32 КоАП. Произошли изменения в планировании и отчетности.

По общему правилу заказчик вносит изменения в план-график и только спустя 10 дней вправе размещать извещение о закупке в ЕИС или направлять приглашение на закрытую закупку. При закупках в соответствии с ч. 2, 4–6 ст. 55, ч. 4 ст. 55.1, ч.

4 ст.71, ч. 4 ст. 79, ч. 2 ст. 82.6, ч. 19 ст. 83, ч. 27 ст.

83.1 и ч. 1 ст.93 Закона 44-ФЗ внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, но не ранее размещения внесенных изменений в ЕИС в соответствии с ч.

14 и ч. 15 ст. 21 Закона 44-ФЗ.

С 1 июля вносить изменения в план-график можно будет за один день до публикации в ЕИС извещения о закупке или заключения контракта с единственным поставщиком. Отчет об исполнении контракта отменен, а значит, пропадает ответственность за неразмещение отчета или несвоевременное размещение отчета об исполнении контакта. Письмо Минфина России от 15.05.2019 № 24-06-08/34937 Минфин России в связи с поступающими вопросами о подготовке и размещении в ЕИС отчета об исполнении контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сообщает следующее:

  • Подпунктом «г» п. 63 ст. 1 Закона № 71-ФЗ признаны утратившими силу ч. 9–12 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, устанавливающие обязанность подготовки и размещения отчета в ЕИС. С учетом положений ч. 2 ст. 2 Закона № 71-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 12.05.2019.
  • На основании изложенного подготовка и размещение в ЕИС отчета об исполнении контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения с 12.05.2019 не требуется, в том числе при исполнении контрактов, заключенных до 12.05.2019, а также контрактов, заключенных по результатам закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до 12.05.2019.

Однако теперь появилась необходимость ведения реестра контрактов.

Информация в реестр контрактов вносится в течение пяти рабочих дней от заключения, изменения или исполнения контракта. Заказчик обязан направить в реестр контрактов сведения о заключенных контрактах и информацию об их исполнении. Непредставление, несвоевременное представление информации, подлежащей включению в реестры контрактов, грозит штрафом в размере 20 тыс.

руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

За каждый неразмещённый документ о приёмке товара, работы или услуги (накладная, акт, дополнительное соглашение) ответственное лицо заказчика может быть привлечено к ответственности.

Ответственность за дробление закупок

Не стоит думать, что дробление единой закупки на группу однородных, сумма по каждой из которых не превышает предельного значения, установленного отдельными нормами закона, не влечет за собой привлечение к ответственности. Учитывайте нормы:

  • Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление признается контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
  • Закон о защите конкуренции, ст. 15 закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.
  • Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление подразумевает создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. По ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).

Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика по ч. 2 ст. 7.29 КоАП влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей, недопущение конкуренции, по 14.32 КоАП, — аналогичный размер штрафа или дисквалификацию.

по 223-ФЗ грозит за действия, которые ограничивают конкуренцию. В ч. 1 ст. 3 223-ФЗ указано, что необходимо руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Почтовая рассылка Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо Подписаться © 2019 Подписаться

Понятие

44-ФЗ и другие нормативно-правовые акты не содержат официального определения понятия «дробление закупки».

Но на практике под ним понимается ситуация, когда вместо того, чтобы провести конкурентную закупочную процедуру, заказчик делит крупную закупку на несколько небольших, чтобы у него появилась возможность закупить товары и услуги неконкурентным способом через подписание контракта с единственным поставщиком.Дробление может быть признано намеренным, если заказчику заранее была известна полная потребность в данных товарно-материальных ценностях, и у него отсутствовали препятствия для их закупки одной партией в рамках одного крупного контракта.Обычно речь идет о дроблении крупной закупки на несколько закупок в пределах 100 тыс. р. Например, у заказчика есть постоянная потребность в канцтоварах.

Вместо того чтобы закупить их одной крупной партией конкурентным способом, он регулярно закупает партию канцтоваров на сумму до 100 тыс. р. у одной компании. Мотивы таких действий заказчика понятны.

Неконкурентная закупка позволяет ему сэкономить немало времени:

  • Отчитываться о результатах исполнения контракта.
  • Запрашивать цены поставщиков.
  • Ему не нужно проводить рыночные исследования.
  • Обосновывать НМЦК.
  • Нет рисков, что процедура затянется на время рассмотрения жалоб в ФАС.
  • Готовить закупочную документацию.

Но в таких закупках контролирующие инстанции наверняка обнаружат признаки дробления и тогда заказчику не избежать ответственности, которая не ограничивается только административной. Ведь в рамках законодательства о контрактной системе поставщик может пользоваться своим правом на проведение неконкурентной закупки в исключительных случаях.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны.

Их несколько:

  1. не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  2. не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  3. можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.

Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.

В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу.

Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход.

То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано. Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь.

Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.

Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены.

Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Что такое дробление закупок по 44-ФЗ

В ст. 93 Закона № 44-ФЗ говорится, что заказчики вправе закупать у единственного поставщика товары, работы и услуги до 300 тыс.

руб. (а отдельные виды заказчиков — до 600 тыс.

руб.). Уложиться в установленные лимиты получается не всегда. Поэтому заказчики дробят закупки на несколько небольших контрактов, чтобы не проводить конкурентную процедуру. Дробление считается преднамеренным, если заказчик заранее знает об объеме потребности в ТРУ на плановый период и не имеет серьезных препятствий для проведения конкурентных процедур.

Заказчики дробят закупки, чтобы:

  1. упростить процедуру проведения закупки и сэкономить время;
  2. закупить ТРУ у конкретного поставщика или подрядчика;
  3. ускорить поставку товаров или оказание услуг;
  4. получить вознаграждение от поставщика.

Судебная практика привлечения к административной ответственности за «дробление закупок» складывается не в пользу заказчиков

Административная практика привлечения к ответственности заказчиков за разделение крупных по стоимости заказов на более мелкие весьма обширна. При этом термин «дробление закупок» у всех контрольных органов имеет сходные черты. Если их свести в единое определение, то получится что «дробление закупок» — этозаключение в один день или незначительный промежуток времени нескольких самостоятельных контрактов на поставку одноименного товара, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с суммой каждого договора не более 100 тыс.

руб. или 400 тыс. руб. с целью ухода от конкурентных процедур.

Главная проблема для заказчиков, которых подвергли наказанию за «дробление закупок» по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, состоит в том, что они попали в противоречивую ситуацию. С одной стороны, п.4 и 5 ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Закон №44-ФЗ) не содержит ограничений на подобные действия.

О чем в свое время в письмах от 24.02.2014 N Д28и-18 от 16.12.2014 N Д28и-2725, от 20.10.2015 N Д28и-3179 высказалось Минэкономразвития России следующим образом: Заказчик вправе осуществить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ общим объемом либо до 2 миллионов рублей, либо до пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика (и при этом не более пятидесяти миллионов рублей). При этом цена таких контрактов не может превышать 100 тысяч рублей.

Ограничений по количеству таких контрактов, а также по одноименности закупаемых товаров, работ, услуг нормы Закона N 44-ФЗ не содержат. Следует признать, что из буквального толкования указанных норм Закона №44-ФЗ иной вывод сделать невозможно.

Но по прошествии некоторого времени Минэкономразвития России было вынуждено изменить свою позицию в угоду складывающейся административной практике.

В письме от 29 марта 2017 года № Д28и-1353 был сделан вывод о том, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст.93 Закона № 44-ФЗ носит исключительный характер.

Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика. С учетом складывающейся судебной практики заказчикам не приходится надеяться на освобождение от ответственности за намеренное «дробление закупок».

Так, в ситуации, когда заказчик в один день заключил два контракта по п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗна поставку компьютеров, каждый до 100 тыс.

руб., но в сумме больше установленного лимита, суд признал в таких действиях наличие состава административного правонарушения. В своем постановлении Арбитражный суд Уральского округа от 26.08.2016 № Ф09-8787/16 по делу № А34-6943/2015 суд пришел следующим выводам:

  1. два контракта заказчика образуют одну сделку, искусственно раздробленную и оформленную двумя договорами-документами, что указывает на желание уйти от конкурентной закупки;
  2. раздробленная на два малых контракта закупка противоречит публичным интересам, поскольку нарушает порядок привлечения субъектов на товарный рынок и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые не имели возможности предложить свои условия исполнения контракта;
  3. контракт должен быть признан недействительным, поскольку заказчик в нарушение требований ст.24 и 93 Закона № 44-ФЗ отказался от конкурентных закупок.

В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу N А38-7831/2017 более детально рассмотрены моменты на которые обращают внимание суды в ситуациях с дроблением закупок:

  1. во-первых, это наличие потребности в закупке одноименных товаров стоимостью более 100 тыс.

    руб., исходя из объемов финансирования.

    Следовательно, если у заказчика потребность в одноименном товаре и сумма финансового обеспечения меньше 100 тыс. руб., он может смело заключать прямой договор;

  2. во-вторых, это наличие необходимого времени для осуществления конкурентной процедуры с момента доведения лимитов бюджетных обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.

    Иными словами, ответственности можно избежать, если доказать, что времени на проведение конкурентной процедуры у заказчика не было. Например, если у заказчика в конце года появилось дополнительное финансирование и за оставшееся до конца финансового года время провести конкурентную закупку с полным исполнением невозможно;

  3. в-третьих, отказ от конкурентных процедур приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, экономию бюджетных средств. Можно предположить, что заказчик сможет избежать ответственности, если докажет, что он сумел получить экономию от проведенной закупки у единственного поставщика.

    Это можно сделать, представив в суд коммерческие предложения конкурентов поставщика, а также сведения об аналогичных контрактах из реестра контрактов, заключенных заказчиками по итогам конкурентных процедур.

  4. в-четвертых, заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта. В ситуации, если заказчик действовал в условиях ограниченности предложений потенциальных поставщиков, суд может пойти навстречу, но необходимо будет доказать отсутствие функционирующего рынка, определенного товара. Например, если на определенной территории действует всего одна заправочная станция, которая может поставлять бензин заказчику, а до ближайших конкурентов достаточно далеко, что делает экономически нецелесообразным пользоваться их услугами.

Главный вывод суда заключается в том, что закупки малого объема следует совершать в том случае, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.